Хороший сценарий нужен и фильму, и трейлеру

Хороший сценарий нужен и фильму, и трейлеру Аля Береславцева
08.04.2021

Продюсер Аля Береславцева - директор, соучредитель и генеральный продюсер студии Lateral Summer - в интервью нашему журналу рассказала о том, как экономить, но не мелочиться.

«Кинобизнес сегодня»: Аля, давайте начнем издалека. Вы же юрист, как вы попали в мир кино?

Аля Береславцева: Благодаря юриспруденции. Я возглавляла собственную юридическую компанию и консультировала по вопросам авторского права и интеллектуальной собственности. В этой области было довольно много работы, связанной со сценарными практиками, например, персонажи должны отвечать определенным критериям, чтобы охраняться авторским правом, нужно разбираться в арках героев, знать, что такое персонаж, двигающий историю, и многое другое. Очень много интересных часов было посвящено обсуждению сценариев. Правовая охрана и защита кинематографических произведений - увлекательное направление. Кроме того, работа продюсера не так уж сильно отличается от большой юриспруденции - нужно уметь организовывать процесс, собирать команды и поддерживать их.

В какой-то момент я поняла, что мне интересно заниматься кино более плотно, и с 2019 года полностью посвятила себя работе в роли продюсера и директора студии Lateral Summer. С тех пор мы выпустили несколько интерактивных проектов - сериал «#Кто_ты» и пилот «СГ: Слепоглухой/Супергерой», создали иммерсивный Zoom-триллер «Ничего страшного» - интерактивный скринлайф-спектакль, сейчас готовимся к премьере большого и пока секретного VR-проекта. Мы много занимаемся креативным консалтингом и образованием. Параллельно все равно приходится читать лекции по авторскому праву, в котором, как выяснилось, наши кинематографисты не то чтобы очень подкованы: деятельность продюсера тесно связана с договорной работой, а делиться опытом всегда интересно.

- Как снять хороший ролик без бюджета - пожалуй, основная мысль всех креативщиков и заказчиков, особенно в моменты кризиса, в котором мы живем перманентно. Возможно ли это в принципе?

- Надо начинать с истории. История - краеугольный камень любого аудиовизуального проекта. Цепляет всегда история, без нее эффекты просто бесполезны.

В целом, бюджет и экономия средств - это то, с чем вынужден засыпать и просыпаться каждый продюсер, но жизнь в ритме постоянно сокращающихся ресурсов заставляет нас пересматривать отношение к съемкам, и неважно, говорим мы о кино или о рекламе. К привычным проблемам и рискам цифровой, рекламной и киноотрасли добавились пандемия, резко выросшая волатильность рынка, падение доходов, тревожность и постоянная адаптация к непредсказуемой реальности. Тотальный форс-мажор - новый тренд. По данным АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России. - Прим. ред.), за первое полугодие 2020 года российский рекламный рынок сократился на 9% по сравнению с 2019-м, рынок региональной рекламы пострадал еще больше. Люди блокируют любую рекламу, но при этом ищут хорошие истории. Современная рекламная и киноиндустрия дошла до точки и пытается переосмыслить сама себя и играть по новым правилам. Бренды чаще используют кино (бренд-контент) как рекламный инструмент. У киноиндустрии и рекламы вообще много общего, например стремление выжить в условиях новой реальности и любовь к преодолению, казалось бы, безвыходных ситуаций. Поэтому у нас появился прекрасный повод поговорить о том, на чем (и как) можно сэкономить при планировании съемок.

Для обеих индустрий сторителлинг - рассказывание историй - это все, это главный человеческий гибкий навык. Нобелевский лауреат, создатель теории поведенческой экономики Дэниел Канеман в своей книге «Думай медленно… решай быстро» (Thinking, Fast and Slow) пишет, что именно так работает память: она создает истории и сохраняет их для будущего. Мы воспринимаем жизнь как сюжет и хотим, чтобы история закончилась хорошо.

- А как же взрывы, гонки на луноходах, столкновения с астероидами и прочие невероятные эффекты?

- Это прекрасно, но не главное. «Армагеддон» мы любим за то, что обычный бурильщик в невероятных обстоятельствах делает выбор - вернуться к дочери или пожертвовать собой ради ее счастья, а не за графику или красивые скафандры. «Ведьма из Блэр» наводит ужас и на современных зрителей, хотя была снята в свое время за три копейки.

Красивая картинка - это важно, но сконцентрировавшись на истории, а не на технических фокусах, мы выигрываем самое ценное - эмоции и внимание зрителей. Можно взять дорогую камеру, заказать лучшую графику и нанять самый дорогой продакшен, но все это бесполезно, если история не цепляет зрителя.

- История, способная увлечь и вдохновить, близкая и понятная каждому, - ключ к успеху, но как этого добиться?

- Если мы говорим только о кино - нам нужен дуэт сценариста и продюсера. Тогда при разработке проекта сценарист закладывает бюджетные ограничения уже на уровне креативных решений, без потерь для самой истории. Это сложное и редкое сочетание. Считается, что сегодня на рынке нехватка сценариев и идей. У меня обратное впечатление: мне кажется, проблема в коммуникации. Сценарии и идеи не попадают к продюсерам. У нас, скорее, нехватка сценарных агентов, которые стали бы связующим звеном. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос с креативным агентством «Инсайд Промоушен», чтобы создать некое объединение сценаристов и доносить их проекты до конечного потребителя - продюсера и, в итоге, зрителя.

Если речь идет о рекламном продукте, то тут все немного сложнее - нам нужен не просто сценарист, а сторителлер. В бизнесе за истории традиционно отвечает маркетинг, но маркетолог далеко не всегда может найти яркий нарратив, а тем более создать на его основе стоящий сценарий.

В сторителлинге бренд и его продукты - внутренний герой истории, а внешний герой - ваш зритель, и тут уже бренд и продукт - второстепенные персонажи, которые помогают изменить мир зрителя. Секрет успеха - в командной работе. Заказчик со сценаристом (сторителлером) отправляются в увлекательное путешествие по исследованию магии и ДНК бренда, и в результате рождается прекрасная история, живые персонажи. Так устроена дорога к сердцу зрителя.

- Хорошо, история есть, но где взять на нее бюджет?

- Если мы говорим о ролике, то до сценария мы определяем условную «вилку», в которую должно уложиться производство фильма. В идеале на стадии сценария продюсер и сценарист уже проработали основные моменты, связанные с ограничениями по бюджету, - количество персонажей, сцен, локаций и так далее. Для заказчика важно понимать, что до готового сценария бюджет просчитывается очень примерно, с ориентиром на стандартные ставки. Получив готовую драматургическую основу, продюсер, режиссер и заказчик снова должны вернуться к командной работе и подумать, как оптимизировать съемки.

Заказчик в этом случае может помочь сэкономить бюджет, предложив продакшен-компании воспользоваться ресурсами, принадлежащими ему или дружественным ему лицам (локациями, транспортом, костюмами, реквизитом, техникой), обеспечив едой на площадке - бесплатно или со значительной скидкой.

- А в кино?

- Существуют классические способы снизить смету. Например, снимать в несезон. Большинство крупных проектов снимаются с мая по октябрь, что позволяет в другое время заполучить обычно занятых специалистов и добиться скидки на технику. Детальное планирование и опытный второй режиссер помогут избежать доплат за переработки команды на съемках. Планирование не предотвращает рисков, но обеспечивает возможность восстановления, если происходит какой-то провал. Можно сделать ставку на талантливых, а не на самых известных актеров. Плюс привлечение для решения части задач (например, производства несложной графики) специалистов из регионов.

- На чем или на ком нельзя экономить?

- На ключевых участниках съемочного процесса и постпродакшена: уговаривать их работать «ниже рынка» или с огромными переработками - очень плохая идея. Кино делают люди, и от их таланта и находчивости зависит художественная ценность и скорость работы. А от скорости съемок зависит бюджет всего проекта. Эд Кэтмелл, один из создателей студии Pixar, не устает повторять, что «если вы даете хорошую идею посредственной группе, то они только разовьют ее, но если вы дадите посредственную идею великолепной команде - они исправят ее или выкинут и найдут что-то новое».

Джим Джармуш снял свой первый фильм за 12 тысяч долларов и почти сразу стал легендой. Студия Columbia Pictures специализировалась на создании малобюджетных лент с коротким хронометражем, в мейджоров и мейнстримщиков они превратились, воюя за каждого зрителя в кинотеатрах с низкой арендной платой.

Это не значит, что надо работать только с начинающими авторами. Вам нужны те, кто не готов поступиться качеством, но готов идти вам навстречу и придумывать художественные решения в соответствии с вашим бюджетом.

Креативность должна дружить со здравым смыслом и надежностью. Вы точно не хотите получить фильм спустя пару лет после дедлайна. Спрашивайте рекомендации и особенно обращайте внимание на компании, успешно организовавшие дистанционную работу во время пандемии.

Ну и напоследок: нельзя игнорировать сметное удорожание. Самое вредное из бюджетных заблуждений - «все будет идти по плану и без дополнительных расходов».                         

Кто:  Аля Береславцева

Возврат к списку