Мы дадим шанс российскому 3D-кино забрать кассу у зарубежных фильмов этого формата!

Мы дадим шанс российскому 3D-кино забрать кассу у зарубежных фильмов этого формата! Юрий Литвинов
22.12.2016

Последние релизы российских фильмов в формате 3D связаны с именем компании «АСТРА Иджис Альянс». Этот удивительный факт комментирует генеральный продюсер компании Юрий Литвинов.

«Кинобизнес сегодня»: Как получилось, что «АСТРА Иджис Альянс» стала монополистом российской 3D-конвертации?

Юрий Литвинов: Вначале я хотел бы поблагодарить «Кинобизнес сегодня» и лично Аду Семенову за интерес к стереокино. Я «голодаю» от отсутствия какого-либо обсуждения 3D, не говоря уже о профессиональных спорах про качество работы в этой сфере. Две-три публикации диаметрально противоположного толка в год выглядят скорее как эпитафия интересу к нашему ремеслу.

Теперь по существу.

Не соглашусь со статусом монополиста (улыбается). На рынке присутствует ряд команд, которые могут выполнить в различном качестве стереореконструкцию видеоматериала некоторого объема. Но вот тех, кто может «потянуть» целиком проект хронометражем свыше 120 минут, да еще в максимально сжатые сроки и на высоком уровне выходного качества, я не знаю. Так что мы - просто лидеры, и наш «поход в стерео» начался более 11 лет назад на территории Европы, в Чехии. Именно тогда, в 2005 году, мой партнер разработал первый прототип метода конвертации, который использует наша компания. В подразделениях группы компаний Egida Euro (Чехия), созданной в те годы, над проектами на постоянной основе трудятся более 300 сотрудников и 17 подрядных структур. В основе услуг по конвертации видео в 3D-формат заложено собственное программное обеспечение, созданное нашими разработчиками на основе многолетних теоретических изысканий и практических работ. Именно эта, постоянно совершенствуемая система, являясь гибким и удобным инструментом для работы специалистов, позволяет нам справляться с задачами любой сложности.

К слову, приведу свежий пример того, почему некоторые участники рынка считают нас монополистами. Чуть больше месяца назад очень уважаемая мною компания «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг» обратилась к нам с весьма срочной просьбой о конвертации готового материала в 3D, когда практически все студии не смогли им помочь. Результатом непростой круглосуточной работы в условиях синхронного завершения монтажа и графики, так сказать, «с колес», стала 3D-версия трейлера к замечательному новому фильму «Последний богатырь». И я благодарен лично Елене Бродской за совместную работу, доверие и возможность показать, на что мы способны.

- Как относятся к 3D российские продюсеры и режиссеры?

- 3D - это всего лишь визуальный прием, а не панацея от болезней современного кинематографа. 3D не может исправить плохой сценарий, ужасную графику или игру угловатых актеров, которые не умеют вести себя в кадре. Грамотно используя стерео, можно правильно расставить акценты, и тогда преимущества станут более очевидными и выпуклыми. Очень часто, работая над стереоверсией того или иного фильма, мы видим, как преображается картинка, оживает нарисованное животное, становится реальным огонь или дождь, как 3D погружает нас в происходящее на экране, заставляет ощущать себя внутри события, или наоборот, как «заэкранный» мир приходит, влетает в зал.

Как показывает практика, у людей субъективное восприятие стереоформата. Некоторые убеждены, что 3D - это удел кассовых блокбастеров, другие, наоборот, считают, что в трехмерное изображение нужно переводить любой контент, были бы деньги. Но по факту дело обстоит иначе. Нельзя привязывать 3D к жанру. 3D - это инструмент дополнительного погружения в события, а его уместность определяется больше характером режиссерской и операторской работы. Соответственно, если цель погружения заложена в идею ленты, то можно грамотно использовать 3D, и результат от этого только выиграет. Как бы там ни было, природа дала нам счастье видеть окружающий мир в объеме, а 3D-картинка способствует усилению эмоционального фона. И вот именно этими факторами руководствуются режиссеры, рассматривая 3D как возможный способ реализации своего творческого замысла. Многие таким способом профессионально стремятся повторить успех отдельных, специфических зарубежных фильмов.

Продюсеры же (и я их понимаю) рассуждают чаще прагматично, не желая усложнять себе жизнь, ссылаясь на экономическую нецелесообразность. Они видят в 3D дополнительные затраты, не зная точно, окупятся они или нет. К тому же постоянная, часто огульная и непрофессиональная критика 3D-формата вносит в их размышления свои коррективы.

Поэтому, чтобы принять решение о конвертации, надо провести тщательный анализ рынка, проявить смелость и рискнуть. Иначе какой же я предприниматель, действующий на свой страх и риск! Невозможно взять новые вершины без обдуманного коммерческого риска. Например, продюсеры таких разных лент как «Сталинград», «Вий» и «Экипаж», одинаково не побоявшись 3D-формата, получили прекрасный результат по сборам.

- Сколько стоит конвертация фильма в 3D и что проще - снимать в 3D или конвертировать уже отснятый материал?

- Хорошая конвертация - это интенсивная работа, которая требует знаний и опыта специалистов, поскольку, с одной стороны, это процесс очень точный, почти наукообразный, а с другой - это настоящее искусство. В качестве иллюстрации можно привести создание одежды. Каждый может отрезать кусок материи и сшить его по какой-то форме, но для того чтобы получилось что-то действительно качественное, потребуются услуги хорошего портного. Хорошо конвертированный фильм не отличается от снятого со стереоэффектом. И, пожалуй, уже не секрет, что большинство, если не все 3D-фильмы содержат конвертированные материалы, независимо от того, заявлено об этом авторами или нет.

К примеру, несмотря на то что Джеймс Кэмерон скрывал информацию о наличии конвертированных материалов в «Аватаре», его соавторы оказались на этот счет куда более откровенными.

Относительно производственных бюджетов российских фильмов стоимость конвертации «руками» нашей компании колеблется от 2 до 9%. Общеизвестно, что стереосъемка, по самым грубым подсчетам, может увеличить изначальный бюджет 2D-картины на 30-50%.

В части формирования цены на наши услуги я бы сравнил конвертацию со строительными работами. Аналогия практически прямая. Ведь нам приходится заново воссоздавать весь 3D-мир. Чем детальнее он строится, тем выше стоимость. Но с учетом специфики кадра и ленты в целом стоимость варьируется в очень широких пределах и может быть поистине смешной относительно общего бюджета. А снимать, как ни парадоксально, значительно дороже. К примеру, все мы знаем, что сейчас даже в самом низкобюджетном фильме большой сегмент производства занимает компьютерная графика. Теперь представим, что специалистам VFX придется работать не с одним кадром, а сразу с двумя. При этом важно соблюдать максимальную идентичность обоих, а это требует значительного увеличения нормо-часов и, как следствие, бюджета на обработку. Также важно, что даже сцены, в которых компьютерная обработка не подразумевалась, должны пройти определенные стадии по выравниванию ракурсов, цветокоррекции и т.д. Так что снимать сразу в стерео осмеливаются единицы, и 3D-конвертация остается единственным способом создания стереофильмов во всем мире.

- В домашних условиях мы получаем 3D-изображение в ТВ одним нажатием кнопки. Разве нельзя так же сделать в кинотеатре?

- Спасибо, что не обошли вниманием это удивительно расхожее дилетантское мнение. Немалое количество людей, с которыми мы начинаем работу, несмотря на их высокий профессионализм в своих сферах деятельности, искренне недоумевают - что может быть сложного в 3D-конвертации? В их понимании конвертация делается нажатием одной кнопки, как в 3D-телевизорах. Это глобальное заблуждение. 3D-реконструкция - это скрупулезная ручная работа, которая часто длится до седьмого пота, до обморока. Автоматическая конвертация - это псевдо-3D, так называемое «мыло». Во-первых, в кинотеатре на большом экране это нельзя смотреть больше нескольких минут без риска для здоровья. Во-вторых, глубина кадра в 90% случаев искажена. Иными словами, это обман!

3D-конвертация, которую делаем мы, как и все известные мировые студии, требует тщательного разделения кадра на детали и обратной «пересборки» для левого и правого ракурса стереопары отдельно. Бывает так, что на один кадр уходит день, а в одной секунде видео, как вы знаете, 24 кадра. Теперь представьте объем усилий, которые вкладываются в этот процесс, и количество задействованных специалистов. Вспоминается одна из любимых фраз моего партнера: «Конвертация - это работа с мозолями!»

- Насколько отличается стоимость работы по конвертации в 3D у нас и за рубежом, и насколько сопоставимо качество?

- Качество, как я уже говорил, - это понятие с широким спектром составляющих. Но если провести простое математическое сравнение и говорить о деньгах, то стоимость наших услуг на порядок ниже зарубежных аналогов при том же, а во многих случаях и лучшем, качестве. Хотя в бюджетах Голливуда стоимость конвертации занимает те же 5-10%. Наши специалисты постоянно анализируют тенденции индустрии, и мы прекрасно можем сопоставить и обосновать, чем наша работа лучше работы многих зарубежных студий. Такая положительная для российского рынка разница в стоимости обусловлена не волшебством, а тем, что наша компания сосредоточена именно на 3D. На данном этапе мы практически прекратили работу в сегменте VFX и сфокусировались на различных пайплайнах 3D-конвертации. Мы организовали собственный производственный конвейер, распределенный по всему миру, и в результате получили очень гибкий инструмент ценообразования.

- Почему в последнее время объемное кино стало пользоваться меньшим спросом?

- Я бы назвал это популярным заблуждением. На все фильмы в 3D по-прежнему есть спрос, и цифры, которые, кстати, регулярно публикует ваше издание, говорят сами за себя. Несколько примеров процентного отношения сборов 3D-версий к общей кассе лент: «Сталинград» - 79%, «Вий» - 91%, «Мафия: Игра на выживание» - 63%, «Экипаж» - 52%, «Он - дракон» - 56%, «Книга джунглей» - 60%, «Тайная жизнь домашних животных» - 67%, «Варкрафт» - 65%, «И грянул шторм» - 69%, «Малефисента» - 77%, «Звездные войны: Пробуждение силы» - 73%. Падает спрос на некачественное объемное кино, в частности, российское. Пик популярности трехмерного изображения привел к злоупотреблению этим форматом. В 3D выходило все, что нужно и что не нужно. Реакция зрителя в этом случае предсказуема. Также отсутствие единого стандарта параллакса приводит к тому, что некоторые голливудские блокбастеры вырывают глаза в прямом смысле этого слова. Зритель недоумевает от такого отношения к его здоровью и в следующий раз идет на 2D. Его можно понять! Другая сторона медали: не совсем здоровая экономическая ситуация привела к тому, что зрителям продают очки. Как продюсерам определить маржинальность 3D-версии их фильма?

И давайте все-таки уточним, что речь идет о якобы снижении спроса на 3D-кино в России. Допустим! Но за рубежом он достаточно стабилен, что подтверждается перевыпуском многих популярных картин прошлых лет в 3D-формате. И я говорю не о «Титанике» и мультфильмах Уолта Диснея. Конвертированы такие фильмы, как «Хищник», «Телепорт», «Я, робот» и др. Нет смысла упоминать о величайшем ажиотаже, который существует по отношению к стереокино в Китае. Очень печально, что в России мнение диванных критиков принимается за чистую монету.

- На каком этапе ваша компания включилась в работу над «Притяжением»?

- Благодаря осознанному решению авторов ленты мы подключились к работе над ее стереоверсией сразу после окончания съемок, на стадии монтажа, что позволило использовать весь спектр отснятых и нарисованных кадров для создания высококлассного стереокино.

Для Федора Бондарчука «Притяжение» - это первый большой режиссерский проект после «Сталинграда», блокбастера, кассовый рекорд которого в отечественном прокате до сих пор не побит. К тому же «Притяжение», совместный проект кинокомпаний Art Pictures Studio и «Водород» - это первый в современной истории российский фильм о вторжении инопланетян.

«Притяжение» сделано высокопрофессионально и идеально подходит для стереореконструкции. Для нас не только честь, но и огромное удовольствие работать над этим фильмом в такой команде профессионалов. Этот проект сочетает уникальный креативный подход и высочайший уровень зрелищных спецэффектов. Новый фантастический блокбастер способен изменить массовое восприятие возможностей российского кинематографа.

Поэтому режиссер Федор Бондарчук и продюсерская группа приняли единственно правильное решение о выходе фильма во всех доступных форматах - 2D, 3D и IMAX 3D. Такой шаг привлечет разных зрителей, которые смогут не просто выбрать удобный формат, но и оценить в стереоверсии масштабность сцен в блокбастере, глубину стереоэффектов, восхититься ожившей во всем великолепии графикой, созданной мастерами студии «Мэйн Роад Пост».

Уверен, что и в коммерческом плане 3D-версия значительно продвинет ленту, особенно в китайском прокате.

Что касается качества 3D-картинки, то по заботливому отношению к глазам зрителя, по тщательно выверенной глубине параллакса, последовательности стереоэффектов и общему качеству 3D-версия фильма превзойдет многие зарубежные аналоги.

- Как можно применить ваш опыт и знания для популяризации 3D?

- Учитывая опыт многих проектов, уверен, что одним из залогов успеха стереофильма является взвешенный подход к его созданию. На мой взгляд, 3D - это уже давно не тренд. Как и любая мода, мода на стерео может пройти. По мнению некоторых специалистов, это и происходит. Однако судят они исключительно по вырванным из контекста цифрам. Я думаю, что это не мода проходит, а на фоне избытка некачественного продукта теряется хорошее 3D, - соответственно, может исчезнуть и общая потребность в нем. Главный вывод в том, что не нужно делать каждый фильм в 3D: создавайте кино специально под трехмерный формат, делайте это качественно, и тогда вы на этом заработаете. Конечно же, 3D - это преимущество для конкретного фильма и соответствующий финансовый бонус.

Мои знания и опыт подсказывают один путь - это возможное непосредственное участие в продюсировании тех проектов, которые выиграют от наличия 3D-версий. Буду стараться войти в проекты со своими знаниями и финансами для продвижения российского 3D на отечественном и международном рынке.

- Каков ваш прогноз относительно распространения домашних 3D-технологий?

- Я прекрасно вижу, что многие уже похоронили 3D-формат, и не только домашний. Хотя с самого начала было ясно, что дома в телевизоре нельзя добиться эффекта погружения. Ну, вылетает мячик в нос, и что? Два раза это весело, потом наступает пресыщение, и домашнее 3D превращается в обыденность. Кроме того, многие потребители задаются справедливым вопросом: зачем переплачивать и за телевизор, и за контент? Поэтому я склоняюсь к несколько иной формулировке: вымирают не 3D-технологии, а средства визуализации в виде 3D-телевизоров. На смену им приходят технологии VR. Они дешевле, компактнее и позволяют добиться погружения, как ничто другое. К слову, хочу обратить внимание продюсеров на очевидный факт: по мере снятия с производства 3D-телевизоров интерес зрителей к высококачественному стереоизображению вернется, и они пойдут в кинотеатры, иначе смотреть стереофильмы будет просто негде. Кроме всего прочего, меня радует то, что при развитии любых новых технологий в части визуализации картинки всегда будут востребованы услуги 3D-конвертации!

- Какие еще фильмы в 3D увидит российский зритель в вашем исполнении?

- За последние несколько лет мы значительно продвинулись, сотрудничая с создателями картин на производстве их 3D-версий. Есть два особых проекта, которые я мечтаю сделать в 3D-версии. Они, несомненно, выиграют от этого во всех смыслах. К сожалению, не могу раскрыть всех подробностей. И тем более не хочу со страниц издания «давить» на известных и уважаемых кинематографистов в процессе принятия ими того или иного решения. Скажу лишь, что сейчас ведутся переговоры с несколькими продюсерами о построении совместного пайплайна вплоть до 2019 года. Я искренне благодарен этим профессионалам за желание познать наше ремесло и привнести его преимущества в свои ленты.

И в заключение отмечу, что российских фильмов в 3D очень мало, а профессионального стерео еще меньше. Да, мода на 3D привела к тому, что производители в погоне за увеличением прибыли стали эксплуатировать стереоэффект там, где он не нужен, в результате простой перевод картинки в объемное изображение становился банальным и неинтересным для зрителя. Между тем стерео остается одним из самых зрелищных аттракционов, а зритель идет в кинотеатр за впечатлениями. Необходимо создавать кино специально под этот формат еще на стадии сценария и брэйкдауна,

и делать это качественно. Режиссеры могли бы рассматривать возможности стерео в реализации своих творческих замыслов, а продюсеры должны перестать думать, что 3D-формат - это дорого. Действительно, съемку в 3D не каждый может себе позволить, но есть выход: качественная 3D-конвертация и, не побоюсь этого слова, целевая поддержка государством создателей фильмов в этой части. Наступило время понять, что российское 3D уже не уступает, а чаще превосходит качеством зарубежное. И моя текущая задача - продемонстрировать аргументы в защиту этого зрелищного аттракциона, доказать, что стереоверсия отечественной ленты - это хороший бонус к кассе и серьезное преимущество. Мы дадим шанс российскому 3D-кино забрать кассу у зарубежных фильмов этого формата!               


Кто:  Юрий Литвинов

Возврат к списку