Мы все, как одна большая семья
Летом 2021 года на фестивале «Окно в Европу» мы поговорили с режиссером фильма «Вертолет» Михаилом Лукачевским, сценаристом Иннокентием Васильевым и исполнителем главной роли Гаврилом Менкяровым.
По сюжету фильма молодая семья с грудным ребенком навещает пожилых родителей, живущих в труднодоступном северном поселке. Внезапно их ребенок заболевает. В поселке нет необходимых лекарств, телефонную линию оборвало, а дороги размыло из-за весеннего половодья. Молодой отец Ваня решается самостоятельно добраться до райцентра, чтобы вызвать в поселок вертолет, но путь предстоит долгий и опасный.
Корр.: Гаврил, вы впервые посмотрели фильм на большом экране, какие эмоции вы испытали при этом?
Гаврил Менкяров: Мне было жалко себя, не героя Ваню, а именно себя. При просмотре картины на большом экране настоящим шоком стали воспоминания о том, как проходили съемки. Основная часть истории снималась шесть лет назад. Я снова окунулся в атмосферу съемок, нахлынули образы. Но в то время, в момент съемочного процесса я этого вообще не замечал, потому что был в каком-то трансе. Я был не я, я был Ваней, моим героем. В процессе работы над картиной не было ни возможности, ни времени себя жалеть.
- Расскажите, пожалуйста, о работе с животными на площадке.
Михаил Лукачевский: В этом фильме почему-то все получилось само собой. Например, мы вообще не планировали снимать ворона. Но мой племянник, работавший на площадке, нашел в социальных сетях объявление - семья предлагала для участия в киносъемках ворона. Мы решили его использовать, привезли на площадку, и в итоге он прекрасно вписался в сюжет, как будто это так и должно было быть. Кошка, которая появляется в кадре, тоже не была запланирована. В доме рядом с местом съемок жила кошка, она просто пришла на площадку посмотреть, что у нас там происходит - и так и осталась, став частью семьи главных героев. Животные и природа как будто помогали нам. Все получалось само собой, ничего специально не делали. Эти горы, эти облака, эта река – все наше окружение стало частью картины само собой. Я в это верю, такое бывает. Обычно я, как режиссер, когда начинаю работать на проекте, пытаюсь находить что-то самое главное, что близко моему сердцу. Во время съемок «Вертолета» мы с оператором фильма Семёном Аманатовым пошли играть в лотерею - и выиграли самые главные призы. Такое бывает, когда ты находишься в творческом процессе. Открывается какая-то аура, и тебе всегда везет. Это странно и необъяснимо, но я это постоянно наблюдаю.
- Расскажите, как снималась самая страшная сцена фильма – когда герой тонет вместе с лошадью в холодной, быстрой реке.
Михаил Лукачевский: Мы шли после показа фильма и вспоминали, как мы вытащили Гаврила из воды.
Гаврил Менкяров: У меня отказали ноги.
Михаил Лукачевский: Вылили водку, спирт, все, что было, массаж ног делали.
Гаврил Менкяров: Там же не только этот кадр был. Там были крупные планы, в которых мой герой пытается удержать коня. Сняли дубль, но произошли какие-то технические неполадки. И мне говорят – «Вылезай, мы сейчас все отрегулируем и продолжим», а я стою и понимаю, что ноги меня не слушаются. Я падаю, поднимаюсь и говорю: «Ребята, у меня ноги не слушаются». Меня потащили в машину, массаж ног делали. В общем, на съемках были довольно суровые условия.
- Давайте поговорим про неоднозначный финал. Судя по реакции зрителей, все его поняли по-своему.
Иннокентий Васильев: Я писал в первоначальном сценарии, что вертолет не прилетает и главный герой умирает. Но съемочная группа и актеры наотрез отказались снимать такой финал. Народ подобрался суеверный, и потом я тоже понял, что так нельзя. После этого было много других вариантов финала, мы его меняли как минимум трижды. Переснимали, смотрели на историю с разных сторон, переписывали и предлагали все возможные варианты. Но по итогу оставили формат многоточия. Чтобы зрители сами могли придумать любой финал, какой угодно. Таким было решение режиссера. Мы весь фильм следим за решениями и действиями главного героя, конечно, хочется, чтобы у него все получилось, и все, на что он пошел, было не зря.
Гаврил Менкяров: В моем воображении в финале ребенок не должен умереть, и мой герой сделает для этого все. Ради этого он даже сам может умереть. Дело даже не в суевериях, ведь ребенок - еще и образ будущего. Если он умрет, это будет слишком жестко. Ведь тогда вообще не будет никакого будущего.
Михаил Лукачевский: Наше кино - про стойкость и характер героев. Они двигаются вперед, несмотря ни на что, и сложно представить, что герой в итоге не добьется поставленных целей.
- Поделитесь, пожалуйста, с читателями планами на будущее.
Гаврил Менкяров: Я служу в театре национального эпоса «Олонхо». А во время отпуска летом я работаю в кинопроектах. Сейчас снимаюсь в якутской версии «Ромео и Джульетты».
Михаил Лукачевский: Меня тоже ждут на съемках, они сейчас идут полным ходом. Я прилечу обратно - и сразу на площадку. Мы решили снять добрый, жизнеутверждающий фильм для всей семьи. Про мальчика, который, увидев танец стерхов, начал ходить. Это история отношений отца и сына, сюжет разворачивается в 50-60-е годы, в советское время. Должно получиться стилизованное, красивое кино.
Иннокентий Васильев: Я новый человек в этой сфере. Очень рад, что попал на фестиваль и с новой стороны посмотрел на себя. Теперь мне надо все это переварить внутри себя, поэтому я пока решил отойти от кинодел, а дальше уже посмотрим. Мне очень интересно заниматься кино, мы в течение шести лет работали над «Вертолетом», и я дал себе слово, что достойно все доделаю и больше не вернусь к этому. Приехав в Выборг, я стал наблюдать за мастерами своего дела - как они ходят, разговаривают, смотрят кино, как относятся к себе и своему творчеству и другим фильмам. Это большая семья, и мне очень захотелось стать частью нее.
Михаил Лукачевский: Я буквально три дня назад спросил у Иннокентия: «Будешь дальше работать, писать сценарий для нового фильма?», но он наотрез отказывался. А после показа «Вертолета» вдруг оживился и сказал, что уже хочет что-то написать и думает продолжить работать в этом направлении.
Кто: Гаврил Менкяров, Михаил Лукачевский и Иннокентий Васильев