Индустрия все-таки оживает, что, безусловно, радует
Редакция «Кинобизнеса сегодня» поговорила с генеральным директором кинопрокатной компании «КиноЛэнд» Екатериной Лучко об итогах только что закончившегося Каннского кинорынка и о том, какие жанры самые популярные для продажи, а с какими проектами сложнее всего работать.
«Кинобизнес сегодня»: Как становятся международными агентами по продажам фильмов за рубеж? Что несет в себе эта функция?
Екатерина Лучко: Я много лет занималась закупками иностранного контента для дистрибьюции в России и странах СНГ. Будучи на международных кинорынках, всегда обращала внимание на то, как американские, европейские и азиатские компании презентуют проекты, на чем делают акцент, как подается рекламный материал. Зная международный рынок достаточно глубоко с позиции покупателя, я однажды подумала: а что, если бы нам («КиноЛэнду») пришлось продавать там российские фильмы?
К нам со своими проектами обратились несколько независимых продюсеров, которым было интересно не только выпустить картины в России, но и представить их за рубежом. Так постепенно началась наша работа в качестве не только покупателя и дистрибьютора, но и международного агента. Мы стараемся участвовать в крупных международных кинорынках, которые проходят несколько раз в год, - это Berlinale, Marche du Film, AFM, FILMART, Annecy, Toronto International Film Festival и другие. Проводим встречи с покупателями, представляем наши фильмы, делаем информационные рассылки, организовываем показы. В период между рынками тоже ведется активная работа. Нужно не только хорошо знать проекты, которые ты продаешь, но и исследовать потребности и запросы иностранных покупателей, знать национальные особенности зрителей той или иной территории.
Заграничные покупатели обычно воспринимают российское кино не как коммерческое, а как артхаус с сильным национальным уклоном, не всегда понятным иностранному зрителю. Конечно, у нас есть крупные студии, именитые режиссеры, которые снимают большие проекты, пользующиеся успехом не только у отечественного, но и у зарубежного зрителя, однако это скорее единичные случаи. В основном наши кинематографисты, на мой взгляд, ориентировались на внутренний рынок. Со временем ситуация стала меняться, продюсеры сейчас стараются производить контент, который был бы интересен и покупателям в других странах. Не могу не отметить большой вклад «Роскино» в популяризацию и продвижение российского контента за рубежом.
- Как вы отбираете ленты для предложения на международных рынках? Как проходит представление этих проектов?
- К нам обращаются продюсеры, приносят свои проекты. Мы смотрим картины, обсуждаем и принимаем решение, будет ли этот контент интересен для зарубежного рынка или нет.
Как я уже упоминала выше, компании-агенты участвуют в международных кинорынках, где представляют фильмы, организовывают показы, проводят встречи с потенциальными покупателями. Такие кинорынки в основном проходят параллельно с крупными фестивалями, что очень правильно и удобно, так как в одном месте в одно время собираются продюсеры, режиссеры, сценаристы, актеры.
- Что сейчас интересует западных закупщиков больше всего? Какие жанры самые востребованные?
- Все покупатели, и западные в том числе, ищут коммерчески успешные проекты, жанровые ленты: боевики, триллеры, ужасы, анимационные картины.
- Какие права на дистрибьюцию российского контента обычно приобретают зарубежные покупатели?
- Обычно они приобретают полный пакет прав, а дальше сами решают, какие виды прав будут реализованы, а какие нет. Даже если в России фильм выходил в кинопрокат, то это вовсе не означает, что за рубежом его тоже будет ждать кинотеатральная судьба. Есть российские ленты, которые были выпущены на большие экраны и за рубежом (и в нашем пакете такие имеются), а есть те, которые успешно вышли на ТВ и видео по запросу (VOD).
- Кто и как определяет, что пойдет в прокат, а что сразу окажется на VOD?
- Мы прекрасно знаем, что выпуск фильма в кинопрокат требует немалых вложений: это разработка и проведение рекламной кампании, качественный дубляж, технические расходы, связанные с выпуском. Поэтому каждый покупатель сам решает, какую ленту он будет показывать на больших экранах, чтобы в первую очередь она принесла доход, а не «ушла в минус». Конечно, большинство отдает предпочтение высокобюджетным проектам, чтобы быть уверенными в том, что на фильм придут зрители и он заработает в прокате.
- Известны ли случаи, когда какие-нибудь ленты сначала продавались на зарубежные рынки и только потом выходили в прокат в России? Есть ли такие картины в вашем пакете?
- Как ни странно, такой проект есть в нашем пакете. Это фильм режиссеров-дебютантов Максима Литвинова и Игоря Кинько «После Чернобыля», псевдодокументальная лента, которую ребята снимали непосредственно в Припяти. Первый раз мы представили проект на Американском кинорынке (AFM) в прошлом году. К фильму был проявлен интерес, и уже на Берлинском кинорынке в 2021-м мы подписали ряд контрактов на такие территории, как Северная Америка, Великобритания, Германия, Корея, Япония и Франция.
Хочу отметить, что в США американский дистрибьютор совместно с компанией Walmart осуществил широкомасштабный DVD-релиз. В этой стране до сих пор рынок DVD успешно процветает. Картина также будет показана по телевидению и появится в онлайн-кинотеатрах.
Совсем недавно прошел Каннский кинорынок (Marche du Film), мы принимали в нем участие и заключили еще несколько сделок - по фильму «После Чернобыля» в том числе.
- С какими проектами работать сложнее всего?
- Пожалуй, это драмы и комедии.
- Что вам удалось продать быстрее всего и с чем вы это связываете?
- В нашем пакете, помимо ленты «После Чернобыля», есть исторический экшен «Хунны» режиссера Петра Ангелова. Мы представили этот проект на Каннском кинорынке и сразу заключили ряд сделок, в том числе на территории Северной Америки, Великобритании, Германии и Кореи. К фильму проявил интерес и Китай.
Одним из наиболее ожидаемых проектов среди наших картин стал фильм режиссера Рустама Садиева «Барон. Возвращение». Пандемия внесла свои коррективы в съемочный процесс, но работу над лентой должны завершить уже в ближайшее время. Это высокобюджетное кино с участием известных российских актеров. На кинорынке мы показали нарезку сцен из «Барона» и убедились в большом интересе со стороны покупателей. Будем надеяться, что уже на AFM-2021 нам удастся продемонстрировать картину целиком.
- Что, на ваш взгляд, будет актуально и интересно в ближайшие несколько лет зарубежным покупателям?
- Исторические экшены, хорроры, триллеры.
- Как повлияла текущая ситуация с пандемией и закрытием кинотеатров на работу кинорынков, интересы и желания закупщиков?
- Прошлый год был сложным для всех. В целом интересы и желания закупщиков не изменились, однако покупательная способность снизилась, это я могу точно сказать как покупатель и продавец. Но индустрия все-таки оживает, что, безусловно, радует.Кто: Екатерина Лучко