Мы играем на сюжете, а не на персонажах

Мы играем на сюжете, а не на персонажах Степан Соколов и Виктор Климычев
29.01.2021

О своей дебютной картине «Хищники», которая выходит на российские экраны 18 февраля, нам рассказали продюсер Виктор Климычев и режиссер Степан Соколов.

Евгений Володин: Согласно открытым источникам, фильм «Хищники» - дебютный проект для вас обоих. Расскажите, пожалуйста, пару слов о себе.

Степан Соколов: Я окончил Высшие режиссерские курсы (мастерская Квирикадзе и Добровольского) и некоторое время работал на «Мосфильме» помощником режиссера на ряде рекламных проектов, после чего занялся телевизионной документалистикой, сняв несколько лент в качестве режиссера. С Виктором мы коллеги по бизнесу, в нас обоих живет страсть к кино, что и привело нас к созданию своего дебютного фильма.

h2.jpg

Виктор Климычев: Я окончил магистратуру в области финансов в Высшей школе экономики, и решение заняться кино стало для нас со Степаном очень ответственным шагом. Мы долго шли к этому, взвешивая все за и против. Некоторое время назад мы вместе - Степан как

режиссер, а я как продюсер - сняли короткометражный фильм «Уверенность» и разослали его отборщикам ряда российских и зарубежных фестивалей детского кино.

С.С.: В то время мы накапливали опыт в кино, снимая рекламу, в том числе для своей собственной компании - когда-то давно мы вместе занимались производством натуральных соков. А снять детское кино нам посоветовали более опытные друзья, и мы сделали удлиненный вариант сюжета, который вполне мог бы войти в один из сборников «Ералаша».

В.К.: Снимая свою первую картину, мы не строили никаких иллюзий по поводу ее дальнейшей судьбы - нам было важно попробовать свои силы в художественном кино. Однако, к нашему удивлению, этот фильм оказался востребован фестивалями, получил несколько призов на различных кинофорумах как в России, так и за ее пределами, и мы решили, что готовы замахнуться на полный метр.

- Как родилась идея комедии «Хищники»?

С.С.: Идею придумали мы. Изначально мы хотели сделать недорогое, но интересное и понятное массовому зрителю кино, и наш выбор естественным образом пал на комедию.

Завязка истории была взята из реальной жизни. В 2008 году, во время чемпионата Европы по футболу мы с друзьями в гараже на Ярославке пили пиво и смотрели футбол. Внезапно мимо гаража пробежала большая компания разъяренных мужиков, и кто-то из этой компании спросил: «Вы с нами?»

Мы, еще не понимая, что происходит, пошли ко входу в гаражный кооператив, и перед нашими глазами предстала массовая драка. Оказалось, что на территорию гаражей претендовал некий застройщик, который нанял группу крепких парней, чтобы отбить у владельцев гаражей охоту защищать свою собственность, но, судя по накалу борьбы, эта затея провалилась. История врезалась мне в память, и мы написали сценарий фильма под названием «Гаражи», герои которого отстаивали свою собственность от покушений со стороны нечистоплотных дельцов. По этому сценарию мы и сняли свою первую ленту, однако вмешалась пандемия, начался карантин, и мы использовали его для того, чтобы поменять концепцию, название и перемонтировать картину.

- То есть в производственном плане у вас ничего не поменялось - вы работали с материалом, отснятым до пандемии?

В.К.: Да, весь продакшн был закончен до истории с коронавирусом. Но финальный вариант очень сильно отличается от первоначального замысла.

С.С.: Да, в самом начале мы вообще хотели сделать что-то в духе сериала «Парни из Трейлерпарка» и разработали проекты двух пилотов, каждый из которых был посвящен разным героям. С этими сценариями мы обращались к нескольким именитым продюсерам, которые посоветовали развить нашу тему в полный метр.

- Итак, вы решили снимать полнометражное кино. У одного из вас было профессиональное кинематографическое образование, у другого не было. Как вы в итоге собирали команду для производства?

В.К.: Мы познакомились с генеральным директором кинокомпании «Зебра» Юлией Соболевской. Она работает в киноиндустрии более десяти лет, в ее активе наряду с многочисленными сезонами сериала «Улицы разбитых фонарей» есть и полнометражный фильм «Кроличья лапа», на премьеру которого она нас пригласила. Мы предложили Юлии войти в производство, и после непродолжительных раздумий она согласилась. Так мы нашли производственную компанию.

Изначально наш сценарий был написан под лето, но мы договорились о сотрудничестве с продакшн-компанией осенью и, чтобы не терять времени, изменили сценарий, переписав эпизоды под зимний сезон.

С.С.: И это сработало просто идеально - зима подошла к настроению картины даже лучше, чем лето.

- У жителей крупных российских городов зима зачастую ассоциируется со слякотью и грязным закопченным снегом. Как такой пейзаж может создать настроение?

- Нам повезло: в тех локациях, где мы снимали, - а это были гаражи и большой коттедж на охраняемой территории - не было грязи и слякоти, а был лишь белый пушистый снег. Кроме того, нам удивительно везло с погодой: съемки проходили в Петербурге, где солнце появляется не слишком часто, но именно тогда, когда по сценарию нужно было снять, как солнце отражается на лакированном капоте автомобиля, оно светило ровно столько, сколько нам было нужно для спокойного завершения смены.

Но самое главное, нам повезло со съемочной группой, в которой каждого смело можно назвать профессионалом своего дела.

В.К.: Вообще, везение сопровождало нас практически на всем пути. Например, во время съемок сцены «стрелки» героев с антагонистами под мостом было очень холодно, и нам не пришлось потом дорисовывать на компьютере идущий изо рта пар.

С.С.: И, конечно, нам очень повезло с артистами, мы поражались их мастерству и профессионализму. Например, в одной сцене массивная столешница, отскочив от упавшего на стол героя, ударила по ноге Алену Бабенко, которая, превозмогая боль, доиграла сцену как ни в чем не бывало, до конца.

- Как вам, дебютантам, удалось собрать на своей картине столь мощный актерский ансамбль?

- Поскольку мы дебютанты в кино, нам хотелось набрать профессиональных артистов, которым не понадобятся дополнительные разъяснения, чтобы правильно сыграть свои роли, и у которых можно набраться опыта в процессе сьемок. Мы стояли перед выбором: взять звезду на главную роль и менее знаменитых актеров на второстепенные или, наоборот, пригласить на главную роль малоизвестного артиста и больших звезд на роли второго плана, и мы предпочли второй вариант. В итоге, кстати, это оказалось правильным решением.

- Из чего складывался производственный бюджет ленты?

В.К.: Мы вложили в этот проект свои собственные деньги и привлеченные средства нескольких частных лиц, которые в нас поверили.

- Вы сказали, что производство картины было закончено до начала пандемии и связанных с ней ограничений, но за время карантина вы перемонтировали фильм и изменили концепцию…

С.С.: На этапе постпродакшена мы общались с большим количеством профессионалов разных кинематографических профессий, которых просили поделиться своим мнением. Люди охотно шли нам навстречу, и мы постарались использовать время, образовавшееся у нас в результате карантина, для внесения корректировок согласно полученным советам.

В.К.: Изначально премьера была запланирована на апрель 2020 года, но нам пришлось переносить дату старта на более поздний срок. Учитывая, что 90% постпродакшена можно выполнять дистанционно, мы практически не пострадали от пандемии.

С.С.: Более того, она даже сыграла нам на руку, дав возможность не спеша и с учетом обратной связи от специалистов технических профессий переделать, «допилить» и отшлифовать фильм так, что он стал намного лучше того варианта, который первоначально был подготовлен к прокату.

- Как вы выбирали прокатную компанию?

В.К.: Наверное, я не открою тайны, если скажу, что прокатывать дебютное российское кино очень сложно. Начиная поиск прокатчика, мы разослали материалы по фильму первой пятерке кинодистрибьюторов, с некоторыми из них нам удалось пообщаться, но потом мы встретились с Сэлмой Агрбой и поняли, что нашли единомышленников. Дистрибьютор должен верить в проект, который он берется прокатывать. В компании Magic Film поверили в наше кино, и она выпустит его на экраны 18 февраля.

- Как вы планируете продвигать ленту? Возможно, кампания уже стартовала?

- У нас довольна масштабная кампания в Интернете, над которой работает профессиональное агентство. Есть поддержка радиостанции, киносайтов, Rambler-кассы и «Одноклассников», трейлеринг и таргетированная реклама. У нас вышло два трейлера, также будут персонажные трейлеры, нацеленные на работу с фанатами наших актеров, уже готовыми прийти в кино.

- В чем главная «фишка» вашей картины?

С.С.: Это фильм-сказка о дружбе, где дружба не сказочная, а настоящая - некрикливая, немного трогательная, честная и надежная. Наша картина очень добрая - она про русских людей, которые, оказавшись в непростой, хотя и несколько утрированной жизненной ситуации, проявляют свои самые положительные человеческие качества, не опускаясь при этом до привычных проявлений слабости - истерик, драк, алкоголя, бездействия… Самое важное, что это история о настоящей дружбе между абсолютно разными по характеру людьми, способными в тяжелые времена сплотиться и, помогая друг другу, вместе идти к поставленной цели.

В.К.: Это рассказ о том, как беда сводит вместе людей, чьи пути в иной ситуации никогда бы не пересеклись, и как возникающая между ними дружба побуждает их становиться лучше. А поскольку все герои разные, каждый зритель найдет в ком-то из них что-то, близкое лично ему, и будет сопереживать.

Зрительская премьера ленты на большом экране состоялась на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске. Во время показа зал несколько раз взрывался хохотом, а после сеанса люди благодарили нас за то, что мы подарили им хорошее настроение. Сейчас зрителю не хватает чего-то веселого, понятного, родного.

С.С.: Мы называем свою картину комедией, но все же стараемся избегать втискивания ее в рамки какого-то одного жанра, хотя и надеемся, что зритель будет смотреть ее с улыбкой. В ней, безусловно, есть смешные моменты, но они строятся скорее на забавном стечении обстоятельств, а не на диалогах или образах героев. Мы играем на сюжете, а не на персонажах, если можно так выразиться.

- В чем вы видите сложность выпуска ленты в нынешней ситуации?

В.К.: Главная сложность заключается в неопределенности. Никто не знает, что случится завтра - возможно, кинотеатры снова закроют на следующий день после премьеры, хотя мы оптимисты и надеемся, что этого не произойдет. Кроме того, пандемия заметно изменила зрительскую психологию - сегодня не все из тех, кто привык ходить в кино, готовы вернуться в кинозалы.

Что касается нашего фильма, то мы - темные лошадки как для кинотеатров, так и для дистрибьюторов. Но надеемся, что после выхода «Хищников» в прокат общаться по поводу новых проектов нам будет уже намного проще.

- Расскажите, пожалуйста, о своих дальнейших планах.

С.С.: Сегодня у нас есть несколько классных идей для полнометражных фильмов. В скором времени будут готовы сценарии. Одна из идей - это историческая комедия, посвященная нашему российскому менталитету, который, как мы считаем, в течение последних нескольких столетий остается неизменным.

В.К.: Эта комедия, основанная на русском литературном источнике, по нашим оценкам, имеет все шансы стать большим блокбастером.

С.С.: Вторая картина, сценарий которой готов вчерне, - это авантюрная романтическая комедия. Думаю, это будет интересный творческий опыт.                                   

Кто:  Степан Соколов и Виктор Климычев

Возврат к списку