Мне безумно нравится моя работа
Об особенностях работы музыкального продюсера в кино заместителю главного редактора «Кинобизнеса сегодня» рассказал композитор и продюсер Арташес Андреасян.
Евгений Володин: Давайте начнем издалека. Как вы попали в киноиндустрию?
Арташес Андреасян: Все началось с телевидения. Я работал на региональном телевидении, делал передачи, документальные фильмы. После переезда в Москву мы с братьями бросили все силы на то, чтобы снять свой первый фильм («Лопухи», 2009); фактически не только моя карьера, но и карьера Сарика и Гевонда в кино начинается с этой картины. В процессе работы над «Лопухами» я понял, что меня привлекает музыкальное продюсирование, сочинение музыки, и полностью сосредоточился на этом направлении.
- А музыку вы начали сочинять тоже в процессе работы над этим фильмом или раньше?
- Конечно, музыку я начал писать намного раньше, но с самого детства рассматривал это занятие как хобби. И до сих пор не считаю себя композитором в традиционном понимании этого слова. Бах, Моцарт - это композиторы, но я не хотел бы, чтобы мое имя употреблялось в подобном смысле. Я тоже пишу музыку, участвую в ее создании, но в иной форме. Сегодня на музыкальном рынке существует множество тенденций, течений, за которыми необходимо следить, и многие современные композиторы окружают себя командой специалистов в различных околомузыкальных областях. Я умею играть на скрипке, но никогда не сыграю так, как профессиональный скрипач. Поэтому для исполнения партии скрипки я приглашаю скрипача, для аккордеона - аккордеониста, и т.д. Каждый их профессиональных музыкантов играет свою партию по моим нотам, согласно моему заданию, но каждый из них, импровизируя, привносит в исполняемую коллективом музыку что-то свое. Моя цель - сделать так, чтобы получившееся музыкальное произведение, учитывая индивидуальность каждого исполнителя, совпадало с тем, как я задумал его звучание. Кинематографисты - режиссеры, продюсеры - покупают не готовый продукт, конкретную песню или мелодию, а мое видение музыки.
- А если заказчики требуют, чтобы в их фильме исполнялась какая-то определенная музыка?
- Когда мне предлагают несколько конкретных треков и говорят, что на них надо построить музыкальное оформление фильма, я, как правило, отказываюсь от такой работы. У меня есть свое представление о том, как должна выглядеть музыка в конкретном кинопроекте, и если авторы ленты это понимают и готовы предоставить мне право реализовать это представление, то мы будем работать. Справедливости ради стоит заметить, что ситуация, когда композитору предлагают аранжировать несколько уже готовых номеров и чуть ли не построить на них весь фильм, сегодня достаточно редка. Сегодня режиссеры и продюсеры понимают, что оригинальная музыка и профессиональная работа музыкального продюсера очень много значат для успеха картины.
- Успешный фильм - это прибыльный фильм?
- Пожалуй, если говорить о роли музыкального продюсера, то между этими понятиями можно поставить знак равенства. Среди тех лент, для которых я писал музыку или в которых выступал музыкальным продюсером, нет ни одной убыточной. После выхода каждого фильма мы тщательно изучаем Интернет, и если я вижу, что люди активно ищут нашу музыку, саундтрек или отдельные композиции и даже готовы их покупать, то понимаю, что работа выполнена хорошо. К сожалению, приходится признать, что 90% современных российских картин не имеют в музыкальном плане в Интернете никакого отклика, хотя музыка в них неплохая.
- И наоборот, удачная музыка создает настроение, и во многом благодаря ей фильм запоминается...
- Да, если музыка интересная и профессиональная, отдельные треки и сами по себе привлекают интерес. Приведу такой пример: недавно мы выпустили первый тизер ленты «Защитники», в котором звучит 30-секундный отрывок песни на английском языке с женским вокалом. Кстати, этот трек сочиняли шесть человек, среди которых нет ни одного иностранца, все «наши» - казахи, русские, украинцы, армяне. И вот этот небольшой отрывок привлек внимание десятков, если не сотен тысяч людей, которые интересуются, где скачать или купить трек целиком!
- А кто его исполняет?
- Это пока секрет.
- Но это не какой-то «готовый» коллектив, а команда музыкантов, собранная специально для записи этого трека?
- Я никогда не работаю с коллективами музыкантов, предпочитая искать исполнителей всех партий самостоятельно. Очень часто талантливые люди находятся в таких «приземленных» местах как ресторан или клуб. Если я слышу интересный голос, то сразу примерно представляю, какую музыку написал бы специально для него. Хотя я неоднократно сотрудничал и с известными артистами, мне все же больше нравится работать с людьми «со стороны», не испорченными славой. Исполнительница песни, звучащей в тизере «Защитников», - никому не известная, но совершенно потрясающая вокалистка из Алматы.
- Как вы ее нашли?
- Один из членов нашей команды услышал ее в джаз-клубе, позвонил нам и с упоением начал рассказывать о том, какой у нее замечательный голос. В итоге я сам ей позвонил и пригласил поработать над этой музыкой. Вот это я и называю творчеством - возможность выбирать стили, направления, исполнителей, писать музыку. И если по каким-либо причинам я буду ограничен в творчестве, то, возможно, на этом моя карьера музыкального продюсера будет закончена и мне придется заниматься чем-то совершенно другим. Я очень благодарен компании Enjoy Movies, которая дала мне эту свободу: начиная с «Лопухов» и мои братья, и их партнеры никогда не пытались указывать мне, как, по их мнению, я должен работать. Никто ни разу не спросил меня, почему я решил сделать именно так, а не иначе, и не попытался предложить какой-то свой вариант. В итоге предоставленная мне свобода творчества (в рамках отведенного мне поля деятельности) оборачивается хорошими отзывами о музыке. Это приятно! Жаль, что большинство наших кинокритиков предпочитают выпячивать недостатки и упорно не желают замечать тот факт, что российская киноиндустрия растет и развивается.
- Может быть, это оттого, что критиковать проще, чем хвалить?
- Да, возможно. Ведь для того чтобы критиковать, не надо большого таланта. Еще совсем недавно все критиковали российские товары, но сегодня все чаще люди стараются покупать продукты, произведенные в нашей стране. Точно так же все критикуют российское кино и все равно ходят на наши фильмы.
- На кого из известных и именитых авторов вам хотелось бы равняться?
- Чтобы равняться на тех музыкантов и продюсеров, которые мне нравятся, необходимо дожить до времени, когда российское кино достигнет уровня того кинематографа, в котором работают мои любимые артисты. Например, мне нравится Junkie XL, я в восторге от его работ в кино, и, в частности, от музыки к фильму «Безумный Макс: Дорога ярости». Но чтобы я мог проявить себя, мне надо дождаться своего «Безумного Макса», и работа над такими картинами как «Мафия», «Защитники» и «Ограбление по-американски» дала мне эту возможность. Наконец я смог проявить себя, сделать то, что я хочу, скрестить электронику с виолончелью и затем, сидя в кинозале, думать, как хорошо мне удалось вот это место или как удачно я исправил музыкой тот или иной эпизод.
- То есть вы считаете эти три фильма особенно важными в своей карьере?
- До «Ограбления по-американски» я работал в основном над комедиями - как с Enjoy Movies, так и с другими компаниями. В этом жанре очень часто приходится экономить буквально на всем, начиная с актеров и заканчивая декорациями. Поэтому мне, к сожалению, довольно часто приходилось брать на себя роль спасателя и вытягивать сцену, «заливая» кадр музыкой.
- Но разве такая музыка не требует, чтобы автор вложил в нее всю свою душу?
- Скорее, для этого требуется наличие у композитора определенного опыта, который позволяет сделать красивой даже рутину. Поверьте, рутинная работа неизбежна в том же Голливуде, просто там ее масштабы несколько другие. Кроме того, в Америке намного меньше процент брака, поскольку на порядок больше специалистов. А наша индустрия, как я уже говорил, находится в фазе становления, у нас только появляются свои звезды, на которых идет зритель.
- Почему вы не участвовали в проекте «Голоса большой страны»?
- Продюсеры этой картины с самого начала решили, что работать над ней будут только участники проекта «Голос», к которым я не отношусь. Поэтому я занимался там лишь некоторыми чисто техническими вопросами.
- Как вы относитесь к всевозможным рейтингам, обзорам и отзывам о фильмах?
- У меня нет привычки верить всякого рода рейтингам. Надо сказать, что я смотрю абсолютно все фильмы, которые идут в наших кинотеатрах, все без исключения. Мне важно иметь собственное мнение. А когда стартует лента, в которой я принимал участие, то я хожу в кино и смотрю ее по многу раз. Например, когда у нас дебютировала «Мафия», то я с 1 января ежедневно ходил на эту картину по пять-шесть раз в разные кинотеатры и собирал собственную статистику, записывая в тетрадку, сколько в зале людей, сколько молодежи, сколько мужчин и женщин, сколько трезвых и пьяных. Я старался отмечать поведение и реакцию на фильм каждой из этих категорий зрителей и составлять для себя свои собственные отчеты. Интернет - это большая обманка. Например, всего ленту посмотрел миллион человек, а отзывы в Интернете оставили сто зрителей, мнение каждого из которых субъективно. А когда я реально вижу эмоции человека, который сидит в зале и смотрит мой фильм, я сам могу решить, зря я поработал или же моя работа удалась. Свои отчеты я потом с готовностью предоставляю пиарщикам картины, чтобы они тоже могли воспользоваться более объективной, на мой взгляд, оценкой. Так что могу смело сказать, что мои взгляды с братьями далеко не всегда и не во всем совпадают, не говоря уже о других кинематографистах. И когда, например, именитый продюсер пытается навязать мне свое мнение, я всегда могу ему ответить, что пока он писал речь для выступления на Кинорынке, я ходил в кинотеатры, смотрел фильмы и наблюдал, как и на что реагирует публика. Я даже примерно понимаю, какая публика какой попкорн предпочитает (смеется). Поэтому ни в коем случае не стоит полагаться на рейтинги, обзоры и отзывы, а надо ходить в кино и смотреть, как и на что реагирует зритель, это очень важно!
- Какими качествами должен обладать фильм, чтобы вы взялись работать над музыкой к нему?
- От многих картин я отказываюсь. Не потому, что мне не нужны деньги, - деньги нужны всем, надо кормить семью. Но в некоторых отечественных кинопроектах количество непрофессионалов всех уровней просто зашкаливает - от бездарного сценария до набранных безо всякой системы актеров. Если я вижу, что фильм «сырой», то отказываюсь от него сразу и без сожалений.
- Значит ли это, что вы не любите иметь дело с дилетантами?
- Не совсем. Многие гении были дилетантами в той области, в которой проявилась их гениальность. Я считаю, что люди, которые берутся работать над фильмом, должны обладать здравым смыслом и чувством ответственности. К сожалению, во многих компаниях продюсеры считают себя умнее и профессиональнее всех, сами выбирают и «назначают» актеров, в результате лента разваливается, еще не начавшись. Вот такое кино, из которого «торчат» неуместно расставленные актеры, я делать не хочу и не буду.
Второй критерий, который для меня важен при выборе фильма, - это свобода, когда продюсер или режиссер не указывает мне, когда и что должно звучать в картине, предоставляя мне выбор музыки, аранжировок, исполнителей и т.д.
- У вас есть опыт работы над американском фильмом «Ограбление по-американски». Существует ли разница в подходе к музыкальному продюсированию в кино в России и в Голливуде?
- Абсолютно никакой разницы нет. Технически все одинаково. Возможно, американцы не ожидали, что мы хорошо сделаем музыкальную часть работы, и вдвойне приятно, что Эдриен Броуди отдельно похвалил наши труды. Единственная разница между нашим и американским подходом к любому труду заключается в том, что в Америке очень четко распределены обязанности. Для каждой должности и каждой профессии существует четко очерченный круг обязанностей, за который никто даже не пытается выходить.
Мне очень запомнился один момент из работы над «Ограблением по-американски». Когда моя часть работы была закончена, я показал ее своему коллеге с американской стороны, мы обсуждали все вопросы только с ним, и в наш труд никто не вмешивался. В России же повсеместно распространена практика, когда продюсер дает послушать мою музыку с «айфона» жене или приятелям, и они всерьез обсуждают услышанное! А потом еще и пытаются делать мне замечания. Так вот, в Штатах такое невозможно. Даже если, например, у монтажера есть какие-нибудь замечания по моей музыке, то он будет держать их при себе.
- Все-таки в Америке вероятность того, что в какой-то кинематографической профессии окажутся непрофессионалы, очень низка, ведь там существует огромное количество высококлассных школ. Кстати, как вы считаете, необходимо ли развивать систему российского кинообразования?
- Безусловно, надо ее не только развивать, но и менять. Посмотрите на выпускников ВГИКа: большинство из них, не имея за плечами ничего, кроме дипломной работы, считают себя гениями и намереваются изменить мир! Когда я приехал в Москву, у меня был достаточно богатый опыт практической работы, я мог с полным основанием назвать себя профессионалом. Однако и мне поначалу приходилось довольно долго и упорно доказывать свою профпригодность, просить поручить мне любое дело, в котором я смог бы проявить себя. При этом, чтобы прокормиться, мне приходилось браться за любую доступную работу. Современные же выпускники ВУЗов считают, что весь мир им должен. Видимо, преподавателям надо как-то иначе воспитывать студентов, не убеждая их в собственной исключительности, а объясняя, что всего в жизни придется добиваться самостоятельно. Это, кстати, касается не только кинообразования, но и любой другой сферы.
Поэтому мы с братьями стараемся подбирать в свою команду людей, готовых делом доказывать свой талант и профессионализм, тех, кто рвется в бой. К сожалению, приходится констатировать, что с годами таких людей становится все меньше.
- Как вы с профессиональной точки зрения оцениваете уровень музыки в современном российском кино?
- Российская музыка в кино находится на очень высоком уровне. Зачастую бывает так, что качество музыки в картине гораздо выше уровня самого фильма! Я уже говорил, что смотрю все ленты, которые выходят в прокат, и могу честно признать: музыка в нашем кино очень хорошая. Осталось дожить до того времени, когда и все остальное будет на достойном уровне. Со своей стороны, я всегда стараюсь сделать свою работу максимально качественно, уделяю внимание каждой мелочи, чтобы никто не мог сказать, что музыка в этом фильме ему не понравилась. Кстати, поэтому я и не критикую российское кино. Мне дали возможность сделать его лучше, и я изо всех сил стараюсь сделать его лучше! Готов дать голову на отсечение, что в моей команде никто и никогда не халтурит, каждый член коллектива относится к своей части работы предельно ответственно.
- Значит, вы чувствуете себя на своем месте, а это дорогого стоит...
- Да, и более того - я не хочу с этого места никуда двигаться! Мне безумно нравится моя работа, я получаю удовольствие от того, что делаю, и стараюсь делать это как можно лучше. И для того чтобы моя работа не превратилась в рутину, стараюсь постоянно искать что-то новое.
- Не могу не спросить о серьезном проекте вашего брата Сарика, фильме-катастрофе «Землетрясение». Вы участвуете в этой картине?
- Это очень хороший фильм, с хорошей идеей... Но, поскольку я лично переживал события в Армении 1988 года, мне очень больно о них вспоминать. Конечно, если мне доверят музыку к этой ленте, я обязательно справлюсь, но мне очень тяжело вспоминать о том, что мы тогда пережили.
- Где вы тогда жили?
- В Ереване, и когда все это произошло, я был в школе. Столицу Армении тоже весьма серьезно трясло, повыбивало стекла, потрескались стены, началась эвакуация, во время которой нас затоптали старшеклассники... Я видел много ужасных вещей, и когда я смотрю черновой монтаж фильма, то не выдерживаю больше 10-15 минут, потому что мне трудно переживать все это заново.
- А разве не должен написать музыку для такого фильма человек, который лично пережил эти события?
- Знаете, почему я не делаю фильмы ужасов? Потому что мне страшно. А когда мне страшно, я не могу нормально работать. Так же и с «Землетрясением» - мне слишком больно. В Армении есть команда композиторов и музыкантов, которая взялась писать для этой картины музыку, и продюсер Рубен Дишдишян ей доверяет. Со своей стороны, я готов принимать участие в технической части, работать над сведением, над Dolby Surround, очисткой звука, диалогами, саунд-дизайном - работы очень много.
- Над чем вы трудитесь сейчас?
- Сейчас мы работаем над «Защитниками» - это очень масштабная работа и в музыкальном плане, мы привлекли к записи Балтийский симфонический оркестр, собрали собственный хор - одних музыкантов больше 140 человек. Я верю в этот проект, как ни в один другой. И для Сарика, и для меня это фильм всей нашей жизни. Понимаете, после того как я показал своим сыновьям несколько фрагментов ленты, они своим друзьям в школе все уши прожужжали о том, какие в нем крутые персонажи. Они уверены, что Арсус (человек-медведь) уложит любого героя американских комиксов одним ударом, - настолько они впечатлились увиденными отрывками. И мне сегодня хочется, чтобы все наши дети любили наших, российских супергероев, а всякие Бэтмены и Супермены отошли на второй план. Поэтому я буду прилагать все усилия к тому, чтобы у наших детей появились свои супергерои - русские, казахские, армянские. Кто бы что ни говорил, я считаю всех нас одним большим народом, близким по традициям, корням и расстояниям, и хочу сделать так, чтобы мои дети росли в добром мире, напоминающем то, мое, советское детство, когда мы не были разделены границами.
Кто: Арташес Андреасян