Мы привыкли полагаться исключительно на себя
О подготовке к техническому сопровождению 100-го Кинорынка и о последних тенденциях индустрии кинопоказа рассказывает глава компании «Кинопроект» Александр Рубин.
Евгений Володин: «Кинопроект» - давний партнер Кинорынка, обеспечивающий техническое сопровождение этого авторитетнейшего форума российской киноиндустрии. Во время нашей предыдущей беседы летом 2015 года вы выражали надежду на то, что конференц-зал гостиницы «Жемчужина», плохо приспособленный для публичных показов, будет отремонтирован к юбилейному Кинорынку. Ваши надежды сбылись?
Александр Рубин: Надо сказать, что в течение нескольких последних лет общее состояние этого зала постепенно улучшалось, и к сегодняшнему дню в нем сделан косметический ремонт, установлены новые кресла и отремонтировано напольное покрытие. Однако во всем, что касается техники, мы привыкли полагаться исключительно на себя, поэтому всегда привозим в Сочи все необходимое - как и на другие Кинорынки. Поэтому наша работа по техническому сопровождению сочинского Кинорынка не зависит от того, насколько «Жемчужина» приспособлена к публичным показам.
- Какое оборудование будет использоваться в работе 100-го Кинорынка?
- Как и всегда в последние годы, на юбилейном Кинорынке будут использоваться цифровые проекционные системы компании Christie. Кроме того, мы привезем 3D-системы последнего поколения Volfoni Diamond и экраны Harkness Clarus 170. Что касается звука, то, вероятнее всего, мы будем использовать акустику PVC и, по возможности, систему Christie Vive Audio, которую успешно опробовали на прошлогоднем «Кинотавре».
- Почему в работе Кинорынков не используется система Dolby Atmos?
- Для успешной инсталляции этой системы необходимо, чтобы зал соответствовал определенным требованиям. Кроме того, она весьма дорога и сложна в установке, и мы не видим смысла в развертывании этой акустики ради нескольких показов.
- Планирует ли компания «Кинопроект» какие-либо специальные акции в честь юбилейного Кинорынка?
- Мы, как и все участники нашей индустрии, очень рады, что этим летом будем отмечать столь знаменательное событие. Безусловно, мы примем самое непосредственное участие во всех мероприятиях, посвященных празднованию этого юбилея, некоторые организуем сами, но раскрывать их подробности я бы пока не хотел.
- Когда вы начинаете подготовку к Московскому международному кинофестивалю? Пересекаются ли по времени работы, связанные с Кинорынком и ММКФ?
- Июнь - вообще весьма напряженный месяц в нашем графике, и, конечно же, мы с огромным вниманием и старанием относимся к подготовке каждого из этих мероприятий. Работы по техническому сопровождению ММКФ начаты уже давно и не будут прекращаться ни на минуту даже тогда, когда большая часть нашего коллектива будет находиться в Сочи. И Кинорынок с «Кинотавром», и Московский международный кинофестиваль - самые значимые события в российской киноиндустрии, мы очень горды тем, что имеем непосредственное отношение к ним, и, разумеется, будем и впредь делать все, чтобы наши кинофорумы проходили на высшем техническом уровне.
- Не так давно вы были на, пожалуй, главной международной индустриальной выставке CinemaCon в Лас-Вегасе. Что было особенно интересным и запомнилось лично вам?
- Чрезвычайно интересно наблюдать эволюцию лазерных источников света. В ближайшее время следует ожидать появления RGB-лазеров на массовом рынке - это весьма серьезный, качественный скачок в проекционных решениях, и я думаю, что новые лазерные технологии дадут новое дыхание премиальным форматам, особенно в больших залах с огромными экранами. Также интересно наблюдать за развитием звуковых систем последнего поколения, таких как Dolby Atmos, которую я бы назвал самой прогрессивной сегодня акустической системой для кинотеатров. Третий момент, на который я обращаю внимание, - это развитие систем кинопоказа с высоким динамическим разрешением (High Dynamic Range - HDR). Эта технология, на мой взгляд, - самая впечатляющая из всех современных новинок, которая в полной мере используется лишь в «кинотеатрах будущего» Dolby Vision. О значимости HDR в этом году очень много говорили на различных семинарах и конференциях, как на CinemaCon, так и на форуме NAB (Национальной ассоциации телерадиовещателей).
- Будет ли технология HDR в ближайшие годы использоваться в каких-нибудь других системах премиального кинопоказа или останется одной из составляющих Dolby Vision?
- При всем моем уважении к компании Dolby, она не является эксклюзивным владельцем прав на эту технологию, и вполне вероятно, что HDR вскоре начнут использовать другие производители и разработчики проекционных систем. С другой стороны, Dolby Vision представляет собой готовое решение, которое уже сегодня применяется в кинотеатрах и в котором с этой технологией может ознакомиться любой желающий.
- Прошлым летом вы прогнозировали активизацию спроса на лазерные проекционные системы в России уже к концу 2015 года. Оправдались ли ваши ожидания?
- За последний год активное развитие получила «промежуточная ступень» лазерных проекционных технологий, а именно - лазерно-фосфорные источники света. В силу своей невысокой стоимости такие источники в последнее время стремятся занять место ксеноновых ламп в существующих на рынке проекторах - как правило, в младших моделях линеек. Это вполне законченное технологическое решение, доступное как за рубежом, так и у нас, однако, к сожалению, темп внедрения лазерных технологий в кинопоказ оказался не таким высоким, как мы могли предполагать год назад. Во многом это связано не с технологическими или производственными ограничениями, а с вопросами законодательного характера. Лазерный луч при небрежной эксплуатации может нанести вред здоровью, поэтому все лазерные технологии подлежат лицензированию и сертификации в органах здравоохранения.
Второй момент, который влияет на скорость распространения лазерных проекционных технологий, - это их достаточно высокая стоимость. Не стоит забывать и об общей, не самой благоприятной сегодня ситуации в российской экономике - бизнесмены опасаются инвестировать значительные суммы в новейшие технологии без минимальных гарантий их окупаемости.
- На какой сфере своей деятельности в ближайшее время «Кинопроект» планирует делать особый акцент?
- Мы разработали и внедрили автоматическую систему контроля качества кинопоказа, интегрированную в систему управления кинотеатром (TMS - Theater Management System) и сетевой центр удаленного управления (NOC - Network Operation Center). Эта система, по моему мнению, способна увеличить приток зрителей в кинотеатры, поскольку недостаточное качество показа - это одна из главных причин, по которым зритель перестает посещать кинотеатр. К сожалению, практика показывает, что зачастую руководство кинотеатра не представляет себе, что же на самом деле происходит в кинозале во время сеанса, и лишь жалобы расстроенных посетителей на тот или иной недостаток могут подтолкнуть менеджеров к принятию решения об устранении неисправности, возникшей, возможно, весьма давно. Автоматический контроль качества кинопоказа сигнализирует о возникновении проблем в реальном времени, давая персоналу кинотеатра возможность оперативно вмешаться и исправить проблему самостоятельно либо посредством вызова нашего специалиста. Мы видим, что использование этой системы способно если не предотвращать множество проблем, возникающих в процессе эксплуатации кинотеатрального оборудования, то как минимум вовремя оповещать об их возникновении, и рассчитываем, что российские кинотеатры по заслугам оценят нашу инновацию, которой мы посвятили около года работы.
Кто: Александр Рубин