На рынке полностью отсутствуют правила игры

На рынке полностью отсутствуют правила игры Рубен Дишдишян
25.10.2020

О работе «Марс Медиа» в период пандемии и о планах на ближайшее будущее нам рассказали генеральный директор компании Юлия Иванова и генеральный продюсер Рубен Дишдишян.

Евгений Володин: Сколько проектов было у компании «Марс Медиа» в работе на начало запретительных мер, и что с ними стало сегодня?

Рубен Дишдишян: Считаю, что нам повезло с нашими кинопроектами. Активный период съемок завершился к началу марта. По двум картинам были небольшие досъемки, но если по «Обратной связи» мы успели их провести до локдауна, то с «Пальмой» все оказалось немного сложнее. Сначала окончание съемок было перенесено с конца апреля на май, затем их пришлось передвигать еще и еще - в результате последние три дня отсняли в августе, и нам пришлось отложить премьеру на следующую весну.

Если говорить о телевизионных проектах, то и здесь успели все вовремя: съемки масштабного приключенческого сериала «Русский пленник» для Первого канала закончились в Санкт-Петербурге за несколько дней до введения карантина. На следующий год мы перенесли все, что могли, кроме нескольких сериалов для канала ТВЦ, съемки которых начались в августе и завершились на днях.

Можно сказать, что в целом разрушительных последствий мы смогли избежать. Остановка, перенос или перезагрузка съемок всегда означает для продюсера потерю больших денег, и мы, к счастью, в этом смысле пострадали минимально. Нам удалось достаточно плавно перенести работу на следующий год.

Между тем проекты, которые компания разрабатывала для веб-платформ, от карантина никак не пострадали: во время остановки практически всей индустрии мы могли продолжать девелопмент, написание сценариев. В этом смысле карантин нам даже помог, позволив более детально и тщательно их проработать.

- Удалось ли сохранить штат компании? Насколько изменилась зарплата сотрудников?

- Пожалуй, для компании «Марс Медиа» это был самый сложный год за всю историю ее существования. Отсутствие возможности запустить запланированные проекты очень сильно ударило по компании.

иван.jpg

Юлия Иванова: Как уже сказал Рубен Левонович, нам повезло со съемками, которые мы успели завершить до начала действия запретительных мер. В то же время нам, как и всем нашим коллегам по цеху, не повезло с прокатом: мы рассчитывали до конца года выпустить на большой экран три крупных фильма, и наши финансовые планы предусматривали получение доходов от этих картин. Отсутствие планируемых поступлений от проката поставило «Марс Медиа» в весьма тяжелое положение с апреля по июль. Команда отнеслась к этим проблемам с пониманием, мы всей компанией с 27 марта ушли на удаленку и сокращенный режим работы. Появилось время и желание пристально изучить алгоритмы работы компании и попытаться оптимизировать многие процессы. Мы пересмотрели и частично изменили должностные обязанности некоторых сотрудников, и в целом примерно 90% штата нам удалось сохранить.

- Вы получили какую-нибудь господдержку или хотя бы пытались получить?

Р.Д.: Пытались, но это оказалось бессмысленным и бесполезным занятием. Получили ноль. Даже при том, что нас включили в список системообразующих компаний, мы не смогли найти никаких способов получения той самой помощи, о которой периодически говорили с высоких трибун. Точно так же обстоят дела и у наших коллег: декларации о помощи замечательные, а их исполнение - на нуле, никаких реальных механизмов не придумано.

На днях мы с Юлией были на большом совещании с участием заместителя министра культуры Максима Ксендзова, где говорилось о том, что кинотеатры, выполняющие функции артерий всей киноиндустрии, до сих пор не получили никакой господдержки, хотя находятся в тяжелейшем состоянии. Вы знаете, что сегодня 15% киноплощадок в стране остаются закрытыми, некоторые губернаторы принимают ничем не обоснованные решения о продлении запретительных мер. В то же время, несмотря на поддержку со стороны индустрии - компаний-мейджоров и отечественных продюсеров, кинотеатры сталкиваются сегодня с отсутствием репертуара, и в такой ситуации появляется риск новых закрытий, обусловленных уже не административными, а экономическими причинами. Однако, несмотря на неоднократные обещания поддержать кинотеатры, государство по-прежнему ничего не сделало в этом направлении.

- Кинотеатральное сообщество неоднократно говорило о важности поддержки со стороны отечественных продюсеров, которые вольны принимать решения о сроках выпуска своей продукции самостоятельно, без оглядки на голливудские студии. Обращались ли кинотеатры в лице Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) к «Марс Медиа» по этому поводу?

- Мне кажется, ярким примером того, как продюсер может пойти навстречу кинотеатрам, может служить история с премьерой нашей «Красотки в ударе». Вместе с дистрибьютором, компанией Sony, мы прекрасно осознавали, что, выпустив этот фильм в ноябре или даже в следующем году, мы заработали бы в несколько раз больше. Тем не менее, понимая, что кинотеатры страдают от репертуарного голода, мы приняли решение выпустить «Красотку» 13 августа. Довольны ли мы результатом? Конечно, нет. Но мы не жалеем о том, что внесли свой посильный вклад в восстановление работы киноплощадок.

Некоторые платформы пытались нас соблазнить, предлагая приличные деньги за право организовать премьеру этой картины онлайн, как это сделали несколько других продюсеров с ожидаемыми лентами. Но мы отказались от таких предложений, зная о бедственном положении кинотеатров и понимая их важнейшую роль для всей киноиндустрии.

Мы очень хотели выпустить «Пальму» 4 июня. Для этого нужно было пару дней на досъемки в апреле, но из-за карантина это оказалось невозможно, и релиз пришлось переносить. К нам обращались представители кинотеатров и лично председатель совета АВК Олег Березин, но, к сожалению, фильм технически будет готов лишь к концу года. Теоретически нам было бы выгодно выпустить «Пальму» к Новому году, но мы прекрасно представляем, что наши коллеги давно запланировали на это время свои релизы, и влезать в этот график считаем некорректным по отношению к ним. Мне кажется, что для релиза «Пальмы» найдена достойная дата - 18 марта, когда начинаются детские каникулы, поскольку наше кино идеально подходит именно для семейной аудитории.

Кстати, недавно мы с удивлением обнаружили, что на эту же дату заявлен один крупный голливудский фильм, мировой релиз которого не совпадает с 18 марта. К сожалению, сегодня на рынке полностью отсутствуют правила игры (и это тоже обсуждалось на встрече с замминистра). Студийные картины прыгают с одной даты на другую, хотя российские кинопроизводители давно настаивают на том, чтобы большое американское кино выпускалось в нашей стране одновременно со всем миром. Мы готовы подстраиваться под график выхода голливудских лент, чтобы ставить свое кино на даты, свободные от крупных американских релизов, но при этом голливудские фильмы не должны переноситься в последний момент.

- Как вы выходили из самоизоляции?

Ю.И.: Мне кажется, мы и не останавливали свою деятельность на время самоизоляции, и количество проектов в разработке за эти месяцы только выросло.

- А как восстанавливалась производственная работа - съемки, экспедиции и т.д.?

- Разрешение на возобновление съемок нам было дано в июне, и все свои производственные планы мы скорректировали в соответствии с этим разрешением. До конца года нам предстоит закончить несколько фильмов, и я очень надеюсь, что мы успеем их завершить.

Было опасение попасть в «бутылочное горлышко», когда после разрешения возобновить работу все продюсеры бросятся доделывать свои проекты и возникнет дефицит квалифицированных кадров и производственных мощностей. Пока нам удалось этого избежать, хотя сохраняется возможность возникновения такой ситуации в 2021 году.

- Есть ли сегодня у компании какие-нибудь фильмы в стадии производства?

- Как уже упомянул Рубен Левонович, у нас в работе находятся несколько сериалов для канала ТВЦ. Кроме того, на финальном этапе постпродакшн «Пальмы» и «Обратной связи». По всем остальным проектам стараемся выстраивать подготовительные работы так, чтобы запустить их в следующем году.

- За время карантина вы активнее, чем обычно, занимались разработкой новых проектов. Увеличился ли за эти месяцы портфель компании?

Р.Д.: Да, количество «бумажных» проектов у нас увеличилось.

Ю.И.: При этом выросло не только их число, но и качество, поскольку за это время у нас была возможность проработать многие моменты более тщательно.

- Значит, действительно в некотором смысле карантин вам оказался даже полезен!

Р.Д.: Да, безусловно, с точки зрения девелопмента эти месяцы оказались крайне продуктивными. Теперь наша основная задача - довести до реализации все, что находится в разработке.

- Главной проблемой индустрии сегодня многие называют сохранение кинотеатров…

- Именно так, и нам всем надо объединиться, чтобы помочь кинотеатрам выжить и встать на ноги. Понятно, что многое будет зависеть от эпидемиологической ситуации, но мне кажется, что закрывать кинотеатры неправильно.

- Расскажите, пожалуйста, немного о своих ближайших планах.

- В первую очередь, отдельно скажу о «Пальме» - это один из наших самых любимых фильмов. Это жизнеутверждающая, очень теплая лента, мы всей компанией болеем за нее и даже подумываем о продолжении. Хочется, чтобы «Пальма» достучалась до сердец максимального количества зрителей. Не могу не похвалить Александра Домогарова-младшего, который показал себя режиссером с большой буквы, и молодых продюсеров Нарека Мартиросяна и Кристину Рейльян, вложивших в картину всю свою душу.

С этого года мы стали мейджорами, что повысило планку требований к нашей работе. В стадии девелопмента у нас четыре крупных проекта, и после Нового года рассчитываем начать активную подготовку по двум из них. Если снова не произойдет чего-нибудь форс-мажорного, то эти два фильма войдут в съемочный период летом будущего года, и тогда в 2022 году мы сможем выпустить пару по-настоящему больших картин.

Вместе с тем у нас в работе несколько лент с бюджетами до 100 миллионов рублей, в том числе фильмы-дебюты. «Марс Медиа» старается ежегодно поддерживать молодые таланты, открывать новые имена, и у нас сверстана целая программа поддержки дебютантов на два года вперед. В этом году вышла первая работа Яны Гладких «Красотка в ударе», затем «Маша» Анастасии Пальчиковой, получившая на «Кинотавре» приз за лучший дебют. В следующем году рассчитываем начать съемки новой картины Руслана Братова, которая, надеемся, удивит киносообщество.

Кроме авторского кино, мы, разумеется, не забываем и о зрительских фильмах. И здесь, конечно, в очередной раз хочется пожелать кинотеатрам мужества и стойкости, чтобы с нашей помощью и при поддержке государства выдержать удар и восстановить свою работу в полном объеме.


Кто:  Рубен Дишдишян

Возврат к списку