«Кинобизнес сегодня» побеседовал с директором «Крисмарт-Фильм» Тамарой Прокофьевой.
О распространении цифрового кинопроекционного оборудования в России корреспондент журнала «Кинобизнес сегодня» побеседовал с директором «Крисмарт-Фильм» Тамарой Прокофьевой.
О распространении цифрового кинопроекционного оборудования в России корреспондент журнала «Кинобизнес сегодня» побеседовал с директором «Крисмарт-Фильм» Тамарой Прокофьевой.- Евгений Володин: Тамара Николаевна, предыдущее интервью нашему журналу вы давали в декабре 2007-го. Какие изменения пережила ваша компания за прошедшие с тех пор два с половиной года? Изменилось ли за это время процентное соотношение пленочного и цифрового оборудования, устанавливаемого вашими специалистами? Как повлиял на распространение цифрового проекционного оборудования в России экономический кризис?
— Тамара Прокофьева: За последние два с половиной года наш бизнес изменился весьма существенно. Можно сказать, что мы практически полностью перешли на поставку цифрового оборудования. При этом кризис совершенно не отразился на нашем виде бизнеса. Более того — как ни странно, спрос на цифровое оборудование заметно вырос.
- Можно ли говорить о том, что спрос на цифровое и 3D-оборудование увеличился благодаря «Аватару»?
— Конечно же, грандиозный успех «Аватара» спровоцировал настоящий бум «цифры» — владельцы кинотеатров поняли, что на интересе публики к 3D-кино можно очень хорошо зарабатывать. Кстати, на проходившей в марте этого года выставке в Лас-Вегасе голливудские продюсеры отмечали необыкновенный всплеск продаж цифрового оборудования: не только в Америке, но и практически по всему миру спрос на цифровые проекторы вырос с начала года на 30%.
- Насколько быстро окупаются затраты на инсталляцию цифрового оборудования?
— В последнее время сроки окупаемости этих затрат заметно сократились, особенно в отношении 3D-оборудования. Это стало неожиданностью даже для нас. В течение нескольких последних лет рынок готовился к переходу на «цифру», и выход фантастического боевика Джеймса Кэмерона стал мощным катализатором этого процесса. Инвестиции в цифровое оборудование окупаются практически моментально. Нетрудно посчитать, что при средней цене билета в 600 рублей и полных залах стоимость цифрового проектора возвращается кинотеатру в течение двух-трех недель.
— Насколько ваша компания оказалась готова к такому повороту событий?
— Да, мы фактически предугадали этот момент, вовремя и весьма удачно перейдя на продажи цифрового оборудования. Поэтому сегодня мы можем удовлетворить запросы наших постоянных партнеров, хотя и в определенной степени зависим от производственных возможностей зарубежных производителей оборудования.
— Значит, вы перестали устанавливать привычные пленочные проекторы, полностью переключившись на цифровые?
— Дело в том, что с всеобщим переходом кинотеатров на цифровое оборудование в массовом порядке высвобождается вполне работоспособная и достаточно современная пленочная техника, которая попадает на вторичный рынок. Фактически потребности нашего кинотеатрального рынка в пленочных проекторах сегодня можно удовлетворить за счет реализации этого оборудования, бывшего в употреблении. Тенденция к повсеместному переходу на «цифру» наблюдается во всем мире: например, крупнейший производитель цифрового и пленочного оборудования, фирма Christie, с прошлого года прекратила выпуск пленочной техники. Среди наших постоянных партнеров — крупные кинотеатральные сети, которые располагают достаточными средствами, чтобы переоборудовать свои залы для цифрового показа.
— А независимые частные кинотеатры к вам не обращаются?
— Конечно, обращаются, и мы стараемся удовлетворить все запросы на поставку, несмотря на сильную загруженность — ведь бо’льшая часть наших ресурсов брошена на удовлетворение спроса на «цифру». После «Аватара» на рынке сложилась парадоксальная ситуация: спрос на цифровые проекторы превышает производственные возможности компаний-изготовителей. Можно даже говорить о дефиците цифрового оборудования, в результате которого образовалась очередь из кинотеатров, желающих оснастить свои залы в соответствии с требованием времени. И это несмотря на значительное сокращение сроков поставки: если раньше всех устраивала установка цифрового оборудования за 90 дней, то сегодня этот период сократился до 30 дней. Все стараются получить цифровые проекторы как можно быстрее, к выходу очередного блокбастера в 3D.
- Изменилась ли за последние три года стоимость комплектов пленочного и цифрового оборудования? Сколько стоит сегодня оборудовать «под ключ» один пленочный и один цифровой кинозал?
— Нет смысла называть абсолютные цифры стоимости инсталляций: всем, кто заинтересован в установке оборудования, эти цены известны. Могу сказать, что полный комплект для цифрового показа (с сервером и системой 3D), как правило, сто’ит в два-три раза больше, чем пленочный проектор. Стоимость же цифрового оборудования за последние три года снизилась ненамного — качественного падения цен не произошло. Так что и в этом вопросе влияние кризиса не ощущается. Да и какой смысл производителям снижать цены, если и при существующей сегодня стоимости цифрового оборудования два крупнейших производителя — компании Christie и BARCO — едва успевают удовлетворять запросы американских кинотеатров, не говоря уже об остальном мире?!.
- Значит, нам приходится ждать, когда производители насытят американский рынок?
— Можно сказать и так. К примеру, после завершения в марте нынешнего года контракта на поставку большого количества проекторов BARCO мы вынуждены были немного подождать, поскольку эта компания заключила в Америке договор на поставку трех тысяч (!) комплектов цифрового оборудования, и ее производственные мощности в течение приличного срока работали исключительно на удовлетворение обязательств по этому договору перед американской сетью кинотеатров Cinemark. Замечу, что оба крупнейших производителя цифрового кинопроекционного оборудования — Christie и BARCO — находятся в одинаковых условиях, поскольку используют для цифровых проекторов современные DLP-матрицы, которые производятся единственной в мире компанией Texas Instruments, а ее мощности также не бесконечны. Кроме этих двух компаний, цифровое оборудование производит японская фирма NEC, но ее продукция не представлена на американском рынке и, следовательно, немного более доступна у нас. В связи с большим количеством запросов на «цифру» мы уже начали продавать проекторы NEC; кроме того, мы обслуживаем оборудование этой фирмы по контрактам с нашими партнерами.
— Все поставляемое вашей компанией оборудование производится за рубежом или, может быть, отдельные элементы (например, трехмерные очки) уже начали изготавливать на отечественных предприятиях? Производство здесь могло бы значительно снизить стоимость инсталляции оборудования и таким образом стимулировать владельцев кинотеатров к модернизации своих проекторов.
— Я не слышала о таких планах. Может быть, когда-нибудь производство и будет перенесено в страны с дешевой рабочей силой, но пока, насколько мне известно, все оборудование изготавливается в Америке и Бельгии. Более того, компания Christie уже пыталась наладить производство пленочных проекторов в России и Чехии, но эта попытка окончилась полной неудачей, из-за того что в этих странах оказалось невозможно соблюсти технологические допуски. Иными словами, Россия и Чехия оказались не готовы к организации точного высокотехнологичного производства, и вскоре после начала работы этих предприятий их пришлось закрыть из-за несоответствия выпускаемой ими продукции стандартам качества.
— По сообщениям прессы, в Америке люди уже не бросаются смотреть любое кино, лишь бы оно было в 3D, а начинают выбирать, какой фильм смотреть на традиционном, «плоском» экране, а какой — в очках. Как вы считаете, не грозит ли России перенасыщение цифровым и трехмерным кино?
— Нет, нисколько. Я твердо убеждена, что сегодня в России цифровой кинопоказ стоит в самом начале своего пути, и не вижу никаких признаков снижения интереса к цифровому и 3D-кино как у публики, так и у владельцев кинотеатров. Наоборот, интерес растет, и растет гигантскими темпами. Нам пишут и звонят из самых разных уголков нашей страны, и практически все кинотеатры сегодня хотят иметь комплект для показа цифрового 3D-кино.
- Ваша компания работает в узкоспециализированном сегменте рынка. Как обстоят дела с конкуренцией? Появляются ли на этом рынке новые игроки?
— Конечно, появляются, но занять более-менее крупный сегмент рынка они не могут, поскольку все солидные заказчики (кинотеатральные сети) поделены между несколькими крупными компаниями.
- Не могу обойтись без банального, но объективно необходимого вопроса — каковы ближайшие планы развития компании? Не планируете ли вы, к примеру, выйти на соседние сегменты рынка — например, продажу кинотеатральной мебели или аппаратов для попкорна?
— Пока относительное насыщение рынка цифровой кинопроекционной аппаратурой не наступит, нам работы хватит. В этих условиях мы даже не думаем о выходе на параллельные сегменты рынка — наши партнеры, работающие в этих областях, прекрасно справляются со своим делом. А мы рассчитываем расти в той отрасли, которой посвятили почти полтора десятилетия, и развивать новейшие технологии цифрового кинопоказа. У нас есть конкретные планы, обнародовать которые сегодня рано, но мы обязательно поговорим о них во время нашей следующей встречи.
Кто: Тамара Прокофьева