Мы выпустим только лучшее кино
Директор по развитию компании Russian World Vision Ксения Елкина рассказала нам, как компания пережила карантин и с какими проектами возвращается в кинопрокат.
Евгений Володин: Как ваша компания пережила карантин?
Ксения Елкина: Буквально за пару недель до начала пандемии компанию покинули несколько сотрудников, и мы планировали найти на их позиции новых людей, но эпидемия и введенный режим самоизоляции внесли свои коррективы - никого искать не пришлось, но и сокращать тоже. Мы поддержали наших сотрудников финансово и не оставили без денег во время карантина. Было очень непросто, но летом все немного ожило, взбодрилось, и работы стало так много, что мы с трудом справлялись со своими задачами в урезанном еще до карантина составе. Но мы перераспределили функции между людьми и поняли, что наша небольшая команда может при необходимости делать ВСЕ и ОЧЕНЬ ХОРОШО. Нагрузка была огромная, но, несмотря ни на что, до сих пор справляемся, а с января вновь планируем расширяться.
- Как бы вы оценили 2020 год с точки зрения кинопрокатного бизнеса?
- Для кинотеатров этот год - катастрофа. Почти для всех российских продюсеров, рискнувших выпустить свои фильмы с августа по сегодняшний день, - тоже: из 63 российских картин, вышедших с сентября по декабрь, только одна стала по-настоящему коммерчески успешным хитом, который удивил весь рынок. Для кинопрокатчиков - по-разному: мейджоры по понятным причинам недобрали, а для многих независимых компаний все же, я считаю, период конца лета и всей осени был определенным «сенокосом».
- Действительно, многие независимые прокатчики использовали скудость репертуара в посткарантинные времена для продвижения своих проектов. Почему RWV не выпускала своих фильмов в течение девяти месяцев?
- На 2020 год у нас был запланирован достаточно плотный график релизов, но многие наши картины с начала пандемии стали выходить в мире на VOD, и мы тоже вынуждены были выпустить их в онлайне из-за предварительных договоренностей с площадками. Несколько хороших релизов ушли на следующий год. Лето и осень мы посвятили закупкам прокатных новинок на 2021-2022 годы, свежих фильмов для онлайн-сервисов (именно закупки для онлайна помогли нам выжить в пандемию), а также собирали большую библиотеку классики кинематографа. Нам удалось приобрести более 150 лент, в числе которых лучшие работы Трюффо, Годара, Вендерса, Альмодовара, Аньес Варда, Ромера, Шаброля, Ассайаса и других интересных киноинтеллектуалам режиссеров; часть картин мы также будем выпускать в ограниченный ретропрокат в следующем году.
Да, я немного жалею, что мы не рискнули выпустить «Вивариум» в театральный прокат в конце августа (позже, увы, не могли), но, объективно рассуждая, контент, с которым мы как прокатчики привыкли и любим работать, после окончания карантина стал абсолютным аутсайдером, и у нас в офисе ходила шутка, что умные люди сейчас в кино не ходят, а сидят дома.
- Почему в итоге было принято решение о выпуске «Глубокого погружения»? Почему вы решили возобновлять прокат именно этой картиной и в это время?
- Отвечая на предыдущий вопрос, я отметила, что наш график релизов в 2020 году состоял в основном из фестивального контента, который не был востребован зрителями осенью. И именно поэтому мы все же решили выпустить скандинавский экшен «Глубокое погружение», фильм, который выбивался из нашего каталога новинок, размывая фокус кинопрокатной стратегии RWV. Но в случае с этой картиной мы подстроились под время и запросы зрителя. «Глубокое погружение» - очень понятное, жанровое кино, фильм-развлечение, мейнстрим, мы не прогадали с выпуском. Да, в разрезе общей статистики сборы оказались не очень большими. Но надо знать всю математику нашей индустрии, чтобы понимать эффективность выпуска ленты в прокат. Мы довольны, и судя по продлениям на вторую неделю проката (да, мы ставили эту картину в основном на одну неделю), кинотеатры тоже. Хочу отметить сборы в Казахстане. Их доля в общем бокс-офисе в 6,5 раза выше, чем обычно! Теперь мы знаем, какое кино покупать специально для наших партнеров в Казахстане (смеется).
На следующий год у нас куплено 20 новых фильмов, не все из них, наверное, дойдут до кинотеатров, но мы выпустим только лучшее кино и учтем современные тенденции зрительских предпочтений.
- Дистрибьюторское подразделение RWV владеет правами на все каналы дистрибьюции фильмов. Выпускали ли вы что-нибудь на онлайн-платформах?
- Мы выпустили несколько картин и несколько режиссерских подборок. Самые громкие наши новинки - «Вивариум» и «Сибирь» режиссера Абеля Феррары, которого нам посчастливилось привезти во время карантина в Москву и Санкт-Петербург. Нам удалось сделать несколько премьерных показов в кинотеатрах с его участием.
- Как вы относитесь к недавнему решению студии Warner Rros.о выпуске всех своих новинок в 2021 году одновременно в кино и на онлайн-платформе HBO Max?
- Это смелое студийное решение, я думаю, они экспериментируют с форматами работы, пока есть возможность, пока не закончилось шествие коронавируса по миру. Посмотрим, как изменится ситуация к 2022 году, но в любом случае российский опыт работы с ремейком «Мулан» и даже сиквелом «Троллей» подсказывает нам, что на нашем рынке решение студии не сильно скажется. Почти все мейджоры не беспокоятся из-за появления пиратских копий в Интернете, и мы с вами знаем массу примеров, когда ленты по нескольку месяцев были доступны в виде бесплатных цифровых копий, а затем собирали в РФ сотни миллионов рублей в прокате (первое, что пришло в голову, - это такие хиты как «Выживший», «Сплит» и «Зеленая книга»).
- С марта по ноябрь в мире состоялось несколько кинорынков. RWV - одна из немногих компаний, которые не только покупают, но и продают кино на международной арене. Расскажите, пожалуйста, о своем участии в крупнейших индустриальных рынках в период пандемии.
Екатерина Левитан, руководитель отдела международных продаж Russian World Vision:
- Начиная с марта мы приняли участие в шести онлайн-кинорынках, среди которых, конечно же, такие крупнейшие рынки как Marche du Film, American Film Market и Mipcom. Здесь стоит сказать отдельное спасибо «Роскино», в том числе за отличную организацию Key Buyers Event: Digital Edition, а также РЭЦ и МЭЦ (Российский экспортный центр и Московский экспортный центр. - Прим. ред.), которые в это непростое для всех время продолжают поддерживать компании в продвижении российских проектов за рубеж. В период пандемии, кроме работы на ежегодных для нашей компании рынках, мы приняли участие в Mip China, на котором познакомились с несколькими крупными азиатскими игроками, в том числе интернет-площадками.
Что касается интернет-продаж, то в связи с ростом цифрового сегмента у зарубежных закупщиков вырос спрос на права VOD и на российские фильмы. Так, совсем недавно мы подписали пакетные сделки на VOD с азиатскими, восточноевропейскими, американскими и латиноамериканскими дистрибьюторами.
К сожалению, стоит отметить несколько более длительное согласование сделок с зарубежными телеканалами. Рекламный рынок упал, и решения о закупках на каналах принимаются небыстро.
По понятным причинам и дата кинотеатрального релиза нашего фильма «Красный призрак» за рубежом, как и в России, пока под вопросом. Права на картину уже проданы на большое количество территорий (США, Канада, Латинская Америка, Азия, страны Западной и Восточной Европы и др.). Несмотря на пандемию, прокат ленты «Гудбай, Америка» за рубежом показал неплохие результаты. Она вышла в США, Канаде, Великобритании, Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Люксембурге, Испании, Финляндии и на Кипре, а также в Прибалтике. А фильм ужасов «Атакан. Кровавая легенда» совсем недавно вышел в прокат в Латинской Америке.
Следующий ближайший рынок для нашей компании - European Film Market, в рамках которого мы представим несколько новых проектов, в том числе анимационную ленту «Огонек-огниво», покажем новые материалы по спортивной драме «Одиннадцать молчаливых мужчин».
- Как обстоят дела у производственного подразделения компании? Какие-то проекты замораживались или работа не останавливалась, несмотря на карантин?
Ксения Елкина: Остановки не было, мы завершили работу над фильмами «Кольская сверхглубокая», «Неадекватные люди-2», «Артек», «Гуляй, Вася-2» и успели снять полнометражную драму «Недетский дом» режиссера Михаила Расходникова («Временные трудности»).
- Как вы оцениваете прокат «Кольской сверхглубокой»?
- Благодаря работе команды кинокомпании «Вольга» «Кольская» показала неплохой результат по сравнению с другими проектами в схожем жанре в период пандемии. В целом мы довольны и сборами, и тем, каким получился сам фильм.
- «Красный призрак» успел поучаствовать в ММКФ и получить ряд фестивальных призов. Когда вы планируете выпускать эту ленту, с кем и почему?
- «Красный призрак» - необычный российский фильм о войне, с оригинальным для нашей страны концептом, некоторые журналисты после показа в Выборге окрестили картину лучшим российским боевиком 2020 года, снятым с задором Квентина Тарантино. Мы присоединились к проекту уже в тот момент, когда был первый черновой монтаж, полюбили и поверили в это кино. Уверены, что «Красный призрак» точно обратит на себя внимание зрителей в 2021 году. Мы ведем переговоры с одним крупным дистрибьютором, но пока поделиться этой информацией не можем.
- Какие тенденции современного кинопроката вас беспокоят, а какие радуют?
- Меня как независимого кинопрокатчика беспокоит потенциальная загрузка дат следующего года, а также очень неприятная тенденция зарубежных правообладателей разрешать выпускать свои ленты в США на VOD одновременно с театральным прокатом. Для независимого контента в России это выстрел в голову. Мы дважды оказывались в ситуации, когда по разным причинам не могли стартовать одновременно с США, и переносили свои релизы на более поздний период. В итоге обе картины собрали в несколько раз меньше прогнозов. Теперь мы сразу оговариваем «на берегу» подобные планы продавцов и отказываемся от фильмов, если есть такой риск, или же прописываем в договоре, что имеем право отказаться от проекта, если у фильма не будет окна для VOD.
- Поделитесь, пожалуйста, своими планами на 2021 год.
- У нас были грандиозные планы на 2020 год, и мы с радостью ими делились, но теперь на этот вопрос я обычно отвечаю: загад не бывает богат. Мы будем рассказывать о своих проектах и планах не сразу, а постепенно, информируя киноиндустрию через соцсети и личное общение. На данный момент могу лишь заявить, что 7 января, в канун дня рождения Дэвида Боуи, компания Russian World Vision выпустит фильм «Дэвид Боуи. Человек со звезды», в русскоязычной версии которого роль легенды британской рок-музыки озвучивает российский певец и музыкант Павел Артемьев.Кто: Ксения Елкина