Мы хотим, чтобы кинотеатры приняли: мы - не разовый проект
С генеральным директором Киностудии им. Кира Булычева, продюсером Эльбором Черновым мы обсудили киновселенную по произведениям Булычева, новую картину «Мама» из этой вселенной и новые инструменты маркетинга в кино.
Евгений Володин: Как возникла киностудия им. Кира Булычева? Кто ее создатели?
Эльбор Чернов: Это продюсерская компания, созданная мной и моим близким другом и партнером Дмитрием Белосоховым. Дмитрий известен в киноиндустрии по таким проектам, как «Не родись красивой», шоу Первого канала «Последний герой», фильму «Африка» и многим другим работам.
Идея создания киностудии родилась у нас с Дмитрием после работы над первым совместным проектом «Временная связь». У этого фильма удивительная судьба, мы сделали его за очень короткий срок. Судите сами: 24 февраля мы узнали о существовании сценария по одноименному рассказу Кира Булычева, 24 марта уже полным ходом шли съемки, а 5 мая он был показан в эфире канала СТС!
- Как к этому проекту подключился Сергей Пускепалис?
- Он прочитал сценарий, и сам предложил снять его в главной роли. Мы, конечно же, с радостью согласились.
Показ картины в телеэфире прошел с высокими рейтингами, мы ощутили большой эмоциональный подъем, стали часто давать интервью, и в разговорах постоянно упоминалось имя Кира Булычева. Мы довольно быстро поняли, что Булычев как автор очень интересен, и буквально за месяц нашли еще несколько историй, которые решили экранизировать. Чуть позже, изучив творчество писателя более подробно, мы осознали, что мир книг Булычева - настоящий Клондайк. И решили, что из более чем трехсот произведений Игоря Всеволодовича (настоящее имя Кира Булычева - Игорь Всеволодович Можейко) можно построить огромную киновселенную - нашу, отечественную, с нашими героями, которых так не хватает сегодня в России.
- Вы рассказывали, что вдова писателя официально дала вам право носить название «Имени Кира Булычева». Вы приобрели права на все его произведения?
- Скажем так: у нас есть достаточно большое количество прав на ключевые произведения. Нас постоянно спрашивают, есть ли у нас права на Алису, и мы отвечаем, что нашли в книгах Булычева огромное количество интересных сюжетов, к которым Алиса не имеет отношения. У писателя есть совершенно уникальные циклы, посвященные мистическим местам Москвы, путешествиям во времени, гардемаринам будущего - это действительно колоссальное количество интереснейшего материала. При этом автор, создавая свои книги, держит в голове всех своих героев, истории которых могут пересекаться, поэтому создать вселенную из произведений одного писателя легче, чем выдумывать ее «с нуля».
Поняв, что хотим сфокусироваться на произведениях одного автора, мы обратились к вдове писателя Кире Алексеевне, которая разрешила нам использовать имя Кира Булычева в названии компании. Заметим: мы - некоммерческая организация. Полное название компании - АНО «Центр развития киноиндустрии «Киностудия имени Кира Булычева». В этом названии отражены три главных смысла компании. Первое: мы социально-ориентированная некоммерческая организация. Второе отражает одну из наших главных целей - развитие киноиндустрии в России. И третье - это Кир Булычев как человек, который не портил будущее и создавал вдохновляющие образы, отвечающие всем наиболее востребованным сегодня нравственным и ценностным запросам общества.
- Киновселенная определяется не только персонажами и местами их действия, но и связанными сюжетами. Их будет связывать персонаж Никиты Тарасова, сотрудника института времени?
- Теодор, которого играет Никита Тарасов - один из ключевых персонажей восьмитомника «Река Хронос», экранизацией которого мы сейчас занимаемся. Сам Булычев считал эту сагу своей главной работой, которую он хотел оставить человечеству.
- Как вы себе представляете объединение вашей киновселенной с той, что создается компанией «Водород»? У них акцент на зрелищность, экшн, у вас - на драматургию.
- Да, в одном интервью мне задали провокационный вопрос, готовы ли мы объединяться с другой киновселенной по книгам Кира Булычева. Я ответил утвердительно, потому что представляю такое объединение в детальной проработке образа будущего, которое должно быть одинаковым у всех и максимально точно соответствовать видению автора. Герои и сюжеты при этом вовсе не обязательно должны пересекаться!
Если мы в своих будущих картинах хотим перенести действие на 50, на 100 лет - значит, мы должны тесно работать с Росатомом, с Роскосмосом, с футурологами, изучить все инновационные стартапы, и мы уже ведем такую работу. Мы не пытаемся создать образ будущего, а, скорее, хотим его предугадать на основе имеющихся сегодня тенденций, технологий и научных теорий.
- Правильно ли я понимаю, что создаваемая вами вселенная Кира Булычева будет включать и полнометражные картины, и короткометражные, и сериалы, и, возможно, даже анимационные фильмы?
- И даже видеоигры! Мы работаем в разных направлениях: например, один из разрабатываемых нами циклов называется «Белое зеркало» в противоположность популярному сериалу «Черное зеркало». Главная мысль этого цикла заключается не в том, что технологии нас поработят, а в том, насколько они могут быть полезны.
Одна из основ будущего - это дети. Мы часто цитируем нашего коллегу Михаила Федоренко: «Уберите из будущего слово «дети» - и оно становится бессмысленным». А у современных детей школьного возраста, к сожалению, мало положительных героев, носителей правильных идей. Когда-то позитивное мышление советским школьникам прививали такие книги, как «Тимур и его команда» или трилогия «Кортик», а сегодня наши дети растут на произведениях западной, преимущественно совершенно деструктивной массовой культуры.
На сегодняшний день у нас с Дмитрием Белосоховым сложился, как нам кажется, вполне правдоподобный и реалистичный паззл: мы научились снимать в Артеке вместе с детьми в рамках масштабируемой программы «Ты-кадр» порядка 15-20 фильмов детско-юношеской тематики в год, и один из них - «Красные ленты» - даже попал в кинопрокат.
Кроме того, появилась онлайн-платформа Киносферум.рф - инструмент, доступный каждому школьнику абсолютно бесплатно. Сегодня платформа подключается к системе электронной школы, что в ближайшем будущем позволит нам напрямую общаться с 17 миллионами российских школьников.
В будущем году мы планируем запустить еще несколько образовательных центров, в которых дети будут не только учиться, но и постигать кинопроизводство на практике. К этой программе мы привлекаем и ВГИК, и ГИТР, причем не только студентов, но и мэтров: например, нам помогает Алла Ильинична Сурикова.
Киновселенную «Хронос» мы рассматриваем в качестве прекрасной среды для создания национальных героев, раскрытия перспектив и образа будущего. Ключевой аспект будущего - это человек, это мы с вами, только завтра - вопрос в том, лучше или хуже. Мы с Дмитрием пытаемся ответить на вопрос, насколько мы будем лучше, и что для этого нужно сделать.
- Нам, как кинематографическому изданию, интересен в первую очередь полный метр. Сколько полнометражных картин сейчас в работе?
- Сейчас в работе у нас четыре полнометражные истории, и еще шесть - в стадии сценария. Четыре истории, которые уже вышли на экраны - три из них объединены в полнометражный фильм «Хронос» и четвертая, «Мама», которая только что стартовала - мы рассматриваем как дебютные работы. Они сделаны хорошо, с правильным посылом и самыми добрыми намерениями, но по ним невозможно судить о прокатной привлекательности наших будущих картин.
- Вы хотите сказать, что, когда вы выйдете на «поточное» производство, коммерческая ценность ваших будущих фильмов будет повышаться?
- Конечно! Востребованность первой нашей картины показала, что мы на правильном пути, вторым фильмом мы еще больше укрепились как кинематографисты. Сейчас мы готовы разговаривать с самыми известными режиссерами для того, чтобы поднять наши проекты на новую высоту. Единственное, что мы надеемся оставить неизменным - это новые лица: мы не перестанем искать новых талантливых молодых актеров.
- Вы упомянули, что ваша компания - некоммерческая организация. Как финансируется ваше производство?
- Все, что мы зарабатываем в кинопрокате, от продажи цифровых или международных прав, мы немедленно реинвестируем в производство. Кроме того, у нас появляются мощные партнеры - такие, как, например, крупный ритейлер X5Group, а с государством мы создаем «школьную киноиндустрию».
- Буквально сегодня я в одном магазине слышал приглашение прийти в кино на фильм «Мама». Однако продакт-плейсмента в ваших двух фильмах я не разглядел. В чем заключается выгода X5 от сотрудничества с вами?
- Да, продакт-плейсмента в наших картинах нет. X5 отличается высокой социальной ответственностью, через более чем 24 тысячи магазинов сети за неделю проходит практически все население страны, и на наше предложение о сотрудничестве они отреагировали очень позитивно и адекватно. Мы подписали с ними соглашение о развитии общества и формировании модели будущего, и они готовы нам помогать, в том числе и с продвижением на их рекламных площадках в аудиовизуальной сфере. Конечно, мы не будем приглашать посетителей магазинов на фильмы ужасов, потому что мы не снимаем ужасов! Но если мы создаем кино с положительной повесткой и продуманным позитивным посылом - у нас появляются сильные партнеры, разделяющие наш ответственный подход. У них тоже есть дети, они тоже понимают свою ответственность, и когда мы говорим о вкладе в будущее, это нас объединяет. Все понимают проблему. Те положительные герои, на которых воспитывалось наше поколение, сегодняшним детям неинтересны - у них свои герои, и далеко не все положительные. Какими они вырастут?
Мы с Дмитрием Белосоховым для себя решили, что должны потратить десять лет жизни, чтобы что-то изменить в лучшую сторону, разрабатывая и системно продвигая образ современного положительного героя, способного увлечь наших детей.
- Вы специально дожидались конца ноября, чтобы сделать премьеру фильма «Мама» в День матери?
- Да, фильм был готов, и мы специально дожидались Дня матери в Год семьи. Мы понимаем, что это не самое подходящее время для выхода в прокат, но рассчитываем посредством кропотливой и упорной работы с кинотеатрами добиваться того, чтобы нашу картину показали все кинотеатры в стране, и не в утренние сеансы: для этого времени мы готовы предложить школьное кино.
- Объясните выбор режиссера. Почему вы пригласили актера Дмитрия Ендальцева, для которого «Мама» стала режиссерским дебютом?
- После съемок в фильме «Поломка на линии», вошедшем в «Хронос», Дмитрий настолько проникся творчеством Булычева и нашим проектом, что сам попросил нас доверить ему снять одну из историй, бывших в тот момент у нас в разработке. Видя, как горят его глаза, мы ему поверили и доверили режиссерское кресло - у него получился прекрасный результат.
- Надо понимать, что проект «Другая поляна» в фильмографии Ендальцева - это рабочее название «Мамы»?
- Совершенно верно. Мы начинали этот проект с названием «Другая поляна» по одноименному рассказу Булычева, но в итоге проект вобрал в себя три произведения писателя (к «Другой поляне» добавились часть цикла «Река Хронос» и «Показания Оли Н.») и получил название «Мама», став новым элементом нашей киновселенной. Кстати, в «Маме» заложены отсылки к четырем другим историям.
- Где снималась альтернативная Москва - в павильоне или на натуре?
- Большинство сцен мы снимали на натуре, использовав 36 локаций в Москве и Подмосковье. Но почти в каждой сцене приходилось довольно много «дорисовывать» графикой на постпродакшене.
- Проводились ли фокус-группы и как они повлияли на сценарий «Мамы»?
- Собственно, так и родилось название «Мама». Мы проводили показы «Другой поляны» для фокус-групп, после этих показов принимали решение о дополнительных съемках и, в конце концов, изменили название. Нас смущала незавершенность истории «Другой поляны», мы не понимали, как она изменит мир к лучшему, но когда проект трансформировался в «Маму» - все сложилось.
- Вы покупали для открывающей сцены права на мелодию Геннадия Гладкова из мультфильма «Падал прошлогодний снег»?
- Да, мы приобрели у Геннадия Гладкова права на использование этой мелодии. Кстати, он был у нас на премьере и после фильма поехал к своей маме.
- Сама открывающая сцена не имеет отношения к событиям, происходящим в картине. Это «закладка» на будущее?
- Именно так. Эта сцена отсылает зрителя к другой истории, которая пока не вышла. Если внимательно смотреть «Хронос» и «Маму», можно отметить довольно много пересечений - к примеру, деревянный самолет у Никиты дома мы видим в новелле «Шум за стеной».
Вообще один из ключевых элементов маркетинга нашей вселенной будет строиться на загадках Хроноса, которые мы вскоре начнем выпускать отдельным циклом блогерских передач.
- Почему вы решили самостоятельно взяться за прокат?
- Мы будем выходить на платформах, на телевидении, на всех возможных каналах. Но при этом ни в коем случае не обходить кинотеатры - и именно поэтому создали собственную прокатную компанию. В сентябре мы посетили Контент Форум в Санкт-Петербурге и посмотрели, как работают крупные прокатные компании. Структура портфеля каждого крупного дистрибьютора предполагает, что компании не будут заниматься прокатом более двух недель, так как их портфели переполнены фильмами. Кроме того, мы не всегда понимаем эффективность принятых у прокатчиков маркетинговых инструментов, а они, в свою очередь, могут не понимать, как работать с нашим материалом. В нашей киновселенной запланированы еще 52 картины, а также от трех релизов школьных фильмов в год - логично стать прокатчиком.
- Какими средствами вы планируете продвигать свою картину для долгого проката?
- В данный момент мы выстраиваем особые отношения с кинотеатрами, предлагая им 70% от сборов. Мы будем прокатываться в кино так долго, насколько это вообще возможно, откладывая цифровые релизы. Повторюсь - мы некоммерческая организация, наша цель - не извлечение прибыли, а донесение тех смыслов, которые мы закладываем в наши картины, до целевой аудитории. Поэтому мы будем продолжать работать с кинотеатрами, чтобы каждый кинозал в стране показал наше кино в правильное время, а зритель знал, что этот фильм можно посмотреть на большом экране по Пушкинской карте. В этом нам помогают наши прямые партнеры - VK, X5, Национальные проекты, министерство просвещения и так далее, на сегодня у нас их более двадцати. Мы выстраиваем абсолютно новые маркетинговые инструменты, работаем с блогерами и соцсетями, придумываем новые инструменты поддержки кинотеатров.
Кстати, наша прокатная компания планирует выпускать не только фильмы из киновселенной Кира Булычева: мы рассчитываем прокатывать и просто хорошее детское кино.
- Но как убедить кинотеатр, что он должен взять в прокат даже очень хороший, добрый и правильный фильм, если он не имеет зрелищной составляющей? Люди с последнее время ходят в кино преимущественно на аттракционы.
- Мы с партнерами считаем, что сегодня на экранах уже гораздо больше фильмов, созданных с положительным социальным эффектом - это правильный тренд, развивающий наш кинематограф. Нам нужно быть не подражателями, а создателями великого российского кино, востребованного во всем мире.
С самого начала мы продумали свою концепцию: это положительное намерение с продуманным сценарием, с пониманием пользы, которую приносит наш контент. Сейчас в обиход вошел такой термин, как импакт-контент, то есть контент, который делает мир лучше.
Да, этот контент не всегда зрелищный, но сделать его зрелищным - задача режиссера. Мы - продюсеры, мы можем рассмотреть все возможные варианты реализации: сделать анимационное или черно-белое кино, вертикальное или вообще вверх ногами.
- Согласно данным ЕАИС, фильм стартовал в 16 кинотеатрах. Их число будет расти? Насколько широко вы планируете расписать картину?
- Вы же слышали рекламу в магазине. Сегодня фильм рекламируется в 24 тысячах магазинов по всей стране. Кинотеатры, которые не взяли наш фильм, могут оказаться в неловком положении, когда зритель придет и спросит, почему этого фильма нет в расписании. И мы говорим, что реклама будет длиться полгода, мы будем подогревать интерес к картине, обсуждать ее на разных уровнях, ездить по стране с показами, и параллельно создавать новые фильмы. Мы хотим, чтобы кинотеатры приняли: мы - не разовый проект, на нас можно и нужно делать ставку.
- Будем надеяться, что кинотеатры сделают выводы, прочитав наше интервью. Когда будет готова следующая история и с какой частотой вы рассчитываете выпускать свои фильмы в прокат?
- Как раз сегодня я еду на встречу, где будут приниматься стратегические решения по финансированию большего количества проектов в 2025 году. Мы усиленно работаем над созданием медиалаборатории искусственного интеллекта, которая позволит нам производить свой контент гораздо быстрее. Фильм «Мама» довольно сильно задержался из-за того, что мы не представляли себе, какой объем графики нам придется обработать - и это отразилось и на сроках, и на бюджете. Сейчас мы, как центр развития киноиндустрии, решаем вопросы сокращения стоимости и временных затрат на производство. По мере их решения мы будем корректировать свои планы, и ближайшие проекты вы увидите в конце 2025 года.
Кто: Эльбор Чернов