«Художественный» - пожалуй, самый масштабный наш проект на сегодняшний день

«Художественный» - пожалуй, самый масштабный наш проект на сегодняшний день Владимир Макаров
19.12.2020

Технический директор компании MD Technology Владимир Макаров рассказал нам об особенностях технического оснащения обновленного кинотеатра «Художественный».

Евгений Володин: Как долго вы готовились к работе по переоснащению кинотеатра «Художественный»?

Владимир Макаров: Первые переговоры о возможности нашего участия в этом проекте состоялись еще четыре года назад, спустя два года эта тема всплыла вновь, в сентябре 2019-го мы участвовали в мини-тендере и по его итогам уже в декабре прошлого года приступили к работе.

- На тот момент в вашем портфеле уже были проекты подобной сложности?

- У нас были сопоставимые по сложности оборудования объекты, работа над которыми, кстати, занимала практически столько же времени, - например, Универсальный зал Дома приемов РФ на Воробьевых горах и еще ряд объектов, о которых мы не сможем упомянуть в данном интервью. Но «Художественный» - пожалуй, самый масштабный наш проект на сегодняшний день. Помимо лучшей в мире кинопроекции, мы оснастили кинотеатр звуковым и световым концертным оборудованием, поскольку в нем предполагается проведение фестивалей, концертов, ретроспектив, образовательных мероприятий и т.д.

- Кто был заказчиком работ на этом объекте, и сколько было подрядчиков?

- Заказчик - АО «Художественный» как юридическое лицо. Кроме основного заказчика, работы контролировались Сбербанком, техническим заказчиком «СБ Девелопмент» (дочерняя компания Сбербанка). Реставрационную часть курировала компания «Фаросъ», с которой мы постоянно координировали выполнение своей части работ по техническому оснащению объекта. Авторский надзор за дизайном осуществляла компания Strelka CA, сформировавшая общее видение проекта, разработанного немецкими и испанскими дизайнерами, компания Nefa Architects курировала интерьеры - в общем, только крупных компаний, занимавшихся различными видами работ, было около десятка.

Ввиду исключительной исторической ценности этого объекта над его реставрацией и оборудованием трудилось очень много подрядчиков: авторы и соавторы проекта, авторы проекта реставрации, авторы проекта дизайна и т.д.

- Кинотеатр «Художественный» принадлежит к числу памятников культуры. Какая госструктура курировала проект - Министерство культуры?

- Насколько я знаю, Министерство культуры в нем не участвовало. Государство представлял столичный Департамент культурного наследия.

- Когда вы создавали проект, вам необходимо было координировать свои планы с реставраторами и дизайнерами. Насколько сложно было вписать кинотехнологическое оборудование в исторические интерьеры этого здания?

- Когда мы попытались совместить «стандартный» подход к созданию залов Dolby Atmos применительно к данному залу с дизайн-проектом и проектом реставрации, то поняли, что легкая жизнь нам здесь не светит. Мы говорили, как наше оборудование должно быть встроено в конструкции объекта, реставраторы поясняли, как это надо сделать, а дизайнеры показывали, как это должно выглядеть.

В итоге каждое решение рождалось в муках: например, чтобы утвердить проект звукового оснащения исторического большого зала, нам с ГАПом (главный архитектор проекта. - Прим. ред.) Strelka CA Дарьей Герасимовой пришлось срочно лететь в Лондон, в центральный офис компании Dolby, чтобы пообщаться с главным специалистом этой компании по технологии Dolby Atmos Джеймсом Седдоном, который из уважения к данному проекту посвятил нам целый день, что поистине невероятно с учетом его плотного графика.

Кстати, незадолго до нашего визита Джеймс Седдон со своей командой устанавливал звук в зале лондонского кинотеатра Odeon, в котором часто бывают так называемые королевские премьеры, когда фильмы смотрит королевская семья. В этом зале, где тоже есть балкон (но нет подбалконной зоны), Джеймс использовал одно из решений, которое чуть позже предложил нам для «Художественного». Одним из результатов того мозгового штурма стало размещение акустики в так называемых рустах - нишах в стенах, задуманных еще первым архитектором «Художественного» Федором Шехтелем. Технология Dolby Atmos предполагает строго рассчитанное размещение акустических систем (АС) в зале, и для того чтобы совместить требования технологии с имевшимися рустами, нам пришлось изрядно попотеть.

- При этом, естественно, вам нужна была и точечная настройка каждой акустической системы?

- Обязательно! Дизайн интерьера предусматривал крайне жесткие требования к оформлению стен, на которых не должны были висеть никакие посторонние элементы. Поэтому, чтобы спрятать акустику в уже имевшихся рустах, мы должны были кастомизировать (изменить под конкретные требования) практически каждую колонку. Вы не поверите, но решение этой проблемы приснилось мне во сне (мозг был всецело занят этим проектом круглосуточно). В итоге нам пришлось нарисовать в 3D зону излучения акустических систем и скорректировать конфигурацию каждой АС с учетом ее расположения и направленности. Затем мы отсканировали в 3D стандартные высокочастотные рупоры высокочастотных излучателей использованной акустики, рассчитали и нарисовали в 3D необходимые нам по параметрам рупоры для каждого канала и распечатали их на 3D-принтере. Так нам удалось добиться точного направленного излучения высоких частот именно по тем направлениям, которые требовались спецификацией Dolby Atmos. Технологии 3D-печати в условиях пандемии пришлось изучать самим в очень сжатые сроки, но мы справились! (смеется)

В итоге в большом зале кинотеатра настроено 98 каналов, для каждого из которых фактически используется своя колонка. При этом практически вся акустика задекорирована. 26 акустических систем спрятаны в стенах за декоративными решетками, 38 разместили в кессонах на потолке, 12 стоят в заэкранном пространстве, 14 установлены в потолке под балконом, и лишь шесть колонок нам пришлось повесить под историческим балконом «на виду». При этом я лично их перекрашивал, чтобы они соответствовали исторической концепции зала. В 20 АС из тех, что спрятаны в стенах, мы установили наши кастомизированные рупоры - без этого мы бы не смогли соблюсти жесткие требования Dolby.

- Как вам удалось разместить систему объемного звучания Dolby Atmos в зале такой необычной конфигурации - с балконом и ложами?

- Да, это была действительно сложная задача. В обычном зале все достаточно просто: множество каналов размещаются по строго определенному алгоритму по стенам, за экраном и на потолке, чтобы дать каждому зрителю, вне зависимости от части зала, в которой он сидит, идеальную звуковую «картинку». В большом зале «Художественного» над задней частью партера нависает огромный балкон, и совместными усилиями в Лондоне мы выработали единственно возможное решение - разделить зал на три зоны (партер, балкон и подбалконное пространство) и для каждой из этих зон спроектировать отдельную систему Dolby Atmos. Наше решение было неоднократно протестировано при пусконаладочных работах, и я могу с уверенностью заявить: мы все сделали правильно, и каждый зритель в зале получает полноценный, «фирменный» окружающий звук Dolby Atmos.

- Кроме исторического большого зала, в обновленном «Художественном» появились еще два малых и Камерный зал. Вы участвовали в их проектировании?

- Нам был предложен готовый, но довольно сырой первоначальный проект, и нам удалось внести в него существенные коррективы - достаточно сказать, что я разработал около десяти различных вариантов конфигурации этих залов. Во всех трех малых залах (втором, третьем и Камерном) пришлось, по аналогии с большим залом, кастомизировать акустику. Для этих залов мы спроектировали и изготовили 59 высокочастотных рупоров.

- Как подбиралось проекционное оборудование?

- Высочайшую планку по качеству проекции задавали амбиции заказчика, который поставил задачу сделать «Художественный» лучшим кинотеатром страны. Изначально для оснащения «Художественного» были запланированы другие проекторы, но мы предложили самый бескомпромиссный вариант - высококонтрастную модель шестилучевого лазерного проектора компании Barco. Интересно, что три малых зала мы планировали оснастить проекторами «попроще», но заказчик, узнав характеристики «флагманского» проектора в большом зале, потребовал установить такие же во всех остальных. Таким образом, из 21 проектора этой серии, произведенных компанией Barco и установленных в кинотеатрах во всем мире, четыре размещены в «Художественном». Я считаю эти проекторы лучшими из всего, что доступно сегодня в мире, и все, кто уже имел возможность оценить их качество (включая заказчика), со мной согласились.

- Очевидно, для таких проекторов потребовались какие-то специальные экраны?

- Да, чтобы сохранить равномерность изображения и избежать возникновения спеклов (крапинок. - Прим. ред.), мы установили в этом кинотеатре студийные матовые экраны. Такие экраны обычно используются в профессиональных студиях, потому что они гарантируют максимально точную цветопередачу и отсутствие искажений по всей площади изображения.

- Я обратил внимание на то, что экраны во всех залах «Художественного» прямые…

- В вогнутых экранах применяется коэффициент увеличения яркости более полутора. При этом создается спот-эффект (яркое пятно по центру экрана в центральной части зала), вызывающий сильный дискомфорт у зрителей, в особенности на первых рядах и на боковых местах. В нашем случае, с данными проекторами, радиусные экраны не требовались: выбранные нами экраны передают изображение максимально ровно, без искажений, сохраняя равномерность яркости во всех частях зала.

Кстати, в большом зале есть еще одна особенность: глубина заэкранного пространства составляет всего 90 сантиметров. В этот объем мы должны были установить пять габаритных заэкранных колонок, пять сабвуферов и два сабвуфера поддержки, каждый из которых имеет весьма приличные габариты. Кроме того, в это же пространство нам удалось встроить еще и концертный звук, и системы кашетирования (тоже уникальные и созданные именно для этого объекта) и занавеса. Таким образом, для того чтобы разместить за экраном все необходимые системы и механизмы, нам в буквальном смысле пришлось ловить каждый сантиметр.

- Зачем в современном кинотеатре понадобились кашеты?

- Это было требование заказчика - сохранить на сто процентов аутентичность пленочного кинозала, в котором форматы изображения регулировались кашетами. Для систем кашетирования пришлось сконструировать специальный механизм, позволяющий наматывать кашеты на барабан: если в обычном кинотеатре они убираются в полости вокруг экрана, то в большом зале «Художественного» отсутствует необходимое для этого пространство.

- Что для вас было самым сложным в работе с этим кинотеатром?

- Самым сложным были чрезвычайно сжатые сроки, в которые мы должны были уложиться. Начав проектировочные работы в декабре прошлого года, мы поняли, что без визита в Лондон не сможем продолжать, и попытались сделать британские визы по ускоренной схеме. Это оказалось непросто, и мы смогли улететь в офис Dolby только в середине января. Все это время строительные и отделочные работы в кинотеатре шли полным ходом, а мы не могли нормально приступить к делу. Далее практически полгода работы по проектированию шли в круглосуточном режиме.

- В каком состоянии был кинотеатр в декабре прошлого года?

- Это были стены без крыши, в зрительном зале лежал снег. Когда мы впервые приехали на объект, строители как раз разобрали остатки старых потолочных перекрытий, оставив две «исторические» фермы, и завозили на площадку новые перекрытия.

- Кстати, почему было решено оставить эти фермы? Ведь им же больше ста лет!..

- Фермы перекрытия сохранились довольно неплохо, но новый кессонный потолок требовал конструкций, выдерживающих гораздо более высокую нагрузку. Поэтому старые фермы 1909 года из клепаной «крупповской» стали были размещены на границе зрительного зала и аппаратной, там, где нагрузка не слишком высока, и для доступа к одной из них оставили небольшой смотровой люк, чтобы можно было демонстрировать ее всем интересующимся.

- Почему новый потолок оказался тяжелее?

- Помимо собственно перекрытий, он несет звуковые и осветительные конструкции, системы вентиляции и пожаротушения. Кроме того, ко всем этим системам необходимо обеспечить безопасный доступ обслуживающего персонала.

Возвращаясь к срокам выполнения работ, могу сказать, что с декабря лично я трудился над этим объектом практически круглосуточно, как и несколько наших инженеров. Поэтому сегодня мне хочется выразить благодарность за понимание моей супруге, которая осталась практически одна с пятилетним ребенком, дав мне возможность работать, даже когда я находился дома.

- Как повлияла на вашу работу пандемия?

- Пожалуй, весьма незначительно. Основная трудность, как я уже говорил, заключалась в соблюдении очень жестких сроков, а поскольку кинотеатр исторический, каждый шаг приходилось согласовывать с представителями других компаний, работающих на объекте. В результате мы тратили на совещания по три-четыре дня в неделю - два-три совещания в день длительностью до шести часов каждое! В остальное время необходимо было успевать делать всю свою часть работы, от проектирования до монтажа.

Некоторые мои знакомые говорили, что во время локдауна им было скучно. В отличие от них, нам скучать было некогда! (смеется) Фактически за время карантина нам пришлось изучить несколько совершенно новых для нас профессий: например, я освоил технологию 3D-печати, о которой до этого имел весьма отдаленное представление.

- Вы упомянули, что печатали на 3D-принтере рупоры для колонок. Это были не единственные детали, которые вы сами создавали в процессе работы над «Художественным»?

- Нет, было еще несколько мелочей. Например, стандартный лючок фирмы Legrand в полу не позволял разместить в нем все необходимые разъемы, и мы спроектировали и реализовали с помощью 3D-печати свою оригинальную «начинку» для этих лючков, которых в главном зале 20 штук. Такие лючки используются для различных целей, в том числе для подключения концертной звуковой и световой аппаратуры.

- Сколько же разнообразных проводов вам пришлось упрятать в эти стены, пол и потолок?

- Мы проложили здесь около четырех километров только акустического кабеля для звуковых кинотеатральных систем, на концертную часть понадобилось еще примерно четыре километра проводов для звука и три километра - для света. Чтобы уместить все это в уже фактически готовый кинотеатр, нам снова пришлось учитывать каждый миллиметр.

- Кроме того, наверняка надо было согласовывать каждую новую трассу с несколькими другими подрядчиками?

- Естественно. Именно поэтому у нас и проходило по три-четыре совещания в неделю.

- В стене аппаратной в большом зале - три люка, три проектора. Почему три?

- Поскольку кинотеатр планируется использовать в том числе и для проведения всевозможных фестивалей и специальных показов, необходимо было обеспечить возможность пленочной проекции. Поэтому мы нашли два хорошо сохранившихся пленочных проектора, которые после тщательной реставрации заняли свои места на двух «постах» в аппаратной.

- Где вы их отыскали?

- Мы нашли эти проекторы в одном из уфимских кинотеатров сети «Синема Парк», в котором сами же и устанавливали их в 2007 году. При этом, как вы видите, «родная» аппаратная - весьма тесное помещение, где нам пришлось разместить три цифровых и два пленочных проектора, и не только разместить, но и предусмотреть возможность их обслуживания.

- Три цифровых проектора - для трех залов?

- Да, в главной аппаратной Т-образного профиля размещены три проектора для главного зала (один цифровой и два пленочных) и два цифровых для второго и третьего залов. Проектор для Камерного зала установлен отдельно в помещении, мягко говоря, не слишком приспособленном для использования в качестве проекционной, но мы справились. Добавлю, что отдельной проблемой оказалась транспортировка проектора в это помещение: по узкой лестнице надо было поднять весьма габаритный ящик весом в 260 килограммов, не предполагающий каких-либо ручек для переноски.

- Какие оригинальные решения были использованы в трех дополнительных залах?

- В двух малых и в Камерном зале вся акустика была кастомизирована в соответствии с требованиями дизайнеров и спецификаций Dolby. Авторы проекта категорически запретили наклонять акустику, и для того чтобы гарантировать необходимое направление излучателей, нам пришлось изменить геометрию рупоров. Отстроив всю акустику во всех четырех залах, мы отправили отчет в Dolby, и компания подтвердила, что никакие характеристики звуковых систем не нарушены.

- Вы сказали, что проектировочная деятельность велась с декабря. А когда вы приступили к фактической работе?

- Реальные работы мы начали в мае. С этого времени на объекте практически круглосуточно находились двое наших специалистов: еще до начала монтажа своих систем мы контролировали некоторые виды работ строителей и отделочников и координировали все свои и их действия в реальном времени.

- Сколько всего сотрудников MD Technology было задействовано на этом объекте?

- Два человека, как я уже сказал, постоянно трудились непосредственно в кинотеатре. Все работы, касающиеся кинотехнологий, вел я сам. Кроме того, несколько специалистов проектировали механику сцены, световое и звуковое концертное оборудование. С началом монтажных работ в «Художественном» ежедневно было задействовано от шести до десяти человек, часть из которых находились непосредственно в кинотеатре, а часть - в нашем офисе. В отдельные же дни число занятых в кинотеатре сотрудников доходило до пятнадцати. А с конца июня и до окончания работ в ноябре здесь постоянно присутствовало не меньше десяти наших специалистов.

Надо заметить, что все эти специалисты - не подсобные рабочие, а инженеры высокого класса.

- Можно сказать, что на работе в «Художественном» был задействован весь коллектив вашей компании?

- Нет, мы успевали выполнять часть работ и на других участках. Инженерная команда MD Technology насчитывает восемь специалистов, которые в «мирное» время осуществляют монтаж оборудования или обслуживание кинотеатров.

В этом смысле пандемия оказалась нам на руку: поскольку многие киноплощадки были закрыты, мы смогли практически весь свой человеческий ресурс направить на этот объект. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу про пандемию, могу добавить, что мы, в отличие от многих других компаний, не потеряли ни одного человека и могли вовремя платить всем нормальную зарплату. В какой-то момент мы даже задумались о возможности привлечения дополнительных сотрудников, но в итоге отказались от этой затеи, поняв, что не сможем гарантировать необходимую высочайшую планку качества работ, проводимых наемными людьми.          


Алексей Угринович, генеральный директор представительства Dolby в России и СНГ:

«Очень важно сохранить самобытность кинотеатра, но при этом внедрить современные тех­нологические решения. Технологию Dolby Atmos поддерживают более 6 000 кинозалов в мире, включая кинотеатр Dolby Theatre, где ежегодно вручают премию «Оскар». Теперь такой звук будет и в «Художественном», чем мы, конечно, очень гордимся.

Поздравляю наших партнеров из MD Technology с успешным завершением этого уникального проекта, подтвердившего их высочайший профессионализм и креативность в решении сложных, нестандартных задач».     

Для справки:   

«Художественный» - один из первых кинотеатров в России, был открыт в Москве в 1909 году. Первоначальный проект был рассчитан на 400 зрителей, но в связи с бурным развитием отечественного кинопроизводства в 1912-1913 годах киноплощадку решено было перестроить, увеличив количество мест до 900. Эту работу выполнил знаменитый архитектор Федор Шехтель. «Художественный» стал тогда одним из самых фешенебельных кинотеатров России.

«Художественный» неразрывно связан с важнейшими событиями в истории отечественного кинематографа. Именно здесь состоялась премьера фильма «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, в кинотеатре демонстрировались первая российская звуковая картина «Путевка в жизнь» и первая отечественная цветная кинолента «Груня Корнакова». В 1955 году «Художественный» стал первым широкоэкранным кинотеатром Москвы.

Сегодня, сохраняя исторические традиции, кинотеатр вновь получил право стать наиболее прогрессивным в технологическом плане кинокомплексом нашей страны, в котором установлено самое передовое новейшее оборудование. Это высококонтрастные лазерные 6P-кинопроекторы Barco: в главном зале установлен флагманский кинопроектор Barco DP4K-40 LHC, в остальных залах - три проектора Barco DP4K-20 LHС с интегрированными медиасерверами Dolby IMS3000. Проекцию дополняют система Dolby Atmos в сочетании с акустикой Dolby SLS, JBL, B&W, экранные полотна Harkness Screens Matt Preview, Oray Black Contrast, система тифлокомментирования Dolby и другое профессиональное оборудование, подобранное с учетом всех требований и специфических архитектурных особенностей данного объекта. В кинотеатре установлены системы тифлокомментирования, субтитрования и дополнительная строка для субтитров. За концертную часть отвечает звуковое оборудование Meyer Sound, Prophon, Yamaha. 

        


Кто:  Владимир Макаров

Возврат к списку