Мы уже не индустрия развлечений - мы индустрия положительных эмоций

Мы уже не индустрия развлечений - мы индустрия положительных эмоций Алексей Васясин
02.03.2021

С генеральным директором Объединенной сети «Синема Парк» и »Формула Кино» Алексеем Васясиным мы поговорили о том, какие уроки бизнес извлек из пандемии и чего сегодня индустрия ожидает от представителей власти.

Евгений Володин: Давайте попытаемся подвести итоги коронавирусного 2020 года. Как его пережила Объединенная сеть? Насколько сократился штат? Были ли потери среди площадок?

Алексей Васясин: За время карантина количество линейного персонала в кинотеатрах сети несколько убавилось. Это связано с тем, что в то время, пока кинотеатры были закрыты (и их сотрудники получали сокращенную зарплату), некоторые виды бизнеса продолжали функционировать. Как вы знаете, за время пандемии значительно выросли всевозможные онлайн-продажи, увеличилась потребность в операторах колл-центров, в курьерах и т.д. Поэтому некоторые работники предпочли уволиться с должностей, не требовавших высокой квалификации, чтобы устроиться на более высокооплачиваемую работу в другой сфере.

Что касается сотрудников среднего и высшего звена, то большинство из них нам удалось сохранить.

Говорить о каких-то глобальных итогах пандемии я считаю преждевременным. Но сегодня могу отметить, что за все это время мы не потеряли ни одного кинотеатра, кроме «Горизонта», закрытие которого было запланировано еще в 2019 году и никак не связано с коронавирусом и вводившимися ограничениями.

- Вы насовсем распрощались с этим кинотеатром или у зрителей все-таки есть надежда на то, что когда-нибудь он откроется вновь?

- У здания кинотеатра сменился собственник, и новые владельцы предложили нам вносить за аренду такую плату, при которой функционирование кинотеатра даже вне всяких ограничений было бы нерентабельным, поэтому мы вынуждены были расторгнуть арендное соглашение. Так что, боюсь, кинотеатра в этом здании больше никогда не будет.

Учитывая, что в конце 2020 года мы открыли один новый кинотеатр - «Кино Окко Щелковский» в новом ТРЦ «Щелковский», совмещенном с уникальным автовокзалом на крыше, общее число кинотеатров в нашей сети осталось неизменным - 77.

Если говорить в целом об индустрии кинопоказа, то я не исключаю закрытия ряда кинотеатров как результата пандемии. Это связано с тем, что некоторые арендодатели гонятся за сиюминутной прибылью и не желают слушать наших аргументов по вопросам корректировки арендной платы. Самые циничные из них прямо заявляют: «Вы открылись, кино показываете, значит, бизнес идет, так что платите обычную аренду, как всегда». Мы много общаемся с коллегами-конкурентами, и я знаю, что в некоторых сетях из-за такой позиции арендодателей отдельные кинотеатры были вынуждены закрыться.

Те же владельцы коммерческой недвижимости, которые понимают, что кинотеатр - это объект, генерирующий трафик в торговом центре, с пониманием относятся к нашим просьбам и идут нам навстречу. Поэтому число закрытых за время пандемии кинотеатров относительно невелико: по оценкам Ассоциации владельцев кинотеатров, с марта 2020 года в России закрылись 30-40 площадок, или примерно 250 кинозалов.

- За время вынужденного простоя у всех кинотеатров копились долги, потому что надо было платить зарплату, аренду, коммунальные и другие обязательные платежи при нулевых доходах. Буквально на днях Министерство культуры отчиталось о распределении среди примерно тысячи кинотеатров 2,1 млрд рублей господдержки. Получила ли ваша сеть свою долю из этой суммы и сколько примерно прямых расходов она позволила компенсировать?

- Да, наша сеть была среди тех, кто получил по этой программе господдержку. Если не говорить об упущенной выгоде, а учитывать только прямые расходы, то, думаю, нам удалось за счет этих средств компенсировать примерно 30-40% убытков за все время с начала пандемии.

- Расскажите, пожалуйста, о своем опыте организации автокинотеатров.

- Как крупная федеральная сеть, мы всегда за любые эксперименты, которые позволяют поддерживать и расширять бизнес. Автокинотеатры не исключение, и мы в качестве пилотного проекта открыли с нашим партнером такую площадку в Зеленограде. Особо хочется отметить высокое качество изображения, которое в этом кинотеатре транслировалось на LED-панелях.

Этот опыт, безусловно, был для нас весьма интересен, хотя кинотеатр получился не убыточным и не прибыльным. Среди факторов, которые повлияли на его низкую доходность, хочется выделить не слишком удачное местоположение (все-таки Зеленоград далек от центра Москвы) и недостаток качественного контента, способного привлечь зрителей.

- В чем, на ваш взгляд, индустрия кинопоказа сегодня нуждается наиболее остро?

- Я бы сказал, что она нуждается в смелых решениях. До недавнего времени Москва и ее правительство были образцом для подражания для всех остальных регионов страны - настолько правильно, слаженно и комплексно решались все вопросы, касающиеся ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой. Однако сегодня столичные власти напрасно, на мой взгляд, продолжают настаивать на введенных ранее ограничениях, в результате чего мы в выходные и в прайм-тайм недополучаем существенную часть прибыли, которая нам нужна для скорейшего восстановления. Между тем во многих других регионах ограничения сняты практически полностью, и кинопрокат там возвращается к привычной схеме работы.

- Насколько серьезно разница в сохраняющихся ограничениях в разных регионах сказывается на доходах киноплощадок?

- Если посмотреть статистику, то мы увидим, что хуже других регионов новогодние праздники отработал Петербург, в котором сохранялись достаточно строгие рестрикции в работе развлекательных заведений, предприятий общепита и т.д. Чуть лучше ситуация была в столице, где также сохранялись ограничения на заполнение кинозалов и работу ресторанов и кафе в вечернее время.

В большинстве же регионов (за исключением, пожалуй, Краснодарского края, где до сих пор заполняемость залов ограничена 30%) поток гостей в новогодние праздники был на достаточно высоком уровне, что косвенно подтверждают прекрасные кассовые сборы нескольких отечественных блокбастеров.

- Вы упомянули кинотеатр в «Щелковском». Насколько я помню, это первый кинотеатр, в котором должен был открыться зал премиального формата Dolby Cinema. Когда планируется его ввод в эксплуатацию?

- На сегодняшний день работы по оборудованию этого зала поставлены на паузу. Слишком сильны факторы неопределенности, в частности высокая волатильность российской валюты. Поскольку, как вы догадываетесь, оборудование премиального зала обходится в весьма приличную сумму в иностранной валюте, в нынешней ситуации мы не можем прогнозировать дальнейшего развития событий в стране в целом и на рынке кинопоказа в частности и вынуждены занять выжидательную позицию.

- Многие, в том числе и я, давно мечтали самолично оценить этот формат, который специалисты называют лучшим среди всего, что сегодня существует на рынке кинопоказа…

- Как я уже говорил, мы в Объединенной сети приветствуем любые эксперименты и новшества, которые позволяют повысить эффективность бизнес-модели и привлечь в наши кинотеатры дополнительных гостей. Мы подписали с Dolby Cinema контракт на оборудование нескольких залов, успели открыть зал формата ScreenX в «Европейском» и вообще стремимся максимально приблизить качество изображения и звука к первоначальному замыслу создателей фильмов. До 2020 года приоритетными направлениями развития сети были расширение контентной составляющей, увеличение доли новых продуктов и технологий и превращение контента в событие. Мы продолжаем развивать свою программу лояльности и наращивали число ее активных участников даже в период ограничений. Мы показывали и показываем массу альтернативного контента (например, матчи английской Премьер-лиги, топовые бои UFC, музыкальные концерты и многое другое), уделяем особое внимание числу залов IMAX и первыми внедряли новые продукты, такие как мобильное приложение с онлайн-продажей продукции кинобаров.

Развивая третье из перечисленных направлений, мы стремимся добиться индивидуального подхода к каждому нашему гостю, предлагая ему те продукты и впечатления, которые он предпочитает. Чтобы как-то выделяться в индустрии, предполагающей неэксклюзивность продукта (все кинотеатры показывают одни и те же блокбастеры), необходимо предоставлять зрителю нечто большее, чем просто просмотр кино на большом экране. Мы уже не индустрия развлечений - мы индустрия положительных эмоций.

В период пандемии стремительно выросла популярность онлайн-кинотеатров, и если мы хотим с ними конкурировать, то обязаны предложить зрителям нечто уникальное, чего они не смогут получить дома.

- До недавнего времени ваша сеть была аффилирована под общим брендом с крупным онлайн-кинотеатром и предлагала зрителям акции и программы, подразумевающие использование обоих видов досуга, например подписку на онлайн-кинотеатр при покупке билетов в обычный кинозал…

- После отделения от «Рамблера», в который входит онлайн-кинотеатр Окко, мы разделили подход к совместному бизнесу, хотя и по-прежнему с ними дружим. Я твердо убежден в том, что при умном отношении к делу традиционный кинотеатр и онлайн-платформа не конкуренты, а прекрасно дополняющие друг друга игроки в рамках одной индустрии.

- Какие из акций, проводившихся в вашей сети в прошлом году, вам особенно запомнились?

- Одна акция, которую мы проводили совместно с крупнейшей компанией - производителем спортивной одежды и обуви, в самом деле запомнилась особенно. В ходе акции наши зрители имели возможность выиграть новейшие кроссовки этой уважаемой фирмы, и программа действительно смогла привлечь в кинозалы сети дополнительных гостей. Однако мы довольно быстро вынуждены были прекратить акцию по просьбе наших партнеров, потому что у них попросту не хватило запасов этих кроссовок на складах - спрос превысил предварительные прогнозы!

Также хочется отметить упомянутые мною ранее показы матчей английской Премьер-лиги по футболу, которые собирают аншлаги. Не так давно мы заключили со студией «Союзмультфильм» соглашение о демонстрации отреставрированных и оцифрованных старых советских мультфильмов, на которых выросли и мы с вами, и эти показы тоже пользуются особенной популярностью среди наших гостей.

На ура проходят трансляции и даже записи концертов в наших кинотеатрах. Всегда очень радостно видеть залы, подпевающие артисту на экране (будь то Алла Пугачева, корейская поп-группа BTS или инстаграм-дива Клава Кока), или когда зрители устраивают флешмоб в фойе в честь любимой группы!

- Можно ли уже сегодня говорить о прогнозах дальнейшего развития сети?

- Прогнозы составляются на основе большого объема данных. В 2020 году мы столкнулись с тем, с чем мир в его новейшей истории еще не встречался, поэтому строить прогнозы нам пока не на чем.

Безусловно, Объединенная сеть, как и любой бизнес, планирует развиваться. У нас заключены договора на строительство новых кинотеатров, но реализация этих проектов зависит от общего экономического климата в стране и в индустрии. Поэтому в ближайшие месяцы мы намерены закончить начатое и провести плановую модернизацию. Надо открыть еще один зал в «Щелковском», завершить реконструкцию наших площадок на Можайке и в Сочи, провести реконструкцию кинотеатра в Теплом Стане в связи с изменением входной группы, и так далее. Реализация же уже подписанных контрактов и заключение новых сделок будут возможны тогда, когда у нас появится понимание дальнейших перспектив всей индустрии. Сегодня часто приходится слышать фразу о том, что жизнь уже никогда не будет прежней, и нам следует понять, что мы должны поменять, чтобы сохранить и приумножить свой бизнес.

Рубеж 2020-2021 годов дал нам возможность провести ряд экспериментов, на которые мы вряд ли решились бы в «допандемийной» жизни, - например, мы протестировали возможность ночной работы кинотеатров. Если официальные власти не позволяют нашим площадкам вместить всех желающих в течение дня, то почему бы не продолжить сеансы ночью, а для привлечения зрителей не снизить цены на ночные показы вдвое по сравнению с дневными?..

- Чего бы вы хотели пожелать всем участникам киноиндустрии?

- Некоторые сегодня говорят, что хотели бы вычеркнуть девять месяцев 2020 года из своей жизни. Я придерживаюсь иного мнения: это было время экспериментов, мы пытались делать что-то новое. Что-то из задуманного получилось, что-то нет, но и отрицательный опыт - это тоже опыт.

Очень хочется, как я уже сказал, увидеть более смелые подходы представителей власти к снятию введенных в прошлом году ограничений. Многие ответственные лица оказались не готовы к решительным действиям. Мы пытались цитировать им результаты исследований, проведенных в Германии и Италии, согласно которым не зафиксировано ни одного случая заражения коронавирусом в кинотеатрах (в странах, где проводились эти исследования), но некоторые чиновники продолжали настаивать на введенных ограничениях из соображений «как бы чего не вышло». В отдельных случаях губернатор перенаправлял нас в региональный Роспотребнадзор, те отсылали в прокуратуру, а прокуратура заявляла, что принятие решений - это прерогатива губернатора. За время пандемии я написал столько обращений во всевозможные региональные инстанции, сколько не писал, наверное, за всю свою жизнь! Поэтому хотелось бы пожелать тем, кто принимает решения, прислушиваться к представителям бизнеса и науки и не бояться брать на себя ответственность за снятие ограничений, безусловно, с соблюдением неизбыточных мер.                                      

Кто:  Алексей Васясин

Возврат к списку