Комедия - самый трудный жанр
В декабре на экраны выходит новогодняя семейная комедия режиссера Олега Асадулина «Новогодний ол инклюзив» совместного производства компаний Goldfield Entertainment и Fenix Cinema.
О том, как проходили съемки, о Новом годе и современном российском комедийном жанре мы поговорили с продюсером и исполнителем одной из главных ролей Александром Златопольским.
Ангелина Громова: По сюжету фильма «Новогодний ол инклюзив» две семьи случайно арендовали один и тот же коттедж в канун Нового года. Семьи пытаются выяснить, кто должен остаться
в коттедже, и вскоре выясняется, что неподалеку сбегают два опасных преступника. В канун нового года зрители любят смотреть фильмы, наполненные сказкой и чудесами, или фильмы комедийного жанра. Как тема Нового года связана с сюжетом «Новогодний ол инклюзив»?
Александр Златопольский: «Новогодний ол инклюзив» - добрая семейная новогодняя комедия, самый любимый жанр в России со времен «Иронии судьбы». Все события в фильме происходят 31-го декабря - в картине присутствует совмещение комедийного жанра и атмосферы праздника, но без Павлика. Даже побег преступников напрямую связан с этим волшебным праздником. Всем знакомо выражение, что ожидание и предвкушение приятнее, чем само праздничное событие. Поэтому героям нашей комедии хочется во что бы то ни стало наполнить этот день, вечер и новогоднюю ночь моментами, которые играют очень важное значение в их жизни. Но идущие не по плану события являются элементом драматургии киносценария. Подробности я рассказывать не буду - просто советую пойти в кинотеатр и посмотреть наш добрый фильм! Новый год в его современном представлении сильно отличается от представлений наших предков: классическая елка - есть символ объединения мира мертвых и нашего мира яви, ель никогда не сбрасывает листья (иголки), она вечна, как паромщик, соединяющий миры живых и мертвых. Вечный ритуал неким эвфемизмом мы перенесли в эту картину.
- Как велась работа над сценарием, и какие идеи легли в основу фильма?
- Этот вопрос лучше задать сценаристу Юлии Лемарк. Могу сказать, что однажды мне пришла мысль о том, что было бы неплохо снять новогоднее кино в одной локации, ведь это значительно сокращает расходы на фильм. Но когда мы начали снимать, стало понятно, что локаций будет немало, как и известных артистов в кадре. Но нас уже было не остановить!
- Расскажите немного о главных героях. Что вас привлекает или, наоборот, что вам не нравится в главных героях?
- Больше всего меня привлекает то, что один из главных героев - это я (смеется)! А если серьезно, то главные герои - отцы семейств, - это понятные и узнаваемые типажи, многие зрители смогут узнать себя в этих образах. Главное, что, несмотря на разногласия между ними и очень эмоциональные внутрисемейные взаимоотношения, семья и дети для них - это самое важное в жизни. Архетипический образ отца, знакомый каждому с детства, мы постарались воплотить в этом фильме. Зевс, Юпитер, Тор, Один - весь патриархальный сонм богов затрагивает мужское янское начало зрителя.
- Помимо продюсирования фильма, вы также снимались в нем. Тяжело ли было совмещать и съемки, и продюсерскую деятельность?
- Нелегко (смеется). Актерская профессия непростая и в эмоциональном плане, и в общем смысле. На мой взгляд, она из разряда мечты, ты не можешь жить без нее. По сути, она должна быть призванием, жизнью. И когда актер находит себя в ней - это большое счастье! Он получает колоссальное удовольствие от игры, тем более с такими партнерами, которые были у меня в этом фильме. Персона, она же маска - это то, с чем мы живем все время.
- Как вы пришли к продюсерской деятельности?
- Актерская профессия очень зависимая. Я, разумеется, ни на что не жалуюсь, и мне повезло быть утвержденным и сыграть многие интересные роли, в частности, роль бизнес-тренера Роберта в фильме «Айка». Картина попала на фестиваль в Канны и наша команда взяла приз в номинации «Лучшая женская роль» (Самал Еслямова). Кейт Бланшетт и мировые звезды Голливуда встречали нас аплодисментами. Мне также повезло сыграть в фильме «В тылу врага» с голливудскими звездами, в фильме «Конференция» Ивана Твердовского, который тоже взял немало призов в Европе, а в России ему был присужден приз за лучший сценарий на «Кинотавре». Но, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что когда актер становится продюсером, это возможность для его реализации. Конечно, продюсирование - это не только творчество, это сочетание бизнеса и творчества. И путь из актеров в продюсеры достаточно реальный, хотя и непростой.
Пройдя немаленький актерский путь и наработав огромное количество дружественных связей, (не просто обмен визитками в Каннах, в Лос-Анджелесе, в Москве, или где-то на фестивалях), а выстроив действительно крепкие взаимоотношения с топовыми, с большими и известными актерами, режиссерами и продюсерами, ты понимаешь, что у тебя есть все для того, чтобы делать свое кино в качестве продюсера. И это на самом деле здорово, потому что перед тобой открываются не только двери возможностей для актерской реализации, а возможности самому решать, о чем сказать миллионам; продюсер может не просто снимать кино на социально значимые темы, но и донести до зрителей проблемы, которые могут волновать человека лично.
По сути, продюсеры решают очень многое, так как к ним обращаются и сценаристы, и режиссеры. У меня в компьютере хранится немало сценариев, и, безусловно, основной критерий в продюсерской деятельности - понимание коммерческого потенциала картины.
Как-то я вспомнил значение слова «очаг» - «ойкос», и, знаете, от этого слова произошел термин «экономика», забочусь об очаге, нашем фильме, аки о бюджете семьи. Так и стал продюсером.
- Какие факторы влияют на окупаемость фильмов?
- Я считаю, что я вовремя пришел к продюсерской профессии, потому что то, что сейчас происходит в кинобизнесе, крайне благоприятно для российского рынка. Одним из факторов взлета, гарантирующего окупаемость фильмов, стал резкий рост популярности онлайн-платформ во время пандемии, посадившей людей на домашний режим. И популярность платформ продолжает расти. Второй фактор - это уход конкурентов. Раньше американское и европейское кино держало около 82% российского кинорынка. Сейчас действительно открылся простор для российского кино, и люди радуются российским картинам.
Инвестирование в наше кино не только исключительно целесообразно экономически, но и укрепляет народный дух.
- Какие навыки дает продюсирование?
- У меня получается совмещать две профессии, но не все актеры становятся продюсерами. Кто-то остается только актером, кто-то уходит в режиссуру и т.д. Я не считаю, что эти профессии взаимоисключающие, наоборот, они дополняют друг друга. Но продюсирование подразумевает уже не только творчество, но и другие вещи: навыки бизнеса, умение организовать процесс и вести переговоры, сформировать команду. Если у человека есть организаторские способности, процесс продюсирования доставляет удовольствие. И ты сам можешь решать, какое тебе снимать кино, о чем ты хочешь сказать миллионам зрителей, кто будет режиссер, кто будет твой партнер, кого тебе сыграть в этом фильме, естественно, если режиссер тебя утвердил на определенную роль. Отчасти, продюсирование - это опция для заработка, но заработка не ради денег, а ради возможности развивать кино и вкладываться в него. В моем случае, кино было моей детской мечтой. И кино - это люди, которые действительно меняют мир, жизнь, создавая фильмы, сериалы и спектакли, которые попадают и в сердце, и в разум. И это здорово, если мы можем как-то менять в лучшую сторону этот мир.
- Сколько времени длились съемки?
- Съемочный процесс у большинства полнометражных фильмов занимает месяц, и мы не исключение. Вот фильм «Айка», о котором я уже ранее упоминал, снимался шесть лет с перерывами. Но это исключение.
У нас все получилось стандартно. Производство фильма делится на три этапа. Подготовительный, съемочный и постпродакшн. Подготовительный может длиться и два, и три месяца, и полгода, и год, и даже больше. В подготовительный период формируется идея, команда; согласовывается техника, локации, ведется отбор актеров и составляются графики. Период постпродакшена может в среднем длиться полгода. А вот сам съемочный период является самым затратным во всех смыслах. Он не может длиться более полутора месяцев. Например, цена одного съемочного дня в Америке составляет миллионы долларов, в России - миллионы рублей, так как каждый день обеспечивается огромным количеством дорогой техники; нужно также подготовить целые цеха. На площадке, помимо актеров, работают гримеры, костюмеры, рабочие, осветители и так далее. Если бы фильмы снимали 2-3 месяца, они бы редко себя окупали, потому что это очень затратно.
Время не абсолютно, делу - время, потехе - час.
- Какие локации использовались в съемках, и как они отражали новогодний дух фильма?
- Могу сказать по секрету (зрители этого, конечно, не поймут), но экстерьер и интерьер нашего дома, в котором происходят основные приключения - это две разные локации, даже две разные области. Например, на одном известном курорте в Тверской области у нас проходили экстерьерные съемки. Потом мы переехали в Подмосковье, в район Денежниково. И, конечно, мы приезжали в другие места, чтобы работать с лесными сценами; не обошлись и без Москвы - мы снимали небоскреб, который находится напротив Мосфильма, СИЗО, школу, ДК и даже квартиру Яна Цапника и его семьи. Я вспоминаю один момент, когда в конце съемок, мы были вынуждены вернуться в Тверскую область в конце марта. В последний съемочный день был день рождения моей младшей дочери, которая тоже играла в фильме. Это было 1 апреля; наступила весна и снег уже сошел. И в конце марта, по завершении съемочного процесса нам даже пришлось делать искусственный снег.
- Ваши две дочки также принимали участие в фильме. Это были их первые роли? Понравились ли им съемки?
- Да, и моя старшая дочка Настя, ей уже 16 лет, и младшая, девятилетняя София, сыграли большие роли в нашей комедии. Конечно, им очень понравилось! Настя была дочкой персонажей в исполнении Яна Цапника и Екатерины Соломатиной, а София сыграла дочку героев Олеси Судзиловской и моего! Как и вся съемочная группа, каждый день они получали положительные впечатления и от репетиций, и от съемочного процесса, и от съемочной площадки! Поток энергии и импровизации, который идет лишь от одного Яна Цапника - это заряд, как минимум, на один год, до съемок новой новогодней комедии! Для меня присутствие дочек было радостью, но в тоже время ответственностью и дополнительным стимулом для максимально качественной съемки картины.
Для Насти и Софии это были первые большие роли, но у них уже есть опыт в кино. Обе сыграли в сериале «Просто живи» и в тизере сериала «Сфумато», а София исполнила роль главной героини в детстве в полнометражном боевике «Воровка», который скоро выйдет на телеканале НТВ.
- Одну из главных ролей исполнил Ян Цапник, известный по своим ролям в комедийных фильмах. Какую изюминку он привнес в «Новогодний ол инклюзив»?
- У Яна Цапника есть такая черта - не только в этом фильме, но и в других - он любит импровизировать. Казалось бы, есть сценарий и по нему нужно работать, но он всегда старается найти что-то свое, привносит импровизацию. Я очень люблю импровизацию, поэтому как продюсер я даже не пытался его остановить, а как актер - тем более; я наслаждался процессом.
Иногда я был полностью погружен в продюсерскую деятельность, я смотрел сцены и понимал, что мы будем снимать, однако из-за высокой нагрузки не всегда успевал выучить несколько реплик. И когда я приезжал на съемочную площадку с утра, мы с Яном пересекались у гримерки, и он меня спрашивал, выучил ли я реплики, я честно отвечал «нет». Тогда он говорил: «Отлично! Сейчас все придумаем!». И мы импровизировали, что-то придумывали, в хорошем смысле слова.
Какие-то вещи рождались именно в ходе импровизации на съемочной площадке. Я знаю, что он в других фильмах тоже очень часто предлагает режиссерам что-то подкорректировать, изменить, улучшить, и в этом заключается его талант. Но самое главное, конечно, это колоссальный юмор, который он излучает. Я очень сам люблю юмор, с детства я играл в КВН; как автор и как актер выступал в целом ряде телепроектов («Кривое зеркало», «Фитиль», «Кабачок Дежавю» и др.), сотрудничал с «Уральскими Пельменями». Именно поэтому мне нравится юмор, импровизация и комедия в разных проявлениях. Но уровень импровизации, энергетики и юмора Цапника на съемочной площадке - высочайший. Все погружаются в атмосферу позитива, а камера и зритель все считывают.
- Расскажите немного о работе с Олесей Судзиловской. Ей при ее природной красоте и харизме удается играть в кино разноплановые роли. Какую роль ей удалось воплотить в «Новогоднем ол инклюзиве»?
- Да, без сомнения, Олеся - красивая и очень обаятельная женщина и талантливая актриса. Мне посчастливилось сыграть ее мужа, правда, в разводе. По сюжету у нас трое детей, и в фильме есть надежда на то, что мы с ней снова будем вместе. Но итог наших взаимоотношений зрители увидят в кино. Могу лишь сказать, что играть с ней в кадре было очень интересно, она замечательный партнер!
- Фильм «Новогодний ол инклюзив» - не первая комедия режиссера Олега Асадулина. В одном из интервью он сказал, что комедия - это «жанр сложный, пестрый, со множеством элементов и составляющих. Это тренд, который диктует зритель». Что такое современная комедия, на ваш взгляд, какие жанры могут в ней переплетаться? Какие тренды сегодня диктует зритель в комедии и удалось ли их воплотить в фильме?
- Без сомнения, комедия - самый трудный жанр. Заставить зрителя плакать или бояться - сложнее, чем смеяться. Но в этом заключается вся загвоздка и удовольствие от создания комедийного фильма: нужно cделать добрую, смешную и не пошлую картину для разных поколений. И, конечно же, современная комедия сочетает в себе разные жанры, так как в любом фильме угадывается реальная человеческая жизнь, в которой перемешивается все. Поэтому в комедии неизбежно, как и в жизни, пересекаются разные жанры и эмоции.
- Какие жанры, помимо комедии, удалось реализовать в «Новогоднем ол инклюзиве»? Ведь, как правило, за комедией скрываются серьезные проблемы, иногда целые личные драмы или социальные вызовы…
- Комедия, конечно, это сочетание жанров. Я точно не сторонник создавать что-то пустое. Есть такие фильмы, которые зритель посмотрел, посмеялся и забыл. Есть разные зрители, и кому-то нравятся такие фильмы, поэтому я не утверждаю, что их не нужно снимать. Но я сторонник создания кино, которое несет в себе глобальные ценности, несмотря на комедийный жанр, и заставляет задуматься о чем-то важном, и может быть, даже несмешном. Через юмор доносится гораздо больше, принимая во внимание, что сегодня это самый массовый, коммерческий и, опять же, успешный жанр в России. С помощью комедии можно показать социально значимые проблемы для большего количества зрителей. Наш «Новогодний ол инклюзив» - не та комедия, где зритель хохочет без остановки, надрываясь. Поэтому, помимо просто комедии, я бы назвал картину, во-первых, семейным фильмом, во-вторых, лирической комедией. Это достаточно лирическая история, она добрая, в ней затронута вечная тема взаимоотношений отцов и детей, тема развода, которую как раз играет Олеся Судзиловская. А сегодня, в такое непростое время, необходимы добрые светлые фильмы, которые будут не только развлекать зрителя, но и рассказывать ему о чем-то важном, пусть и банальном, но таком актуальном сегодня - о любви, семье, заботе о близких; заставлять зрителя не только смеяться, но и становиться чуточку добрее, чтобы затем поделиться добротой с родными и близкими людьми.Кто: Александр Златопольский