Мы научились работать в условиях полной неопределенности

Мы научились работать в условиях полной неопределенности Надежда Мотина
01.02.2021

С главой дистрибьюторской компании Capella Film Надеждой Мотиной мы обсудили непростую ситуацию, сложившуюся в кинопрокате в 2020 году, и особенности работы независимого прокатчика в новых условиях рынка.

Евгений Володин: Как компания пережила карантин? Удалось ли вам сохранить штат?

Надежда Мотина: Карантин мы пережили в полном составе и даже открыли две новые позиции, на которые нашли сотрудников в этом году.

- 2019 год был для компании Capella Film годом триумфа «Зеленой книги», компания вошла в Топ-10 отечественных дистрибьюторов. Планы на 2020-й были перечеркнуты пандемией. Как вы оцениваете уходящий год?

- Это был год пересмотра стратегий и поиска новых решений. Мы научились проводить премьеры онлайн, работать в условиях полной неопределенности, запустили отдельную линейку цифровых релизов, а мои отношения с режиссерами и продюсерами стали еще теснее. Я подготовила несколько совершенно новых проектов, о которых мы расскажем в 2021 году.

- С марта по начало декабря ваша компания выпустила 16 картин. Как вы оцениваете прокат большинства из них (исключая «Еще по одной», про нее поговорим дальше)? Какие фильмы оправдали ожидания, а какие разочаровали?

- С марта по декабрь мы показали в кинотеатрах более 32 лент (с апреля по июль активно предоставляли партнерам жемчужины нашего каталога). Если говорить про новинки, то достаточно быстро стало понятно, что после жесткого карантина молодежная аудитория готова активно ходить в кино, а взрослая, избирательная публика предпочитает оставаться дома. Поэтому «Гнездо» с Джудом Лоу собрало только 9 млн рублей. Зато режиссерский дебют Дэйва Франко «Кто не спрятался», снятый на стыке ужасов и триллера, заработал 20,5 млн рублей, сборы на Украине (более 2 млн гривен, или $70 тыс.) тоже впечатлили.

- Как вы считаете, насколько выше могли бы быть сборы, если бы не было коронавирусных ограничений?

- Я думаю, что вред от ограничений не такой уж большой, главное - это настроение публики. Люди боятся ходить в кино, предпочитают не участвовать в публичных мероприятиях и никуда не ездить. Чувствую это каждый раз, когда приглашаю гостей на премьеру. Каким-то релизам 2020 год пошел на пользу: например, мне кажется, что фильм «После. Глава 2» не достиг бы таких показателей, будь он выпущен в 2019-м, да и сборы «Довода» впечатляют без каких-либо поправок на ситуацию. Очень сильно пострадали релизы для аудитории «30+», их касса упала на 60-70%.

- Насколько за время, прошедшее с начала карантина, выросли доходы компании от выпуска ее проектов на онлайн-платформах?

- Итоги подводить рано, но я думаю, что по финансовым показателям 2020 год будет на 50% лучше 2018-го и только на 15% хуже 2019-го. Доходы от цифровых прав составят порядка 50%.

- Уже две голливудские студии заявили о пересмотре своего отношения к онлайн-платформам. Какая, на ваш взгляд, судьба ожидает кинотеатры в связи с этими изменениями?

- Кинотеатры остаются самым доступным видом досуга. И я очень надеюсь, что в 2021 году аудитория вернется в кино, тем более что есть предложения на любой вкус: варианты с дешевыми билетами, или показы в премиальных форматах и дорогие билеты в VIP-залы, или аренда зала целиком. Студиям будет очень тяжело вернуть практику длинного «окна», даже если они сильно этого захотят. Поэтому в кино люди будут ходить за событийным контентом (премьеры, обсуждения), за фильмами, которые нельзя пропустить, которые позволяют проживать коллективный опыт в кинозале, вдохновляют на дискуссии и споры. Да, по-прежнему будет востребован качественный контент, и наша способность убедить аудиторию посмотреть его именно в кино приобретает еще большее значение.

- Вы выпустили ленту «Еще по одной» в ноябре, и спустя месяц она получила четыре «европейских «Оскара». У фильма отменный «сарафан» и признание фестивалей и критиков. Вы рассчитываете на длинный прокат, как в случае с «Зеленой книгой»?

- Да, как я только получила информацию о проекте, то сразу подумала, что он глубоко русский и будет очень востребован в нашей стране. А режиссура Томаса Винтерберга и Мадс Миккельсен в главной роли только подтвердили мои ощущения. По состоянию на 21 декабря, лента собрала 91 млн рублей - и не собирается на этом останавливаться. Многие смотрят ее по нескольку раз, мемы из фильма ушли в народ и вдохновляют на творчество. Мне нравится картина «Охотники на привале» Василия Перова, куда вписаны персонажи ленты. Еще в сентябре я поспорила с коллегами, что работа Винтерберга получит премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Осталось дождаться церемонии.

- Какие уроки киноиндустрия должна извлечь из событий 2020 года?

- Нет ничего постоянного, кроме фразы «контент - это король». Помните, как Канны бойкотировали Netflix, а сетевые кинотеатры во время фестиваля в Торонто отказывались показывать его кино? А сейчас Netflix - бесспорный лидер и по аудитории, и по качеству продукции, с ним хотят работать лучшие режиссеры, сценаристы и актеры. Помните, как долго существовало четырехмесячное «окно»? За несколько месяцев 2020 года оно было практически уничтожено, и легендарная голливудская студия, не боясь исков от партнеров, будет выпускать фильмы одновременно на большом экране и в «цифре». Рост цифровых сервисов усилил борьбу за контент, и качественный материал традиционно находит теперь уже мировое признание. Российские сериалы вошли в топы Netflix и Amazon. Пришло время талантов.

А нам надо продолжать внимательно изучать потребителя, предугадывать его желания, готовить и показывать контент, который будет ему интересен. Чтобы не только «Непосредственно Каха» впечатлял аналитиков сборами. И не забывать, что сила в синергии. От кросс-промо все переходят к стратегическим альянсам, которые позволяют выйти на новый уровень. Количество игроков неизбежно сократится. И очень интересно наблюдать, как развиваются экосистемы Сбербанка и «Яндекса».

- Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах компании.

- На 2021 год у нас запланировано много интересных фильмов. В январе выходит триллер «Корпорация Ad Libitum» режиссера Полины Ольденбург. Мы очень редко берем российские ленты, но эта, без сомнения, заслуживает внимания. Она похожа на «Игру» с Майклом Дугласом. Очень интересный проект «Снега больше не будет», в котором Алек Утгофф (вы помните его по сериалу «Очень странные дела») играет массажиста с особыми способностями: своими руками он лечит не только тело, но и душу. Когда я посмотрела эту картину, то показалось, что ее снимали в Подмосковье, настолько знакомы пейзажи и интерьеры. Фильм выдвинут на премию «Оскар» от Польши, и у нас уже запланирована премьера в Первом зале кинотеатра «Октябрь» с Антоном Долиным.

«Черную» комедию с Мадсом Миккельсеном «Рыцари справедливости» мы выпускаем в феврале. Кажется, что уже пора вручить Мадсу звание «Заслуженный артист России». Пьет и танцует он точно, как русский. Триллер «Асоциальная сеть» про настоящего суперзлодея, бросившего вызов системе, с Джейсоном Кларком и Ником Робинсоном, выпускаем весной. Герой создал свой «Амазон» в мире даркнета, где преступники со всей планеты сбывали оружие, поддельные документы и наркотики. Многомиллионное состояние, возможность по щелчку организовать любую хакерскую атаку и вооружить небольшую страну - кажется, он был неуязвим. Но, как и всякий злодей, он встретил своего антагониста.

Яркий юмор и море позитива ждут зрителя в комедии с рабочим названием «Холоп по-французски». Это история семьи французского олигарха, чьи дети совсем отбились от рук. Отец притворяется, что его роскошную виллу захватили бандиты, состояние потеряно, а его отпрыскам придется делать то, чего они никогда не делали, - работать. Также у нас в пакете комедия «Мужчины на грани нервного срыва». Мы шутим, что ее можно выпускать в любом месяце года, но пока ждем даты мировой премьеры. Фантастический боевик «Последний день Земли» выйдет в мае. После 2020 года картины про конец света снова актуальны как никогда - вспомните сборы «Гренландии». Для семейной аудитории в нашем пакете - мультфильмы «Пчелка Майя-3» и «Даже мыши попадают в рай». Для любителей футбола есть байопик «Я - Златан». Он выйдет осенью.       

Кто:  Надежда Мотина

Возврат к списку