Хоррор - прекрасная основа для того, чтобы рассказывать драматические истории

Хоррор - прекрасная основа для того, чтобы рассказывать драматические истории Святослав Подгаевский и Иван Капитонов
13.07.2017

Заместитель главного редактора «Кинобизнеса сегодня» расспросил продюсера Ивана Капитонова и режиссера Святослава Подгаевского о перспективах жанра ужасов и об их подходе к совместному творчеству.

Евгений Володин: Почему вы выбрали этот жанр - ужасы?

Святослав Подгаевский: Как режиссер, я изначально хотел попробовать себя в триллере, даже написал несколько сценариев, но выяснилось, что с этим жанром никто не умеет и не хочет работать - мало кто может оценить коммерческую привлекательность проекта, не было успешных примеров. А хоррор имеет тот же уровень саспенса, но с уклоном в мистику и фантастику. Я подумал, что эти жанровые ингредиенты могут быть интересны более широкой аудитории. Начал искать идеи, углубляться в жанр, и он оказался очень увлекательным.

QS раз.jpg  Иван Капитонов: Я, кстати, уверен, что время русского триллера еще настанет. Как только кто-нибудь сделает первый успешный триллер, сами понимаете, что будет...

Вы, разумеется, помните, что в нашей киноиндустрии был довольно длительный период, когда неплохим спросом пользовались низкобюджетные комедии. «Снимай комедии, как все, кому нужны твои фильмы ужасов!» - обычная продюсерская реакция того времени. И это понятно, ведь именно комедии были единственным жанром, который мог отчасти гарантировать окупаемость производственного бюджета. Однако в какой-то момент произошло перенасыщение рынка, зритель устал от бесконечных комедий, и их сборы стали падать. Мы в компании «Ультра Стори» (это была моя совместная компания с Enjoy Movies) стали искать альтернативные и еще не развитые в России жанры, и в результате наших исследований и анализа рынка выяснилось, что вполне востребованным и рентабельным жанром может оказаться хоррор. Кроме того, ужасы и комедии во многом похожи: оба жанра не требуют высоких бюджетов, и оба работают на конкретную эмоцию; проще говоря, люди приходят в кино посмеяться или, наоборот, испугаться. Ведь страх - это неотъемлемая сторона жизни любого человека: все мы в детстве рассказываем друг другу жуткие истории, а позднее нас увлекают разного рода мистические истории и предания, связанные со странными и необъяснимыми явлениями. Многие люди, не позволяющие себе испытывать в реальной жизни страх и ужас, во время кинопросмотра расслабляются и дают волю чувствам. Есть масса исследований, которые говорят о том, что фильмы ужасов обладают сильнейшим психотерапевтическим эффектом. В общем, мы поверили в жанр и начали разработку нескольких проектов, но тут появился Слава с готовым сценарием «Пиковой дамы».

- «Пиковую даму» в итоге весьма успешно прокатала «Вольга». Эта же компания, если я ничего не путаю, участвовала и в продюсировании ленты?

- Да, они включились в работу на определенном этапе. У нас уже имелся материал, на основе которого можно было сделать вывод, что фильм стопроцентно жанровый, - отличное изображение, хлесткие «скримеры», умело созданная мистическая атмосфера. Мы благодарны всем нашим сопродюсерам, принимавшим участие в работе над картиной, и особенно Георгию Малкову. Именно он поверил в этот проект, и именно благодаря его профессиональной поддержке и участию «Пиковая дама» появилась на свет.

- К началу проката «Пиковой дамы» у вас уже были в разработке другие похожие проекты?

- После «Пиковой дамы» мы успели поработать совершенно независимо друг от друга: я в качестве продюсера и автора сценария сделал фильм «Маршрут построен», а Слава снял «Невесту», то есть примерно в течение года мы занимались разными проектами в составе разных производственных групп. И после того как обе эти ленты состоялись, мы подумали, что неплохо будет объединить наш опыт, продюсерские возможности и творческий потенциал для совместной работы над жанровыми картинами.

- Кто в вашем тандеме «главный по креативу»? Как происходит создание фильма?

С.П.: Кто-то из нас придумывает идею, или мы находим автора, который предлагает нам интересную тему, потом мы садимся и вместе обсуждаем - час, два или целый день, что из этой идеи может получиться. Потом, если мы находим в ней маркетинговый потенциал, а сама идея получает достаточное развитие с точки зрения драматургии, то я делаю первые сценарные наброски, Иван их редактирует, и дальше вся работа продолжается в таком вот совместном ключе, когда мы работаем тандемом, редактируя и дополняя друг друга.

- Почему вы решили создать собственную компанию QS Films вместо привлечения для реализации своих проектов других производственных мощностей? Ведь одно дело – креативный процесс, и совсем другое – финансирование производства…

И.К.: На самом деле, эти два процесса тесно взаимосвязаны, и продюсирование, строго говоря, - это не только поиск финансирования производства. Мы всегда придумываем нечто грандиозное, но бюджета для полноценной реализации всех наших замыслов никогда не хватает, поэтому возникает необходимость оптимизировать сценарий таким образом, чтобы, не умаляя первоначальной идеи, уложиться в смету, в согласованные и утвержденные бюджетные параметры. Поэтому продюсирование – это и есть креативный процесс.

Собственно, поэтому нам понадобилась собственная компания – чтобы собрать под своим началом и креативные, и продюсерские возможности, закрепляя за собой творческую и финансовую экспертизу проекта. Мы сами принимаем решение о том, кто у нас будет сниматься, кто войдет в состав съемочной группы, каким будет финальный монтаж и кто станет нашим дистрибьютором. Есть же понятие «шоураннер» в телевизионном производстве – автор оригинальной идеи, создавший сценарий как художественное произведение, получает финансирование и сам становится продюсером этого произведения, лично курируя каждый этап его производства от выбора режиссера и кастинга актеров до съемок и монтажа. По такому принципу созданы, например, «Звездные войны» и десятки других известнейших кинохитов, по этой же схеме сегодня осуществляются и самые успешные телевизионные проекты. Этот же принцип работает и в России, и мы тому живой пример.

С.П.: Хочется добавить, что выбранный нами жанр весьма специфичен, у каждого человека есть свои предпочтения и свои представления о том, каким должен быть фильм ужасов. Поэтому, если я приду в «чужую» компанию со своими идеями, то неминуемо столкнусь с непониманием, вплоть до серьезных конфликтов, что неизбежно отразится на качестве фильма. Поскольку мы с Ваней вместе делали «Пиковую даму» и в процессе работы между нами не возникало никаких конфликтов, мы поняли, что наши представления о том, как надо делать хоррор, по сути, совпадают. Мы достигли, как нам кажется, правильного и эффективного формата взаимодействия.

- Давайте продолжим проводить параллели с комедией. Если чувство юмора у всех людей развито по-разному (вспомните эпизод из «Укрощения строптивого», в котором герой Адриано Челентано плачет, смотря старые комедии, где персонажи падают), то бояться все должны более-менее одинаково. Или нет?

С.П.: Мне кажется, что критерии страха у всех тоже разные: есть люди с крепкими нервами, а есть пугливые. Один может прочувствовать весь ужас какой-либо сцены, просто прочитав ее в сценарии, тогда как другой проявит свои эмоции, только посмотрев окончательный монтаж этого эпизода с завершенным звуком и цветокоррекцией…

- Вообще, наверное, звук в хорроре имеет наиважнейшее значение по сравнению с другими жанрами?

- Да, конечно, и поэтому при работе над какой-либо сценой авторы должны четко понимать, как она будет выглядеть в окончательном варианте.

И.К.: Здесь очень важен вопрос предварительной экспертизы на этапе сценария, когда ты, прочитав сцену, понимаешь, будет это работать или нет, будет ли это по-настоящему страшно. Бывает, что плохой редактор забраковывает хороший текст, или наоборот - хороший редактор вытягивает слабый материал, находя в нем зерно, которое можно доработать, дополнить и развить. Собственно, кино должно быть придумано заранее на бумаге во всех подробностях. И только после этого сниматься.

- Итак, вы создали компанию QS Films. Расскажите, пожалуйста, о ее ближайших проектах.

- Пока мы не можем говорить подробно обо всех наших проектах, но съемки первых фильмов запланированы на лето и осень этого года. Сейчас мы в активной подготовке, дорабатываются сценарии, идет кастинг.

- Речь идет именно о съемочном периоде? Сколько времени вы закладываете на постпродукцию?

С.П.: От шести до восьми месяцев. Первую свою картину мы надеемся выпустить в прокат весной 2018 года.

- Есть ли у вас какие-нибудь предварительные договоренности с дистрибьюторскими компаниями?

И.К.: В середине лета мы представим некоторые свои проекты на питчинге независимых кинокомпаний в Фонде кино. А в сентябре планируем показать готовый материал по нескольким фильмам на «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге - уже в союзе с одним из крупных дистрибьюторов.

- Как вы оцениваете свои шансы на получение финансовой поддержки от Фонда кино?

- Сложно сказать. Мы регулярно читаем огромное количество сценариев, которые нам присылают со всей страны. И если пять-семь лет назад все авторы массово несли продюсерам комедии, то в последние год-полтора, после выхода «Пиковой дамы» и «Невесты», пошел просто шквал сценариев «ужастиков». Мы предполагаем, что в этом году на питчинг в Фонд кино будет подано много проектов фильмов ужасов, авторы которых будут апеллировать к успешному прокату наших лент. И мы надеемся, что наши собственные проекты будут выглядеть на питчинге, скажем так, не менее привлекательно.

- Хоррор как жанр делится на большое количество поджанров - фильмы про маньяков, про кровожадных зверей и т.д. Есть ли у вас какие-то предпочтения в этом плане?

С.П.: Мы надеемся, что скоро создадим много новых поджанров! (улыбается) Ну или, по крайней мере, постараемся их расширить. Но пока мы тяготеем к психологическому фильму ужасов, без крови и мяса.

И.К.: В своих новых проектах мы пытаемся расширить границы городской мистической драмы. Например, одна картина будет очень динамичной, с «плотным» монтажом, с элементами VR 360. Это такой молодежный «экшен-хоррор», близкий и интересный самой активной части киноаудитории, наследующий традиции ставших уже классическими «Звонка» и «Пункта назначения». Следующий проект - это хоррор с элементами научной фантастики, при этом сама история очень трогательная и пронзительная, наполненная глубоким драматизмом. Третий проект - назовем его «гангстер-хоррором» - в основе сюжета имеет криминальную историю и близок по духу ленте «Не дыши».

Мы хотим делать кино, близкое и понятное обычному человеку, нам важна фиксация момента. Люди должны узнавать себя, должны понимать, что это кино - про них, про «здесь и сейчас».

- Как вы себе представляете специфику работы прокатчика с кинотеатрами при продвижении фильмов ужасов?

С.П.: Безусловно, в этом жанре очень важен хороший трейлер. Он должен включать элементы хоррора, которые будут работать в самом фильме, - пресловутые «скримеры». Другими словами, если трейлер ленты способен напугать, то зритель на нее пойдет.

И.К.: Зритель должен убедиться, что это будет страшно и, самое главное, интригующе, что в сюжете будет какая-то мистическая загадка, которую он захочет разгадать вместе с героями.

- Но одними мистическими загадками сыт не будешь. Ведь невозможно постоянно эксплуатировать один и тот же, пусть и очень удачный, прием?

С.П.: Именно для этого мы и стараемся раскрывать другие поджанры.

И.К.: Мы стараемся сохранить лучшее, что удалось в наших фильмах, удержать ту интонацию, которая была найдена в «Пиковой даме», «Маршруте» и «Невесте» и которая понравилась зрителям. Но вместе с тем пытаемся найти какие-то нюансы, темы, героев, темп и ритм, которые помогут расширить аудиторию, поднять другие вопросы, сделать картины глубже, зрелищнее, изобретательнее.

- Мы говорили о том, что звук играет в хорроре чрезвычайно важную роль. А как насчет музыки? Может быть, у вас есть на примете какой-нибудь композитор, с которым вы хотели бы работать?

- Для фильма «Маршрут построен» музыку писал Евгений Рудин (DJ Грув). Сначала я отнесся к его кандидатуре с определенным скепсисом – как так, диджей будет писать музыку для хоррора? Однако Женя оказался замечательным автором, глубоко понимающим кинематограф и умеющим при помощи музыки блестяще подчеркнуть то, что нужно, в каждой сцене. Кстати, недавно одна крупная американская студия для своего нового проекта запросила у нас главный трек, написанный Грувом для «Маршрута».

- Грув был только композитором или выполнял и функции музыкального продюсера?

- Как правило, если композитор серьезный, то он берет на себя и функции музыкального продюсера. Кстати, не менее важна в хорроре и работа саунд-дизайнера. Бывает, что все эти функции - композитора, музыкального продюсера и саунд-дизайнера - совмещены в одном человеке, но все же часто саунд-дизайнера приглашают отдельно.

- На ваших проектах все так и было?

С.П.: Да, у меня в «Невесте» работали датские композиторы, отдельно был саунд-дизайнер, и отдельно - звукорежиссер.

- Как вы оцениваете современное состояние жанра хоррор в российской киноиндустрии?

И.К.: Очевидно, что до выхода «Пиковой дамы» этот жанр находился в маргинальной зоне, и немногочисленные попытки что-либо сделать в этой сфере не имели сколь-нибудь серьезного успеха. И лишь с появлением «Пиковой дамы» жанр мистической драмы стал работать на широкую аудиторию.

- На какие образцы мирового кино вам хотелось бы равняться? Лично для меня, например, главным фильмом ужасов всех времен остается «Нечто» Джона Карпентера...

С.П.: Да, безусловно, Карпентер - один из законодателей моды в этом жанре. Также хочется отметить картины Романа Полянского и Уэса Крэйвена, которые оказали большое влияние на меня как на режиссера. Если же говорить о коммерческом хорроре для широкой аудитории, то в качестве ориентиров можно назвать работы продюсера Джейсона Блума и режиссера Джеймса Вана.

И.К.: В качестве креативного продюсера я работал над лентами разных жанров, но хоррор - это моя новая любовь. Погрузившись в этот жанр, я понял, что ужасы - прекрасная основа для того, чтобы рассказывать драматические истории. Я не очень понимаю, как можно «монетизировать» драму в чистом виде в реалиях современной российской киноиндустрии, это сложный жанр для широкой аудитории, в то время как содержательная часть хоррора всегда обращается к вечным и важным ценностям и вопросам - что такое любовь, как жить после предательства, где границы доверия, как принять утрату, – и при этом такое кино весьма неплохо продается.

- Нет ли у вас опасений, что вскоре на большом экране останутся только крупнобюджетные зрелищные фильмы, а картины всех остальных жанров, в том числе хоррор, переместятся на платформы для индивидуального просмотра - телевизоры и планшеты?

- Давайте не будем забывать о феномене «совместного смотрения», когда восприятие ленты на большом экране в зале, заполненном зрителями, существенно отличается от ощущений, возникающих при просмотре этой же ленты на домашнем экране. Когда зритель смеется, плачет или боится вместе с другими зрителями, у него возникает ощущение сопричастности, чувство социального единения, которое усиливает все эмоции. К тому же смотреть хоррор в кинозале всегда страшнее, чем на экране смартфона. Например, из-за высокого качества звука, который, как мы уже говорили, имеет для жанра ужасов первостепенное значение.

- Значит, можно заключить, что жанр хоррора еще долго будет востребован на большом экране?

- Да, и этот тезис подтверждает мировой прокат – посмотрите, какая международная касса у ленты «Прочь»! Интеграция очень важных социальных тем в хоррор привлекает к этому жанру очень широкую аудиторию. В последние годы все чаще в фильмах ужасов поднимается социальная проблематика, и яркий пример тому – иранская картина 2016 года «В тени», в котором действие происходит после иранской революции, и мистические события разворачиваются на фоне прихода к власти аятоллы Хомейни и стремительной исламизации страны. Недавний успех фантастического блокбастера «Притяжение» также во многом обусловлен поднятыми в нем серьезными социальными вопросами. И мы считаем, что хоррор как нельзя лучше подходит для разговора о насущных проблемах. Утрируя, можно сказать, что в нашем тандеме Слава за хоррор, а я – за драму, и нам кажется, что в результате нашего совместного творчества у нас получаются глубокие жанровые истории, которые будут интересны широкой зрительской аудитории.

- Как вы планируете распространять свои фильмы? Не секрет, что многие современные киноленты порой приносят своим создателям основной доход от продажи на ТВ, видео по запросу и другие платформы…

- Все те проекты, которые мы сейчас запускаем, нацелены на международный прокат. Мы рассматриваем Россию как, безусловно, важную для нас, но локальную территорию, поэтому видим географию проката своих фильмов максимально широкой.                                                                 

Кто:  Святослав Подгаевский и Иван Капитонов

Возврат к списку