Именно отечественные фильмы станут драйвером нашего развития

Именно отечественные фильмы станут драйвером нашего развития Олег Березин
21.05.2021

В начале июня в Сочи на курорте «Роза Хутор» пройдет слет владельцев кинотеатров AVKshow Синемаскоп. Мы обсудили с председателем совета АВК Олегом Березиным цели этого мероприятия и некоторые из вопросов, которые будут на нем обсуждаться.

Евгений Володин: Почему в качестве названия для мероприятия было выбрано слово Синемаскоп, обозначающее первый в индустрии стандарт широкоэкранного кинопоказа?

Олег Березин: Мы довольно долго искали подходящее название, перебирая слова с корнем «синема». Нам очень нравилось название конференции в Лас-Вегасе, которую проводят наши американские коллеги - «Синемакон». Это производное от Cinema и Conference. Хотели что-то подобное по конструкции и по смыслу, искали варианты и нашли «Синемаскоп». Дело в том, что в английском написании – Cinemascope – это слово состоит из cinema (тут все понятно) и scope – «масштаб». По смыслу это слово показалось нам наиболее подходящим, но по русскоязычному написанию оно не казалось столь же привлекательным, поэтому в итоге осталось и AVKShow, и «Синемаскоп».

Термин AVKshow тоже не совсем точно передает смысл мероприятия – это не шоу в плане каких-то показов или праздника. Вместе с тем AVKshow – сочетание компактное и легкопроизносимое. Мы подискутировали о том, как писать это словосочетание (кириллицей или латиницей), и в итоге решили писать его латиницей и добавить слово «Синемаскоп» на русском. Посмотрим, какое из названий в конце концов приживется. Между собой мы все называем мероприятие AVKshow – как-то это короче и легче произносить.

- Мероприятие запланировано на июнь в пригороде Сочи. Такие время и место обусловлены ностальгией по летним Кинорынкам или при их выборе сыграли роль другие факторы?

- Мы начали планировать это мероприятие еще в 2019 году на лето 2020-го. До пандемии летом в Сочи проходили два форума, интересных владельцам кинотеатров – «Кинотавр», некогда совмещенный с Кинорынком, и фестиваль ресторанного бизнеса GASTREET. Мы подумали, что неплохо будет провести свой слет между этими двумя мероприятиями, чтобы его смогли посетить и те, кто приезжает смотреть и обсуждать кино, и те, кто следит за модными тенденциями в сфере общепита. Мы представляли, как люди одухотворяются на «Кинотавре», затем просвещаются на AVKshow и после этого погружаются в вопросы общепита на GASTREET.

- В недавней нашей беседе с Екатериной Бордачевой прозвучала мысль о том, что летний Кинорынок всегда оставался в тени «Кинотавра»: приехавшие в Сочи на несколько дней представители кинотеатров стремились и успеть посмотреть новое российское кино, и посетить индустриальные мероприятия в рамках рынка.

- Безусловно, каждый владелец кинотеатра хотел посмотреть новые российские фильмы (которые так или иначе вскоре появятся в прокате), чтобы понимать тенденции отечественного кинематографа. Вместе с тем Кинорынок – это форум, скорее, для букеров, которые могут обсуждать между собой и с прокатчиками вопросы проката текущего репертуара. Таким образом, если по названиям «Кинотавр» и Кинорынок должны неплохо уживаться вместе, то по сути это мероприятия для разных сфер кинобизнеса, и поэтому они действительно порой мешали друг другу.

— Значит, ваш слет втиснулся в промежуток между двумя мероприятиями разных индустрий, проходящими последовательно друг за другом.

- Да, мы понимаем, что устраивать свой слет параллельно с одним из форумов — значит ставить участников перед выбором, какую из площадок посетить в то или иное время. Поэтому промежуток между кинофестивалем и фестивалем ресторанного бизнеса (каждый из которых тесно связан с бизнесом кинотеатров) представляется нам наиболее подходящим для проведения нашей встречи.

Хочется напомнить еще об одной проблеме, сопровождавшей как «Кинотавр», так и летний Кинорынок, который многими воспринимался как «нерабочий». Всему виной «курортное настроение», побуждающее большинство участников чувствовать себя в отпуске. До обеда все лежат на пляже, после обеда, сильно уставшие, пытаются сделать вид, что работают, а вечером начинаются буйные тусовки, после которых все поздно просыпаются и снова идут загорать. Эффективность рабочего времени при таком распорядке оставляет желать лучшего. Помнится, мы пытались ломать эту систему, устраивая свои деловые завтраки в девять утра, за что получали немало укоров от участников Кинорынка.

- Вы пригласили на AVKshow представителей индустрии, которые не являются членами АВК. Обычно все крупные мероприятия АВК проходят за закрытыми дверями, куда не приглашается даже профильная пресса. Часто ли АВК взаимодействует с теми, кто не входит в ассоциацию, или это происходит в этом году впервые?

- На сегодняшний день у нашей Ассоциации существует два вида мероприятий. Первое – это конференции АВК, которые проходят регулярно с периодичностью три раза в год. Эти конференции призваны решать силами членов Ассоциации наши текущие внутренние задачи – такие как взаимодействие с органами власти, споры с РАО, вопросы, касающиеся прокатных удостоверений и т.д. В ходе этих конференций мы иногда приглашаем на них интересных спикеров из других областей бизнеса, которые делятся с нами своим опытом.

Второй вид мероприятий – это AVKshow, которое в первую очередь рассчитано тоже на владельцев и руководителей коммерческих кинотеатров, но имеет при этом совершенно другие задачи. Например, я могу сказать, что на AVKshow не будет упоминаться РАО. Также не будет обсуждаться и проблема, недавно возникшая благодаря новому законодательству о пожарной безопасности, требующему наличия дежурного в каждом помещении, где проходят массовые мероприятия. Эти и подобные им локальные вопросы на предстоящей в Сочи встрече обсуждаться не будут: мы планируем говорить о стратегических задачах. Мы хотим обсудить свое будущее, понять, что нас ждет, где мы окажемся через пять лет.

Может возникнуть справедливый вопрос – не слишком ли короткий срок мы определили для изучения стратегических вопросов? В современном мире стремительно ускоряются технический прогресс и социальные изменения. Давайте оглянемся назад: еще десять лет назад в индустрии не было понятия «онлайн-платформа», а сегодня эти платформы стали заметными игроками на рынке аудиовизуального контента. Десять лет назад не было активной взрослой аудитории, которая, как говорится, родилась с планшетом в руках. Чуть более десяти лет назад вышел «Аватар», а для нынешних подростков это кино из детства. В методических рекомендациях для приглашенных спикеров мы предлагаем им вспомнить, где они были десять лет назад, и представить, где они окажутся через пять лет.

Возвращаясь к вашему вопросу, должен сказать, что AVKshow – это первое мероприятие такого рода, на которое приглашены представители кинотеатральной индустрии, не являющиеся членами нашей Ассоциации.

- Давайте затронем экономику мероприятия. Все расходы по проезду, проживанию и питанию участники несут самостоятельно, но предусмотрен регистрационный сбор около 10 тысяч рублей. На что предполагается расходовать собранные средства?

- На аренду конференц-залов и на приглашение спикеров, некоторым из которых мы еще и платим гонорары за выступления. Откровенно говоря, бОльшая часть бюджета предназначена именно для спикеров, многие из которых - достаточно важные фигуры, которым мы должны оплатить дорогу, размещение и гонорары. Какая-то часть бюджета будет израсходована на вечерние мероприятия, которые также предусмотрены в рамках встречи.

Между тем важно сказать, что бюджет мероприятия не ограничен одними лишь регистрационными сборами, которые выполняют, скорее, «дисциплинирующую» функцию. У нас есть несколько партнеров, которые помогают нам «живыми» деньгами – это «Деловая Русь», Christie, «Киноплан», «Платформа 24», Dolby, «Техника+» и «Невафильм Cinemas». Общий бюджет нашего мероприятия составляет примерно четыре миллиона рублей – это может кому-то показаться не слишком большими деньгами, но на них можно, например, купить два неплохих цифровых проектора.

- Как организован контроль за расходованием этих средств?

- В основе работы АВК заложен принцип коллегиальности при принятии решений. К сожалению, не все участники рынка это отчетливо понимают и пытаются, например, какие-то вопросы решать лично со мной, считая, что я как председатель совета АВК имею право принимать единоличные решения. Между тем любое решение АВК принимается как минимум пятью членами Совета.

Подготовкой AVK Show занимаются две структуры – Оргкомитет, решающий все организационные вопросы, и Программный комитет, определяющий собственно содержание встречи. Члены Совета АВК входят в оба эти комитета, которые достаточно часто собираются в онлайне для решения различных вопросов. Так что в таких условиях нецелевое расходование средств полностью исключено.

- Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о работе этих комитетов.

- Мы задумали довольно сложную по организации программу встречи. Она предусматривает три трека (направления) – «Управление», «Общепит» и «Маркетинг». Различная тематика дискуссий подразумевает их объединение или разделение, в какие-то моменты треки могут объединяться попарно. Учитывая, что график встречи достаточно плотный, нам оказалось весьма непросто организовать все мероприятия так, чтобы этот пасьянс сложился.

- Сколько спикеров вы пригласили и по каким вопросам они будут высказываться?

- Именно как приглашенных у нас будет более 15 спикеров. Это специалисты из самых разных областей, которые, как правило, не имеют отношения к бизнесу кинотеатров, но чей опыт может оказаться нам интересен. К примеру, это специалисты в области сетевого управления отелями: некоторые киносети уже сегодня имеют весьма обширную географию, и их владельцам крайне важно понимать, как правильно организовать из штаб-квартиры управление кинотеатрами, расположенными в разных часовых поясах.

Среди наших спикеров – представители концертного бизнеса, которые владеют методикой динамического ценообразования. Очень часто стоимость билетов на различные концертные мероприятия различается в зависимости от времени их приобретения, и нам интересно понять, сможем ли мы распространить этот инструментарий на кинопрокат. У меня как у руководителя прокатной компании «Невафильм Emotion» уже есть соответствующий практический опыт: организуя единственный показ концерта Muse в кинотеатре «Балтика» с использованием технологии Visual Surround, мы начинали продавать билеты по одной цене, постепенно повышая ее к моменту начала показа. Если начальная стоимость билета составляла 300 рублей, то последний билет на показ – по занятной случайности это был билет на первое место в первом ряду – мы продали за 2500.

Мы не говорим о том, чтобы немедленно внедрять в нашу работу все эти бизнес-модели, но нам интересно узнать, как это делают другие, чтобы понять, сможем ли мы использовать эти техники у себя.

На нашу встречу мы пригласили представителей IT-сферы, которые специализируются на SEO, SMM и подобных технологиях. К нам приедут специалисты по психологии ценообразования, и здесь можно вспомнить о нашем регистрационном сборе: он должен быть достаточно весомым, чтобы потенциальный участник понимал ценность мероприятия, но в то же время необходимо, чтобы стоимость этого сбора не стала отсекающей, в результате чего человек откажется от участия из-за завышенной цены.

- В числе прочих представителей «смежных» отраслей вы приглашаете на свой слет продюсеров, от которых хотели бы услышать ответ на вопрос – каким они видят контент, создаваемый ими для кинотеатров, и чем он должен отличаться от контента, снимающегося для других платформ. Есть ли в составе АВК некое аналитическое подразделение, сотрудники которого могут сами делать такого рода прогнозы?

- Конечно, среди членов АВК есть наши собственные визионеры, которые время от времени делятся с нами своим представлением о том, «как все будет через сколько-то лет». Однако в рамках AVKshow мы считаем важным поговорить именно с молодыми, но уже заявившими о себе продюсерами, кино которых будет выходить на экраны через пять лет, о том, как, по их мнению, будет за эти годы меняться контент, снимающийся для большого экрана. Мы понимаем, что в ближайшие годы доля голливудского и вообще иностранного контента в кинотеатрах будет снижаться. Это связано, с одной стороны, с очевидными трендами государственной политики, а с другой – с тем, что среди потребителей контента в последнее время растет число сторонников отечественного продукта. Это, в свою очередь, может быть связано с новыми правилами, которые западный кинематограф устанавливает для своих новых фильмов – вспомните недавний шум вокруг новой экранизации «Золушки», в которой фею-крестную играет темнокожий мужчина. Таким образом, мы должны быть готовыми к тому, что зарубежного контента станет меньше, и мы будем замещать его отечественной кинопродукцией, которая в результате станет драйвером нашего развития.

Кинотеатр предназначен для того, чтобы показывать кино. А мы хотим влиять на то, что будем показывать, хотим понимать, что мы будем показывать, чем мы будем отличаться от онлайн-платформ и других способов потребления аудиовизуальной продукции. Если до сих пор мы могли поддерживать эксклюзивность благодаря системе кинопрокатных «окон», то сегодня всем очевидно, что «окна» умирают, и разница между способами потребления уходит в другую плоскость. Должны ли кинотеатры уходить в сторону премиальности контента и предлагаемых услуг, повышая ценность похода в кинотеатр?

- Наверное, все же контент первичен, а все остальные услуги – вторичны?

- И да, и нет. В течение многих лет мы были убеждены, что люди приходят в кино для того, чтобы смотреть кино, но сегодня они могут посмотреть кино и дома, и в транспорте – где угодно. Значит, в кино люди приходят не только для того, чтобы посмотреть фильм, а и для того, чтобы провести время, получить удовольствие, ощутить комфорт, несравнимый с другими видами досуга. Поэтому сегодня контент – безусловно, драйвер, но не единственный мотиватор для похода в кинотеатр. Либо это должен быть такой контент, чтобы любой зритель понимал, что смотреть его нужно обязательно на большом экране кинозала, и просмотр даже в самом технически совершенном домашнем кинотеатре все равно не даст таких же ощущений.

Резюмируя вышесказанное – для того чтобы двигаться вперед и развивать кинопрокатный бизнес, нам нужно особое кино, особый сервис, особое ощущение комфорта и новые бизнес-модели.

- Всех владельцев кинотеатров волнуют вопросы взаимоотношений с девелоперами и владельцами торгово-развлекательных центров, в которых расположено большинство многозальных кинотеатров. Планируете ли вы обсуждать эти вопросы с представителями этого бизнеса?

- Отношения с арендодателями и девелоперами мы обсуждаем на наших регулярных конференциях АВК, потому что это вопросы «сегодняшнего дня». На AVKshow мы хотим говорить о том, каким будет ТРЦ спустя пять лет, какие тенденции возобладают через пять лет в градостроительной политике и где будет в этой политике наше место. Уже сегодня мы наблюдаем, что ТРЦ проходят свой этап реновации, многие из них превращаются в общественные пространства. Современный ТРЦ это уже не просто набор магазинов, фуд-корт и кинотеатр – это и рекреационные зоны, и вокзалы, и государственные учреждения формата «Мои документы», и открытые площадки с парковыми зонами, творческие и образовательные кластеры и даже библиотеки и филиалы музеев. Такого рода эволюция ТРЦ в многофункциональное общественное пространство – это одна тенденция.

Между тем многие ТРЦ расположены за пределами городской черты, а последние события, связанные с пандемией, заметно изменили поведенческие схемы многих потребителей. Сегодня многие не ездят раз в неделю в ТРЦ, чтобы закупить продуктов и сходить в кино, а заказывают продукты с доставкой и хотят сходить в кинозал в своем районе – как я говорю, «в домашних тапочках». Это особенно актуально в отношении новых районов, которые сегодня растут вокруг крупных мегаполисов – каждый такой человейник может вмещать до 250 тысяч жителей!

- Это четыре таких города, как мое родное Фрязино.

- Да, и девелоперы сегодня начинают понимать, что создание точек притяжения в таких районах не менее важно, чем постройка непосредственно жилья. Кроме квартир, людям нужны рестораны, школы, клубы, библиотеки, поликлиники и кинотеатры. И в этой ситуации особую важность приобретает концепция «кинотеатра на районе», где зритель может встретиться с соседями из другого подъезда и вместе посмотреть и обсудить новый фильм. В последнее время мы наблюдаем стремление людей к более активному общению, усиленное недавним карантином, в ходе которого все особенно остро почувствовали недостаток живого общения. Сегодня многие, в том числе недавно переехавшие в новые районы, начинают знакомиться с соседями и просто здороваться в лифте! На наших глазах зарождается тренд на формирование «соседских сообществ» в мегаполисах. И наша задача – уловить эти тренды и попытаться представить, каким должен быть кинотеатр в этих новых условиях.

- А есть ли у девелоперов свое профессиональное объединение и планируете ли вы приглашать его представителей для обсуждения вашего совместного будущего?

- Да, в нашей стране существует Российский союз торговых центров (РСТЦ). Мы взаимодействуем с его представителями по разным вопросам, но на AVKshow планируем больше говорить о градостроительной политике, а тему превращения ТРЦ в общественные пространства оставить на следующий год.

Мы не можем объять необъятное и за несколько дней обсудить абсолютно все вопросы, касающиеся того, каким мы видим наше ближайшее будущее. Вообще, кстати, оказалось достаточно тяжело мотивировать людей к разговору о том, где мы окажемся через пять лет. Многие ощущают давление текущих проектов, которые не окупились или не вышли на планируемую прибыльность или, наоборот, на глазах устаревают – все эти факторы очень мешают людям бизнеса спокойно смотреть в будущее. В любых сферах человеческой деятельности за слом тенденций отвечают те, кто не отягощен грузом текущих проектов и может спокойно размышлять о том, как меняется мир.

Можно привести пример с продюсерами, одни из которых имеют готовый фильм, а другие только замышляют съемки. Если твое кино кино выходит этим летом, ты озабочен лишь тем, как быстрее и выгоднее его продать, тогда как продюсеры, рассчитывающие выпустить фильм через пять лет, думают о том, каким должен быть их фильм через пять лет.

Рассуждения о будущем бизнеса – тема болезненная. Мы можем столкнуться с ситуацией, что придет нечто новое, что полностью уничтожит нашу сегодняшнюю бизнес-модель. Зачем нам обсуждать тему «кинотеатров у дома», когда они прямые конкуренты нашим сегодняшним активам, кинотеатрам в ТРЦ? Зачем нам обсуждать онлайн-платформы, когда они прямые конкуренты кинотеатрам? Но мы не можем, не имеем права уходить от обсуждения этих вопросов, потому что они уже стали неотъемлемой частью нашей жизни и прямо влияют на наш сегодняшний бизнес.

- Что должно произойти в ходе вашей встречи, чтобы вы, как один из ее идейных вдохновителей, могли сказать, что - да, мероприятие удалось?

- Я не жду каких-то конкретных решений, но мне очень хотелось бы, чтобы что-то из того, о чем мы будем говорить в ходе слета, спустя какое-то время нашло практическое применение. Чтобы кто-то из нас спустя несколько месяцев сказал – «Мы обсуждали эту тему летом в Сочи, дай-ка я попробую реализовать ее у себя на практике». Я очень хочу, чтобы участники встречи, уезжая из Сочи, с нетерпением ждали следующей встречи, чтобы они вдохновились нашим мероприятием и хотели поучаствовать в нем снова. Пожалуй, для меня это самое важное. Наша встреча должна сгенерировать идеи – причем не сформулировать их немедленно, а зародить некое зерно, которое прорастет спустя месяцы или даже годы.


Кто:  Олег Березин

Возврат к списку