Кино - бизнес или иллюзия?
Наш соотечественник Александр Шапиро приехал в Лос-Анджелес в 1992-м и в том же году стал сотрудником студии Warner Bros., где проработал почти 14 лет. Он является продюсером нескольких крупных кинопроектов, среди которых «Ярость» с Брэдом Питтом, «Саботаж» с Арнольдом Шварценеггером и др. В интервью нашему изданию Александр Шапиро рассказал о том, как для него кино из иллюзии превратилось в бизнес.
«Кинобизнес сегодня»: На протяжении многих лет вы занимались международной дистрибьюцией и открытием новых рынков для кинотеатров в компании Warner Bros. Studios. Как вы оказались сотрудником голливудской кинокомпании и как оцениваете этот опыт?
Александр Шапиро: Сотрудником Warner Bros. я оказался совершено случайно, так как по образованию я радиоинженер, кандидат технических наук. Но однажды оказался в святая святых Голливуда и продолжаю трудиться в этом бизнесе уже скоро 25 лет. Проработал я на Warner Bros. почти 14 лет. Опыт огромный, прошел от позиции стажера до должности старшего вице-президента, отвечающего за слияния и поглощения и за развитие новых рынков. Потом работал исполнительным вице-президентом на студии Culver Studios. Многие не знают, что это одна из старейших студий, где снимались оригинальный «Кинг Конг», «Унесенные ветром» и другие великие шедевры Голливуда. Не буду скрывать - мне повезло, что за 25 лет в Голливуде я занимался многими процессами кинобизнеса, участвовал в покупке и продаже больших бизнес-активов, производил большие и маленькие фильмы, у меня много коллег и знакомых в индустрии, что становится очень важно, особенно в сегодняшнем, быстро меняющемся состоянии кинобизнеса.
- Позже вы с партнерами приобрели производственную и дистрибьюторскую компанию QED International, которая финансировала такие фильмы, как «Под маской жиголо» с Джоном Туртурро и Вуди Алленом, «Ярость» с Брэдом Питтом, «Дедушка легкого поведения» с Робертом Де Ниро и Заком Эфроном, «Саботаж» с Арнольдом Шварценеггером и др. Расскажите, чем вы руководствовались при принятии решения о выборе проектов?
- В 2011 году мы создали инвестиционный фонд и решили инвестировать в производство фильмов в Голливуде. Сначала надо было выбрать, на каком этапе мы хотели бы вкладывать наши деньги, насколько мы и наши инвесторы готовы были рисковать, с кем из продюсеров или студий мы хотели бы работать. Здесь мне помогло знание рынка, круг знакомых, с которыми я сталкивался либо во время работы на студиях (Warner Bros, Culver Studios), либо в бизнес-школе. Одной из первых инвестиций стала компания QED. При определении объекта инвестиций основной задачей было наше обязательное участие в процессе принятия решений, то есть выбора кинопроектов, основных элементов (режиссера, актеров, банков, условий финансирования и т.д.). Бизнес независимого кино складывался тогда из пяти-шести компаний, которые имели в своем активе все необходимые составляющие - отдел разработки и поиска проектов, отдел финансирования, отдел продаж, производственный отдел и отдел маркетинга. QED на тот момент была известна своими собственными проектами, такими как «Район №9», «Буш», «Алекс Кросс» и несколько других, которые только в мировом кинотеатральном прокате собрали более $350 млн. У компании QED в то время в разработке был проект «Саботаж» с уникальным режиссером Дэвидом Эйром (с которым мы позже сделали фильм «Ярость»). QED была в середине пакетирования (привлечения основных актеров) на проекте «Элизиум», который позже выкупила у нас компания Sony. Выбор был несложен - оставалось договориться об условиях. При приобретении этой компании мне удалось заключить достаточно выгодную для нас сделку и привлечь к нам на работу высокопрофессиональных сотрудников.
Я хочу отметить (и в этом большое заблуждение многих наших зарубежных коллег), что мы не только финансируем кино: наши компании (а сейчас у нас в собственности две структуры - QED и Covert Media) сами производят телевизионный и кинотеатральный контент. Наличие двух структур помогает нам экспериментировать как с проектами, так и с партнерами. Так вот, обе эти структуры работали и работают целиком в процессе создания контента, то есть начиная с работы над интеллектуальной собственностью (книга, сценарий, просто идея), организовывая собственное производство, юридическую поддержку, финансирование проекта своими и заемными средствами и заканчивая дистрибьюцией и участием в маркетинге и продвижении наших проектов на различных медианосителях. На всех этапах помогает мой предыдущий опыт, и постоянно приходится чему-то учиться.
Для меня кино из иллюзии превратилось в бизнес, то есть в процесс, который на многих этапах четко структурирован, а на тех этапах, где есть какие-то неточности в структуре, я понимаю, как уменьшить наши риски, как финансовые, так и репутационные.
- Какие из ваших проектов для вас наиболее значимы?
- Мы и наша команда очень скрупулезно подходим к выбору проектов. Все, что запускается в производство, для нас значимо. Есть проекты, которыми прославилась наша компания, - «Ярость», «Дедушка легкого поведения», есть те, что отработали ниже финансовых ожиданий рынка, - «Под маской жиголо», «Саботаж», «Логово зверя», но они многое прибавили к нашей репутации. Есть фильмы, результаты которых нас просто разочаровали, - «Рок на Востоке», например. А такой проект как «Элизиум» был продан компании Sony на этапе пакетирования, и мне жаль, что мы не работали над ним сами, - он оказался коммерчески очень выгодным.
- Вы уже почти пять лет в бизнесе финансирования и производства кино. Как за это время изменилась индустрия, что влияет на развитие бизнеса?
- Бизнес постоянно меняется. Я не буду рассказывать про падение сборов с физических носителей и до сих пор очень медленное замещение этих сборов доходами от видео по запросу - это все продюсеры и финансисты знают и уже давно на себе ощущают. Я также не буду рассказывать, какие внешние финансовые источники наводняют Голливуд, - это и так видно, если посмотреть на несколько последних сделок в индустрии кино и телевидения. Я опущусь в бизнес-процессах на ступеньку ниже - на уровень независимого кино - и расскажу, что происходит с ним. Наши источники финансирования - это предпродажи прав на будущий контент на другие территории. Дистрибьюторы, покупающие независимое кино (кино с бюджетом до $75-80 млн) и выплачивающие высокие гарантии при покупке, должны быть уверены, что их вложения вернутся. Эти дистрибьюторы во многих странах заручаются сделками на локальном телевидении. Так вот, с развитием высококачественного сериального продукта в США и во многих других странах телевизионные каналы стали очень выборочно покупать независимое кино. Это определяет запросы и возможности локальных дистрибьюторов приобретать права на тот или иной независимый контент на свои территории. Это, в свою очередь, определяет финансовые риски проектов и желание или нежелание инвесторов вкладывать деньги в тот или иной независимый фильм. Вместе с тем, во всем мире продолжают «работать» одни и те же востребованные актеры, их не так много, а фильмов снимается много, поэтому крупные студии, имея больше финансовых возможностей, не только не страдают, но и стараются заключать с актерами сделки на несколько фильмов подряд, таким образом, «бронируя» их на несколько месяцев или лет вперед.
Нам (и компаниям нашего уровня) надо искать конкурентные преимущества, поэтому мы начали работать в немного нестандартных для таких компаний плоскостях - например, мы больше инвестируем в развитие, создаем инкубаторы идей для писателей, обеспечиваем небольшие производственные структуры операционным капиталом. Такими вещами занимались голливудские студии лет 25-30 тому назад, мы же немного модифицируем эти бизнес-модели и внедряем на своем уровне.
- Какие фильмы вы планируете выпускать в ближайшее время? Как оцениваете вектор развития международной киноиндустрии?
- Сегодня основной бизнес у нас идет под брендом Covert Media. Компания QED заявит о себе, я думаю, в Каннах или в Торонто. Covert Media месяц назад исполнился ровно год. За это время мы профинансировали и запустили в производство картину для Netflix с бюджетом $20 млн, в марте-апреле мы входим в производство проекта «Офелия» с бюджетом $16 млн. Запустили свой первый многосерийный документальный проект для телевидения «Дорога к правосудию», который обещает стать очень успешным и многосезонным, так как тематика и ведущий сериала востребованы сегодня в США. Мы либо уже объявили, либо должны объявить в ближайшие два месяца проекты с такими актерами и режиссерами как Алик Сахаров (наш соотечественник, оператор и режиссер многих частей сериалов «Клан Сопрано», «Игра престолов», «Американцы», «Карточный домик» и др.), Вольфганг Петерсен («Троя», «Посейдон», «На линии огня», «Самолет президента»), Сильвестр Сталлоне. Запускаем продолжение «Дедушки легкого поведения», и Роберт Де Ниро уже подтвердил свой интерес к сиквелу. Также запустили проект Resurface (не уверен в русском названии - оставлю выбор дистрибьютору), над которым работает Пол Франклин - дважды обладатель «Оскара» за визуальные эффекты (в фильмах Кристофера Нолана). У нас также несколько кино- и телепроектов на стадии заключения контрактов, но пока я не могу называть имена наших партнеров.
- Ваша компания Covert Media создала лейбл Lexica Films, а первой картиной, выпущенной под этим лейблом, станет фильм «Землетрясение» режиссера Сарика Андреасяна. Как вы оцениваете международный потенциал этой ленты? Приобрели ли вы права на создание ее англоязычного ремейка?
- В сентябре во время кинорынка в Торонто мы запустили новое подразделение (лейбл) Lexica Films, которое вышло с двумя фильмами - «Землетрясение» и «Ночные стражи». Мы очень довольны результатами рынка в Торонто и недавнего рынка в Лос Анджелесе. Продюсер «Землетрясения» Рубен Дишдишян, с которым мы знакомы весьма давно, показал нам ленту в Каннах. Там же я познакомился с режиссером Сариком Андреасяном и продюсером Гевондом Андреасяном. Мне картина очень понравилась, я потом смотрел ее два раза, и каждый раз находил для себя что-то новое. Сарик сделал прекрасный фильм, и мне приятно, что нам доверили вывести его на международный рынок. Мы работаем над прокатом ленты в США, и я уверен, что она добьется успешных результатов в России. Это большое кино, которое займет особое место в фильмографии участников проекта.
Не думаю, что такой фильм как «Землетрясение» послужит материалом для ремейка в Голливуде.
- Планируете ли вы в будущем развивать сотрудничество с российскими кинопроизводителями?
- Да, мы постоянно в переговорах с кинопроизводителями в России. Мы объясняем, как мы работаем с фильмами, с какими дистрибьюторами и в каких странах у нас есть сложившиеся отношения. Для нас важно сотрудничество и понимание со стороны продюсеров и режиссеров, важны различные нюансы процесса международных продаж или дистрибьюции в США. Работа с другими картинами для нас - это бизнес, и если мы тратим свои силы и время на тот или иной проект, то нам важно, чтобы этот бизнес приносил прибыль нам и нашим партнерам.
- Каково ваше мнение о современном российском кинобизнесе?
- Это тема для отдельного интервью. Я слежу за развитием кинобизнеса в России. Во-первых, у меня много друзей в той или иной области кино- и телебизнеса, и я пытаюсь как можно чаще с ними общаться, во-вторых, я стоял у истоков того, что сейчас называется российской киноиндустрией, и мне просто интересно, что же получилось, и в-третьих, наш бизнес в той или иной степени связан с другими странами, и с Россией в том числе.
Кто: Александр Шапиро