Этот мир - для тех, кто умеет любить. Любить в «Ожидании»

Этот мир - для тех, кто умеет любить. Любить в «Ожидании» Магир Джанас
29.03.2021

Российский режиссер, продюсер и сценарист Магир Джанас рассказал нашему корреспонденту о своей новой работе, криминальной мелодраме «Ожидание».

«Кинобизнес сегодня»: Ваша новая картина называется «Ожидание». Какой авторский смысл вы вкладываете в это слово?

Магир Джанас: Ожидание - это неопределенное состояние разума. Да, именно разума, а не души. Потому что именно в ожидании напряженная душа не может принять решение, так как разум находится в безвыходном положении. Как гласит восточная мудрость, разница между двумя «да» больше, чем между «да» и «нет». Мы не знаем, где истина, потому что у каждого из нас своя правда - иногда это правда лжи. И мы в пространстве лживой правды даем надежду тем, кто мечтает, дарим чудо тем, кто верит, и никогда не оставляем тех, кто шагает с нами. Бывает, что очень поздно понимаем, что любим тех, кого теряем, и ждем встречи после долгой разлуки. Впереди целая жизнь, наполненная как хорошим, так и очень хорошим, а все негативное, что было, - это лишь прелюдия к счастью. Ты понимаешь: то, что предназначено тебе судьбой, не заберет никто. Нужно просто верить и ждать. Когда мы чего-нибудь хотим, вся Вселенная способствует тому, чтобы наши желания сбылись. Часто бывает, что нам очень хочется поверить в то, что нас где-то кто-то ждет. В конечном счете, это не так уж сложно - поверить. Поверить себе и другим. Нет, это не обман, а чисто психологический настрой, необходимый для выживания. Мы не можем ни с чем расстаться полностью. В нас всегда остается отголосок того, что с нами случилось. Реакция человека на ситуацию зависит от его положения в жизни. Где он находится - в малом кругу, в среднем или в большом? Быть или не быть? Ждать или не ждать? Как только определишься с позицией, сможешь выбрать путь. Путь в никуда, путь в бесконечность. Этот мир - мир терпеливых. Он для тех, кто умеет любить. А любить - это другая форма ожидания. Любя, мы можем конфликтовать, ругаться, уходить и возвращаться.

В финале картины моя героиня чисто интуитивно понимает, что ничего страшного с ней не случится. Она не сойдет с ума и не совершит суицид. Однажды наступит тот день, когда она снова почувствует себя счастливой женщиной. Самое важное - дотерпеть до необходимого дня. Именно этот день находится в мире бесконечности. Вне времени. Получается, что мы сами себя бросаем в этот мир, со своими поступками и решениями. Тут все происходит на уровне подсознания. Это грань между разумом и душой. Проблема заключается в том, что не все могут определиться, где они находились во время принятия решения. Вот в чем вопрос! Какой же мир выбираешь ты? Где он находится? Выбирая свое местонахождение в жизни, ты начинаешь заполнять этот мир.

Семья является неотъемлемым символом счастья. Если в ней присутствует гармония, целостность и взаимоуважение, то каждый ее член чувствует себя частью чего-то значительного. Человеку необходимо ощущать свою причастность, иначе кажется, что он одинок, никому не нужен и жизнь проходит зря. Семья - это элементарная частица нашего мира, атом.

- О чем эта картина?

- Это фильм о маленькой семье, в которой живут три женщины и мужчина. Константин, сотрудник полиции - сын, муж и отец. Живут они очень бедно, и по этому поводу Константин часто слышит упреки жены. Ей хочется жить совсем по-другому: одеваться богаче, ходить по дорогим ресторанам, одним словом, жить, не зная хлопот, ни в чем не нуждаясь. Она живет в ожидании - в ожидании конкретных действий мужа. И вот однажды каждодневные ссоры в семье вынуждают героя переступить через себя, через собственные убеждения, совесть и закон и встать на путь коррупции, чтобы начать жить, как многие его сослуживцы, в достатке. Казалось бы, все наконец наладилось. Если бы Ольга Николаевна, супруга Константина, только знала, чем это все закончится! Что их ждет впереди…

Конечно, изменения в отношении сотрудника полиции к своим служебным обязанностям не могли остаться без внимания, на него начинают писать жалобы, час ответа за свои поступки становится все ближе. Константин приглашает супругу в дорогой ресторан, и в тот самый момент, когда, казалось бы, счастью нет предела, появляется полиция и арестовывает Константина. Теперь жена, бабушка и дочь остаются одни, каждая со своими страданиями, со своими ожиданиями.

- Как у вас родилась идея этого фильма?

- Однажды, находясь в гостях в одной восточной семье, я почувствовал боль, которую не описать словами. Боль и страдание женщин. В этой семье не было мужчин - все погибли на войне. До сих пор у меня в ушах звучат две услышанные в этой семье фразы. Да-да, всего лишь две: «Семья без мужчин - это как дом без окон, двери и крыши. Семья без женщин - это как разрушенный дом». Мой фильм, моя история - не конкретно про эту семью. Мой фильм об ожидании, ожидании тех, кого мы истинно любим и всегда ждем. Я мог бы снимать эту историю как депрессивную драму, но решил сделать криминальную мелодраму.

У упомянутой мною семьи был печальный конец. В принципе, у нее и вовсе нет конца... А в своей истории я все-таки оставил место для надежды.

Действие происходит в пригороде, в маленькой семье. Уютная, простая и светлая квартира со своими жителями. Мужчина и три женщины. Само по себе это похоже на сон. Сон наяву, сон в реальности. Могло ли все случиться именно так?..

- С какими известными лентами можно сравнить ваше «Ожидание»?

- В качестве референса я могу назвать «Любовь» Михаэля Ханеке. Можно привести в пример псевдодокументальные фильмы Ульриха Зайдля. По стилистике съемки моя картина больше похожа на итальянский неореализм. Я предпочел работать в классическом стиле, старался рисовать композицию, как художник на холсте. В этом мне помогает музыкальное оформление: в фильме звучит прекрасная музыка великого джазмена Вагифа Мустафы-заде и народного артиста Азербайджана, мугамиста Гаджибабы Гусейнова.

- Какие социальные проблемы вы поднимаете в своей ленте?

- Социологические исследования показывают, что в настоящее время не только в России, но и во всем мире наблюдается острый дефицит личных, человеческих взаимоотношений. Между людьми, между семьями исчезают узы, которые их связывают. Порой мы даже не можем выстраивать элементарные диалоги. Мы перестали слушать, познавать, прощать и любить. Мы стали меркантильными.

Главная мысль, которую я хотел выразить в своей картине, - мы больше похожи, чем разные. Но мы боимся в этом признаться. Боимся, что кто-нибудь вдруг узнает наше истинное лицо, боимся показаться такими, какие мы есть на самом деле. И начинается все с семьи. Семья является наиболее универсальным и всеобъемлющим социальным институтом. Она отражает практически все социальные проблемы. Современная семья переживает сложный этап своей эволюции - переход от традиционной модели к новой. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние института семьи как кризисное, что влечет за собой падение рождаемости, увеличение числа разводов и одиноких людей. Поэтому художники, писатели, кинематографисты ставят перед собой задачи привлечения внимания общества к актуальным и острым социальным темам, пропаганды духовно-нравственных ценностей, совершенствуя систему информационной защиты населения, а также способствуя полноценному формированию и здоровому развитию будущих поколений нашей страны и мира в целом.

- Чего бы вы хотели достичь, выпуская свою картину на экраны?

- Создавая этот фильм под лозунгом «Мы больше похожи, чем разные», я ставлю перед собой цели эстетического и межкультурного воспитания подрастающего поколения, популяризации толерантности среди молодежи, сохранения традиций, укрепления дружеских отношений между народами. История этой идеи началась в 2014 году, а с 2016 года картина реализуется под эгидой штаба ООН в Женеве, известного своими социальными проектами. На проходившей с 28 июня по 1 июля 2016 года в отделении ООН в Женеве ежегодной международной конференции «Добровольчество - технология социальных преобразований» я был в составе делегации РФ и в качестве спикера выступил с докладом «Университет будущего - Ноосфера».

А напоследок хочу выразить признательность за помощь, которую нам оказывают в любой ситуации. От всего сердца благодарю коллег! Дорогие мои, мне очень приятно работать с вами бок о бок! Вы все надежные люди, хорошие специалисты, отличная команда и верные товарищи! Желаю нам всем успеха, достижений и признания! Спасибо за совместную работу, особенно моим прекрасным актерам - Алене Каллистовой, Сергею Коренькову, Татьяне Ющиной, Ибрагиму Исмаилову, Шахину Адыгезалову и всем остальным!                                        

Кто:  Магир Джанас

Возврат к списку