«Хочу играть главных положительных героев»

«Хочу играть главных положительных героев» Егор Пазенко
01.03.2011

В последний день января в Москве прошла XIV ежегодная церемония вручения премий по итогам года в кино- и видеобизнесе «Блокбастер». Последние три года ее ведут популярный актер театра и кино Егор Пазенко и его супруга, продюсер Алена Сидоренко. Наш корреспондент поговорил с артистом о его недавних работах и творческих планах.


В последний день января в Москве прошла XIV ежегодная церемония вручения премий по итогам года в кино- и видеобизнесе «Блокбастер». Последние три года ее ведут популярный актер театра и кино Егор Пазенко и его супруга, продюсер Алена Сидоренко. Наш корреспондент поговорил с артистом о его недавних работах и творческих планах.

«Кинобизнес сегодня»:  Почему вы решили принять участие в проекте «Танцы со звездами» на канале «Россия 1»?

Егор Пазенко: Для того чтобы испытать себя. Я всегда стараюсь соблюсти некий баланс, не соглашаясь на сомнительные предложения, которые могли бы навредить моей актерской репутации. Например, я не стал бы участвовать в конкурсе на лучшую домохозяйку или в боксерских поединках. Но танец — это такая же часть актерской профессии, как и вокал, и я захотел попробовать себя в этом проекте, надеясь, что он поможет моему развитию как актера. Я решил заняться этим осознанно, поскольку танец — это прекрасный и, что немаловажно, эстетичный способ повышения рейтинга. Кроме того, мне очень хотелось вновь почувствовать себя студентом, который многого не умеет и должен учиться.
Участвуя в этом проекте, я получаю давно забытые эмоции. Я понимаю, что ко многому не готов, и радуюсь тому, что, как творческая (надеюсь) личность, вновь могу приобщиться к такому искусству как танец. Недаром по степени значимости в Школе-студии МХАТ, где я учился, хореография была второй среди изучавшихся дисциплин, сразу после актерского мастерства.

— До прихода в этот телепроект вы занимались танцами?

— Нет, мои танцевальные навыки были заложены в студенческие времена, и с тех пор мне не выпадало шанса их совершенствовать. Какие-то базовые основы танца получают, наверное, все выпускники театральных вузов, но профессиональной подготовки у меня не было. В своей жизни я всерьез занимался только водным поло и сейчас понимаю, что искусство красиво двигаться во многом сродни спорту. Три недели ежедневных репетиций по два раза в день убедили меня в том, что серьезные занятия танцами — это нелегкий труд. Повторюсь: я чувствую себя молодым студентом, ведь каждый день чему-то учусь, и это дает мне совершенно непередаваемые положительные эмоции. Вот сейчас мы репетируем танго… Я посмотрел, как исполняют настоящее танго аргентинские танцоры,— это высочайшее искусство. Искусство переживания, искусство взаимопроникновения, взаимодействия с партнером — то, чему учил Станиславский, на чем основывается вся актерская профессия.
Пока идет отборочный тур, мы с партнершей, моделью Еленой Кулецкой, пока не вылетели (смеется), и это уже хорошо. Мы стараемся сделать из каждого танца мини-спектакль, чтобы рассказать в нем какую-то интересную историю. И эту историю надо прожить, ее невозможно сыграть, потому что зритель сразу почувствует фальшь. Это захватывает, и я очень доволен проектом.

— К тому же участие в нем добавляет вам популярности.

— Конечно, хотя я считаю, что популярность актера в телепроектах должна обязательно подкрепляться фильмами. Актер должен играть разные роли, нельзя останавливаться на одном, пусть даже очень удачном амплуа. Чем многограннее и шире диапазон сыгранных актером характеров, тем интереснее каждая его роль. Я надеюсь, что  «Танцы со звездами» дадут мне толчок для чего-то нового. Рассчитываю, что научусь свободнее двигаться в кадре. Не хочу загадывать, чем этот проект для меня закончится, поживем — увидим. Но я знаю, что, если в каком-нибудь фильме мне придется танцевать — неважно, будет ли это танго, квикстеп или ча-ча-ча, - я буду готов к этому.

— Давайте поговорим о вашей недавней крупной работе — главной роли в телефильме «Настоятель». Расскажите о работе над этой картиной.

— Жизнь постоянно подталкивает людей к каким-то действиям. Происходят разные события, хорошие или плохие, и кто-то начинает пить, кто-то читает мантры, кто-то бросается в занятия йогой, а кто-то едет на Гоа… Что касается меня, то в последние годы я стал чаще ходить в храм, стал лучше понимать православие.

— Для этого была конкретная причина?

— Наверное, толчком к этому стала поездка на Святую гору Афон. Вернувшись оттуда, я практически сразу получил предложение сняться в «Настоятеле», причем создававшая этот фильм компания утвердила меня сразу, без проб. Может быть, и совпадение.
Или такой момент. В Ватопедском монастыре, который я посетил на Афоне, есть довольно редкая икона Божьей Матери «Всецарица». Таких икон, как и списков (копий) с них, довольно мало в наших храмах. Так вот, когда во время съемок «Настоятеля» я впервые вошел в «свой» храм (реальный храм, в котором снимались некоторые сцены), я сразу увидел эту икону, точнее, список с нее, привезенный из Ватопедского монастыря. Тогда я воспринял этот факт как некое знамение. Таким образом, «Настоятель» стал новой ступенькой в моей актерской карьере. Прочитав обсуждение картины в Интернете, я понял, что зрителям она очень понравилась (об этом свидетельствуют и рейтинги: лента заняла шестое место в списке всех передач и первое — в списке всех показываемых фильмов за неделю). Многие люди, посмотревшие этот фильм, приветствуют сюжеты, в которых рассказывается о том, как человек может изменить свою судьбу. Герой «Настоятеля» — бывший криминальный авторитет, который становится священником. Казалось бы, как бандит может стать священнослужителем? Но оказалось, что он был некрещеным и, когда пришел к Богу, окрестился — он сумел очиститься. Таким образом, главный посыл этой ленты в том, что каждый человек в силах радикально изменить свою жизнь, перейти с темной стороны на светлую, из зла — в добро. В течение нескольких последних лет мое мироощущение несколько изменилось по ряду причин, и то, что мне именно в это время предложили роль настоятеля, я считаю не просто совпадением, а знаком судьбы.
Мне кажется, что за последнее время люди в нашей стране устали от чернухи, от криминала, от насилия, которым заполнены телепередачи и, в меньшей степени, киноэкраны. Зрители ждут добрых фильмов, картин о настоящих героях, которые творят добрые дела, побеждая зло без показного насилия. Мой герой, настоятель, тоже борется со злом, но он никого не убивает и даже не ранит — он оглушает и связывает противников. Вот такие главные роли мне и хочется играть — положительных героев, которые побеждают плохих парней, но в процессе борьбы им не нужно ходить по горам трупов. И я рад, что мне удалось сыграть роль настоятеля, который олицетворяет такого героя. Если раньше большинство моих киноперсонажей были злодеями, то настоятель ознаменовал смену амплуа.
В последнее время я стал чаще отказываться от предложений сыграть отрицательного героя. Многие мои друзья удивляются, почему я отказываюсь от работы, но, если на вопрос, какую роль мне предстоит исполнить, мне отвечают, что это будет «главный отрицательный персонаж», я отказываюсь, не читая сценария. Я понял, что уже сыграл слишком много таких ролей — при этом ни в коем случае не мерзавцев! Мои герои были жесткими, сильными, но честными, они никого не предавали — они просто играли не на той стороне. И в «Личном номере», и в «Каменной башке», и в «Меченосце» мои персонажи не были подлецами или негодяями. Они были плохими парнями, они противостояли главному герою — и им суждено было проиграть. В своем роде все они — рыцари.
Снявшись в «Настоятеле», я надеюсь, что меня заметят режиссеры большого кино, и я смогу сыграть еще не одного положительного героя.

— Вашей последней работой в большом кино стал отрицательный персонаж в картине «Близкий враг». Александр Атанесян пригласил вас на эту роль, помня о вашем амплуа?

— Я думаю, что предложение пригласить меня на эту роль исходило не от режиссера, а от продюсеров — Михаэля Шлихта и Пола Хета, с которыми мы знакомы давно, еще с «Личного номера» (фильм 2004 года.— Прим. ред.). Они были уверены, что я смогу сыграть такую роль хорошо, и я рад, что Атанесян тоже в меня поверил. Я согласился на работу в этой картине, потому что мой герой был не подлецом и погиб достойно. Его просто переиграли в честной борьбе. Надеюсь, что эта роль у меня получилась. Большое значение имеет похвала друзей - а после выхода «Близкого врага» многие друзья, не имеющие отношения к кино, поздравляли меня с удачной ролью.

— То есть похвала зрителей для вас важнее похвалы коллег по цеху?

— Важно и то, и другое. Конечно, положительная оценка твоего труда со стороны коллег, продюсеров и режиссеров тоже ценится весьма высоко. Кстати, после «Настоятеля» мне звонили очень уважаемые представители отечественной киноиндустрии и поздравляли с хорошей ролью. Особенно приятно то, что со многими из них мы не общаемся регулярно,— значит, они специально позвонили, чтобы отметить мою работу в этой картине. Так что роль в «Настоятеле» принесла мне признание многих коллег. Кстати, от компании, снявшей эту картину, следом поступило предложение сняться в новом проекте, и тоже в главной роли. Руководители компании «ТрииксМедиа» отметили высокие рейтинги «Настоятеля» и пригласили меня сниматься в новом телевизионном полнометражном фильме «Сибиряк». Режиссером «Сибиряка» стал Игорь Москвитин, оператор-постановщик — Валерий Мюльгаут, работавший с Владимиром Бортко над «Мастером и Маргаритой». Я доволен работой с этой компанией, к тому же это моя вторая подряд главная положительная роль. Там есть и замечательная любовная линия…

— Выходит, что после «Настоятеля» ваше амплуа начало меняться в сторону добродетельных персонажей?

— Я думаю, что это началось не с «Настоятеля». Этот фильм стал первой крупной работой в образе «хорошего парня», но своего первого такого героя я сыграл в мини-сериале «Исчезнувшие». Я благодарен продюсерам этой картины Анатолию Максимову и Джанику Файзиеву и режиссеру Вадиму Островскому, которые утвердили меня на роль Гонты. Очень приятно, что два года подряд эту военную драму показывают на 9 Мая, все четыре серии сразу. Мой герой в этом фильме — очень многогранный, у него есть своя увлекательная история, и я думаю, что эта роль начала менять мою «карму» — вектор повернулся в другую сторону. Я горжусь этой ролью. Мне приятно, что признанные профессионалы кинобизнеса поверили в меня и не разочаровались в результате.

— О какой роли вы мечтаете?

— Я очень бы хотел сыграть в большом историческом фильме — естественно, положительного героя. Что-нибудь из древнерусской истории, времен крещения Руси. Это должна быть такая роль, чтобы к ней надо было основательно готовиться, например, ходить в спортзал, учиться фехтовать на мечах и мастерски держаться в седле.

— Это должен быть боевик?

— Скорее, историческая драма с элементами экшен. Я не хочу играть Конана-варвара, я мечтаю о серьезной картине с драматическим сюжетом. В картине моей мечты обязательно должна быть драма, любовная история, и, конечно же, необходимы элементы боевика. Возможно, это будет фильм о героических буднях наших спецслужб. Почему агент английской разведки на службе Ее Величества является любимым героем зрителей всего мира? Потому что у него позитивный образ! Почему наш разведчик не может быть таким же? У меня есть много идей создания фильмов, в которых я хочу выступить продюсером. Есть конкретные сценарии. В последние годы кризис подкосил нашу киноиндустрию, но я уверен, что все наладится и мы начнем снимать много хороших картин. Я считаю, что имеет смысл делать ленты с небольшим бюджетом, но с прицелом на обязательный кассовый успех. К сожалению, сегодня создается впечатление, что продюсеры совершенно не заинтересованы в прибыльности своих картин — и статистика вашего журнала это подтверждает. Между тем мы можем снимать именно такое кино, каким мне хотелось бы заниматься,— недорогое коммерческое кино, в том числе в копродукции. Мы общаемся с людьми, которые занимаются кинобизнесом в Индии, на Кипре и в других странах. Многим нашим соотечественникам, экономически активным людям, которые ходят в кино, хочется увидеть море и ощутить себя на отдыхе не раз-два в году, а чаще — и мы можем дать им такую возможность, снимая увлекательное панорамное кино на том же Кипре. Уверен, можно весьма недорого снимать красивые, зрелищные картины, которые люди будут с удовольствием смотреть и лет через двадцать.

Кто:  Егор Пазенко

Возврат к списку