Каждый фильм - это маленькое чудо
27 июня состоялся цифровой релиз драмы «Американская "мечта"», обладательницы приза Венецианского кинофестиваля за «Лучшую режиссуру» и приза кинофестиваля SXSW за «Лучший художественный фильм». Мы поговорили с создателями фильма Логаном Джорджем и Селин Хелд.
Корр: «Американская "мечта"» - ваш полнометражный дебют. Почему вы решили обратиться именно к такой сложной теме?
Логан Джордж и Селин Хелд: Впервые мы спустились в Туннель Свободы в Нью-Йорке в 2012 году. Сам туннель действительно повлиял на нас: это потустороннее место под землей, которое сотни людей в 80-е годы называли домом, пока не были вынуждены покинуть его в 1989 году. После того первого визита мы сняли два документальных проекта о бездомных в Нью-Йорке, и кульминацией всего этого стал фильм «Американская "мечта"». В конечном счете, несмотря на все исследования и годы, которые мы потратили на них, нашей целью всегда было просто рассказать эту маленькую, честную историю матери и дочери. Это вымышленная история, построенная на основе того, что мы обнаружили в ходе этого интенсивного исследовательского процесса, но мы не хотим, чтобы она означала что-то большее, чем та маленькая история, которую она повествует.
- Вы намеренно показали мир, в котором существуют герои, настолько неприукрашенным?
- Мы всегда стараемся рассказывать истории, в которых нет ни героев, ни злодеев. В реальной жизни мы чувствуем, что каждый считает себя героем своей истории - независимо от того, кто он такой. Поэтому, рассказывая историю о Никки и Малышке, мы считали важным, чтобы они были сложными персонажами, и чтобы мы не романтизировали и не осуждали их борьбу.
- Кому лично вы сопереживали в фильме?
- Сложный вопрос - мы старались сделать всех персонажей в какой-то мере эмпатичными. Даже люди, которые потенциально могли бы помочь Никки - женщина, которая спускается в туннель, женщина из транспортного управления Нью-Йорка (MTA) в метро, женщина в церкви - у всех у них добрые намерения. В фильме нет никого явно недоброго, все просто борются за себя, за выживание. Мы надеемся, что зрители испытают некоторое сочувствие к персонажам фильма, но мы приняли сознательное решение не вести их в том или ином направлении.
- Конец фильма был для вас сразу таковым, как это показано на экране, или были альтернативные версии?
- Окончательный выбор Никки был очевиден нам с самого начала. Это путешествие от эгоизма к самоотдаче. Мы хотели исследовать идею, каково быть матерью - в том смысле, что не каждой суждено быть матерью.
*Далее спойлеры*
Есть два очевидных варианта концовки: либо Никки находит Малышку и забирает ее домой, либо она вообще ее не находит. Но в обоих этих сценариях Никки на самом деле не меняется как персонаж. Поэтому с точки зрения повествования было важно найти "третий вариант", который был бы тем выбором, который действительно могла бы сделать Никки, хотя при этом невероятно жестким и жестоким решением.
- В России фильм уже успел получить положительные рецензии от критиков. Все они отмечают уникальный тандем главных героинь, и особенно «Малышку» Жайлу Фармер. Как она в столь юном возрасте ощущала себя на съёмочной площадке?
- Жайла - средний ребенок из пяти братьев и сестер, поэтому она действительно наслаждалась всеобщим вниманием! Мы выбрали Жайлу в мае 2018 года, надеясь снять «Американскую "мечту"» осенью того же года. Наше финансирование сорвалось, и мы не снимали до весны 2019 года, поэтому потратили год на знакомство с Жайлой и ее семьей. Мы очень сблизились со всеми пятью детьми семьи Фармер, забирали их из школы, вместе путешествовали - но именно с Жайлой мы провели много времени, работая над ролью. Мы переписали роль так, чтобы она подходила ей: как она разговаривает, что ей нравится и что не нравится. Она удивительная маленькая девочка, и к концу съемок подружилась со многими членами съемочной группы!
- Согласны или вы с цитатой «Это история об одиночестве в толпе, об ответственности и тяжести выбора, о том, что каждая мечта имеет свою цену»?
- Это прекрасная цитата. Мы надеемся, что после того, как зритель посмотрит «Американскую "мечту"», он почувствует, что Никки может пройти мимо него по тротуару, может сидеть рядом с ним в метро. Мы все так часто существуем сами по себе, и, когда мы писали «Американскую "мечту"», мы часто думали о том, что было бы, если бы Никки могла просто принять помощь, Малышку всё равно могли бы забрать у нее, но, возможно, она все еще смогла бы общаться со своей дочерью, или Никки может измениться и стать тем человеком, который сможет позаботиться о своей дочери. Однако Никки не принимает помощи, и ответственность за ее дочь ложится исключительно на ее плечи на протяжении всего фильма. У Никки есть сильное недоверие к системе - огромная причина, по которой она вообще привыкла жить в туннеле, - и это недоверие имеет серьезные последствия и для Малышки. Так что да: мы абсолютно согласны с цитатой.
- Еще одна цитата: «Мир вокруг по нашим понятиям непривычно сердоболен, и терпящей крушение молодой женщине не раз предложат помощь - поесть, пристроить ребенка… Но, едва собеседник возьмется за телефон, героиня пускается наутек… авторы явно растеряны перед таким человеческим феноменом и не могут внятно объяснить ни зрителям, ни себе мотивы своей героини: она бунтует, но против самой себя, учиняя своего рода акт упорного и последовательного саморазрушения». Расскажите, пожалуйста, каковы истинные мотивы главной героини.
- Многие семьи, которые имели дело со Службой защиты детей в Америке, особенно в Нью-Йорке, испытывают невероятное недоверие к этой системе. Родителям страшно доказывать, что они могут позаботиться о своих детях и что у них есть для этого ресурсы. Никки в ужасе от того, что у нее могут отнять Малышку. Она знает, что ACS (Ассоциация детских служб, агентство, созданное для защиты детей в Нью-Йорке) немедленно заберет Малышку и сочтет ее неподходящим опекуном для Малышки. Хотя она, возможно, все еще могла бы посещать Малышку под присмотром, пройдут годы, прежде чем она сможет вернуть Малышку себе. Мы действительно верим, что подавляющее большинство правительственных учреждений, сторонних наблюдателей, некоммерческих программ имеют благие намерения, но мы хотели показать, как трудно некоторым людям доверять незнакомцам, когда они пострадали от системы в прошлом.
- Почему вы выбрали путь режиссера?
- Мы оба изучали актерское мастерство в университете и познакомились там. У нас была непродолжительная, около года, актерская карьера после окончания обучения, но мы чувствовали, что есть истории, которые мы хотели бы рассказать, которые еще не существуют. Итак, мы вместе начали писать «Американскую "мечту"» и сняли наш первый короткометражный фильм "Mouse". Сегодня мы не можем представить себе иную карьеру.
- Считаете ли вы, что зрители во всем мире сейчас охотнее выбирают попкорн-муви? Как мотивировать их на поход в кино на авторский фильм?
- Наша цель - представить миры, которые не являются «черными» или «белыми», а полны «серого»: нравственно сложных персонажей. Современные попкорн-муви, похоже, основываются на героях и злодеях и четком выборе, который легко понять, но мы думаем, что зрители устают от одних и тех же старых формул и жаждут фильмов, которые бросают вызов их представлениям о добре и зле. Наш следующий фильм - скорее жанровый, и мы надеемся, что его уникальное ощущение объема и острых ощущений вернет зрителей в кинотеатр, показывая персонажей, которые бросают вызов условностям и могут удивить вас тем, насколько вы с ними связаны.
- Что бы вы посоветовали посмотреть зрителям в России помимо «Американской "мечты"»? Какие фильмы произвели на вас впечатление?
- «Капернаум» Надин Лабаки - наш самый любимый фильм на похожую тему, «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды - еще один невероятный фильм о семье и маленькой девочке, а «Развод Надера и Симин» - это также прекрасный, душераздирающий фильм о трудном выборе с детьми.
- Смотрели ли вы фильмы российского производства? Работы каких российских режиссеров вам ближе всего по духу?
- Нам нравятся работы Кантемира Балагова и Андрея Звягинцева - «Нелюбовь», «Левиафан» и « Дылда» невероятны. Работы Балагова и Звягинцева сильные, удивительно честные, и мы их большие поклонники.
- Что бы вы порекомендовали молодым режиссерам и сценаристам, которые мечтают представить свой фильм на международных кинофестивалях?
- Не пытайтесь снять фильм, который, по вашему мнению, мог бы быть представлен на фестивале. Сохраняйте ясный взгляд, сильную историю, основанную на том, что вам нравится, на истории, которую вы хотите рассказать. Каждый фильм - это маленькое чудо: в нем сотня движущихся элементов, это масштабная совместная работа, которая имеет право существовать, только если у сценариста / режиссера есть четкое видение и стоящая история, которая поднимает их с постели каждый день. Фестивальный опыт - это просто бонус.
Кто: Логан Джордж и Селин Хелд