Меня больше волнует, чтобы на экране получился настоящий балет

Меня больше волнует, чтобы на экране получился настоящий балет Джой Уомак
14.12.2021

На московской премьере документального фильма «Джой: Американка в русском балете» наш специальный корреспондент встретился с главной героиней ленты, балериной Джой Уомак, и поговорил с ней о ее дебютной работе в кино, русском балете и стремлении идти к своей мечте.

«Кинобизнес сегодня»: Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось.

Джой Уомак: Я пришла в балет из-за своей гиперактивности. Двигаясь, я почти всегда что-то ломала, и меня было не остановить, к тому же я кинестетик, мне нужно все трогать. И кто-то подсказал моей маме, что мою «лишнюю» энергию можно использовать в танцах. Я влюбилась в балет с первого дня, мне казалось, что я летаю. Сразу же захотелось учиться, развиваться и углублять свои знания и умения.

У нас очень религиозная семья, и мои родители категорически не разрешали нам смотреть фильмы или мультики, но можно было читать книги. Из них я и узнавала все о балете. В книге «Королевский балет в Лондоне» я прочитала, что если ребенок хочет чего-то добиться, то должен заниматься по нескольку часов в день. А у меня тогда получалось только три-четыре раза в неделю. Поэтому с помощью большого маркера я, хотя это и было запрещено, расчертила всю книгу и показывала маме и папе, а также педагогу по балету, что нужно делать, и стала заниматься больше.

У меня были американские педагоги из «Баланчин» (нью-йоркская балетная школа, основанная выходцем из Грузии Джорджем Баланчиным. - Прим. ред.). И я хотела попасть в Нью-Йорк, стать настоящей балериной школы «Баланчин», станцевать все балеты, поставленные знаменитым хореографом. В это же время я попала на выступления Большого театра, гастролировавшего по Америке, и влюбилась в русский балет.

Мои родители собирались переезжать в Техас, из-за чего случился семейный скандал. В Техасе не было балетной школы, и когда родители накануне переезда сообщили об этом, я очень расстроилась: ведь у меня только-только появился прогресс, и в училище, где я занималась, мне стали давать какие-то роли. Но мы все-таки переехали, и я постоянно говорила, что хочу продолжить обучение танцу, - и однажды сама нашла маленькую балетную школу. В ней оказалась русский педагог, которая согласилась меня взять. Мама с папой были очень рады, потому что из-за всего этого я переживала, плохо ела и говорила, что в обычную школу без танцев не пойду. Я сдала экзамены за седьмой и восьмой классы онлайн. Родители сказали, что если я буду плохо учиться, то заниматься балетом мне запретят, и я специально много училась, чтобы соответствовать их требованиям.

Я приходила на занятия и делала все по-своему, но преподаватель мне сразу сказала, что у них так не учат, что здесь принята Вагановская система. У нас завязался диалог, я предлагала ей свое видение, а она говорила: «Джой, ты хочешь танцевать здесь, в Америке, или ездить по всему миру?» Такими словами она побудила меня искать и смотреть на YouTube танцевальные ролики, и я в очередной раз влюбилась в русский балет. Он стал моей мечтой. Но я думала, что это невозможно. У меня никого не было в России, и помочь мне было некому.

Я победила в местном конкурсе, мне дали учебную стипендию в Вашингтоне, и я переехала, перешла в девятый класс, продолжив свое балетное образование, тем более что там тоже были очень хорошие русские педагоги. Но все это было платно и весьма дорого. Чтобы двигаться вперед, требовалось брать дополнительные уроки за деньги. После двух лет обучения там мне предложили оплачивать такие занятия, чтобы участвовать в конкурсах, - в противном случае мне грозило отчисление и поиск другой школы.

Мой педагог была родом из Саратова, она знала кого-то, кто едет из Москвы в Америку, чтобы провести мастер-классы Большого театра, и я смогла попасть на этот урок. Так я встретила своего нового педагога, который помог мне поступить в Московскую государственную академию хореографии, сделав так, чтобы я была именно в русском классе. И именно благодаря этому учителю у меня сейчас есть карьера.

Моя история - это череда случайностей и больших-больших удач. И я очень благодарна всем, кто помогал мне. Своим родителям, которые в нужный момент пошли мне навстречу, Наталье Архиповой и Елене Бобровой, ведь именно у нее я училась в Академии, с ее помощью попала в Большой театр к Марине Кондратьевой. Все эти люди занимались моим воспитанием, как и Андрей Петров, директор Кремлевского балета, который, увидев меня, поверил и дал мне шанс.

На самом деле я очень боюсь смотреть сегодня наш фильм, потому что мне сложно на себя смотреть, я слишком критично к себе отношусь. Но я знаю точно: то, что зрители увидят на экране, - это всего лишь пять процентов того, чем я являюсь сейчас. И я счастлива, потому что у меня за плечами есть опыт, который очень дорого мне стоил.

- Как вы начали работать над фильмом?

- Мой бывший муж был знаком с Диной Бурлис, ставшей продюсером, сценаристом и режиссером нашей картины. Сначала они хотели что-то снимать о нем самом, но их заинтересовала моя история, и они предложили мне попробовать. Мое согласие на участие в проекте кардинально поменяло мой взгляд на профессию, обогатило меня как артистку.

Когда я захотела приехать в Россию, то нигде не могла найти информацию о том, как это осуществить. Обыскав весь YouTube, еще ничего не зная по-русски, я смотрела все передачи о Большом театре, не понимая, что там говорили. Поэтому мне было очень интересно поучаствовать в фильме. Мне кажется, что если лента по-настоящему получилась, то с ее помощью мы сможем показать артистам балета будущего, что выбранный ими путь непрост и им придется чем-то жертвовать. Но это стоит того: если бы мне предложили любую другую работу, я бы ни за что не согласилась променять балет на что-нибудь еще.

Мы снимали нашу картину целых девять лет и, я надеюсь, сняли ее так, чтобы даже человек, не имеющий отношения к балету, мог посмотреть ее и вдохновиться. Чтобы было легче сражаться с ежедневными проблемами, которые иногда убивают все желание бороться за то, что дорого каждому из нас.

В следующем году должны начаться съемки художественного фильма, основанного на моей биографии, и я знаю, что человек, который написал его сценарий, видел много материалов из ленты «Джой: Американка в русском балете». Художественный фильм - это, конечно, уже другая история, не моя. Там будет откровенно рассказано о возрасте, когда девушка становится взрослой. Это очень тяжелый период, когда мы не знаем, чего хотим сегодня и чего захотим завтра, так что это портрет не столько балерины, сколько человека.

В американской художественной картине должны сыграть Диана Крюгер и Талия Райдер.

В январе-феврале следующего года на съемках я возглавлю хореографическую группу, и мы будем ставить интересные отрывки из балетов: режиссер очень хочет, чтобы в фильме все было почти как в реальности. Он хочет видеть в кадре высокий уровень танцев. А главная героиня пока готовится к съемкам и тренируется под моим контролем.

Хотя эта лента будет про мою жизнь, меня больше волнует, чтобы на экране получился настоящий балет.

- О чем вы сейчас мечтаете?

- На данном этапе моя мечта - станцевать тот репертуар, который я еще не пробовала, поработать на различных площадках и, возможно, восстановить какие-то отношения с Большим театром.

Я очень рада, что наконец-таки стала гражданкой России. Я хочу, чтобы моя жизнь всегда была связана с этой страной. Я очень люблю свою профессию и хочу ее продвигать через экран или через отношения между нашими странами. Мечты у меня большие, и их все больше, как по количеству, так и по размеру.

- Что вы собираетесь делать дальше?

- Моя главная задача - не только преподавать, но и постараться открыть доступ к обучению для всех желающих и популяризировать русскую школу балета во всем мире.                

Кто:  Джой Уомак

Возврат к списку