Фильму всегда нужно давать шанс
Заместитель главного редактора «Кинобизнеса сегодня» побеседовал с генеральным директором компании «Каро Премьер» Алексеем Рязанцевым об истории компании, особенностях работы с голливудской и национальной кинопродукцией, о дубляже и инициативе киносетей о 20%-м квотировании российского кино.
Евгений Володин: Как создавалась компания «Каро Премьер»?
Алексей Рязанцев: Для того чтобы рассказать о причинах, приведших к созданию «Каро Премьер», придется затронуть довольно большой период времени. В 1998 году владельцы обновленного кинотеатра «Россия» Леонид Огородников и Олег Андреев предложили мне должность заместителя директора кинотеатра по репертуарному планированию. В тот момент я занимал пост директора компании «НТВ Кино», занимавшейся производством отечественных фильмов и телесериалов, и именно тогда начались всем известные события, приведшие в итоге к смене собственников холдинга «Мост-Медиа», в который входила эта компания. Таким образом, я не был связан никакими обязательствами и с радостью принял предложение поработать в «России».
В конце 90-х структура современного кинопроката только зарождалась, в Москве функционировали лишь два современных кинотеатра - «Кодак-Киномир» и «Россия», реконструированный к очередному ММКФ и переименованный в «Пушкинский». Кстати, это название нигде так и не было официально зарегистрировано, но тогда оно должно было продемонстрировать новый подход руководства кинотеатра к кинопрокату. Посетив несколько крупнейших международных кинорынков (AFM, кинорынки в Каннах и Берлине), мы с коллегами попытались организовать кинопрокат так, как, по нашему мнению, он должен работать - с полным дублированием иностранных картин, с широкомасштабными рекламными кампаниями, - короче говоря, сделали какие-то первые шаги. Несмотря на кризис 1998 года, кинопрокат в России, по нашему убеждению, был очень перспективным бизнесом, и мы наладили деловые контакты с уже существовавшими на тот момент на российском рынке компаниями, такими как «Ист-Вест», «Каскад» и «Гемини Фильм». Вместе с нашими партнерами мы пытались из хаотичного и иногда авантюрного процесса, каким был кинопрокат, создать что-то более предсказуемое, организованное и относительно плановое. Несмотря на невысокое количество киноплощадок, в стране нашлось достаточно энтузиастов, которые верили в успех и двигали индустрию вперед, начали появляться первые киносети, процесс, что называется, пошел.
Партнером студии Warner Bros. на территории России, обладавшим правами на прокат фильмов студии, тогда была компания «Кармен-Премьер», которая после дефолта 1998 года испытывала серьезные финансовые трудности. Учредители этой компании Сергей Лисовский, Владимир Григорьев и Владимир Жечков предложили компании «КАРО» организовать с нуля новое дистрибьюторское подразделение, которое взяло бы на себя прокат картин Warner Bros. и New Line Cinema в нашей стране. Так в 1999 году была создана компания «Каро Премьер», которая начала активно развиваться и расти вместе с сетью кинотеатров «КАРО Фильм». Объединение в одном холдинге кинотеатральной сети и дистрибьюторской компании позволяло достаточно успешно работать с пакетом фильмов американской студии.
С тех пор прошло 16 лет, и если сравнить нашу компанию с ребенком, то сегодня этот ребенок уже имеет паспорт, оканчивает школу и через два года пойдет в армию. За это время «Каро Премьер» выросла из небольшой фирмы, в которой работало пять человек, в солидную компанию с большим количеством сотрудников.
- Вы предвосхитили мой следующий вопрос: я хотел узнать, сколько человек работало в только что созданной компании. Насколько же вырос штат сегодня?
- Если считать вместе с хранилищем (фильмобазой) и компанией, осуществляющей логистику, то сегодня в «Каро Премьер» трудится 67 человек. Это серьезная сплоченная команда профессионалов, подтверждением чему служит доверие, которое ей оказывает студия Warner Bros.
- Мне кажется, вашу компанию отличает невысокая текучесть кадров. Рядом с вами, бессменным руководителем, в течение многих лет работают одни и те же люди, которые растут вместе с компанией. Я прав?
- Должен сказать, что мы стараемся относиться к своей компании как к большой семье. И я как руководитель, и главы подразделений - все мы стремимся создать в коллективе рабочую обстановку, чтобы каждый член команды не только знал свои цели и задачи, но и ощущал себя частью единого целого. Мы не терпим и стараемся всячески искоренять равнодушие: нельзя допустить, чтобы сотрудник перестал считать общие цели своими и относился к «Каро Премьер» только как к средству для зарабатывания денег.
Конечно, какие-то ротационные изменения в компании происходят, и в первую очередь это связано с ее возрастом. Жизнь есть жизнь - кого-то на своем пути мы потеряли (в том числе в буквальном смысле), но если подсчитать, сколько человек стали за это время мамами, папами, дедушками и бабушками, то мы увидим, как выросла наша «семья». В сентябре мы предприняли корпоративный выезд всей компанией на «Кино Экспо». Видя весь коллектив в неформальной обстановке, было очень приятно сознавать, что «Каро Премьер» - это живой организм, в котором опыт и мудрость старших поколений соседствует с азартом, с которым молодежь стремится этот опыт перенимать. Должен сказать, что добиться сегодняшних успехов фирме было бы невозможно без ее ветеранов, таких как Илья Шкоп, Ирина Усачева, Елена Стрельцова, Ольга Александриди, Светлана Альбощина и Игорь Даньшин, которые и сейчас показывают пример молодым сотрудникам компании.
Замечу, что наша профессия достаточно уникальна, ведь ни одно учебное заведение не выдает дипломов по специальности «продавец кино». Наша работа - это работа с людьми, у нас сотни контрагентов по всей стране. Предлагаемый нами и нашими коллегами из других компаний продукт также уникален, его нельзя сравнивать с обычными товарами, и практически всегда необходимо искать к каждому фильму и каждой площадке индивидуальный подход. Да, в этой работе случаются и ошибки, бывает и взаимная неудовлетворенность - как и в любом другом виде деятельности. Однако, повторюсь, за эти 16 лет мы постигли не только азы, но и многие тонкости нашей профессии, изучили иностранный опыт, и сегодня фильмы продолжают выходить и ставить рекорды по сборам среди европейских стран, даже несмотря на вдвое ослабевший рубль.
- Пресловутые санкции как-нибудь повлияли на работу компании?
- Кино должно быть вне политики, и наши американские партнеры прекрасно понимают и разделяют эту точку зрения. Не стоит забывать о том, что мы смогли сделать качественный скачок в развитии кинопрокатной индустрии во многом за счет средств, поступающих от проката именно голливудской продукции. Львиная доля кинотеатральных сборов остается в стране и двигает индустрию вперед. Кроме того, сформировавшаяся у нас благодаря Голливуду в начале XXI века аудитория активных кинозрителей стала проявлять интерес и к качественному российскому кино, которое иногда стало «выстреливать» и побеждать зарубежные ленты, - достаточно вспомнить «Сталинград» или «Вия».
- Кстати, о российском кино. Когда в структуре холдинга появилась компания «Каропрокат»?
- Компании «Каропрокат» в этом году исполняется семь лет. Живя в России - стране с богатыми кинематографическими традициями, мы понимали, что однажды нам захочется поработать и с отечественной кинопродукцией. Мы предприняли несколько попыток обратить внимание студии Warner на российские проекты, в том числе и на возможную копродукцию. Кстати, примерно с 2010 года в нашу страну несколько раз приезжали представители производственного отдела студии, которые занимаются копродукцией, - у Warner есть достаточно успешный опыт совместного производства фильмов в Германии, Бразилии, Мексике и ряде других стран. Среди потенциальных проектов, например, была очередная серия кинофраншизы «Пункт назначения», в которой американские студенты приехали бы в Россию, где развивались бы все события.
- Что же помешало реализации этого проекта?
- Реализации этого и других проектов помешало несовершенство нашей системы кинопроизводства и сомнения зарубежных партнеров в том, что они смогут окупить инвестиции. По тем же причинам руководство студии не соглашалось на наши предложения прокатывать отечественное кино: находясь за океаном и не доверяя российской системе производства и проката, они считают работу с национальным кинопродуктом слишком рискованной.
В итоге семь лет назад мы решили разделить дистрибьюцию голливудской и российской продукции, поручив это разным структурам: используя опыт и наработки «Каро Премьер», прокатывать российское кино через новую компанию «Каропрокат».
- Не возникало ли желания выделить «Каропрокат» в совершенно независимую структуру?
- По крайней мере, за прошедшее время нам удавалось избегать конфликта интересов, и проекты этих двух прокатных подразделений никак друг другу не мешали. Если вдруг тенденции изменятся, то мы будем думать, как оптимизировать нашу работу, и, возможно, когда-нибудь выделим «Каропрокат» из структуры холдинга в независимую компанию. Но пока предпосылок к этому нет.
- Давайте вернемся в 1999 год. Вы помните свой первый фильм?
- Мое первое знакомство с Огородниковым, Андреевым и тогдашним директором кинотеатра «Россия» Аллой Калязиной пришлось на 1997 год, когда мы вместе организовывали прокат в Москве фильма Люка Бессона «Пятый элемент». Я тогда работал в «НТВ-Профит», и мы привезли в Россию и Бессона, и Миллу Йовович, и композитора Эрика Серра. До этого большинство картин выходило у нас на экраны либо с одноголосым синхронным переводом, либо с неполноценным дубляжом. Выпуская «Пятый элемент», мы поставили перед собой цель ни много ни мало возродить прекрасную школу дубляжа, в которой абсолютно каждый герой говорит своим собственным голосом. В начале 80-х я работал на Киностудии им. Горького, где когда-то был один из лучших в стране дубляжный цех (достаточно вспомнить хотя бы дублированного там «Фантомаса»), но в 1997 году у студии не было даже аппаратуры, которая позволила бы развести при озвучивании все каналы. В итоге мы занимались дубляжом на «Мосфильме» под руководством замечательной Виктории Чаевой и в присутствии представителя студии Gaumont. Это была интересная работа - кстати, именно тогда я впервые лично поучаствовал в дубляже. Сегодня многие издания и интернет-ресурсы называют меня актером дубляжа. Это полная ерунда, я никогда не был актером дубляжа, но во время работы над «Пятым элементом» мне пришлось встать к микрофону вместо кого-то из актеров: когда этот актер не пришел вовремя, Виктория Чаева предложила мне, поскольку я находился в студии, самому попробовать озвучить какого-то десятого безымянного полицейского. Это оказалось не слишком сложно и весьма интересно, и с тех пор я иногда принимаю участие в дублировании фильмов.
Если «Пятый элемент» был моим первым знакомством с кинопрокатом, то работа с пакетом Warner началась с ленты «Расплата» с Мелом Гибсоном. Мы прокатали ее достаточно успешно, но по-настоящему почувствовали, что значит работать с крупным студийным фильмом, только спустя месяц, выпустив «Матрицу» братьев Вачовски. Эта картина дала нам возможность проверить свои способности: мы почувствовали, что можем возбудить волну интереса к фильму и оптимально организовать прокат. Потом были остальные части «Матрицы», трилогия «Властелин колец», киносериал о Гарри Поттере, другие популярные франшизы, которые позволяли нам добиваться фантастических результатов и ставить все новые и новые кассовые рекорды. С первого года работы «Каро Премьер» входит в первую тройку или четверку лидеров среди российских дистрибьюторских компаний по кассовым сборам, и я очень рад, что у нас сформировалось сообщество профессионалов, совместно развивающих отечественный кинопрокат. Мне всегда хотелось расширить «семейную» атмосферу нашей компании на все это сообщество, чтобы видеть в коллегах из других компаний не конкурентов, а соратников, потому что мы делаем одно общее дело. Мне кажется, что на какой-то период времени, когда был организован Альянс независимых кинопрокатных организаций (АНКО), это удалось сделать, но, к сожалению, спустя несколько лет внутренние разногласия в Альянсе привели к его закрытию.
- Приходилось ли вам в рамках этого сообщества лично участвовать в «разведении» по датам крупных релизов, которые могли бы помешать друг другу в прокате?
- Такая работа ведется постоянно. Есть интересы студии-производителя, продюсеров, местного офиса, и все пытаются создать для себя наиболее благоприятные условия, оценивая конкурентное и жанровое окружение. Недавно в ходе круглого стола на «Кино Экспо» я говорил, что в прокат выпускается много картин, которым, по большому счету, не место на киноэкране. К сожалению, руководство некоторых кинотеатров мыслит устаревшими понятиями, полагая, что новый фильм всегда лучше старого, и отнимает сеансы и залы у действительно хороших лент в пользу новой, но низкокачественной продукции. Так же недальновидно поступают и некоторые дистрибьюторские компании, которые стремятся во что бы то ни стало выпустить на экраны все фильмы из закупленного пакета, невзирая на их низкий коммерческий потенциал. Помнится, когда мы выпускали «Пятый элемент», вместе с ним нам пришлось купить еще четыре или пять картин, многие из которых так и не увидели в России большого экрана, - правда, в те времена еще существовала видеоиндустрия, которая тоже приносила неплохие доходы. Как бы то ни было, сегодня в отечественных кинотеатрах присутствует много, если можно так выразиться, «киномусора».
- Наверняка в истории компании есть «особенные» релизы. Какую ленту вы могли бы назвать своей любимой, с которой вы нянчились, как с ребенком?
- Я уже назвал те фильмы, которые стали вехами в истории нашей компании, но если попытаться выделить из них один, которому я отдал большой кусок своей жизни, то это, пожалуй, киносериал о юном волшебнике Гарри Поттере. Кстати, сравнение с ребенком наиболее справедливо именно в отношении этой франшизы, ведь ее герои росли в буквальном смысле от картины к картине. На мой взгляд, это уникальная история, которую не совсем корректно было бы сравнивать с другими кассовыми киносериалами, например, с «Форсажем». Нам очень приятно, что Джоанна Роулинг сейчас пишет «спин-офф» этой истории, и мы уже готовимся к выпуску в ноябре 2016 года ленты «Фантастические звери и места их обитания».
- Когда закончилась трилогия «Властелин колец», у вас было чувство утраты? Или вы знали, что будет продолжение - «Хоббит»?
- Когда завершилась трилогия «Властелин колец», мой младший сын поступал во ВГИК, и при наборе на продюсерский факультет был творческий конкурс, в ходе которого надо было написать работу на тему: «Что бы я снял, если бы…», и так далее в сослагательном наклонении. Я тогда предложил сыну «Хоббита» - несмотря на небольшой объем книги, ее можно было использовать в качестве основы для продолжения киносериала, который оказался одним из самых кассовых в истории кино. И буквально через три-четыре года мы получили известие о том, что студия разрабатывает новый проект Питера Джексона о хоббите Бильбо Бэггинсе! Так что, получается, я предвидел такое развитие событий.
- Хотя вы и не считаете себя актером дубляжа, вы принимали участие в озвучивании нескольких десятков игровых и анимационных фильмов. Неоднократно приходилось слышать, как ваши работы хвалят зрители и критики, да и вам, судя по некоторым вашим комментариям, эта работа нравится. Так все-таки, что для вас дубляж - работа или хобби?
- Я уже говорил, что мое первое участие в дубляже было вынужденным - как и в некоторых других случаях. База актеров дубляжа тогда только создавалась, и на этом пути, поверьте, было много неожиданных препятствий. Но находиться внутри такого интересного процесса и не поучаствовать в нем я не мог! При этом никогда не пытался себя каким-то образом продвигать, используя служебное положение (смеется). Есть режиссер озвучивания, он предлагает какие-то варианты, и если я удовлетворяю определенным требованиям, то берусь за эту работу. У меня есть несколько принципов - кто-то может назвать их капризами, но в этих вопросах я непоколебим. Я никогда не берусь за озвучивание персонажа, который в фильме плохо кончает, и озвучиваю все свои роли для студии бесплатно. Бывают предложения от других компаний, которые считают, что мой голос подошел бы тому или иному герою, но я остаюсь верен проектам Warner Bros. Кстати, сегодня работа актеров дубляжа ценится весьма высоко, и, поверьте, если бы за это платили копейки, то мы бы не услышали голосов множества российских звезд в известных лентах, в том числе анимационных.
Плохим дубляжом можно испортить самую замечательную картину, и избежать этого нам помогает наш многолетний и бессменный партнер, дублирующий все наши фильмы, - «Мосфильм-Мастер», которым командует такой замечательный профессионал как Евгений Бейлин. И я, со своей стороны, стараюсь относиться к этой работе предельно ответственно, например, ни за что не возьмусь за нее, если я простужен или еще по какой-то причине мой голос может звучать не так, как рассчитывает режиссер. Кстати, очень часто для крупных релизов проводятся пробы, которые отсылаются на студию, и именно она принимает решение о выборе тех или иных голосов. Совсем недавно мы делали пробы для картины «Пэн: Путешествие в Нетландию», и герой Хью Джекмана у меня получился не таким, как хотелось бы студии.
- Относительно недавно вы впервые засветились в эпизодической роли уже в кадре. Каково было увидеть себя на экране?
- Это получилось совершенно случайно, я бы скорее назвал это недоразумением, нежели чем-то серьезным. Актером я себя не считаю и сам себе на экране не нравлюсь. Друзья говорят, что звучать у меня получается гораздо лучше, хотя многие и высказывают недовольство: приходишь в кино, и тут невозможно избавиться от Рязанцева! (Смеется.)
- Много ли места в вашей жизни занимает продюсерская работа в «Каро Продакшн»?
- Во-первых, у нас не так много проектов, а во-вторых, основную часть нагрузки несет на себе генеральный директор «Каро Продакшн» Юрий Михайлович Обухов. Это очень опытный специалист, так же, как и я, выходец с Киностудии имени Горького - достаточно вспомнить такие фильмы как «Через тернии к звездам», где он выступал в качестве директора съемочной группы. Мы с ним дополняем друг друга, причем на мне лежат более творческие обязанности - подготовка сценария, поиск сюжетных ходов, выбор режиссера, кастинг, тогда как Юрий организует сам производственный процесс.
- Как вы относитесь к тому, что некоторые сети добровольно обязались выделять российским фильмам 20% экранного времени?
- Я однозначно приветствую решение обеих сторон - и той, кто проявил эту инициативу (Министерство культуры), и той, которая ее поддержала (киносети). О достоинствах и недостатках этого решения мы узнаем позже, когда оно будет воплощено в жизнь, но, повторюсь, во многих странах существует система протекционистских мер в отношении национального кинопродукта, и я не вижу в этом ничего плохого.
Я считаю, что фильму всегда нужно давать шанс, если, конечно, этот фильм не относится к той «мусорной» категории, о которой мы говорили ранее. Любая российская лента должна иметь возможность быть показанной на большом экране, и ей не помешает такого рода поддержка - хотя бы на первую неделю, по итогам которой кинотеатр сможет решить, продлевать показ или нет.
- А не получится ли из этой затеи мыльного пузыря, когда формально кинотеатры отдадут российским фильмам 20% сеансов, но это будет раннее утро или поздняя ночь?
- Безусловно, существует опасность формального подхода к этому вопросу. Однако при современном уровне развития киностатистики вся информация о прокате моментально становится достоянием общественности, и поэтому маловероятно, что все закончится профанацией. Я считаю, что это неплохой эксперимент, не связанный с законодательными мерами по регулированию рынка, и 2016 год покажет, насколько этот опыт удачен. В следующем году выходит сразу несколько потенциально кассовых российских картин - «Мафия», «Экипаж», «Варяг», «Матильда» Алексея Учителя, «Дуэлянт», «Статус: свободен» с Данилой Козловским, «Крылья» - масса лент, которые могут составить вполне приличную конкуренцию зарубежной кинопродукции. Возможно, если эта инициатива окажется жизнеспособной, то ее поддержат и остальные кинотеатры. Кстати, будучи недавно на Днях российского кино в Кишиневе, я предложил и молдавским кинотеатрам ввести 20%-ю квоту на российское кино.Кто: Алексей Рязанцев