Мне повезло работать с талантливыми людьми

Мне повезло работать с талантливыми людьми Клим Шипенко
16.12.2019

26 декабря в прокат выходит фильм «Холоп». По словам продюсеров, это главная комедия Нового года. Мы расспросили о фильме его режиссера Клима Шипенко.

«Кинобизнес сегодня»: Авторы комедии «Холоп» признавались, что идея фильма пришла на съёмках сериала «Интерны». Вы присоединились к команде на этапе, когда уже был готов сценарий. Обычно вы сами пишете. В этом году решили сделать исключение?

Клим Шипенко: Просто мне повезло работать с талантливыми людьми. Всё-таки я не сценарист, а режиссёр, который пишет. Делаю это, когда не могу иначе, поэтому если получаю хороший сценарий, то с удовольствием делегирую задачу (улыбается).

- По сюжету главный герой, представитель «золотой молодёжи», попадает в деревню XIX века. История про перевоспитание человека по сути не новая. Чем выделяется «Холоп»?

- Наверное, ни одна из историй уже не может быть новой: столько всего было, кто-то где-то когда-то рассказывал похожее. Но это всегда вопрос интонации, подачи, оригинальности, юмора, нюансов. Мне в принципе нравится концепция, когда человек попадает в прошлое, например «Шоу Трумана», «Иван Васильевич меняет профессию». Кроме того, я давно мечтал поработать в жанре чистой комедии, и сценарий показался подходящим, чтобы туда привнести всё, что я умею как режиссёр. Мне хотелось снять комедию, которую интересно смотреть не дома, а на большом экране, поэтому мы создали визуальный аттракцион. И когда зритель придёт в кинотеатр, то поймёт, что не зря это сделал. Задача была сложная, но интересная. Комедия в целом непростой жанр.

- И что в данном случае входило в визуальный аттракцион?                 

- Экшн-сцены, погони, некоторые, казалось бы, простые эпизоды смотрятся неожиданно. Здесь много внутрикадрового монтажа, есть нюансы на задних планах, и именно такие вещи зритель заметит на большом экране: не просто услышит шутки говорящих голов по телевизору, а получит яркий визуальный опыт.

- Добавим к этому роскошные декорации, воссоздающие эпоху.

- Да, что важнее, мы должны были сделать так, чтобы герой поверил, что это другая эпоха, поэтому тщательно изучали время, соблюдали нюансы в костюмах, декорациях, реквизите, гриме.

- Почему решили строить деревню в Псковской области?

- Места очень красивые, да и было что-то готовое, поэтому мы строили не с нуля. А вообще в Псковской области есть и инфраструктура, и природа подходящая. И, что было важно для нас, нет пролетающих самолётов, которые могли бы помешать съёмкам.

August 20, 2018 - 196.JPG

- Как оказалось позже, у Милоша Биковича, сыгравшего главную роль, аллергия на лошадей?

- На лошадей, на пыльцу, на сено… Аллергенов было предостаточно. И, кстати, мы с Милошем похожи. Для него это было действительно сложно, для меня тоже: мы пили одинаковые таблетки. Комары нас так же доставали, но с ними всё-таки проще (улыбается).

- Вы изначально видели Милоша в этой истории?

- Другие актёры пробовались, но мы достаточно быстро отдали роль Милошу. Он идеально подходит: красивый, умный, смешной. Просто сербский подарок российскому кинематографу! У него свободная европейская энергия, которая классно работает в кадре.

- В фильме его также переозвучивают?

- Да, хотя он уже очень хорошо говорит по-русски. Но в его речи есть особенная мелодика: чувствуется, что русский не его родной язык.

- Его герой Гриша — мажор, привыкший к вседозволенности. Чем лично вас зацепил этот персонаж и как вы его оправдывали для себя?

- Сначала Гриша кажется немного стереотипным и шаблонным, но на самом деле это сделано, чтобы потом против этого шаблона и работать. Мы хотели, чтобы зритель узнал в нём себя или своих знакомых: избалованный сын богатого папы, который не ценит то, что имеет, и относится ко всему неблагодарно. Нам нужно было взять одну грань и перевести её в другую.

августа 23, 2018 - 0070.jpg

- Кроме Милоша, в фильме большое количество звёзд: Мария Миронова, Александра Бортич, Иван Охлобыстин и многие другие. С кем впервые работали или, быть может, кого-то открыли с новой стороны?

- Например, Ивана Охлобыстина и Сашу Бортич не снимал ранее. Да и Милоша тоже, хотя с ним мы давно планировали и даже собирались это сделать в «Салюте-7», но его линия ушла. В общем, получился ансамбль из интересных и разных актёров.

- Комедия «Холоп» завершает ваш плодотворный год. Подводя итоги 2019, какой топ-5 личных достижений можете назвать?

- На самом деле проектов больше. Но к «Тексту» и «Холопу» добавлю сериал «Тест на беременность 2», в котором я был запускающим режиссёром, а потом передал его Антону Сиверсу, клип для Басты, короткометражку с Фёдором Бондарчуком. Хороший год, все премьеры интересные.

- Но всё же вашей главной победой можно считать «Текст». Насколько ожидаем был такой успех?

- Когда работаешь со сложным материалом, не понимаешь, как он зайдёт аудитории, критикам, журналистам. Мы снимали, как чувствовали, старались сделать фильм честным. Конечно, мечтали об успехе, наши смелые желания доходили даже до «Оскара». Кино не выдвинули на премию, но зритель нас очень обрадовал.

- С «Текстом» вы объездили полмира. Разные отзывы получали?

- Приятно, что фильм удачно пересёк границу и после перевода на английский язык ничего не потерял. А реакции примерно похожие. Конечно, у французов и англичан есть дистанция, но они сопереживают героям. Мы же в России знаем все периоды и культурные контексты, в которых эта история происходит. Для иностранцев дополнительные смыслы не работают, но сам сюжет и персонажи их трогают. Телефон есть у каждого, все в них живут и доверяют им. Главный страх XXI века - потерять свой гаджет, потому что в наших смартфонах хранится слишком много информации.

- Сейчас вы взялись за Есенина. Как пришла идея снять кино про поэта?

- Я давно загорелся, ведь всё, что касается смерти Есенина — тайна, покрытая мраком. Вокруг него столько теорий заговора! А об этом снят только один сериал, который меня не устраивает. Я на самом деле удивлён, что больше никто не решился...

- Как думаете, не будь ваш отец занят в творческой сфере, вы бы остановили свой выбор на профессии режиссёра?

- На самом деле большее влияние на меня оказало то, что мама в девяностых работала на телевидении. Всё своё детство я провёл за кулисами разных студий и сначала даже заболел этим. Тогда отец скорее занимался театром. У него я тоже бывал, но телевидение, камеры меня впечатлили больше. В итоге я мигрировал в кино.


- Теперь и ваша дочь Клементина появилась в объективе камеры «Текста».

- Снимал её потому, что она подошла на роль. Я подумал, а почему бы и нет? А дальше кто знает, как повернётся.


Кто:  Клим Шипенко

Возврат к списку