Мы обязаны беречь любовь к российскому кино

Мы обязаны беречь любовь к российскому кино Армен Ананикян
10.12.2024

О работе над новой картиной «Баба Яга спасает новый год», выходящей в прокат 26 декабря, рассказывает продюсер и режиссер Армен Ананикян.

Евгений Володин: Как вы оцениваете результаты проката фильма «Баба Яга спасает мир»? Вы рассчитывали или надеялись на такую сумму?

Армен Ананикян: Скажем так: сборы этой картины не стали для нас сюрпризом, ведь это - закономерный результат нашей работы. Хотя, конечно, было приятно получить в результате этой работы такой приличный бонус. Сегодня можно смело говорить о состоявшемся успешном проекте, в который, конечно, были заложены продюсерские и режиссерские «закладки», приведшие его к кассовому успеху.

Если разобрать картину «по полочкам», то в первую очередь надо упомянуть саму историю - очень простую, доступную и рассчитанную на детскую аудиторию. Далее - музыка, которая специально создавалась с элементами советских музыкальных произведений, хорошо знакомых взрослым зрителям. Я бы даже рискнул заявить, что музыка обеспечила половину успеха - вторую половину сделали история и визуальный ряд. Людям моего возраста эта музыка напоминает их детство и сказки, посмотренные в юном возрасте.

- Между выходом первого фильма про Бабу Ягу и новой картиной прошло чуть больше года. Эта история изначально задумывалась как кинофраншиза?

- Эта история изначально планировалась не просто как франшиза - мы рассчитывали создать целую вселенную русских народных сказок (которые, кстати, сейчас очень активно снимаются разными продюсерскими компаниями). При создании своей вселенной мы старались не трогать уже существующие истории из нашего детства, чтобы удивить зрителя чем-то новым, а не эксплуатировать всем известные сюжеты. Конечно же, персонажи, населяющие нашу вселенную, всем хорошо известны - но все они получили новые черты, а происходящие с ними истории придуманы заново.

- Баба Яга - самый узнаваемый персонаж русских сказок.

- Безусловно, но мы наделили ее новыми, непривычными чертами и характеристиками. Если в нашем детстве Баба Яга всегда была отрицательным персонажем, то в новой вселенной мы попробовали воспринимать ее несколько иначе. Попытавшись сохранить идентичность истории Бабы Яги, мы постарались открыть другую сторону этого персонажа: Яга оказалась женщиной человечной, с добрым сердцем, и во второй картине мы рассказываем историю ее происхождения. Причем надо заметить, что эта история основывается на русских народных сказках и былинах.

- Вы существенно изменили сценарий первого фильма. Почему вас и Юрия Ненева нет в числе сценаристов сиквела?

- Как продюсер и режиссер второй «Бабы Яги», я, конечно, участвовал и в написании сценария. Однако, поскольку на данном проекте работала моя сценарная группа под руководством моего креативного продюсера и моего главного редактора, я отдал все лавры авторства этим сценаристам, не упоминая себя в их списке.

Автора сценария первой «Яги» в списке сценаристов нет потому, что у нас несколько разные взгляды на истории. Мы были в материале, наглядно представляли себе ту вселенную, которую хотели создавать далее, и решили не привлекать автора, который видит эту вселенную как-то иначе. Кстати, в процессе работы над первой частью я как раз занимался адаптацией первоначальной версии сценария для того, чтобы история была ближе к зрителю.

- Кто решил, что режиссеров будет два?

- Мы всегда очень плотно взаимодействуем с Кареном Захаровым, и это было наше обоюдное решение - так же, как и в случае с «Артеком», продолжение которого мы также снимаем вдвоем, стараясь дополнять друг друга.

- В первом фильме действие происходило в двух мирах - реальном и сказочном. Этот прием повторится во второй картине, или действие будет смещено в сторону реального мира?

- Прием, конечно, повторится, но во второй части действие происходит преимущественно в сказочном мире и со сказочными персонажами. История спасения Нового года тесно связана с Дедом Морозом, а Дед Мороз - сказочный персонаж, и сюжет приводит нас в его мир - мир снежных чудес.

- Расскажите, пожалуйста, про музыку в фильме. Вы продолжили сотрудничество с композитором Игорем Бабаевым?

- Творческая команда практически не претерпела изменений от первого фильма ко второму, и композитором второй части так же стал Игорь Бабаев. Уверен, что и в третьей части нашей кинофраншизы Игорь останется неотделимой частью творческого коллектива.

- Как вы взаимодействуете с «Нашим кино»? Прокатчик участвует в производстве или концентрируется на задачах продвижения картины?

- Глава «Нашего кино» Максим Рогальский - наш давнишний партнер, очень порядочный продюсер. Команда «Нашего кино» - это коллектив отличных профессионалов, которые подходят к любому проекту, как к своему. Поэтому их плотное вовлечение в продвижение фильма дает ощутимые результаты. Как продюсер, я, конечно, имею четкое представление о стратегии продвижения своего материала, и мы с командой «Нашего кино» разрабатываем и реализуем маркетинговую компанию в тесном партнерстве.

Максим Рогальский очень вовлечен в этот проект, и не меньше, чем я, заинтересован в хорошем прокате. Мы выпускаем картину под Новый год очень широкой росписью и, несмотря на обилие блокбастеров, выходящих практически одновременно с нами, очень надеемся на то, что зритель, полюбивший первую «Ягу», обязательно пойдет и на вторую.

- Новая картина будет дороже первой? И какой фактор главным образом влияет на производственный бюджет?

- Да, вторая часть существенно дороже первой. Огромную часть бюджета забирает графика, а поскольку история разворачивается в волшебном мире, графики во втором фильме значительно больше. Поскольку снимали мы летом, нам пришлось полностью рисовать снежный мир Деда Мороза и Снежной Королевы, что, безусловно, отразилось на стоимости проекта, бюджет которого вырос в несколько раз. Но, как бы то ни было, я доволен результатом!

- На каком этапе находится работа над обещанным приквелом?

- Я уже говорил, что мы рассчитываем создать большую сказочную вселенную, и скажу даже, что в какой-то момент она пересечется с вселенной «Артека». Если говорить об этапах работы над приквелом - у нас готов первый драфт сценария. Все секреты раскрывать я, пожалуй, не буду, но могу сказать, что у нас параллельно разрабатывается несколько сценариев в рамках этой вселенной.

- Если можно, расскажите о сиквеле «Артека». 

- Конечно, можно! В целом мы сохраняем историю Артека, в котором происходит действие сиквела. В сюжете сохраняется и Дерево Желаний, хотя многие персонажи поменялись. У нас появились новые персонажи, потому что герои первого фильма выросли и перестали ездить в Артек.

Новые главные герои приезжают в лагерь, загадывают желание у Дерева Желаний и волшебным образом перемещаются в 1925 год - год основания Артека. Там они знакомятся с новыми персонажами, среди которых создатели Артека, но, наделав ошибок и не сумев выполнить миссию, вынуждают Дерево перенести их еще дальше - в 1812 год, когда еще не было ни Артека, ни Дерева Желаний. Попавшим в наполеоновские времена героям предстоит исправить ошибки, сделанные в 1812-м и в 1925-м годах, и найти способ вернуться в свое время.

- Как же они смогут вернуться, если Дерево Желаний еще не выросло?

- В этом и заключена главная интрига нашего проекта!

- Поделитесь, пожалуйста, планами Fresh Film. Будете и дальше снимать семейное кино или займетесь и другими жанрами?

- Мы никогда не упускаем из поля зрения другие жанры, и в нашем производственном графике присутствуют даже сериалы, однако семейное кино мы считаем для себя приоритетным. Безусловно, мы будем и дальше создавать в том числе и кино для взрослой аудитории, но семейные фильмы и семейные ценности останутся нашим «коньком».

К счастью для нашего зрителя, в последние годы многие наши коллеги-продюсеры повернули свой взгляд на семейную аудиторию. Заметьте, я говорю «к счастью»: чем больше будет выходить семейных проектов, сказок, чем больше рынок заполнится правильным кино, рассказывающим о вечных ценностях, тем лучше мы сможем воспитать подрастающее поколение.

К сожалению, сегодня между взрослыми и детьми произошел существенный разрыв: мы жили в одно время, тогда как сегодняшние дети живут в реалиях гаджетов и смартфонов. Между тем взаимоотношения родителей с детьми и фундамент ценностей меняться не должны. Мы считаем, что конфликта поколений всегда можно избежать, если взрослые смогут умело передавать свой опыт детям, а дети, в свою очередь, смогут обогащать взрослых новыми понятиями и навыками.

Если же говорить конкретно о планах кинокомпании Fresh Film - две наши франшизы, «Баба Яга» и «Артек», будут продолжаться и расширяться. Кроме того, в наших планах комедии для взрослых, но с фокусом на семейных ценностях и взаимоотношениях в семье.

Совсем недавно, осенью 2024 года, на Okko вышел наш комедийный сериал «Солнце, море, два ствола», получивший высокие рейтинги. Вообще сериалы занимают в нашей продуктовой линейке особое место - преимущественно это востребованные сегодня у взрослой аудитории психологические драмы. Вообще хочется снимать кино, которое чему-то учит зрителя.

- Что бы вы пожелали коллегам-продюсерам?

- В какой-то момент в российском кинематографе была упущена семейная аудитория. Если в Советском Союзе существовала целая индустрия кино для детей и их родителей, то в новой России мы были, пожалуй, одними из первых, кто пошел по этому пути и, повторюсь, я очень рад, что наши коллеги тоже обратили свои взоры на семейное кино. Очень хотелось бы, чтобы все снимающиеся сегодня проекты становились все лучше и лучше, чтобы семейная аудитория, поверившая в новое хорошее российское кино, от нас не отвернулась. Поэтому я призываю коллег работать над сценариями максимально тщательно и думать об аудитории, а не об объеме выпускаемого контента. Нельзя допустить, чтобы рынок наводнили однотипные поделки на сказочную тематику - проекты должны быть качественными и разнообразными.

У нас есть карт-бланш: зритель полюбил российское кино. И мы обязаны беречь эту любовь к российскому кино.                                            

Кто:  Армен Ананикян

Возврат к списку