«Шоу должно идти вперед»
Танцор, хореограф, актер, музыкант и телеведущий Майкл Флэтли - одна из самых ярких фигур в современном шоу-бизнесе.
Кинобизнес сегодня: Оригинальное шоу «Властелин танца» было создано 15 лет назад. Почему вы решили заснять его именно сейчас?
Майкл Флэтли: Вскоре после создания шоу мы выпустили видеокассету «Властелин танца». Это было в 1996 году. Кассета имела огромный успех, она разошлась тиражом 15 миллионов экземпляров. Но сейчас все изменилось. Появились новые, более прогрессивные технологии, позволяющие создать более сильный эффект присутствия. А с другой стороны, наше шоу постоянно изменялось, в него добавлялись новые номера. Мне хотелось, чтобы люди, живущие там, где нет больших концертных площадок, тоже получили возможность посмотреть наше шоу. После появления и распространения 3D я понял, что появилась технология, которая позволит наиболее адекватно передать дух «Властелина танца». Но мы не придумывали каких-то невероятных фокусов специально для 3D. У нас нет кадров, в которых танцор словно выпрыгивает в зрительный зал. Мы используем 3D ненавязчиво. Однако благодаря этой технологии у зрителя остается впечатление, что он побывал на настоящем концерте.
— Вы хореограф, продюсер, солист вашего шоу. Какая роль в работе над DVD отводилась вашему режиссеру Маркусу Вайнеру? Должен ли он был просто снимать музыкальные номера, или он тоже принимал участие в творческих решениях?
— Я люблю Маркуса. Он вложил в работу над фильмом много сил. Мы снимали наш фильм во время трех концертов — в Лондоне, Дублине и Берлине. Это была трудная и увлекательная работа. Мы с Маркусом подробно обсуждали наш будущий фильм, искали способ заглянуть в танец изнутри. Для этого мы использовали систему подвижных площадок для размещения 3D-камер и снимали сразу с нескольких точек, чтобы можно было запечатлеть все самое интересное из происходящего на сцене. Мы вместе решили, что одна из камер будет в глубине сцены за линией кордебалета.
— А кто принимал решения в монтажной комнате? Кто выбирал дубли, кто решал, что вырезать, а что — вставить?
— (Поднимает руку.) Я. Целиком я. Мне показали черновой монтажный вариант, и я полностью его забраковал. Мы все переделали по-моему. Я изменил ритм монтажа, изменил переходы от крупных планов к общим. Наверное, дело в том, что я чувствую танец иначе, чем кинорежиссер. В каждый конкретный момент я чувствую, где именно на сцене происходит самое главное.
— В новом турне у вас новые костюмы, новые декорации, новые спецэффекты. Вы обновили шоу специально для DVD?
— Это шоу существует 15 лет, и мы все время его обновляем. Любое шоу должно идти вперед. Это единственный способ сохранить интерес зрителей. Если представление застывает и превращается в рутину — значит, пора его закрывать. Шоу не должно дряхлеть.
— Почему ваше шоу одинаково хорошо принимают во всем мире — и в Европе, и в Америке, и в Австралии?
— Мне хочется верить, что в нашем шоу особая энергетика. Мы набираем в кордебалет непрофессиональных танцоров, которые сначала работают в одном шоу, потом в другом и так далее. Мы ищем талантливую молодежь на танцевальных конкурсах, и они выступают только у нас. У нас работают люди, которые хотят танцевать. Они привыкли танцевать вместе, поэтому у них фантастическая слаженность движений. Благодаря этому шоу становится живым организмом, и от него невозможно оторвать глаз.
— Вы не боитесь, что DVD станет конкурентом вашим концертам? Стоит ли идти на концерт, если его можно посмотреть дома?
— (Смех.) Нет, не боюсь. Концерт — это прежде всего ощущения, переживания. В зрительном зале возникает особое настроение. Я уже говорил, что мы выпустили видеокассету, так вот она только прибавила популярности нашему шоу.
— А стоит ли смотреть DVD людям, которые уже побывали на концерте?
— Конечно. Даже если во время концерта зритель сидит на самом лучшем месте, все равно он не может увидеть все, что происходит на сцене. Глаз выхватывает отдельные яркие движения, красивые композиции. Зрителю и не нужно видеть все — он захвачен зрелищем. А здесь я направляю его внимание. Здесь он может увидеть крупным планом ноги, бьющие чечетку, увидеть лица, рассмотреть фигуры композиции с самого выгодного ракурса. Когда мы переключаемся на камеру, установленную на сцене, зритель видит не только танец, но и людей в зрительном зале. Он видит танец с точки зрения танцора, с моей точки зрения. Он сливается с танцорами.
— Довольны ли вы коммерческими результатами проекта?
— Да, конечно. Премьера DVD получила большой отклик во всем мире. Думаю, люди долго будут его смотреть. Возможно, новые поколения тоже смогут оценить наши танцы.
— Есть ли у вас планы выпустить на DVD другие ваши шоу – «Кельтский тигр», «Ноги-огонь»?
— Нет, в настоящий момент таких планов нет. Но, возможно, в будущем я вернусь к этой идее.
— В молодости вы занимались боксом. Знаете, Даррен Аронофски сначала снял фильм о боксере («Рестлер»), а потом о балерине («Черный лебедь»), он сказал, что для него бокс и танец — две стороны одной монеты. Вы с ним согласны?
— Не совсем, но в боксе и танце действительно много общего. Выходя на сцену или на ринг, ты должен быть идеально подготовлен. Но когда начинается действие, ты должен руководствоваться инстинктом. И в спорте, и в танце в какой-то момент возникает ощущение, что время вокруг тебя замедляется. Ты словно паришь в воздухе, рисуя танцевальную композицию. Кто-то сказал: «Художник рисует картину один раз, а танцор — каждый раз, когда исполняет танец».
Кто: Майкл Флэтли