«Фильм «Шпион» для меня — любимый, но трудный ребенок»

«Фильм «Шпион» для меня — любимый, но трудный ребенок» Мария Ушакова
23.03.2012

В апреле на экраны России выходит приключенческая лента «Шпион», снятая по роману Бориса Акунина «Шпионский роман». Два предыдущих фильма, снятых по произведениям этого писателя, принесли прибыль, и «Кинобизнес сегодня» обратился к продюсеру Марии Ушаковой с просьбой рассказать об этом проекте.


В апреле на экраны России выходит приключенческая лента «Шпион», снятая по роману Бориса Акунина «Шпионский роман». Два предыдущих фильма, снятых по произведениям этого писателя, принесли прибыль, и «Кинобизнес сегодня» обратился к продюсеру Марии Ушаковой с просьбой рассказать об этом проекте.

Кинобизнес сегодня: Кто придумал экранизировать акунинский «Шпионский роман»?
Мария Ушакова: Идея съемок этой ленты родилась у продюсеров Леонида Верещагина и Сергея Шумакова, которые поверили в успех экранизации романа и сделали все, чтобы воплотить ее в жизнь. У фильма нелегкая производственная судьба — был готов сценарий, начались съемки с режиссером Андреем Малюковым, но наступил кризис, и проект пришлось приостановить. Возобновить производство удалось только через год, с другим режиссером, другой командой и … в другом жанре! Мы снимали не серьезное историческое кино, а жанровое кино с элементами комикса. Такого в российском кинематографе никто еще не делал.
- Каков производственный бюджет картины и основные статьи расходов?
— Общий производственный бюджет фильма составил около 192 миллионов рублей. Естественно, так как картина сложнопостановочная, значительная часть этих средств была израсходована на декорации, костюмы и компьютерную графику. Кроме того, у нашего фильма очень солидный актерский состав, и существенная часть бюджета ушла на выплаты гонораров актерам.
-  Где происходили натурные съемки и почему были выбраны именно эти объекты?
— Съемки проходили и в павильоне, и на натуре, и в реальных объектах, таких как, например,  Академия им. Фрунзе или Театр Российской армии. Мы снимали в старой московской больнице, в здании фабрики «Красный Октябрь», в квартире одной из знаменитых московских высоток, в гостинице «Советская», на заводах, в зданиях министерств  и даже в ресторане «Метрополь». Часть сцен отснята на  улицах Москвы и Минска. Съемки велись и над землей (одна сложная трюковая сцена была снята на крыше высотки), и под землей (в Музее холодной войны, в реальном бункере, который находится на глубине 65 метров), где высоко над нами располагались станции и тоннели Московского метрополитена, и один только спуск под землю съемочной группы и техники занимал несколько часов. Сцену с немцами снимали в замке под Прагой.
География наших съемок очень обширна, в современной столице уже крайне сложно найти места, где можно снимать старую Москву, художники и администрация буквально по крохам собирали подходящие объекты. Нам очень повезло с художником-постановщиком: Виктор Петров — профессионал высочайшего уровня, он построил великолепные декорации в павильоне и на натурной площадке, такие как бункер и квартира Петраковича, кабинет Октябрьского на Лубянке.
Когда мы снимали сцены в реальных объектах, они требовали серьезной додекорировки, и работы у художников было хоть отбавляй!
Вообще в нашей экранизации много необычного. Это не историческое кино в классическом понимании этого слова, здесь во всем вымысел соседствует с реальностью. Костюмы, декорации, виды нереальной Москвы, сам сюжет…  Дотошный зритель может сказать: «Так не могло быть!» И мы ответим «да». В  историческом фильме не могло, а в нашем жанровом кино — очень даже  могло, и, на мой взгляд, все получилось весьма гармонично и интересно!
-  С какими проблемами вам приходилось сталкиваться при производстве картины?
— Проблем при производстве было так много… Даже не знаю, с чего начать. Вообще, если честно, этот проект для меня – «любимый, но трудный  ребенок»: за три года работы над фильмом на него было потрачено столько душевных и физических сил! Было много проблем даже с погодой (когда нужен был снег — начинался  дождь, когда ждали солнце — шел снег, майскую Москву с только что проклюнувшимися зелеными листочками мы вынуждены были снимать в листопад глубокой осенью). Было много и чисто организационных проблем, но мы с моим коллегой Александром  Уткиным, опытнейшим исполнительным продюсером студии ТРИТЭ, и административной командой героически преодолевали возникающие трудности — перекрывали движение на центральных улицах, организовывали погоду и даже поворачивали реки вспять (смеется), если того требовала производственная необходимость.
Пожалуй, из десяти картин, на которых я работала в качестве директора или продюсера, эта — самая сложная с точки зрения организации производства. Примеров множество, чего стоит только эпизод  с Фестивалем дружбы народов на ВДНХ 1 мая 1941 года…  На съемках этой сцены были заняты 16 фольклорных самодеятельных коллективов в национальных костюмах — украинцы, буряты, таджики, литовцы, узбеки, черкесы… более двухсот человек, которым нужно заранее готовиться, в будний день отпрашиваться с работы, а съемка по погодным условиям (проливные дожди) переносилась аж три раза. Причем в первый раз люди отнеслись к переносу с пониманием, во второй настороженно… А в третий раз просто не хотели приезжать, я буквально умоляла руководителей коллективов уговорить людей принять участие в наших съемках.
Или пожар в бункере. Сцена, когда героиня Вики Толстогановой поджигает главного героя, привязанного к кровати в подвале. Подвал (бункер) мы снимали в павильоне, где по правилам пожарной безопасности ничего поджигать просто нельзя, поэтому была построена новая декорация на натурной  площадке, но внезапно начались несвойственные этому времени года холода… Температура внутри декорации — чуть теплее, чем на улице, съемочная группа в пуховиках, а Данила Козловский в одной рубашке пристегнут наручниками к кровати. При этом все вокруг горит, дышать практически нечем… И так несколько дублей! Вообще не могу не отметить совершенно героическое, я бы даже сказала, стоическое поведение исполнителей главных ролей Федора Бондарчука и Данилы Козловского. Им приходилось по несколько дублей и на снегу полежать в страшный мороз в легком костюмчике (в сцене поимки немецкого шпиона на зимнем озере), и в 40-градусную жару в июле побегать по ВДНХ в полном обмундировании офицера в пальто и сапогах, и выдерживать тяжелейшие ночные съемки по 16 часов в павильоне! Никто не капризничал, никто не строил из себя «звезду», все работали самоотверженно, увлеченно и очень мужественно, несмотря на тяжелейшие порой условия. Когда надо было снимать сцену в ресторане «Метрополь», Федор заболел, простудился.
Но перенести эту смену на другой день было крайне сложно и дорого – такой объект как знаменитый ресторан был задекорирован под 41-й год: накрытые столы, костюмированная массовка, оркестр. Федор приехал с высокой температурой на съемку и всю ночь снимался, танцевал танго. Настоящий полковник! (Смеется.)
-  Что вы можете сказать о работе продюсера с режиссером?
— Для режиссера-постановщика Алексея Андрианова фильм «Шпион» — дебют в большом кино. Канал «Россия» рисковал, выбирая и рекомендуя студии ТРИТЭ на сложнопостановочный исторический проект дебютанта — однако, на мой взгляд, риск оказался полностью оправдан. Алексей — невероятно талантливый режиссер, тонко чувствующий стилистику жанрового кино. Этот опыт оказался очень полезен для всех участников проекта, в ходе которого молодые талантливые творческие кадры работали на производственной базе студии ТРИТЭ, студии с богатой историей и традициями.
- О каких особенностях производства вам хотелось бы упомянуть особо?
— Хочется отметить тщательное воссоздание с помощью компьютерной графики Генплана 1936 года. После работы с архивами, многочисленных консультаций с историками и архитекторами специалистам по компьютерной графике удалось визуализировать неосуществленный в свое время Генплан строительства Москвы, и у зрителей картины будет возможность увидеть на экране, как выглядела бы столица, если бы тогдашние планы были реализованы! По-моему, это один из интереснейших «аттракционов» фильма, этому, кстати, будет посвящена выставка «Большая Советская мечта», которая откроется в марте в восстановленном здании гостиницы «Москва».
-  Как будет осуществляться рекламная кампания фильма?
— За программу рекламного продвижения отвечает телеканал «Россия», и я думаю, что поддержка   будет выполнена на таком же высоком уровне, как и в случаях с такими фильмами как «Кандагар», «Тарас Бульба», «Елки 2».
- Как продюсерам удалось договориться с Акуниным? В какую сумму обошлись права на экранизацию?
— Я не могу ответить на такой вопрос, поскольку он выходит за рамки моей компетенции. Однако знаю, что Акунину наш материал понравился, и он даже рекомендовал режиссера Алексея Андрианова для экранизации еще одного своего произведения. Учитывая, что авторам редко нравится, как экранизируют их произведение, я оцениваю это как высокую оценку нашего труда.
-  Сколько вы планируете собрать в прокате?
— Хороший вопрос! Конечно, мы планируем собрать как можно больше. По нашим прогнозам, фильм как минимум должен окупить себя. Безусловно, кассовые сборы для нас очень важны, но мы считаем, что успех фильма определяется не только деньгами, и верим, что зрители полюбят эту картину так же, как мы, ее создатели.

Кто:  Мария Ушакова

Возврат к списку