КМФМК - это площадка, на которой можно строить планы

КМФМК - это площадка, на которой можно строить планы Миляуша Айтуганова
27.10.2022

Наша собеседница - директор ГБУК РТ «Татаркино», исполнительный директор Казанского Международного фестиваля мусульманского кино Миляуша Айтуганова - рассказала нам о фестивале, о проблемах регионального кино и своем видении путей выхода киноиндустрии из кризиса.

Евгений Володин: Расскажите, пожалуйста, про «Татаркино». Когда создавалась эта организация и какие цели перед ней стоят?

Миляуша Айтуганова: У  нас очень богатая история: в 2024 году «Татаркино» будет отмечать столетие. В 1924 году была создана организация, целью которой было содействие развитию киноиндустрии Татарстана (в то время регион назывался Татарией) и которая занималась производством и прокатом фильмов.

Уже в 1927 году на базе «Таткино» московским режиссером Юрием Таричем был снят первый фильм «Булат-Батыр», который получил широкую известность в Татарии и в СССР. Кстати, эта картина сегодня отреставрирована, и мы очень хотим показать отрывок из нее с сопровождением тапера на праздновании 100-летия «Татаркино».

- «Таткино» входило в систему Госкино?

- Да, эта организация выполняла похожие функции, только в пределах республики. За время своего существования в СССР «Таткино» претерпело несколько реогранизаций и смен названия, и с развалом СССР и распадом Госкино наша организация была практически создана заново.

В сегодняшней структуре «Татаркино» нет своего кинопроизводственного оборудования, но мы оказываем содействие всем желающим в организации съемок и проката на территории Татарстана. В режиме одного окна мы можем договориться об аренде оборудования, выбрать локации, организовать любые экспедиции и т.д.

- То есть фактически эта организация сродни кинокомиссии, только с расширенными функциями?

- Да, фактически так и есть, мы работаем как кинокомиссия, плюс организуем прокат. На сегодняшний день в Татарстане более 170 точек показа, 32 муниципальных кинотеатра переоборудованы по программе Фонда кино для цифрового кинопоказа. В столице республики ситуация немного иная - в Казани присутствуют федеральные сети, и большинство из 56 столичных киноэкранов расположены в торгово-развлекательных центрах и оснащены цифровым оборудованием за счет сетей.

Если в Казани преобладают многозальные кинотеатры, то муниципальные киноплощадки преимущественно однозальные, и все они входят в сеть «Татаркино». С этими кинотеатрами у нас подписаны генеральные соглашения, которые, впрочем, не ставят эти площадки в жесткие рамки: каждая из них вольна работать с другими дистрибьюторами - такими, как, например,  «Премьер-зал» или «МТД Медиа». Все «наши» кинотеатры свободны в выборе репертуара, и когда мы не можем по каким-то причинам взять в прокат тот или иной фильм, они обращаются к другим прокатчикам. Тем не менее, некоторые кинотеатры выразили желание работать по репертуару только с «Татаркино», и для сети из 14 кинотеатров мы программируем показ собственными силами, что позволяет показывать в них оригинальные проекты, отсутствующие на других экранах республики.

Мы начинали эту работу со столичного кинотеатра «Мир», который сохранили в качестве единственного государственного кинотеатра в Казани. В нем можно посмотреть всевозможные фестивальные программы, программы короткого метра, посетить тематические показы, которых не найти в других кинотеатрах. При этом мы сохранили связи со всеми дистрибьюторами и прокатными компаниями, поставлявшими этот оригинальный продукт, что позволило нам избежать кризиса, переживаемого большинством залов страны.

- К вам обращаются кинотеатры, чтобы вы расписывали их репертуар, и это замечательно. Но одной только росписи недостаточно для привлечения зрителей, необходима постоянная работа кинотеатра с аудиторией для формирования вокруг него киносообщества. «Татаркино» как-то помогает кинотеатрам в этой работе?

- Конечно. Мы ведем постоянную работу с кинотеатрами по обучению персонала, раз в три месяца проводим тренинги для всех желающих представителей киноучреждений республики.

- Интересно, что нужно сделать, чтобы распространить ваш опыт на всю структуру российского кинопоказа? Организовать аналог «Татаркино» федерального масштаба?

- На самом деле попытки сделать что-то аналогичное периодически предпринимаются. Например, в рамках Санкт-Петербургского Контент Форума проводятся обучающие программы для кинотеатров, в том числе и муниципальных.

Мы же работаем по собственной программе. Я преподаю в Казанском государственном институте культуры, будучи профессором кафедры, разрабатываю обучающие программы для специалистов разных профилей - от киномехаников до менеджеров по продвижению и по репертуарному планированию.

- И все свои программы обкатываете на практике.

- Да, привлекаем к этому сотрудников наших кинотеатров, которые, получая теоретические знания, применяют их на практике с учетом местных особенностей.

В качестве примера можно привести использование Пушкинской карты, которая может стать для кинотеатров настоящим Клондайком. Ведь те 2000 рублей в кошельке этой карты, которые предназначены для киноотрасли, можно использовать по-разному. Одни просто включают административный ресурс и приводят насильно на киносеанс целый класс, а другие стараются заинтересовать, мотивировать молодежь к просмотру российского кино.

Ведь современная молодежь, особенно школьники, старшеклассники - это очень прогрессивные люди. Они прекрасно осведомлены о том, что происходит в современном киномире, и благодаря широчайшим возможностям стриминговых платформ могут смотреть кино из любой точки земного шара - корейское, немецкое или иранское. Российскому кино необходимо подтягиваться до общемирового уровня.

- Эту тему очень любит Олег Березин, который утверждает, что современный кинопродукт производится для различных платформ смотрения, и картину, созданную для большого экрана, нет смысла смотреть на смартфоне, и наоборот.

- Безусловно, он прав - надо дифференцированно подходить к контенту, который должен удовлетворять определенным требованиям для показа на большом экране. Это должны быть фильмы в формате DCP, чтобы качество изображения и звука соответствовало современным технологическим стандартам.

Сегодня в ходе панельной дискуссии в рамках деловой программы КМФМК прозвучала одна мысль, с которой я полностью согласна. Мы вырастили как минимум два поколения молодых людей, воспитанных на голливудской продукции, и представители этих поколений пропитаны идеями голливудского кино. К сожалению, как бы нам ни хотелось отделить кино от политики, это сделать невозможно, потому что кино - величайшее средство пропаганды и воздействия на массовое сознание. Сегодня, после начала Специальной военной операции на Украине эти два поколения, старшим представителям которых уже за 30, выражают мнение, сформированное в результате воздействия на их сознание голливудской пропаганды. Мы получили то, что сами же и создали, в течение 30 лет показывая нашим молодым людям пропагандистскую кинопродукцию.

При этом российские участники киноиндустрии слепо копировали не только технологии и кинематографические приемы Голливуда, но и использовали американские методы продвижения. Я же считаю, что нам следует не копировать все, что нам предлагает мировая киноиндустрия, а аккумулировать зарубежные знания и применять их с учетом нашей национальной ментальности, наших традиций.

Я абсолютно убеждена в том, что российское кино имеет свое лицо. Это не российское кино с американским лицом, это свой, уникальный продукт, тонко демонстрирующий человеческие взаимоотношения. Для российского кино характерно наличие человека в кадре со всеми его переживаниями, эти традиции аналогичны традициям в литературе, с которой во многом и начиналась отечественная кинематография. Вся классическая русская литература отличается умением психологически раскрыть душу русского человека. Таким образом, мы приходим к тому, что для того чтобы привлечь зрителя в кино на российские фильмы, мы должны учитывать в  нашем кино все особенности нашего национального менталитета.

- И этот тезис подтверждает ситуация с региональным кино: якуты очень хорошо принимают якутское кино, башкиры - башкирское, татары - татарское.

- Именно так. Фильмом открытия КМФМК стала документально-игровая лента «Ибн Фадлан», рассказывающая о приходе ислама в Россию, в Волжскую Булгарию. Во время показа фильма открытия кинозал атаковали более 400 человек, мы вынуждены были открыть второй зал, в котором люди тоже сидели на ступеньках. Это подтверждает тезис о том, что далеко не все наши зрители готовы смотреть только голливудскую продукцию: в обществе есть запрос на собственное кино. У разных конфессий, наций и народов России есть потребность в самоидентификации, которая и удовлетворяется посредством создания национального кинопродукта. Кино по сей день остается самым действенным способом воздействия на умы, к тому же и самым доступным для зрителя.

- Давайте вернемся к «Татаркино». Ваша организация активно участвует в создании фильмов, вы продюсируете многие татарские картины. В Москве в прошлом году был создан Фонд поддержки регионального кино. Как вы взаимодействуете с этой структурой?

- Мы подавали в ФПРК заявки на поддержку, но пока они находятся в стадии рассмотрения, так что о каком-то практическом сотрудничестве пока говорить, пожалуй, рано.

Если же говорить о производстве - да, мы активно участвуем в кинопроизводстве, не в последнюю очередь потому, что наши ВУЗы уже выпустили достаточное количество специалистов кинематографических специальностей, которые с радостью берутся за работу. Я со своей стороны имею возможность собрать полноценную команду: у нас есть компании, предоставляющие в аренду кинотехнику, локации мы ищем и выбираем сами, и специалисты у нас свои. Очень важно при этом, что «Татаркино» как структура, учрежденная государством, пользуется репутацией надежного партнера, с которым всегда приятно иметь дело. Любой глава администрации в районе, где мы планируем съемки, и любой руководитель бизнеса знает, что мы не подведем.

- Правильно ли я понимаю, что вы, участвуя в распределении государственных средств,  дублируете в республике функции федерального Фонда кино и Минкульта?

- Да. И государство, в свою очередь, выделяет эти средства без опасения, что они будут разворованы: на каждом этапе работы мы осуществляем очень жесткий контроль.

- Ваша деятельность не ограничивается одним Татарстаном? Как вы распространяете татарстанское кино в других регионах России?

- Мы взяли на вооружение простой, но весьма действенный метод: проводим в регионах Дни татарстанского кино. Поскольку татары живут во всех регионах России, первыми зрителями, конечно, становятся они, но затем, при наличии хорошего «сарафана», это кино приходят смотреть и представители других народов.

- У вас не возникает при этом проблем с локализацией? Ведь большинство татарского кино снимается, наверное, на татарском языке?

- Вовсе нет. Во-первых, много фильмов мы снимаем на русском, а во-вторых, активно занимаемся дубляжом: у нас в «Татаркино» есть своя студия дубляжа. Кстати, мы дублируем либо озвучиваем почти все фильмы нашего фестиваля!

- Ну вот, а говорили, что у вас нет своей материальной базы!

- Студия дубляжа - это все-таки не материальная база. Я убеждена, что в регионах нет смысла строить собственные крупные производственные мощности: какую бы современную киностудию вы ни построили, все равно через несколько лет она устареет. По моему мнению, гораздо эффективнее было бы построить в Татарстане современную студию постпродакшена.

Вспомните, как несколько лет назад выстрелила анимационная студия Wizart Animation из Воронежа! Несколько молодых специалистов, увлекавшихся компьютерной графикой, объединили свои усилия и стали выходить на зарубежные компании с предложением своих услуг и в конечном итоге своего продукта.

У нас в Татарстане тоже есть много специалистов, настоящих мастеров своего дела, которые работают как с зарубежным рынком, так и с нашим национальным кинопродуктом. Например, в Альметьевске есть студия, которая работает с российскими и даже голливудскими картинами.  Многие татарские ребята занимаются постпродакшеном «по заказу» - одни делают цветокоррекцию, другие занимаются графикой, и т.д. Вы знаете, что особенно в последнее время получила широкое распространение практика «сборки» кино в онлайне, когда разные группы кинематографистов в разных географических локациях делают разные элементы фильма, которые потом собираются, условно, на каком-то сервере в цельный кинопродукт.

Вообще кино - это такой вид искусства, который ломает традиционное представление о границах. Если, например, театр привязан к определенной локации - там ставятся, репетируются и играются спектакли одними и теми же артистами для одной и той же аудитории, то кино границ не имеет. Поэтому у кино есть возможность быстро реагировать на меняющиеся реалии современного мира и быстро распространяться в этом мире. Нам в России необходимо выработать правильную дорожную карту для развития нашего кинематографа. Пока же мы не видим, чтобы у федеральных структур был разработан какой-то алгоритм действий.

- Как вы считаете, сможет ли изменить ситуацию Фонд поддержки регионального кино?

- Я очень надеюсь, что ФПРК как минимум всколыхнет региональных кинематографистов и мотивирует их снимать кино в регионах. Наша задача - заставить регионы поверить в то, что их кино нужно зрителю.

Ситуация с региональным кино год назад и сегодня отличается кардинально. Когда мы затевали организацию первого регионального кинорынка, многие скептики считали это совершенно бесперспективным занятием, однако в прошлом году на кинорынок приехали представители десятка регионов, которые смогли пообщаться друг с другом, поделиться проблемами и похвастаться достижениями. Мы сделали презентацию «Татаркино», и в результате наши фильмы попали, например, в Черкесск - их взяла ростовская киносеть «Чарли».

Кинопрокат в регионах переживает отсутствие Голливуда намного легче, чем крупные федеральные сети, потому что в каждом регионе на индустрию воздействуют свои уникальные факторы. Региональные кинотеатры подбирают репертуар не так, как федеральные, уделяя значительно больше внимания независимым и региональным картинам. Региональные киносети и кинокомпании начали обмениваться между собой местной кинопродукцией, а организованный нами в прошлом году региональный кинорынок раскрыл возможности создания локальной кинопродукции для локальной аудитории.

Вспомните, как развивалось телевидение. Сегодня мы пришли к тому, что существуют десятки специализированных каналов: для автомобилистов, охотников и рыболовов, для женщин, для детей и т.д., плюс разделение по регионам. Дифференциация контента по регионам должна быть, и она обязательно будет работать! Если в регионе единственный кинотеатр, он вынужден работать с «мейнстримным» кино, но если кинотеатров несколько, они могут искать свои собственные ниши, и такой нишевый кинотеатр никогда не пропадет. В такой кинотеатр придет зритель, который будет знать, что найдет там свое кино, которое ему нравится. Поэтому я уверена, что как на уровне районов, муниципальных кинотеатров, так и на уровне республик, национальных регионов надо идти по этому пути - не ждать манны небесной от федерального центра, а программировать свое кино, рассчитывая на собственные силы.

- Однако руководители крупных федеральных киносетей вас, похоже, не слышат, утверждая, что им не выжить без голливудского кинопродукта.

- Мы так не считаем, и опыт наших муниципальных кинотеатров это подтверждает. Почему мы пригласили на региональный кинорынок всех наших зарубежных партнеров за последние несколько лет? Потому что у них есть свой оригинальный продукт! Давайте искать хорошее кино в других странах, ведь мир не сошелся клином только на американских фильмах.

- Никита Михалков на брифинге перед открытием ММКФ заметил, что качество кинофестивалей сегодня определяет не количество звездных гостей, а качество представленных на смотре картин. В этом смысле показателен пример КМФМК, на многих показах которого залы забиты до отказа и нередки случаи, когда зрители сидят на ступеньках в проходах.

- Задолго до официальной публикации программ нашего фестиваля нас атаковали вопросами, какое кино можно будет посмотреть на этот раз. За 18 лет у нас сформировались культура смотрения и целое киносообщество людей, которые с нетерпением ждут начала фестиваля и смотрят все фильмы, на которые могут попасть. При этом нельзя сказать, что это сообщество состоит исключительно из тех, кто все 18 лет проявлял пристальное внимание к фестивалю: эта аудитория стремительно молодеет.

Пять лет назад мы создали Национальный конкурс, в котором участвуют фильмы, созданные татарстанскими кинематографистами, или фильмы о Татарстане. В результате мы получили настоящий национальный кинобум: выпускники наших ВУЗов и просто молодые люди, мечтающие связать свою жизнь с кино, снимают свои работы непосредственно для фестиваля, надеясь на участие в этом конкурсе.

Существенную роль в популярности Национального конкурса, проходящего под патронажем Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, сыграло и наличие денежных премий, причитающихся лауреатам. Это, конечно, совсем небольшие деньги, но для молодых кинематографистов любая сумма, которую они заработали своим фильмом, помогает поверить в свои силы и продолжать снимать свое кино.

Кроме того, огромной популярностью пользуется Международный питчинг кинопроектов, который мы проводим в рамках Деловой программы фестиваля - все стремятся так или иначе засветиться на этом питчинге, чтобы о них узнали! Необходимым условием участия в питчинге является наличие зарубежного или российского партнера: это сделано для развития копродукции, чтобы в Татарстан пришли кинематографисты из других стран и регионов России. Когда мы были в самом начале этого пути, нам никто не верил, но сегодня всем очевидно, что именно такие методы прекрасно работают: сегодня благодаря питчингу мы имеем совместные проекты с Узбекистаном, с Казахстаном, а многие иностранные студенты снимают свои дипломные работы в своих странах. Таким образом, мы подняли «копродукционную волну» и получили свою, международную тусовку.

Кроме того, у нас в институте есть программа «Кино за семь дней», собирающая команды из разных стран. Основная идея этой программы - наличие в кадре Казани с целью продвижения имиджа города через короткометражное кино. Снимаемые в рамках этой программы короткометражки мы собираем в альманахи и возим их по фестивалям.

Главное, что я хотела бы сказать: не надо сидеть и плакать, что все плохо, надо придумывать что-то свое, здесь важен креатив. Мы видим, что кинематографическая жизнь кипит в каждом регионе, где есть креатив.

- К сожалению, нельзя сказать того же про центр, где производители привыкли к дотациям Фонда кино и министерства культуры, достигающим сотен миллионов рублей.

- Мы в регионах не избалованы такими суммами: вы помните, что в ходе сегодняшней дискуссии на региональном кинорынке звучали бюджеты в максимум пять миллионов у картин, снятых при финансовой поддержке «Татаркино». Заметим, что многие из них уже прошли прокат и отбили производственный бюджет, заработав те же пять миллионов, или чуть больше, за вычетом доли кинотеатров.

Однако киноиндустрия не может существовать только за счет регионального продукта. Это хорошо заметно на примере якутского кинематографа, который после взрывного бума несколько лет назад сегодня находится, по моему мнению, в некоем кризисе. Пока якутские кинематографисты снимали «дешевое» кино с бюджетами от 200 тысяч до четырех-пяти миллионов рублей, все было хорошо, но когда они начали создавать дорогостоящие постановки стоимостью в десятки миллионов, они столкнулись с невозможностью окупать такие затраты за счет региональных кинозалов. Все население Якутии составляет меньше миллиона человек, и примерно треть из них живет в отдаленных районах, не имея возможности посещать кинотеатр. Все современные кинозалы сосредоточены в столице, в которой проживает около 600 тысяч человек, и даже если предположить, что половина из них смотрит кино, Якутск остается очень узким рынком. А на федеральном уровне якутское кино пока не умеет зарабатывать приличные сборы.

Мы пытались выходить со своими проектами на крупные московские прокатные компании, но они открыто заявили, что им неинтересны картины с потенциалом меньше 200 миллионов кассовых сборов. Мы понимаем, что для успешного проката в тысяче с лишним кинозалов нужно истратить огромные по нашим меркам средства на маркетинг, а отсутствие обширной рекламной кампании автоматически снижает шансы фильма на успешный прокат.

Никто в России не занимался вопросами широкого продвижения национального кино - за исключением, конечно, фильмов-событий, собирающих в итоге миллиарды. Такая практика сложилась из-за того, что у прокатчиков и кинотеатров была толстая финансовая подушка из голливудской продукции. Между тем вы знаете, что в пакете голливудских студий из, например, ста картин было пять-шесть настоящих блокбастеров, а остальные фильмы зачастую оказывались откровенной ерундой, но под них согласно контракту необходимо было выделять конкретное количество сеансов, в результате чего мы и получили пресловутые два поколения.

- Возвращаясь к национальному кино - вам, наверное, имеет смысл тесно сотрудничать с кинематографистами и прокатчиками тех стран, с которыми у вас существует родство по языку - с тем же Казахстаном?

- Мы так и делаем, уделяя особое внимание Казахстану, Узбекистану, Башкортостану, Якутии - странам и регионам тюркоязычной группы. Представители тюркского мира очень легко идут на контакт, и именно с тюркскими странами мы начали налаживать первые контакты, но не хотим ими ограничиваться. В перспективе мы надеемся, что сюда придут кинопроизводители и дистрибьюторы из других стран, очень хотелось бы поработать и с Египтом, и с Ираном, с которыми у нас есть еще такой немаловажный скрепляющий элемент, как общая религия, объединяющая весь исламский мир. Поэтому именно исламские страны охотнее других идут на организацию совместных проектов, зная, что хотя бы в части религии у нас очень много общего. Ведь религия - это свод правил, общих для всех, кто исповедует ислам, поэтому мы и не испытываем недостатка в тематике присутствующих на нашем фестивале картин.

В этой связи примечательно, что мы из года в год фиксируем различные акценты на темах, общих для представленных на фестивале картин. В кинематографе так или иначе отражаются общемировые события, такие как пандемия или санкции против России, сказывающиеся в конечном счете на всех странах. И каждый год многие картины фокусируются на новых темах, таких как права женщин в исламе, мир глазами подростка или межрелигиозные браки.

- Вы специально отбираете картины схожей тематики или эти темы ежегодно формируются сами собой?

- Нет, это отражение действительности через кино стран, принадлежащих к исламскому миру. Это очень интересно, ведь через кино мы можем понять, чем живет этот мир.

Для мусульман всего мира Казань - это окно в Россию, а для нас Казанский фестиваль - это окно в исламский мир. Между тем кино - это широкое понятие, не ограниченное только исламским миром, и мы наблюдаем богатый опыт международной копродукции исламских стран со странами, исповедующими другие религии. Все чаще и чаще появляются картины, созданные совместно кинематографистами, например, Италии и Египта, Германии и Бангладеш, и таким образом возникает совершенно уникальный продукт, соединяющий в себе исламские и христианские традиции, аккумулируя в то же время мировые тенденции. И это очень интересно наблюдать на фестивале, почти каждый фильм которого для меня становится открытием.

Любой россиянин, не являющийся профессиональным киноведом, будет очень удивлен, когда познакомится с современным индийским кино. У большинства из нас индийское кино ассоциируется с Болливудом, Зитой и Гитой, песнями и танцами, тогда как кинематограф Индии гораздо шире, в нем существует масса других киностудий, снимающих фильмы самых разных жанров и тематики.

Для многих из нас откровением стало появление на Казанском Международном фестивале мусульманского кино фильмов из Бангладеша. Это одна из самых бедных стран мира, но в ней существует свой, и весьма интересный, развитый и очень эмоциональный кинематограф. Зритель высоко ценит возможность посредством кино познакомиться с традициями, обычаями и культурой других стран, и в этом особая ценность всех международных фестивалей, среди которых Казанский фестиваль поражает разнообразием как ни один другой. И мне кажется, что роль КМФМК в качестве драйвера для российского кинематографа весьма показательна: это площадка, на которой можно строить планы.                            

Кто:  Миляуша Айтуганова

Возврат к списку