Изменений много, и все - к лучшему
О специфике кинопрокатного рынка Узбекистана, о новых тенденциях в киноиндустрии и о международном обмене опытом нам рассказывает кинопредприниматель из Ташкента Фаррух Туляганов.
Евгений Володин: Какие изменения произошли на рынке кинопоказа Узбекистана за последний год?
Фаррух Туляганов: Изменений много, и все - к лучшему. Начали строиться новые кинотеатры: наша компания строит сразу три новых кинокомплекса, которые мы хотим открыть в один день. Все наши новые кинотеатры объединены единым стилем дизайна и будут открыты под новым брендом.
Сегодня в Узбекистане строится много новых торговых центров, но их владельцы, видимо, не очень хорошо представляют себе кинотеатральный бизнес, поскольку требуют с кинопредпринимателей, которые хотят открыть в ТРЦ кинотеатр, совершенно непомерную арендную плату. Нередки случаи, когда владельцы торговых комплексов просили у кинотеатра аренду больше, чем платят супермаркеты, расположенные на первом этаже. Поэтому мы вынуждены каждый раз убеждать их, что кинопрокатный бизнес не настолько выгоден, чтобы мы могли себе позволить аренду по таким высоким ставкам.
Но когда мы объясняем владельцам торговых центров, что наличие кинотеатра существенно повышает трафик, они прислушиваются к нашим аргументам и идут навстречу. Например, совсем недавно мы подписали контракт на оборудование кинотеатров с крупной сетью торговых центров «Атлас», владельцы которой даже разрешили нам совершенно бесплатно разместить афиши и лайтбоксы.
Кстати, стоит заметить, что киноиндустрия Узбекистана развивается не только в Ташкенте: в областных центрах тоже начали открываться современные кинотеатры, оснащенные по последнему слову техники.
По нашим собственным оценкам и по данным различных опросов, сборы кинотеатров в Узбекистане растут, жители республики все чаще стали ходить в кино. Среди молодежи посещение кинотеатра превращается в очень модный тренд.
- Как обстоят дела с прокатом национального кино в Узбекистане?
- К сожалению, прокат узбекского кино сокращается. Если 10-15 лет назад в кинотеатрах страны прокатывалось примерно 90% национальных фильмов и лишь 10% приходилось на иностранное кино, то сегодня ситуация обратная: на долю национального кинопродукта приходится всего около 10%, и эта доля снижается. Это не означает, что в Узбекистане стали меньше снимать, но, к сожалению, все меньше фильмов местного производства попадает в прокат. Мы ищем способ переломить эту тенденцию, чтобы постепенно наращивать долю узбекских картин на экранах.
Еще одной проблемой, требующей решения, остается наличие в стране единственного дистрибьютора, который ограничивает прокат каждой ленты четырьмя неделями. В результате довольно много зрителей не успевают посмотреть тот или иной блокбастер: например, до сих пор к нам приходят люди, спрашивающие, где они могли бы посмотреть такие хиты как «Мстители: Финал» или «Король Лев», прокат которых у нас официально завершен.
- Есть ли какие-нибудь изменения в области отношений кинотеатров с государственными органами?
- Есть, и весьма приятные. Например, с недавних пор мы освобождены от уплаты таможенных пошлин за ввозимое в страну оборудование для кинотеатров - в случае, если это оборудование предназначено конкретной киноплощадке. Также указом президента кинотеатры освобождены от уплаты практически всех налогов, кроме подоходного.
- Расскажите о своей поездке в США. Вам удалось реализовать что-либо из того, что вы там увидели, в своем кинотеатре?
- Я посетил выставку CinemaCon, проходившую в апреле в Лас-Вегасе. В ходе поездки я был во многих кинотеатрах, общался с их менеджерами и набирался опыта. Мне даже предлагали остаться в США, давали официальную работу с очень приличной зарплатой. Но, во-первых, я считаю себя патриотом своей страны, которую очень люблю, а во-вторых, у меня в Узбекистане масса начатых дел, которые необходимо довести до завершения.
Возвращаясь к вашему вопросу, хочу сказать, что многие владельцы кинотеатров - и я принадлежу к их числу - крайне неохотно рассказывают о том, какие новинки, увиденные на индустриальных выставках, они планируют внедрить у себя. Давайте я расскажу об этом в декабре, когда открою несколько новых кинотеатров, в которых эти новинки уже будут реализованы.
- Что, на ваш взгляд, отличает индустрию кинопроката в Китае от остальных стран мира?
- Давайте посмотрим на цифры. В Китае сегодня насчитывается более 80 000 кинозалов. Я был там в одной компании, которая установила в стране более 15 000 лазерных проекторов, и мне очень понравилась реализованная у них система онлайн-мониторинга этих аппаратов. Вообще, китайские коллеги оказались невероятно открытыми людьми: они с гордостью посвящали меня во все тонкости своей работы, ничего не скрывая. Особенно бросалась в глаза чистота в технических помещениях.
Говоря о специфике китайского рынка, в первую очередь надо помнить о том, что до 80% фильмов, которые идут на китайских экранах, - это ленты местного производства. Жители Поднебесной очень любят свое кино и страшно им гордятся. Я побывал в нескольких небольших провинциальных городах, и в каждом из них был кинотеатр, оборудованный лазерным проектором! Правительство страны реализует программу поддержки кинопроката и субсидирует строительство и оборудование кинотеатров чуть ли не в каждом населенном пункте.
В ходе моей поездки в Китай меня пригласили на банкет, на котором присутствовали около 500 менеджеров и владельцев кинотеатров, и я оказался там единственным иностранцем. В ходе мероприятия чуть ли не каждый его участник считал своим долгом подойти ко мне и поделиться своим опытом работы. После этого банкета я окончательно решился на покупку лазерных проекторов, которые так нахваливали мои китайские коллеги.
- Много ли сегодня в Узбекистане лазерных кинопроекторов?
- До недавнего времени не было ни одного. После моей поездки в Китай я убедился в совершенстве этой технологии и заключил контракт с компанией DCINEX на поставку нескольких таких аппаратов, которые будут установлены в наших кинотеатрах до конца года. Таким образом, наши кинотеатры станут первыми, кто использует лазерные технологии кинопроекции в Узбекистане.
- Появились ли в Узбекистане залы IMAX?
- Мы очень хотим открыть в Ташкенте зал IMAX. Однако владельцам торговых центров, как я уже говорил, довольно сложно бывает объяснить целесообразность наличия кинотеатра вообще, а тем более оправдать оборудование премиального зала IMAX. Все, как всегда, упирается в экономику: при существующих сегодня ставках аренды и необходимости отчислений от проката не только дистрибьютору, но и корпорации IMAX, мы пока не в состоянии реализовать свои планы - хотя переговоры по этому вопросу не прекращаются ни на неделю.
- Удалось ли реализовать проект «Киномобиль»?
- В реализации этого проекта возникли непредвиденные трудности, о которых я сегодня не хотел бы говорить. Хочу быть честным по отношению к своему правительству, которое поддержало этот проект, и к своим партнерам, которые должны были построить «киномобиль», поэтому в какой-то момент я аннулировал контракт на его поставку. Возможно, смогу рассказать что-то более подробно года через два.
- Почему вы решили реализовать в своем кинотеатре возможность онлайн-рассадки? Часто ли случались скандалы между зрителями из-за мест?
- Да, до недавнего времени в Узбекистане билеты в кино продавались без мест. И когда я видел, как публика штурмует кинозалы во время показа «Мстителей», мне было стыдно за то, что мы не можем предложить нашим зрителям удобную систему выбора и бронирования мест. Как раз во время поездки в Америку мы смогли договориться с российской компанией «Премьер Зал», которая поставила нам свою программу «Бокс-офис». Сотрудники компании всячески помогали нам в отладке и запуске этой программы, за что я им очень благодарен. А зрители, получившие возможность цивилизованно выбрать места при покупке билетов онлайн, избавлены от необходимости устраивать гонки по зрительному залу.
- Как вы относитесь к недавно созданной в России Ассоциации владельцев кинотеатров?
- К АВК я отношусь очень положительно и по-хорошему завидую своим российским коллегам, которые входят в эту организацию. К счастью, среди членов АВК есть и мои российские друзья, которые охотно делятся со мной опытом, в том числе и тем, который был получен благодаря участию в работе Ассоциации.
- Какие тенденции современной киноиндустрии вы хотели бы отметить?
- Когда я был в Америке, то в очередной раз убедился, что современное кино движется в сторону аттракциона, видеоразвлечения, тогда как традиционное художественное кино уходит на другие платформы - ТВ, онлайн и т.д. В кинотеатры люди стали ходить больше для развлечения.
Десять лет назад на кинорынках и «Кино Экспо» на стендах таких компаний как «Деловая Русь» и «Техника+» были представлены в основном попкорн и кола, а сейчас их ассортимент поражает воображение. Кроме того, на рынке появилась новая белорусская компания «Киномаркет».
И если раньше громко хрустящих попкорном зрителей могли и пристыдить, то сегодня все привыкли к тому, что большинство посетителей кинозалов сидят там с продуктами.Кто: Фаррух Туляганов