«Когда фильмы имеют успех, хочется делать еще и еще»
Мэтт Толмак больше похож на кинозвезду, чем на продюсера: моложавый, обаятельный, энергичный.
Мэтт Толмак больше похож на кинозвезду, чем на продюсера: моложавый, обаятельный, энергичный. Толмак начал карьеру в шоу-бизнесе в должности стажера в агентстве William Morris Agency. Позже он руководил производственной компанией Майкла Дж. Фокса, работал на телекомпании Turner Pictures, а в середине 90-х перешел в Columbia Pictures, где в должности президента производственного отдела сотрудничал с Дэвидом Финчером, Сэмом Рэйми, Джаддом Апатоу, Роландом Эммерихом. На его счету - участие в таких проектах как «2012», «Код да Винчи», «Ангелы и демоны», «В погоне за счастьем», «СуперПерцы», «Рики Бобби: король дороги», «Ананасовый экспресс: сижу, курю» и «Добро пожаловать в Зомбилэнд». В 2010 году Толмак создал собственную компанию Matt Tolmach Productions и стал продюсером фильма «Новый Человек-Паук».
В эксклюзивном интервью корреспонденту «Кинобизнеса сегодня» Толмак рассказывает о работе над проектом, о перспективе конкуренции с «Бэтменом» в летнем прокате и о том, почему он взял Эмму Стоун без проб и прослушиваний.
Мэтт Толмак: Знаете, я в некотором роде вернулся на историческую родину. Мои предки родом из России. Мой дед родился в Нью-Йорке, но его родители были эмигрантами из России. Они приехали в Америку в начале ХIХ века, и у них было семеро сыновей, которые родились уже в Нью-Йорке. Поэтому сегодня я всем говорю, что вернулся на родину. И я действительно чувствую, что вернулся на родину.
«Кинобизнес сегодня»: Добро пожаловать на родину! (Общий смех.) Вопрос: два года назад студия объявила, что вместо четвертой серии «Человека-Паука» будет снимать фильм-перезагрузку киносериала. Что стоит за этим решением?
- Хороший вопрос. Этот проект очень дорог нам. Но последний фильм, который снял Сэм Рэйми, завершил трилогию. Когда фильмы имеют успех, трудно перестать снимать продолжения. Хочется делать еще и еще. К чести Сэма, нужно сказать, что он не купился на это. Мы действительно пытались сделать четвертую серию, разрабатывали различные идеи, концепции, сценарии. Но в конце концов Сэм сказал: «Я закончил свою трилогию. Я рассказал историю, которую хотел рассказать». И тогда мы на студии начали думать, что делать дальше. Персонаж Человека-Паука существует уже много лет: Стэн Ли создал его полвека назад. В мифологии Человека-Паука много интересных историй, которые мы могли бы рассказать. Все великие истории можно рассказывать снова и снова. Самое главное - сделать героя понятным современным зрителям. Мы чувствовали, что можно создать Питера Паркера, который будет отличаться от того Питера, которого сыграл Тоби Мэгуайр. Создать героя, который будет вписан в современный контекст. Мы, по сути, говорим о новом, следующем поколении. Мир изменился. В нем появились новые, огромные опасности - иные по сравнению с теми, которые поджидали робкого очкарика, страдавшего от унижений в школе. И мы хотели показать новую версию Питера Паркера.
- Режиссер Марк Уэбб никогда раньше не снимал крупнобюджетных блокбастеров. Почему вы пригласили именно его?
- Когда мы с ним встретились, он сказал: «Я вижу Питера Паркера народным героем. В начале этой истории он уже герой в душе. Он хочет творить добро задолго до того, как его кусает паук». Сегодняшние дети и подростки гораздо больше знают о мире, они смелее, самостоятельнее. Марк сказал: «Я представляю себе парня, который горит желанием творить добро и переживает из-за того, как мало он может сделать. А потом его кусает паук, и он обретает новые способности». Марк предложил иной взгляд на классического героя. Поговорив с ним, мы поняли, что такой взгляд на Питера Паркера - вполне убедительная причина для перезагрузки киносериала. Иная интерпретация привычного мифа.
- Насколько известно, Сэм Рэйми хотел, чтобы в четверной серии герой женился, завел ребенка и бросил супергеройские дела.
- Это не так. Мы вместе разрабатывали сценарий.
- Говорят, что Рэйми не смог включить эту сюжетную линию в сценарий, потому что студия была против.
- Студией в данном случае был я - и могу сказать вам совершенно точно: мы не обсуждали вопрос, станет ли Питер отцом. В сценарии был другой злодей, и основные проблемы были именно с ним. Возможно, мы говорили о ребенке в шутку - шутили: «Питеру Паркеру пора жить тихой семейной жизнью в пригороде». Но дело в том, что Человек-Паук - метафора подростковых трансформаций. Это история о том, каково быть молодым. История о критическом периоде в жизни человека, о том, как человек осознает свою ответственность. И Сэм Рэйми понимает это лучше всех.
- Итак, вам нужно было вернуть Питера Паркера в школу?
- Нам нужно было вернуться к сути персонажа. К тому периоду времени, когда человек пытается понять, кто он, сражаясь с самим собой. Сэм рассказал свою историю. Мы расскажем ту же самую историю, зададим те же вопросы - но у нас будут немного другие ответы. И в любом случае мы бы никогда не стали снимать историю о том, что у Питера Паркера родился ребенок. У нас с Сэмом был сценарий четвертой серии - хороший сценарий, но в нем не было того, о чем мы только что говорили. Думаю, именно поэтому Сэм решил поставить точку. В сценарии не было трудноразрешимой дилеммы, не было ощущения, что это поворотный пункт в жизни героя.
- Новая версия кажется более жесткой и реалистичной, в духе еще одной перезагрузки, имевшей большой успех, – «Бэтмена». Вы оглядывались на «Бэтмена», когда выстраивали визуальный стиль фильма?
- Мне кажется, что «Бэтмен» более мрачен по стилю - и при этом, как ни странно, он более глянцевый. В нем ощущается легкий лоск. Я люблю «Бэтмена», но у нас все немного иначе. Марк Уэбб сразу же сказал: «Я хочу сделать фильм, действие которого происходит в нашем мире» Перед тем как подписать контракт, он прислал нам электронное письмо: «Я хочу, чтобы вы знали, какое кино я хочу снимать, потому что, если вы не хотите его снимать, скажите мне об этом прямо сейчас». С его стороны это было очень честно и умно. Он хотел, чтобы Питер слушал музыку, которую слушают современные подростки, и носил теннисные туфли, которые носят современные дети. Мир Питера нельзя назвать мрачным. Он реалистичный. Реальность бывает жестокой - на то она и реальность. Таков Нью-Йорк, в котором он живет.
- Летом вам предстоит соревноваться с «Бэтменом» за кассовые сборы.
- Между премьерами «Темного рыцаря» и «Нового Человека-Паука» - целых две недели. Для середины лета, когда у школьников нет занятий, это огромный период. Начиная снимать этот фильм, мы отдавали себе отчет в том, что он выйдет летом и будет соревноваться с другими блокбастерами.
- В предыдущей трилогии паутина Питера была натуральной, а у вас он выстреливает ее из специальных приспособлений.
- Вы не представляете себе, каким важным было для нас это решение. Почему мы это сделали? Потому что хотели, чтобы все выглядело реалистично с точки зрения физики. Конечно, это фантастическая история, но Марк хотел свести к минимуму противоречия с законами природы. И еще нам хотелось показать, что этот парень не просто сильный и ловкий - у него есть мозги. Мне кажется, сегодняшние дети очень умные. И еще одно: невозможно выстреливать нити паутины в полете и при этом лететь, не меняя траектории. Физически невозможно. И как эти нити будут прикрепляться к поверхностям? Марк спрашивал: «А как же законы физики?» Поэтому Питер должен крепить нити к поверхностям на зданиях, чтобы перелетать с одного дома на другой. И это гораздо ближе к реальности.
- Почему вы выбрали Эндрю Гарфилда на роль Питера?
- Мы знали Эндрю. Columbia Pictures сняла «Социальную сеть» с его участием еще до того, как мы заговорили с ним о «Человеке-Пауке». Это был интересный процесс - мы сделали пробы многих актеров. Но при всех их талантах после разговора с Эндрю я не мог представить себе в этой роли никого другого. Он вжился в роль, потому что он во многом похож на Питера. Он стал этим народным героем, который остро переживает несправедливость и хочет бороться со злом. Хочет быть верным себе. Это невозможно не увидеть на экране - его человечность, его ум. И его красоту - он очень симпатичный парень. И невозможно не почувствовать его душу - душу человека, в котором все время идет внутренняя борьба, который все время пытается понять этот мир и свое место в нем. И к тому же он потрясающий актер. Очень забавный и симпатичный - и в то же время в нем ощущается настоящая глубина.
- А что привлекло вас в Эмме Стоун?
- Все! В качестве продюсера я снял пару фильмов с ее участием – «СуперПерцы» и «Добро пожаловать в Зомбилэнд» - и я хорошо знал ее работу. Когда мы снимали «СуперПерцев», никто не знал, кто она такая. Ребята, которые делали этот фильм - Джадд Апатоу, Сет Роген, Эван Голдберг, - позвонили мне и сказали: «Ты должен встретиться с этой девушкой, Эммой Стоун». Она пришла ко мне в офис и мгновенно меня покорила. Она красива, остроумна, она такая забавная и в то же время очень умная девушка. Я взял ее в «СуперПерцев», я снял ее в «Зомбилэнде». Мне не верилось, что она захочет сниматься в этом фильме. Мне позвонил ее агент и сказал: «Она хочет сняться в «Человеке-Пауке», она хочет сделать пробу». Я ответил: «Вы с ума сошли - какие пробы?» Я считаю, что нам очень повезло и с Эндрю, и с Эммой.
- У вас уже подписаны контракты на три фильма с Уэббом, Эндрю Гарфилдом и Эммой Стоун?
- Все они вернутся. Все они хотят вернуться. Так мы планировали с самого начала. У всех заключены сделки.
- Значит, Гвен, героиня Эммы Стоун, не погибнет?
- Я не могу ничего сказать. Я понимаю, что все знают ее судьбу в комиксах... Это знаковый момент в истории комиксов - но мы с самого начала задумывали эту историю как трилогию, и мы очень хорошо знаем, куда мы пойдем в следующем фильме. У нас уже есть сценарий, но я не могу пока о нем говорить.
- Читаете ли вы мнения фанатов в Интернете и принимаете ли во внимание, что они пишут о проекте?
- Конечно, мы внимательно следим за мнениями фанатов. Читаем, что они пишут на фанатских форумах. Но делаем не то, что нам подсказывают, а то, во что сами верим. Нужно прислушиваться к чужим мнениям, но делать то, что ты сам считаешь правильным. Мы слышали много мнений, особенно о новом костюме Человека-Паука. Во время натурных съемок мы чувствовали себя словно под колпаком. Мы снимали кино, а фанаты снимали нас. Сегодня невозможно спрятаться от зевак, у всех цифровые камеры. Конечно, нас критиковали, но подавляющее большинство отзывов все-таки было положительным.
- Часто ли ваши герои пользуются современными технологиями, и какая у вас политика относительно продакт плейсмента?
- Разумеется, это современное кино, и у нас в кадре появляются мобильные телефоны и компьютеры. А что касается продакт плейсмента – это фильм компании Sony! (Общий смех.)
- Стэн Ли, создатель Человека-Паука, снялся в роли-«камео». Он – ваш талисман?
- О да, мы всегда так делаем. Он наш друг. Сегодня нам уже трудно
Кто: Мэтт Толмак