Концепция кинопоказа глобально изменится совсем скоро
Генеральный директор группы компаний «Кинокомфорт» Сергей Пуськов рассказал нам об опыте внедрения на российском рынке кинопоказа лазерной проекции и поделился своим представлением о киноиндустрии ближайшего будущего.
«Кинобизнес сегодня»: Как для вашей компании прошел этот год? Можете ли вы выделить какие-нибудь особенные события в ее жизни, интересные проекты?
Сергей Пуськов: Этот год был для нас весьма насыщенным - как событиями, так и проектами, которые мы реализовали. Вообще, условия, в которых находится бизнес системных интеграторов, трансформируется и усложняется с каждым годом. Общая финансовая нестабильность экономики, жесткая конкуренция (как среди коллег-интеграторов, так и самого кинотеатрального показа с другими видами визуального потребления в целом), быстрое обновление технологий и продуктов - все это заставляет постоянно пребывать в тонусе. С другой стороны, перечисленные предпосылки требуют непрекращающегося развития и творческого подхода к делу - а это именно то, что мы любим.
К концу прошлого года мы поняли, что та система ведения бизнеса, которая сложилась в компании за 14 лет ее существования, с 2004 года, требует глобального обновления и перезапуска. Уже 7 января нынешнего года мы начали проводить мозговые штурмы со всеми своими ключевыми специалистами и запустили переход нашего бизнеса на новый уровень. Очень быстро родилась и реализовалась идея создать вместо одной сложно функционирующей и не всегда логичной компании группу компаний с простой и понятной структурой, функционалом и финансовой независимостью.
Сейчас в группу «Кинокомфорт» входит четыре компании, ключевая из которых - «Кинокомфорт-лазер». Ее специализация вполне очевидна. Другие компании решают инсталляционные и сервисные задачи, работают со световым и звуковым оборудованием для театральных проектов, ведут тендерные процедуры. За год работы в новом формате заново разработанные бизнес-процессы прошли отличную обкатку, мы убедились в правильности своих подходов и уверенно смотрим в будущее, понимая, какие еще улучшения нам предстоят.
Мы вошли в этот год с мощным проектом в своей копилке - первым в России полностью лазерным и полностью с объемным звуком курским девятизальным мультиплексом «ГриннФильм». К середине года мы успешно завершили не менее масштабный проект второго нашего и снова первого российского, на этот раз полностью RGB-лазерного 13-зального мультиплекса «Горизонт» в Ростове-на-Дону, и снова исключительно с объемным звуком. Ну а встречать Новый год будем открытием нашего третьего полностью лазерного шестизального мультиплекса во Владикавказе. Конечно же, с объемным звуком.
Каждый из этих проектов по-своему уникален. Мы получили колоссальный опыт в решении новых сложных и интереснейших инженерных задач при запуске каждого из них, а это именно то, что развивает персональную компетенцию и не дает угаснуть той самой искре инженерного творчества, которая изначально есть в каждом из нас, кинокомфортовцев.
- С проекторами каких производителей вы предпочитаете работать и почему?
- С момента перехода кинопоказа на цифровые технологии мы являемся авторизованными российскими партнерами двух ключевых производителей проекционного оборудования.
Первый - бельгийская компания Barco, кинотехнологическое подразделение которой объединилось сейчас с несколькими другими компаниями под брендом Cinionic. Barco - безусловный лидер рынка инновационных лазерных проекционных технологий. 18 моделей лазерных DCI-проекторов позволяют нам без затруднений и компромиссов выбирать оптимальные решения для каждого из проектов - от бюджетных кинозалов до премиальных люксовых. У Barco, на наш взгляд, лучший по удобству работы и надежности киносервер из имеющихся сейчас на рынке - Barco Alchemy. И, конечно же, нельзя не упомянуть систему трехслойного объемного звука Barco AuroMax, реалистичность звучания которой не оставляет равнодушным никого.
За время многолетнего сотрудничества мы неоднократно были на фабрике Barco в Бельгии, в сборочных цехах, на многочисленных тренингах по всем новым технологиям, и всегда восхищались уровнем этих технологий и подходом компании к инновационным разработкам. Ведь Barco - это не только и не столько производитель DCI-проекторов. Это также уникальнейшее оборудование для медицины, сверхточные мониторы с разрешением 12К, дисплеи для диспетчеров, а до недавних пор - еще и сверхнадежные мониторы для аэробусов, вертолетов и прочей техники, подвергающейся экстремальным перегрузкам, где отказ оборудования недопустим в принципе. В нашем видении, симбиоз инженерных решений из разных отраслей воплощается в каждом продукте этой компании. А это как раз то, что нам нравится, - красивая, надежная, дружественная в обращении техника. Именно проекторы Barсo мы инсталлировали в трех полностью лазерных мультиплексах в России.
Наш второй давний партнер, еще с «пленочных» времен - итальянская компания Cinemeccanica. Практически единственный «тяжеловес» со столетней историей, который не только перешел в цифровую эпоху кинопоказа, но и весьма уверенно чувствует себя в ней. Посмотрите, весь бывший цвет 35-миллиметровых брендов канул в Лету - Kinoton, Strong, Meopta, Ernemann. Итальянцы же смогли перестроиться и снова быть на волне новых технологий. В одной из своих полностью лазерных инсталляций мы использовали внешние RGB-источники лазерного света Cinemeccanica Laser LUX в связке с проекторами Barco. Очень гибкое, доступное и качественное по всем параметрам решение.
- Участвуете ли вы в программе кинофикации малых городов по программе Фонда кино?
- Да, конечно. Поначалу мы относились к этим проектам с некоторым скептицизмом. Все-таки тут практически всегда компромисс, в большинстве своем это «как бы кинотеатры» - приспособленные под показ дома культуры, актовые залы и прочие помещения с совсем не кинотеатральной проектной подготовкой. Наша базовая школа кинотеатра, заложенная теоретически во время обучения в Институте кино и телевидения и развитая практически в сотнях «классических» инсталляций, входит в диссонанс с теми условиями, которые нас встречают на местах: крашеные параллельные стены, практически полное отсутствие акустической обработки, светлые тона, отсутствие аппаратных. Да и в аукционах все чаще стали участвовать сомнительные компании, сбивающие цену ниже себестоимости и затем рыскающие по поставщикам в поисках специализированного оборудования. Все это не приносит того инженерного удовольствия, которое мы всегда получаем в своих сложных коммерческих проектах.
В каждом из трех конкурсных блоков за прошлые годы мы поработали в пяти-семи кинозалах. Нас привлекли в них интересные решения с выкатными или складывающимися рамами экранов, необычные места установки проекторов и возможность поработать с лазерной техникой.
- Как вам удается работать в таких кинотеатрах с лазерной проекцией, учитывая финансовые ограничения и непостоянный курс рубля?
- Два кинозала мы оборудовали младшими проекторами Barco с лазерно-фосфорными источниками света. Конечно, фиксированная рублевая сумма, выделяемая на один кинозал и не привязанная к колебаниям курса валют, не позволяет использовать лазерную технику для средних и больших залов, но для маленьких она пока еще приемлема. Как сложится ситуация в новом году, с выросшим НДС и новыми таможенными тарифами, покажет время, не будем загадывать.
- И все-таки, что для вас интереснее - оборудовать несколько залов обычного кинотеатра, скажем, типового многозальника в региональном торговом центре, или один зал премиального формата?
- В нашей картине мира время типовых многозальников уже прошло. Сегодняшний кинопоказ вошел в эпоху мощнейшей конкуренции с домашним и смартфонным просмотром формата VOD (видео по запросу). Для телевидения эта конкуренция еще чувствительнее, ведь растет поколение, которое уже не смотрит телевизор, весь нужный им здесь и сейчас контент они получают на экране своего смартфона. Кино пока еще остается коммерчески востребованным зрелищем, или событием, или проведением досуга в приятной компании. Но сегодняшний потенциальный зритель уже слишком избалован новыми технологиями и возможностями доступа к ним. Типовой многозальник в старом, десяти- или пятилетней давности понимании - это уже нонсенс, это инвестиции, возврат которых практически нереален.
Пришло время типовых многозальников нового формата. Каждый зал в них - премиальный, вне зависимости от размера. Удобнейшие кресла, качественная лазерная проекция, рассчитанная на долгий срок службы, объемный звук, исключительный сервис - вот формула нового типового многозальника, вот формат коммерчески успешного кинотеатра. Именно такие проекты нам интересны, именно их мы и реализуем сейчас.
- Возвращаясь к теме лазерной проекции, насколько охотно сегодня кинотеатры идут на установку лазерного оборудования? Чем они аргументируют свой выбор того или иного типа проектора?
- Если взглянуть в общемировом масштабе, то еще прошлый год стал в прямом смысле переломным в развитии лазерной проекции. По данным компании Barco, падающая кривая количества продаж ксеноновых проекторов и растущая кривая продаж лазерных пересеклись в 2017-м. Это значит, что «лазеры» выходят в доминирующее положение по новым инсталляциям, а «ксенон» неуклонно идет к полному прекращению производства. Небольшие по мировым меркам скандинавские страны уже объявили о полном переходе всех кинотеатров страны на лазерные источники света. Количество инсталляций в азиатских регионах просто впечатляет: 11.000, вдумайтесь, одиннадцать тысяч лазерных ретрофитов - модулей, устанавливаемых в проектор вместо ксеноновых блоков, - было инсталлировано на начало этого года только в Китае! Это в два раза больше всего количества кинозалов в нашей стране!
Россия тоже набирает «лазерные обороты», но пока не настолько быстро. На мой взгляд, тому есть пара причин. Первая - пока еще повсеместный наш менталитет экономического планирования при начале нового проекта. За многолетнюю историю общения с потенциальными заказчиками нас ни разу не попросили подготовить предложение с комплексным расчетом десяти-, пяти- или хотя бы трехлетних затрат на приобретение и обслуживание проекционной техники, то есть именно так, как делает прогноз своих инвестиций цивилизованный мир. У нас всегда идет ценовая битва конкурентных предложений - как по типу техники, так и по ее брендам - на уровне «итого сейчас». Когда же спустя пару лет наступает «прозрение» о том, что лампы нужно менять довольно часто и это дорого, что энергопотребление - это дорого, что послегарантийный сервис - это всегда нужно и тоже дорого, то зачастую бывает уже поздно.
Пока мне вообще непонятно, как будут коммерчески выживать однозальные кинотеатры в малых городах, оборудованные ксеноновыми проекторами, у которых цена лампы зачастую превышает то, что остается от кассовых сборов за квартал. Примерно такая же ситуация и у больших коммерческих проектов, реализованных на кредитные средства. А ведь именно правильный начальный взгляд на многолетнюю экономику инвестиций в оборудование кинотеатра и показывает неоспоримое преимущество и выгоду лазерных решений в долгосрочной перспективе. Тем более это актуально для небольших кинотеатров, оснащаемых по программе Фонда кино, где оборудование приобретается на целевые бюджетные средства, а все расходы по его эксплуатации, в том числе покупка дорогих ламп для ксенонового проектора, ложатся уже на сам кинотеатр. Здесь экономика лазерного решения показательна и очевидна даже для сомневающихся.
Вторая причина медленного внедрения лазерной проекции в России - это, конечно же, несоизмеримые экономические условия для владельцев кинотеатров по эту и по ту сторону границы. Кредитные процентные ставки, налоговые и таможенные пошлины, колебания курса валют, программы многолетних рассрочек, структура распределения кассовых сборов - все не в нашу пользу.
- Как быстро, на ваш взгляд, будет распространяться в России лазерная проекция? Очевидно, скорость ее распространения нельзя сравнить с прошедшей несколько лет назад «цифровизацией» кинопоказа?
- Сомнений нет: медленно, но верно лазерные проекторы все больше будут инсталлироваться в новых российских кинотеатрах. Пока счет идет на десятки инсталляций в год. Думаю, что к 2020 году число инсталляций будет измеряться сотнями. Наверняка все большую популярность будут приобретать ретрофиты - модули с лазерным источником света, которые устанавливаются вместо лампового фонаря ксенонового проектора. Сегодня компания Barco выпускает такие модули практически для всех своих проекторов. Это значительно дешевле нового полного проектора при всех тех же «лазерных» преимуществах.
Конечно же, замена ламп на лазер не станет таким быстрым и глобальным процессом, как это было буквально несколько лет назад в эпоху ухода пленки из кинотеатров. Ведь тогда менялись в принципе как концепция подготовки и дистрибьюции фильмокопий, так и качество показа: ушли в прошлое категории фильмокопий по качеству в зависимости от количества протяжек пленки через фильмовый канал. Качество показа, скажем так, не то чтобы возросло, но оно стало стабильным - как на первом, так и на сотом сеансе. И все мы к этому привыкли.
Замена ксенонового проектора на лазерный - это тоже изменение, но оно не настолько очевидно для зрителя, чтобы он был готов платить за билеты больше. Качество изображения нового проектора с новой, качественно отстроенной лампой и лазерного проектора практически идентичны. Редкий рядовой зритель сможет почувствовать разницу. Суть лазера - как раз в долговременно стабильном качестве, измеряемом годами, в отличие от лампы, теряющей яркость на 50% и цветовые характеристики за месяц-два своего срока службы. И, конечно же, сюда подтягиваются все темы с экономикой владения, о чем мы говорили раньше. Немалую роль играет и пока что актуальный маркетинговый потенциал «первого лазерного» кинотеатра в городе или в регионе.
- Все ли вопросы безопасности лазерного кинопоказа решены сегодня в России?
- Тема лазерной безопасности весьма обширна, ей можно посвятить еще более объемное интервью. И ее, кстати, мы детально разбирали и обсуждали на сентябрьской встрече российской секции Общества инженеров кино и телевидения (SMPTE) на выставке «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге.
Если кратко резюмировать, то ситуация следующая. С точки зрения безопасности как таковой - все вопросы решены. Каждому проектору производителем присвоен свой международный класс лазерной безопасности, детально определены условия для мест установки, существуют четкие и конкретные регламенты по маркировке помещений с проекторами, доступа в них, инструктажа персонала. Наша компания скрупулезно все это соблюдает и выполняет. Здесь не могу удержаться от обращения к владельцам кинотеатров: пожалуйста, будьте аккуратны при выборе поставщика и инсталлятора лазерного проектора. Работайте только с авторизованными партнерами производителя. Требуйте у них персональные сертификаты о прохождении обучения инсталлированию и сервисному обслуживанию лазерных проекторов на приезжающих к вам специалистов.
Поверьте, лазерная техника абсолютно безопасна - с четким пониманием границ этой безопасности. Их нарушение по незнанию может привести к печальным физическим и юридическим последствиям для всех участников. Образно говоря, это как включенный утюг в вашем доме. Не нужно притрагиваться к нему там, где он может обжечь. Зная правила, утюгом может пользоваться даже ребенок.
С точки зрения правового регулирования вопроса лазерной безопасности, именно лазерных проекторов, у нас есть еще что совершенствовать. На мой взгляд, этот процесс перейдет из стадии пассивного состояния в стадию практической реализации при наборе «массы» насущности вопроса, когда количество кинотеатральных инсталляций в России начнет расти экспоненциально.
- Одна из актуальных тем сегодня - это обеспечение доступа в кинозалы слабовидящих и слабослышащих посетителей. Предлагаете ли вы какие-нибудь решения в этой области?
- Да, конечно. Впервые мы узнали о таком оборудовании лет семь назад на выставке CinemaCon в Лас-Вегасе. Это было очень интересно, но непонятно, как его можно применить в российских условиях. На следующий раз, во время технического сопровождения кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске, нас попросили об установке одной такой системы для работы с уже выпущенными российскими фильмами, имеющими специальную звуковую дорожку речевого комментария о происходящем на экране, - «Викинг» и «Притяжение». Мы установили и опробовали такую систему одного зарубежного производителя - и увидели, как это работает, какие искренние эмоции от посещения кинотеатра и «просмотра» фильма получают слабовидящие посетители.
В общении с дирекцией фестиваля проскользнула фраза: «Вот бы такую систему, да по доступной цене - это был бы серьезный социальный проект». Почему бы и нет - подумали мы и включили свое инженерное творчество на всю катушку. За год мы с чистого листа разработали философию и внешний вид продукта, нашли мощных партнеров по схемотехнике и сборке и запустили серийный выпуск нашей, российской системы тифлокомментирования для кинотеатров под торговой маркой «Говорун». Сравнивая существующие сейчас аналоги, мы видим абсолютное преимущество своего устройства во всех отношениях - как тактильных и функциональных, так и ценовых. Очень приятно, что количество заказов на «Говоруна» растет в геометрической прогрессии, что мы смогли сделать продукт по-настоящему мирового уровня в своем классе.
А главное в инженерном творчестве что? Правильно - не останавливаться! Сегодня мы серийно выпускаем устройства версии 1.5 и уже накопили пакет усовершенствований для версии 2.0, которую обкатаем и запустим в реализацию в начале следующего года. Конечно, большую роль здесь играет то, что «Кинокомфорт-лазер» базируется в Санкт-Петербурге. Уровень технологий большого количества расположенных здесь предприятий, работающих, в том числе, на оборонную и космическую отрасли, пока позволяет реализовывать все наши весьма непростые пожелания и идеи.
Резюмируя, основная концепция и философия, заложенная в нашу систему тифлокомментирования «Говорун» следующая: исчерпывающий функционал, минимальное количество интуитивно понятных настроек, регулировки, выполняемые слабовидящим пользователем, комплексная инженерная и потребительская эстетика, безостановочно стремящаяся к совершенству. Именно поэтому мы используем в производственном цикле своего изделия такие технологии как лазерная резка и гравировка нержавеющей стали, высокоточная фрезеровка алюминия на станках с ЧПУ, многослойные печатные платы, литье корпусов приемников под давлением, роботизированная пайка компонентов. Уверены - наш «Говорун» совсем скоро станет именем нарицательным в технологиях тифлокомментирования для кинотеатров.
- Помимо управления группой компаний «Кинокомфорт», вы также являетесь секретарем российской секции Общества инженеров кино и телевидения (SMPTE). Раскройте, пожалуйста, эту тему чуть подробнее. Какую реальную практическую пользу приносит российская секция нашей индустрии кинопоказа, конкретным кинотеатрам? Над чем вы работаете?
- Для нас кино - это не временный бизнес-проект на волне, что называется, отраслевого «хайпа». Для нас это призвание и дело всей жизни. Мы в профессии давно и надолго, наверняка навсегда. Мы хорошо знаем историю развития кинопоказа, нам небезразлично, как эта индустрия эволюционирует сейчас, и мы хотим, чтобы те, кто придут в киноинженерию после нас, имели под ногами прочную основу для своего развития. Мы - это неравнодушные инженеры кино и телевидения, объединенные на мировом уровне в сообщество SMPTE. Нас примерно семь тысяч, и мы стремимся к тому, чтобы это количество неуклонно росло.
Мы генерируем технологические и инженерные идеи, обсуждаем их, находим лучшие. Создаем на их базе новые или совершенствуем существующие направления развития, разрабатываем отраслевые стандарты. За этой сухой формулировкой скрывается интереснейшая инженерная работа, в которой каждый из нас находит свое удовлетворение. Кто от процесса, кто от результата, кто от сопричастности. К сожалению, в последние несколько десятилетий Россия упустила инновационное лидерство в сфере кино. А ведь именно наши, советские и российские инженеры были у истоков технологий стереопоказа, лазерных источников света, кинотеатров с гигантскими экранами. И эту ситуацию нужно менять.
Недавно мы с председателем российской секции Олегом Березиным вернулись с ежегодного конгресса SMPTE в Лос-Анджелесе, где за четыре дня на примерно 70 выступлениях узнали основные тенденции развития индустрии кинопоказа и телевещания, а точнее - медиавещания. В многочисленных неформальных беседах за чашкой кофе, в перерывах или во время утренних пробежек в парке мы обсудили насущные вопросы, как говорится, с первоисточниками. Наша виртуальная российская база знаний обстоятельно пополнилась, и теперь мы на встречах с инженерами российской секции SMPTE, со студентами в профильных ВУЗах и поделимся этими знаниями, и обсудим,
и разберемся, как быть готовыми к грядущим переменам, как их приложить к нашей действительности, в чем мы можем их развить и дополнить.
Наши знания - это залог того, что в конкретные российские кинотеатры будут приходить технологии завтрашнего дня, не почерпнутые из красивых рекламных буклетов и презентаций менеджерами отдела продаж какой-нибудь горе-компании, а тщательно проработанные, инженерно проанализированные и правильно адаптированные к российским условиям.
- Можете пояснить это на каком-либо понятном примере?
- Пожалуйста. Например, технология завтрашнего дня, пока со многими вопросами, но активно развивающаяся - экраны на базе LED-дисплеев в кинозалах, уход от проекционной к излучающей технологии показа. На отдельной секции конференции SMPTE в Лос-Анджелесе выступили разработчики и инсталляторы таких экранов - обстоятельно, доступно, без какого-либо заигрывания с аудиторией с помощью глянцевых картинок. Раскрыли все инженерные тонкости и детали реализованной сегодня технологии, плюсы и минусы, проблемы инсталляций и пути их решения. Эту информацию сложно переоценить. Зная ее, теперь можно и нужно закладывать в каждый новый проект кинотеатра, пока еще с проекционной техникой, те решения, которые спустя пять-десять лет, когда настанет время экранов LED, позволят обеспечить в этих кинотеатрах возможность их установки. Без учета этой специфики в строящихся сейчас, как вы говорите, типовых многозальниках сделать это невозможно в принципе. Конечно же, мы будем использовать эти знания на практике, и каждый новый конкретный кинотеатр получит практическую пользу уже сейчас.
- Мы затронули темы и лазерной проекции, и LED-экранов. А какая перспектива развития технологий кинопоказа, на ваш взгляд, наиболее вероятна в ближайшем будущем? Мы движемся в виртуальную кинореальность? Голографическое кино? Какие-то новые технологические решения в проекционной и звуковой составляющих?
- На мой взгляд, ту реальную технологическую составляющую кинопросмотра, а скорее всего, уже «киноощущения», которую застанут наши дети и внуки, сейчас невозможно себе представить. Вспомните картинки о «будущем через сто лет», которые рисовали в начале прошлого века. Это серебристые аэропланы с пропеллерами, комбайны, управляемые фермерами по проводам, роботы с заклепками для одевания и бритья, видеосвязь через два кинопроектора и две кинокамеры на треногах, прослушивание новостей на патефоне. Мы сейчас не можем представить себе ту технологию, которой еще нет. Вероятнее всего, это будет что-то, воздействующее на максимальное количество каналов восприятия внешнего мира человеком - и визуальный, и слуховой, и обонятельный, и вкусовой, и тактильный. А эксперименты с виртуальной реальностью, с тем же 360-градусным стереокино, образцы которого мы смотрели на конференции в Лос-Анджелесе, - это скорее нащупывание путей развития, чем явное движение вперед.
- Ну а если все-таки пофантазировать?
- Я думаю, что событие с ретроназванием «кино» будет происходить в будущем в двух форматах - пассивном и активном. В первом варианте кинозал станет цилиндрической формы, а зрители в креслах будут расположены в его центре. Изображение фона и героев будут формироваться в объеме всего пространства зала. Фильм будет состоять из набора сюжетных линий, которыми можно управлять по ходу просмотра. Для цифрового актера наверняка можно будет выбрать желаемый образ и «натянуть» его на сюжетный «экзоскелет» - хоть Тома Круза, хоть Майкла Джексона, хоть себя, хоть знакомую по соцсети. Во втором, активном варианте просмотра зрители смогут свободно перемещаться в интерьерах, пространстве фильма и приближаться настолько близко к героям, насколько этого захочется. Наверняка при этом будет какой-то интерактив, общение с ними, вовлечение в события ленты - как это было в «Последнем киногерое» с персонажами Арнольда Шварценеггера и Остина О’Брайена.
Ну а ближайший вектор технологического развития кинопоказа, вполне очевидно, нам задаст «Аватар-2», премьеры которого мы все ждем в конце следующего года. Будет ли это панорамный фильм, дополненная реальность, HFR, 3D без очков или все это вместе - можно только гадать, скоро узнаем.
- Традиционно хочется завершить нашу беседу вашим видением следующего года индустрии кинопоказа. Чего вы ожидаете от него в профессиональном плане?
- Жду уже не первый год, что наконец-то глобально изменится сама концепция кинопоказа. Когда не кинотеатр будет говорить зрителю, когда и что он может посмотреть, а зритель будет говорить кинотеатру, когда, что и где он хочет посмотреть. Приход технологии передачи данных 5G позволит иметь единое облачное хранилище фильмов и осуществлять их онлайн-показ в любом кинозале сети по запросу. Надеюсь, в следующем году появятся первые реализованные решения этой концепции, ну а дальше она уже понесется, как снежная лавина, тут сомнений нет.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей журнала «Кинобизнес сегодня» со стремительно приближающимся Новым годом и пожелать, чтобы, несмотря на обилие ожидающихся технологических и бизнес-новинок в наступающем году, с нами всегда оставалось то чувство удивления и восхищения, которое вот уже более ста лет нам дарит магия кино!Кто: Сергей Пуськов