Мы критически обесценили саму услугу кинопоказа
После АВКШоу-2024 прошло три месяца. Реализацию некоторых поставленных на конференции задач комментирует председатель Совета ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков.
Корр.: Сборы кинопроката последние полгода падают: если в марте бокс-офис РФ и СНГ превышал прошлогодний показатель более чем на 20%, то сейчас разница уже около 10% и продолжает снижаться. Что происходит с легальным кинопрокатом?
Алексей Воронков: Все мы понимали, что в связи с отсутствием больших кинопроектов лето по оборотам кинопоказа будет слабое. Тем не менее, стоит отметить, что ряд кинокомпаний - и, в особенности, наверное, «Атмосфера Кино» - поставили на лето заметную часть своих релизов. А сами кинотеатры предоставили для российского кино хорошую роспись, даже если и не были до конца уверены в потенциале фильма. Несмотря на недостаточные сборы летнего сезона, отрадно осознавать, что дистрибьюторы тоже понимают проблему «рваной росписи фильмов» и нашу общую задачу возвращения привычки кинохождения и наполнения релизами летних месяцев. Не уверен, пойдут ли в 2025 году прокатчики на такой же риск, как и в этом году, но уже за этот шаг дистрибьюторам, отважившимся на летние старты, хочется сказать большое человеческое спасибо. На АВКШоу мы как раз обсуждали с дистрибьюторами разграничение задач по удержанию потока зрителей: на них - фильмы и поток, на нас - сборы (цены) и поддержание кинотеатров в достойном состоянии. По заверениям производителей и Фонда кино, сезон этого года (осень/зима/весна) в плане российских проектов должен быть как минимум не хуже прошлого. Следовательно, предвосхищая ваш вопрос про «предсеансовое обслуживание», отвечу - как только сетка наполняется крупными российскими проектами, из нее автоматически вываливается и «предсеансовое обслуживание», и любой другой иностранный фильм, так как на сильную маркетинговую поддержку мы можем рассчитывать только при выходе действительно «большого русского кино». И помимо продвижения самого фильма, в эти периоды мы автоматом получаем и массированную популяризацию самих кинотеатров.
- Как часто дистрибьюторам приходится уговаривать кинотеатры взять свой фильм?
- Скажем честно: хорошее кино, у которого есть потенциал приличных сборов, любой кинотеатр берет и так. Обычно бывает, что кинотеатры пытаются уговорить дистрибьютора не навязывать излишнее количество сеансов одного фильма в день, да и эта история сейчас тоже сходит на нет. Могу сказать, что в подавляющем большинстве случаев букеры договариваются между собой, да и в АВК уже давно нет группы, которая занималась проблемами, связанными с «диктатом мейджоров». Если ваш партнер просит вас поставить фильм чуть большей росписью, и у вас с ним нормальные человеческие отношения, то сложно представить кинотеатр, который откажет в такой просьбе. А что касается стонов «нам приходиться уговаривать кинотеатры поставить наш фильм», то в основном они слышны, когда какой-то «псевдопроизводитель» взял деньги в ФК и снял, простите, «фильм», который абсолютно неинтересен зрителю. Чтобы сохранить лицо перед инвестором в лице государства, он, естественно, делает виноватым в своем творческом фиаско кинотеатр. Либо, что еще хуже, начинает считать нашего зрителя «откровенным дебилом», неспособным оценить настоящее искусство. Вывод: один раз понять и простить, и не давать денег на следующий проект.
- Что происходит с ценами? Недавно средняя цена кинобилета перевалила-таки за 400 рублей?
- Средняя цена билета, действительно, немного подросла после АВКШоу и разбора средневзвешенной экономической эффективности кинотеатра. Но пока говорить о том, что цена билета перевалила за точку безубыточности в 416 рублей, не приходится. В начале августа средний показатель чуть перепрыгнул отметку в 400 рублей, но через две недели отскочил обратно, на уровень в 360-370 рублей. Понимаем, что это крайне недооцененная история, но отсутствие большого потока кассовых фильмов и наличие в кинотеатрах достаточного количества «маркетологов»-самоучек в любом случае продержит цену еще какое-то время на отметке ниже 400 рублей. Увы, приходится констатировать, что за последние несколько лет, в том числе и с помощью общественных деятелей и ряда дистрибьюторских компаний, пропагандирующих кино за 100 рублей, а то и за один рубль, мы критически обесценили и саму услугу кинопоказа, и кинотеатры как таковые. Можно сколько угодно оправдывать это кризисами и агонией собственников, но математика останется математикой. Есть поток зрителей в 120-130 миллионов, есть себестоимость кинопоказа и есть минимально возможная цена билета.
- Удалось ли избавиться от ошибок в работе с программой «Пушкинская карта»?
- Это один из вопросов, решаемых Ассоциацией ежедневно. На протяжении всего времени, прошедшего после АВКШоу-24, мы собираем информацию об ошибках и выявляемых нарушениях по всей стране. Недавно у нас прошла очередная встреча рабочей группы по проблематике учета билетов программы «Пушкинская карта» с представителями Минкульта, Минцифры, платформы «ПРО.Культура», ПочтаБанка, Федерального проекта «Цифровая Культура», то есть всех субъектов программы. Могу сказать, что основная масса ошибок, регистрируемых сейчас в продаже кинобилетов по «Пушкинской карте», имеет чисто технический характер - причем есть моменты, которые должны быть решены на стороне операторов программы, а есть и те, которые должны решаться кинотеатрами. Внутри АВК мы уже начали модернизацию процессов обмена информацией, в течение месяца соберем результаты и на Контент Форуме в Санкт-Петербурге планируем провести большую публичную сессию по «Пушкинской карте», точнее, по вариантам быстрого решения вопросов с отчетностью.
Из сложностей могу, пожалуй, отметить такой момент. Если сегодня держатели ПК еще не повсеместно ходят в кинотеатры с документом, удостоверяющим личность, то боюсь, что к Новому Году сверка конкретного билета на входе в кинозал с паспортом гражданина станет повсеместной практикой.
- Сразу после АВКШоу вы говорили, что проблему с длительностью трейлеринга прокатчики поняли. Вопрос решен?
- Да, мы на АВКШоу обсуждали с дистрибьюторами длительность трейлеров, пришитых к фильму, и определились с цифрой в 6 минут. Несмотря на то, что в генеральные договоры эта цифра еще не внесена, стоит отметить, что за последние три месяца этот порог если и превышался, то весьма редко и не более, чем на одну-две минуты. Да, за это время не выходило крупных проектов, на которых дистрибьюторы обычно норовят разгонять длительность роликов до 15-20 минут, но пока есть уверенность, что подобная практика все же останется в прошлом. Мы со своей стороны понимаем, что и прокатчики могут находиться под давлением продюсеров, но эта проблема имеет простое решение: всегда есть вариант разделения обязательных роликов по залам кинотеатрах. Не влезли в 6 минут - разделите ролики между залами. Как минимум, это намного лучше, чем ситуация, когда кинотеатры вынуждены самостоятельно обрезать входящий трейлеринг.
- Будут ли в итоге использоваться сервисные сборы при продаже кинобилетов через цифровые сервисы? И как сервисный сбор может помочь в популяризации кинопоказа?
- Развитие технологий, в том числе технологий продаж и доведения информации до зрителя, не стоит на месте: хотим мы этого или не хотим, эту волну нам не остановить. К тому же мы пока только приближаемся к точке безубыточности средней цены, поэтому говорить сейчас о массированных вливаниях в рекламу со стороны кинотеатров не приходится. Она, увы, традиционно стоит не на первом месте в списке проблем кинопоказчика.
В этих условиях дополнительное продвижение кинохождения на любых ресурсах будет давать плюсы не только для самих кинотеатров, но и для отрасли кино в целом.
Ни один цифровой сервис - экосистема, агрегатор продажи билетов, мобильный банк, внутренние сервисы кассовых систем и прочее - естественно, не будет продвигать кино на альтруистических началах. Пару лет назад три крупнейшие дистрибьюторские компании выступили с предложением разрешить федеральным агрегаторам использовать систему сервисного сбора. Если говорить простыми словами: наблюдая, как федеральные агрегаторы продают билеты на концерты (в театры, цирки, ледовые арены) с сервисным сбором и видя объем рекламной поддержки этих мероприятий и удобство использования таких цифровых сервисов для зрителя, они подумали - а почему мы-то еще так не делаем? Кинотеатры в основной своей массе поддержали эту историю, и в течение последних двух лет тестировали этот процесс.
Основным партнером по продаже билетов в кино по стране у нас традиционно являлся и является сервис Афиша, и несмотря на то, что кино не является основным направлением деятельности этого сервиса, за последние годы он сделал действительно заметный скачок по продвижению именно кинохождения. Анализ продаж кинобилетов за эти два года подтверждает, что зритель, используя удобный для себя сервис, готов оплачивать дополнительный сбор. Естественно, у него всегда есть выбор - купить билет в удобном для себя цифровом сервисе, заплатив сервисный сбор (как правило, 5-10%), либо воспользоваться прямой покупкой в кинотеатре или на внутреннем цифровом ресурсе.
Что это несет для киноотрасли в целом? Представьте, что продажей билетов в кино, а самое главное - рекламой кино в кинотеатре будут заниматься Афиша, Яндекс, Т-банк, МТС, Сбербанк, федеральные и региональные телеграм-каналы (предоставляющие сейчас услуги по доставке билетов, еды и прочих необходимостей): мы получим массированный информационный поток и про кинотеатры, и про большое кино в целом. И чем он больше, тем лучше! За эти три месяца переговоров мы пришли к необходимости быстрого развития этого направления практически со всеми кинокомпаниями, за исключением пока одной. Остаются нерешенными вопросы еще с несколькими киносетями, но думаю, это тоже вопрос одного-двух месяцев.
Технологии взаимодействия с конечным потребителем сегодня изменились. Мы находимся в ситуации, когда можно сколько угодно хвалить кнопочный телефон Nokia, но пользоваться им сейчас - это уже анахронизм. Бороться с засильем цифровых экосистем с их рекламными бюджетами, превышающими годовые сборы всего кинопроката? Возможно, мы и увидим пару-тройку кинотеатров и дистрибьюторов, оставшихся в стороне от этих изменений, но это всего лишь малая погрешность больших сдвигов, и, надеюсь, очень непродолжительная.
- На АВКШоу Олег Березин говорил об Аудиовизуальных Комплексах и необходимости в принципе «пререпридумать» кинотеатр.
- Придумать и реализовать новую концепцию кинотеатра - дело небыстрое, но двигающееся, хоть и медленно. Да, мы стали превращаться в банальные «заведения по бытовому киновидеообслуживанию» - это факт, особенно если вспомнить последние четыре года кризиса. Сейчас назрел момент, когда пора начинать очередную революцию, в том числе и техническую. Причем это нельзя сделать силами одних только кинотеатров. Сейчас у нас есть уже возможность показывать 3D-контент, воспроизводить до 50 каналов звука, работать с форматами IMAX. Но, увы, российский кинопроизводитель пока не готов вкладываться в аттракционные форматы фильмов. И для нас это - одна из основных задач: как спровоцировать продюсера посмотреть на большое кино с позиции современных технологий. И здесь, естественно, мы двигаемся в стороны разделения кинотеатров на «кинотеатры впечатлений» и «кинотеатры бытового обслуживания населения». Уверен, что в ближайшие несколько лет мы начнем замечать эту разницу, в том числе и в ценовом сегменте.
Да, ходят слухи, что уже разрабатывается программа дополнительной поддержки фильмов, выходящих в летнее время. Если это так, то можно будет переключаться на продвижение программы поддержки производителей, выпускающих аттракционные форматы, в том числе и для LED-киноэкранов.
- Так их же еще нет в России?
- По имеющейся у меня информации, они уже строятся. Думаю, в ближайший год мы увидим пару-тройку примеров. А потом уже можно ждать и лавинообразного потока - конечно же, когда цены поднимутся, и когда сетка до конца наполнится фильмами. Заметьте я говорю «когда», а не «если». Все это, несомненно, очень дорого- но, уверен, уже необратимо.
- А чего ждать в ближайшее время?
- Перехода программы «Пушкинская карта» в формат сервиса VK, Международного Контент Форума в Петербурге, начала осеннего сезона большого русского кино.Кто: Алексей Воронков