Кино меня затянуло
В ходе Второго фестиваля телевизионных художественных фильмов «Утро Родины», проходившего в конце июня в Южно-Сахалинске, мы встретились с продюсером Марией Ушаковой, чтобы расспросить ее о работе над телевизионными картинами.
Евгений Володин: Начну с вопроса, который задаю очень часто: как вы стали продюсером? У вас есть специальное образование?
Мария Ушакова: Специального образования у меня нет - я получила базовое гуманитарное образование, а в профессию эту пришла совершенно случайно. Так получилось, что мой сын, будучи еще ребенком, пробовался на главную роль в детском фильме, и пробы затянулись на несколько месяцев. Все это время я общалась с продюсерами ленты и с группой, помогала им с организацией поездок, привлекала рекламодателей и инвесторов и делала все, чтобы было больше возможностей для реализации проекта. Так случилось, что директора картины уволили, и эта должность была предложена мне. Это было неожиданно, я поначалу отказывалась, но мне объяснили, что мне придется делать все то же самое, только за это мне будут еще и платить зарплату (смеется). Мне дали двух опытных замов, и я, не успев оглянуться, оказалась со съемочной группой в экспедиции.
Так я стала директором детского сериала «Полосатое лето», режиссером которого была известная актриса Елена Цыплакова, а оператором - легендарный Вадим Алисов. Съемки мы закончили вовремя и в рамках бюджета, а я приобрела неоценимый опыт.
До полноценного директора мне было еще далеко, но предложения начали поступать одно интереснее другого, и можно сказать, что кино меня затянуло. Профессией овладевала в процессе работы. Потом «выросла» до исполнительного продюсера, а в 2008 году открыла свою кинокомпанию «Москино».
В качестве исполнительного продюсера мне посчастливилось работать в лучших кинокомпаниях - СТВ, «ТриТэ» Никиты Михалкова и «Дирекция кино», и конечно, сотрудничество с такими опытными продюсерами как Леонид Верещагин, Сергей Сельянов и Анатолий Максимов дало мне очень много в плане профессионального опыта.
- Сегодня продюсерское кино часто противопоставляется режиссерскому. К какому из этих двух типов вы причисляете свои картины?
- Это зависит от многих факторов, в основном от режиссера. К примеру, я горжусь тем, что много работаю с Сергеем Урсуляком, и с ним мы создаем в чистом виде режиссерское кино.
- То есть вы совершенно не вмешиваетесь в творческий процесс?
- Совершенно. Сергей Владимирович, конечно, иногда со мной советуется, но всегда делает так, как считает нужным. Он режиссер, который точно знает, что ему нужно, а моя задача - обеспечить его всем необходимым, не выходя за рамки бюджета. Для меня главное - создать постановщику идеальные условия для творчества, поэтому в данном случае я уверенно могу назвать фильмы Урсуляка режиссерским кино.
Вместе с тем, некоторые другие проекты - это чисто продюсерское кино, где я принимаю участие во всех этапах работы, начиная от написания сценария и заканчивая созданием титров.
- Насколько сильно вы влияете на творческий процесс в таких проектах?
- Скажу честно: участвовать в творческих процессах очень интересно, это захватывает, но я не очень люблю этим заниматься, так как не считаю себя достаточно компетентной в таких вопросах. Я предпочитаю, чтобы это делали профессионалы. Я хорошо разбираюсь в кинопроизводстве, а творческие вопросы должны решать специально обученные творческие кадры - сценаристы, режиссеры, художники. «Творцы», как мы их называем.
Мне, к примеру, может нравиться конкретный артист, но я могу не представлять глобальной концепции картины - так, как она складывается в голове у режиссера. И в его концепцию, возможно, этот персонаж совсем не вписывается. Поэтому, если мне и приходится вмешиваться в творческие вопросы, то, как говорится, не от хорошей жизни.
Вообще кино - это коллективный труд, и я убеждена, что ни один самый опытный продюсер и ни один самый талантливый режиссер не сможет сделать хорошую ленту без своей профессиональной команды. Люди, специалисты - вот главная ценность!
- Может быть, вам приходится вмешиваться в творческий процесс в целях корректировки бюджета?
- В целях корректировки бюджета приходится! Причем постоянно, и в режиссерском кино в том числе! Иногда требуемого результата на экране можно добиться с гораздо меньшими затратами.
- Из чего складывается финансирование ваших проектов?
- Большинство картин, выпускаемых компанией «Москино», снимается по заказу телеканалов. В зависимости от бюджета и задач проекта могут привлекаться средства как частных инвесторов, так и крупных банков и госкорпораций. Иногда подключается и Министерство культуры.
- Читатели нашего журнала имеют представление о том, как и на чем зарабатывают продюсеры в кино - существенную часть их доходов обеспечивает, в частности, кинопрокат. А на чем зарабатывают продюсеры телевизионных фильмов?
- Во-первых, мне кажется, что в сфере кино не так уж и много продюсеров, которые умеют зарабатывать на кинопрокате. Скорее, таких единицы, и мы ими очень гордимся. Моя же компания - производственная, и зарабатывает на производстве. В идеале доходы студии должны составлять от 5 до 10% от общей стоимости ленты. Кроме того, по некоторым проектам мы получаем отчисления от продаж нашего продукта в России и за рубежом. К сожалению, на данный момент это весьма небольшие суммы, но мы рассчитываем, что в будущем ситуация улучшится.
Хочется отдельно сказать об одной статье наших доходов, которая сильно страдает от несовершенства антипиратского законодательства. По данным одного исследования, нашего «Годунова» уже посмотрели в Интернете более 4 млн зрителей, большинство из которых пользовались нелегальными сервисами. Представляете, сколько мы могли бы зарабатывать, если бы индустрию интернет-просмотра удалось поставить на цивилизованные рельсы! Если бы каждый из зрителей заплатил за просмотр хотя бы 50 рублей...
- Вы упомянули международные продажи. Не секрет, что в последние годы на международных кино- и телерынках растет спрос на качественную российскую продукцию, но реальных сделок заключается пока достаточно мало. Что, на ваш взгляд, следует делать, чтобы активнее продвигать отечественные телесериалы за рубеж?
- Очень многое зависит от качества самого сериала и дубляжа. А качество сериала в значительной степени зависит от бюджета, и, конечно, наши бюджеты несоизмеримы с затратами на американские сериалы. Недавно СМИ активно писали о продаже сериала «Лучше, чем люди» в категории Netflix Original, представляя эту сделку как прорыв российской продукции на западный рынок. Между тем, еще несколько лет назад исторический сериал «София» производства нашей компании прекрасно продавался на Amazon: зафиксированы миллионы платных скачиваний, в Сети много лестных комментариев - и это несмотря на то, что в Amazon он попал в недублированном виде, с одними лишь субтитрами.
- А кто занимается международными продажами вашей продукции?
- За международные продажи наших картин отвечает компания «Совтелеэкспорт».
- В основной конкурс фестиваля «Утро Родины» в этом году вошли два ваших сериала. Расскажите о них, если можно, поподробнее. Лично я, например, про «Ненастье» до сих пор вообще ничего не слышал...
- «Ненастье» - это одна из моих любимейших работ (через два дня после этого интервью сериал был награжден двумя призами фестиваля: за лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль второго плана. - Прим. ред.). Мне кажется, это одна из лучших работ Сергея Урсуляка. Когда я впервые взяла в руки одноименный роман Алексея Иванова, то удивилась, насколько тяжело он читается, в отличие от остальных его книг.
А фильм я смотрела уже много раз, и всегда - на одном дыхании. Режиссеру удалось создать удивительную, заволакивающую атмосферу, в которую проваливаешься и не можешь оторваться от экрана. Многие критики этого сериала разглядели в нем некий политический подтекст, которого на самом деле там нет, причем версии этого подтекста разные, диаметрально противоположные по смыслу и зависящие от политических взглядов критикующей стороны. Урсуляк - большой художник, все отступления от романа были обусловлены его художественными решениями и никак не связаны с политикой.
- Кому принадлежала идея экранизации романа?
- Это очень интересная история. Идея принадлежала Антону Златопольскому, руководителю канала «Россия 1», который купил права на экранизацию сразу после выхода книги. Моей компании было поручено заняться экранизацией с другим постановщиком, с которым мы начали поиск сценаристов. По стечению обстоятельств Сергей Урсуляк в это же время находился в поиске хорошего материала, над которым ему было бы интересно поработать после «Тихого Дона». И вот, в тот момент, когда «Ненастье» было у меня фактически настольной книгой и, признаюсь, не очень меня увлекало, мне позвонил Урсуляк с вопросом, читала ли я новый роман Алексея Иванова. Представляете, как сошлись звезды? Златопольский горел желанием снять по этой книге фильм, а Урсуляк жаждал стать его режиссером!
Кстати, в производстве лента оказалась очень тяжелой. Сергей Урсуляк с Ильей Тилькиным переписывали сценарий около полугода, и когда я прочла окончательный его вариант, то не могла представить, как мы будем реализовывать все, что они насочиняли, - массовые батальные сцены, погромы, драки по 50 актеров в кадре, причем в разные временные периоды и в разных локациях. К примеру, в кадре должны были быть типовые новостройки 30-летней давности на разных стадиях строительства, которые сегодня просто невозможно найти - ни в России, ни в Белоруссии, ни где-либо еще. В итоге мы были вынуждены на территории завода, где снимали большинство сцен, воссоздать два дома: часть этажей построить, а часть дорисовать на компьютере.
- Можно ли сравнить бюджет «Ненастья» с бюджетом другого вашего сериала, участвующего в конкурсе, - исторической саги «Годунов»?
- Бюджет «Ненастья» меньше, но тоже очень приличный. Если в «Годунове» большая часть затрат ушла на воссоздание исторических деталей, костюмов, строений, и это было предсказуемо, то в «Ненастье» очень дорогими неожиданно оказались, например, права на музыку. Главный герой любит французскую музыку, и мы выкупали у правообладателей права на все треки, которые звучат в картине, - вот эти расходы оказались весьма существенными. Кроме того, нам пришлось приобретать права на телетрансляции международных футбольных матчей и даже принадлежащие МОК кадры, где Ирина Роднина плачет, стоя на олимпийском пьедестале. Неожиданно то, что кадры, на которых спускается советский флаг, нам пришлось покупать в Австралии! В процессе работы перелопатили огромное количество хроники (можете представить, сколько ее в архивах одной только ВГТРК), но нужные нам моменты нашлись только у австралийцев.
- У многих людей правильно подобранная музыка вызывает вполне определенные ассоциации и эмоции...
- Совершенно верно, и Урсуляку удалось направить эти ассоциации в нужном направлении и вызвать эти эмоции, как мне кажется. Музыка играет в фильме одну из главных ролей.
- Как вы относитесь к зарубежным сериалам? Есть ли у вас как у продюсера какие-то ориентиры, на которые хочется равняться?
- Мне нравятся сериалы и ВВС, и HBO, я даже не хочу перечислять названия, их много. Буду оригинальна - мне не нравится «Игра престолов», и я так и не смогла посмотреть эту культовую эпопею целиком. Пыталась неоднократно, но «не мое».
- И, если можно, несколько слов о ваших ближайших планах.
- Во-первых, мы с продюсером Екатериной Жуковой по заказу телеканала «Россия» сейчас запускаемся с многосерийным проектом «Грозный». Это как бы приквел «Годунова» и в какой-то степени продолжение «Софии», большая историческая сага с тем же составом творческой группы (режиссер Алексей Андрианов). Получится такой исторический триптих. Надеемся, что фильм понравится зрителям не меньше, чем «Годунов» (на фестивале «Утро Родины» «Годунов» получил приз зрительских симпатий. - Прим. ред.).
В начале августа мы с Сергеем Урсуляком начинаем съемки комедии под рабочим названием «Одесский пароход» по миниатюрам Михаила Жванецкого. Это история, сплетенная из отдельных новелл.
Помимо этих проектов, в нашей компании разрабатываются две полнометражные ленты для кинопроката - хочется достучаться уже и до кинотеатрального зрителя.
- Это будет зрительское или фестивальное кино?
- Смею надеяться, что нам удастся снять хорошее зрительское, а значит, и коммерческое кино. Те продюсеры, которые утверждают, что создают свои картины исключительно из любви к искусству и не собираются зарабатывать на них деньги, на мой взгляд, лукавят. Кинопроизводство - это все-таки бизнес, и финансовая составляющая очень важна. В конце концов, у меня как у продюсера и владельца компании есть обязательства перед своими сотрудниками, у которых дети, ипотека и пр., - я обязана регулярно платить им зарплату. Налоги тоже надо платить вовремя. Так что для любой студии важна постоянная прибыль. Поэтому очень надеюсь в ближайшие два года увидеть рекламу своей будущей комедии на страницах моего любимого журнала «Кинобизнес сегодня» и завоевать сердца кинозрителей!Кто: Мария Ушакова