Людям не хватает таких картин, в которых они узнавали бы себя

Людям не хватает таких картин, в которых они узнавали бы себя Екатерина Сарычева
12.03.2018

15 марта на экраны выходит комедия «Жили-были», снятая Продюсерским центром «Федор Добронравов». Об этом центре и о работе над картиной нам рассказывает продюсер Екатерина Сарычева.

Евгений Володин: Давайте начнем с продюсерского центра имени актера Федора Добронравова. Когда и как он был образован?

Екатерина Сарычева: Мы с Федором знакомы очень давно, вместе учились в Воронежском государственном институте искусств и после окончания ВУЗа не прекращали общаться и дружить. Несколько лет назад я закончила продюсерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров и у нас возникла идея создать собственный продюсерский центр, чтобы подбирать для Федора роли, которые были бы интересны в первую очередь ему самому. Большинство россиян и жителей ближнего зарубежья знают Федора по сериалу «Сваты» и комедийному скетч-шоу «6 кадров», благодаря которым за ним закрепилось амплуа комедийного актера. Большинство режиссеров и продюсеров так или иначе предлагают ему достаточно однотипные роли, тогда как Федор - очень разноплановый драматический артист, которому, конечно же, хочется раскрыть свои возможности и талант максимально широко. Поэтому мы решили не ждать, когда ему предложат подходящий сценарий, а искать и реализовывать интересные проекты самостоятельно. Федору, кстати говоря, было довольно трудно на это решиться, он долго сомневался.

- И как вы в итоге смогли его убедить?

- Однажды Алексей Бородачев прислал мне сценарий, который очень понравился и мне, и Федору. Понравился настолько, что я предложила Добронравову вместе всерьез озаботиться поисками инвестора для реализации этого сценария, однако Федор оказался не готов приступать к продюсерской деятельности. Тот сценарий назывался «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Спустя год Федор все же выразил готовность самостоятельно запустить этот проект, но к тому моменту сценарий уже был продан Продюсерскому центру «ВГИК-Дебют» и работа над картиной уже началась. Федор, конечно, расстроился, но буквально спустя несколько дней в списках участников сценарного конкурса, проходившего на фестивале «Лучезарный ангел», я увидела фамилию Бородачева, который подал на этот конкурс еще один свой сценарий. Мне удалось уговорить скептически настроенного Алексея прислать нам этот сценарий, мы с Федором его прочли, и он нам снова очень понравился. Мы показали этот сценарий руководству госкорпорации «Ростех». Сценарий понравился генеральному директору «РосТех» Сергею Викторовичу Чемезову, и он принял решение оказать нам финансовую поддержку. Вот так, для работы над фильмом «Жили-были», и был создан Продюсерский центр «Федор Добронравов».

- Кроме средств «Ростеха», вы получили для этой картины поддержку по линии Минкульта?

- Да, мы участвовали в конкурсе и в итоге получили субсидию от Министерства культуры.

- Приступая к съемкам, вы задумывали этот проект как фестивальное кино или как зрительское?

- Мы задумывали это кино как нашу визитную карточку. Нам было важно заявить о себе, чтобы нас увидели и узнали. Сегодня в киноиндустрии едва ли не ежедневно появляются новые продюсерские компании, и новичку довольно сложно не потеряться на их фоне.

- Как вы выбирали локацию для натурных съемок?

- Очень долго! Мы хотели найти живую деревню, в которой живут люди – ни павильон с избами, ни коттеджный поселок нас не интересовали. Нам хотелось, чтобы деревня сама была бы одним из героев картины. По сценарию у нас должна была быть умирающая деревня, в которой осталось жить всего три человека, и мы три месяца ездили по стране в поисках чего-то, хотя бы отдаленно похожего на такую деревню. Мы побывали в Костромской, Рязанской, Воронежской, Липецкой, Белгородской, Тверской областях, ездили в Карелию – и нигде не могли найти заброшенную, но еще живую деревню. Попадались или уже полностью разрушенные села, или превращенные в дачные поселки с современными строениями, лишенными духа русской деревни. Кстати, даже в той деревне, где мы в итоге снимали, был один дом с современной крышей, который пришлось на этапе постпродакшена вымарывать из кадра.

- И как же вам удалось найти такую деревню?

- Помог случай. У нас забарахлила навигация, и мы попросту заблудились, несколько часов плутали по лесам, поворачивая в каждый поворот, чтобы найти выезд на большую дорогу, и один из этих поворотов привел нас в деревню, которая и стала одним из героев нашего фильма. Ближайший город находился в ста километрах, и нам пришлось размещать всю съемочную группу в заброшенных домах в соседних деревнях. Обычно в каждой деревне всегда есть кто-то, кто присматривает за бесхозными строениями, и мы постарались найти этих людей и уговорить их «сдать» нам пустующие дома, пообещав ничего в них не испортить.

- Сколько времени длился съемочный период?

- Мы запланировали на съемки 25 дней и уложились в этот срок.

- Для новичков это непросто. Вам повезло с погодой?

- Не знаю, можно ли назвать это везением! (смеется) Погода в этой местности была совершенно непредсказуемой – например, однажды случился ураган, который полностью смел наш лагерь и все оборудование. Но благодаря высокопрофессиональной административной группе из Питера, усилиями которой все восстанавливалось буквально за одну ночь, у нас не было сорвано ни одного съемочного дня. Наверное, в какой-то степени нам удалось воспользоваться и божественной помощью: например, в дождливую погоду нам нужно было солнце, и как только мы были готовы к выходу на площадку, дождь сменялся солнцем. Как только звучала команда «Снято!» - снова набегали облака и начинался дождь.

- Федор Добронравов, кроме исполнения одной из ролей, был также и продюсером. Как вы распределяли между собой продюсерские обязанности?

- Все решения мы принимаем вместе после обсуждения. Нужно понимать, что Федор – в первую очередь актер, творческий человек, и, конечно же, всю административную, рутинную работу я взяла на себя. На долю Федора остались по большей части творческие моменты.

- Когда фильм был готов?

- Он мог быть завершен примерно год назад. Однако в Министерстве культуры по каким-то причинам были задержаны все выплаты, и нам пришлось дожидаться последнего этапа финансирования, чтобы закончить работу. В итоге мы несколько месяцев ждали обещанную субсидию, которую получили в мае, и к концу июня картина была готова.

- А почему вы не выпустили его в прокат летом 2017 года? Рассчитывали показать на разных фестивалях?

- Причина проста – мы искали прокатчика. Интерес к картине был со стороны нескольких, но по тем или иным причинам нам не удалось заключить договор раньше. Спасибо компании Reflexion Films и ее руководителю Константину Нафикову, которые поверили в наш фильм.

- Каким тиражом выходит «Жили-были»?

- Мы планируем 250-300 копий.

- На что вы делаете упор в рекламной кампании?

- Мы фокусируемся на аудитории наших главных актеров, поэтому активно задействуем их соцсети. Но так как Интернет доступен далеко не всем представителям нашей аудитории, мы работаем и с региональный прессой, охватывающей релевантную аудиторию. А помимо премьерных показов с актерами, используем в качестве промо-площадок и все их театральные гастроли и активности.

- Наши люди действительно хорошо знают Федора Добронравова. А как картину принимали за рубежом?

- Мы показывали фильм во Франции, а в Гоа на Индийском международном кинофестивале он в течение трех дней был показан тринадцать раз! Сеансы проходили с аншлагами, и после этих показов одна индийская кинокомпания обратилась к нам с предложением об адаптации картины, в ближайшее время мы должны подписать договор.

- Вы хотите сказать, что за эти тринадцать сеансов ходила индийская публика, а не россияне, которых традиционно много в Гоа?

- В том-то и дело, что основную массу зрителей составляли индийцы, которым наше кино, очевидно, понравилось! Ровно то же самое мы наблюдали во Франции, где было всего три показа, все билеты на которые были раскуплены заранее по телефону.

- Весьма неожиданно для такого жанрового кино.

- Мы сами этого не ожидали. Мы рассчитывали проехаться по российским фестивалям, потому что у нас получилось специфическое, типично «русское» кино, однако в Индию, например, нас пригласили отборщики Индийского международного кинофестиваля, которые сами откуда-то про нас узнали. Мы снимали кино про Россию и для российского зрителя, которое неожиданно для нас оказалось интересно зрителю зарубежному, причем интересно настолько, что мы всерьез задумываемся об организации международных продаж.

- Надо дождаться результатов российского проката, который стартует совсем скоро (беседа состоялась накануне Международного женского дняПрим. ред.). Но у вас наверняка уже есть какие-то дальнейшие планы?

- Да, и планов у нас довольно много. Среди них и полный метр, и телесериал, для которого уже снят небольшой пилот, который мы предложили каналу «Россия 1». Мы не претендуем на блокбастеры – нам интересно «честное» кино с относительно небольшим бюджетом, которое рассказывает о человеческих взаимоотношениях, о жизни обычного человека. Как на фестивалях, так и на специальных показах нам зрители часто говорят, что очень давно не видели таких фильмов «про себя». Людям не хватает таких картин, в которых они узнавали бы себя и тех, кто их окружает. Причем посыл «Жили-были» оказался понятен даже молодежи: в одном городе в рамках фестиваля на дневной показ привели целый зал школьников, и я боялась, что они не будут смотреть кино, а начнут в свойственной молодежи манере выражать протест против принудительного похода в кино. Однако фильм захватил эту аудиторию практически с первых же кадров, дети и смеялись, и молчали в тех местах, где нужно, и даже долго аплодировали, пока не включили свет.

- В чем была (или есть) главная трудность при работе над вашей первой картиной?

- Главная трудность заключается в том, что некоммерческое кино очень сложно донести до зрителя. Но вместе с тем хочется сказать, что мы ощутили признательность публики разных возрастов, в разных странах, и мы постараемся и дальше по мере сил снимать именно такие фильмы. Для меня очень важно снимать такое кино, которое я люблю, и свою первую задачу – показать Федора в хорошей драматической роли - мы выполнили. Федор давно мечтал сняться вместе с Романом Мадяновым, с Ириной Розановой – но никто не предлагал ему таких ролей, а нам удалось собрать их вместе и снять действительно свою визитную карточку, картину, за которую нам не только не стыдно, а которой мы по-настоящему гордимся. Мы не претендуем на какие-то премии, но приятно осознавать, что наш фильм был отобран в списки номинантов и «Золотого орла», и «Ники». Если отборщики премий сочли нашу работу достойной выдвижения, значит, она получилась достаточно интересной и актуальной.


Кто:  Екатерина Сарычева

Возврат к списку