«Нас ждет немало сюрпризов от отечественных кинопроизводителей»
Наш журнал продолжает цикл бесед с руководителями компаний, составляющих основу российской киноиндустрии. На этот раз нашим собеседником стал Игорь Добровольский, президент группы компаний «Люксор».
Евгений Володин: Планируя строительство нового кинотеатра, вы обращаетесь к услугам компаний-интеграторов или у вас есть собственное проектное подразделение?
Игорь Добровольский: Наша компания одной из первых на российском рынке начала заниматься оснащением мультиплексов, и за годы работы у нас накопился солидный опыт в области проектирования кинотеатров. Естественно, сегодня часть работ выгодно отдавать на аутсорсинг, но у нас есть мощный отдел развития, который справляется в этой области с задачами любой сложности. В своей работе этот отдел использует много наших собственных разработок и ноу-хау, что позволяет нам сохранять фирменный стиль и узнаваемость брэнда.
- Что же отличает ваши кинотеатры от множества других?
- При проектировании нового кинотеатра мы начинаем с самых азов - с изучения места, где будет строиться кинотеатр, демографической и социальной обстановки в этом месте. Необходимо также тщательно учитывать все пожелания и требования заказчика, управляющего торговым центром, в составе которого мы открываем кинотеатр, и разработать оригинальный дизайн, чтобы наш объект не был безликим. В отличие, скажем, от известных федеральных сетей супермаркетов, сохраняющих единый фирменный стиль, все наши кинотеатры отличает индивидуальность. Ну и, конечно же, открытие каждого нового кинотеатра должно привносить в нашу жизнь и в жизнь его посетителей что-то новое!
- Какими темпами развивается сеть кинотеатров «Люксор»?
- В различные периоды развития темпы расширения нашей сети были разными. За последние девять месяцев нам удалось открыть шесть мультиплексов - в сумме это более полусотни кинозалов. Это весьма немало, но надо понимать, что темпы строительства во многом зависят от заключенных контрактов с владельцами торгово-развлекательных центров.
- Выбирая оборудование для кинотеатра, вы отдаете предпочтение продукции конкретных компаний или выбор поставщиков каждый раз определяется исходя из требований данного проекта?
- Безусловно, мы стараемся использовать новые виды оборудования по мере их появления на рынке. То, что наша сеть уже практически полностью перешла на цифру, подтверждает наше стремление к широкому использованию новых технологий. Мы всегда открыты для диалога с компаниями, продвигающими на рынке новые технологии, более того, мы непосредственно участвуем в разработке некоторых видов оборудования, и, например, кресла для многих наших залов изготовлены по нашему индивидуальному заказу.
- У вас есть какой-то специальный отдел, который занимается такого рода дизайном?
- В уже упомянутом отделе развития работают профессиональные дизайнеры и конструкторы, а для выполнения части работ мы привлекаем сторонних исполнителей из числа специалистов в конкретной области.
- В составе вашей сети сегодня лишь один зал очень популярного сейчас формата IMAX. Планируете ли вы дальнейшее развитие сотрудничества с этой компанией?
- Мы открыли зал IMAX в Сочи два года назад и внимательно изучаем его эффективность. Вместе с тем для привлечения особо требовательной публики существуют и другие форматы - например, качество звуковых систем Dolby Atmos на сегодня остается совершенно непревзойденным. Мы не делаем ставки на использование одного формата и в каждом конкретном случае изучаем все возможности для сотрудничества с компаниями, предлагающими новые технологии. Если в будущем мы почувствуем необходимость расширения сотрудничества с IMAX, то мы заключим новые контракты.
- А сколько залов сети оборудованы системой Dolby Atmos?
- Сейчас это семь или восемь залов, но в соответствии с заключенным контрактом мы планируем оборудовать этой технологией все наши кинотеатры.
- Используется ли в сети «Люксор» дистанционный мониторинг оборудования?
- Безусловно, все наши кинотеатры подключены к Интернету, и мы постоянно, в режиме онлайн, следим за исправностью оборудования.
- Брэнд «Люксор» включает в себя не только сеть кинотеатров, но и дистрибьюторскую компанию. Какие преимущества дает такое сочетание?
- Дистрибьюторская компания - это совершенно отдельная структура, независимая от сети кинотеатров. Исторически сложилось так, что она работает под брэндом «Люксор», но однозначной связи между кинотеатрами и фильмами, которые прокатывает одноименная дистрибьюторская компания, нет. Кинотеатры показывают картины других компаний, а кинопрокатная компания «Люксор» расписывает свои ленты в других кинотеатрах. Мы стараемся работать с самым разноплановым материалом и заинтересованы как в артхаусных лентах, так и в массовых проектах. Например, нам удалось хорошо прокатать и призера множества фестивалей «Фауста» Александра Сокурова, и долгожданный проект Алексея Германа «Трудно быть богом» - обе картины нашли своего зрителя.
- На сайте «Люксора» перечислены несколько известных зарубежных киностудий, продукцию которых вы прокатываете в России. У вас с ними подписаны долгосрочные контракты или же вы выбираете каждый фильм из их продукции отдельно?
- Конечно же, мы не связываем себя какими-то жесткими обязательствами, и по каждому конкретному проекту подписываем отдельный контракт, выбирая те фильмы, которые представляют для нас коммерческий интерес. Кроме того, в последнее время мы особенно внимательно рассматриваем и отечественную продукцию, потому что современный российский кинематограф поднялся на довольно высокий уровень и пользуется у наших зрителей стабильным спросом. Это общая тенденция, справедливая, пожалуй, для всех кинодистрибьюторских компаний.
- Вы не связываете эту тенденцию с возможным введением законодательных ограничений на показ зарубежного кино?
- Нет, я все-таки надеюсь на то, что здравый смысл возобладает над популистскими предложениями отдельных законодателей. Все участники рынка прекрасно понимают, что любое ограничение, любая попытка квотирования кинопоказа приведет к снижению доходов киноиндустрии и, как следствие, к сокращению инвестиций. Кинопрокатный бизнес сопровождается высокими рисками, и последние восемь месяцев наглядно показали, что в условиях отсутствия крупных кассовых картин доходы кинотеатров существенно снижаются.
- По каким критериям вы отбираете для проката российские фильмы?
- Наибольшее значение имеет, конечно же, качество картины. Также важен и подход продюсерской компании к продвижению своей продукции: если производители сопровождают выход своего фильма грамотной маркетинговой и рекламной кампанией, то фильм имеет хорошие перспективы в прокате.
Каждая выпускаемая картина должна быть актуальной. Кроме того, мы внимательно изучаем ее окружение - какие проекты пойдут одновременно с этой лентой, что прокатывалось в кинотеатрах незадолго до ее премьеры и что запланировано к выходу на ближайшее время. От этого во многом зависит формат букинга, количество копий.
Кроме качества картины, мы принимаем во внимание такие параметры как коммерческий потенциал, игра актеров, актуальность жанра, вызываемые фильмом у публики ассоциации - не секрет, что любая кинофраншиза работает намного увереннее, чем новый фильм. Иногда мы ставим в наши кинотеатры картины, не имеющие коммерческого потенциала, но, по нашему мнению, это хорошие ленты, которые тоже нужно показывать.
- Совсем недавно вы успешно прокатали «сложный» в коммерческом плане фильм «Трудно быть богом», а другой отечественный проект «Владение 18» прошел очень скромно...
- Нельзя сравнивать работу признанного мастера отечественного кино Алексея Германа-старшего и такой жанровый фильм как «Владение 18». Эти проекты очень сильно отличались и по производственному бюджету, и по масштабу режиссера, и по жанру. При этом я не могу согласиться с утверждением о том, что «Владение 18» прошло, как вы говорите, очень скромно. Мы считаем, что для относительно малобюджетного российского хоррора его кассовые показатели были весьма неплохими. Фильм снят независимой компанией с нашим скромным участием - это наш первый опыт совместного продюсирования, и блин получился далеко не комом, воодушевив нас на участие еще в двух проектах. Кстати, по соотношению сборов и бюджета этот фильм оказался успешнее, чем последняя картина Германа.
Прокат же ленты «Трудно быть богом» наглядно показал, что российский зритель уважает большое искусство, что для него много значит авторитет и режиссера, и авторов литературной основы картины, братьев Стругацких. Кроме того, безусловно, прокату способствовали и широкая рекламная кампания, и фактор ожидаемости этой ленты - ее все ждали много лет.
- Дистрибьюторская компания «Люксор» прокатывает, и весьма успешно, большое количество анимационных лент независимых производителей. В чем секрет их успеха? У вас есть ноу-хау в области маркетинга такой продукции?
- Безусловно, мы обладаем большим опытом продвижения анимационных картин независимых производителей. При этом никакого секрета здесь нет: мы стараемся отбирать фильмы с высоким качеством анимации. И нам, и зрителям интересны ленты с животными, фильмы с героями, которым хочется подражать. Это и картины, которые затрагивают проблемы детства (от которого мы не оторвались, потому что занимаемся анимацией долгие годы). Приемы маркетинга и рекламы тоже очевидны и известны всем участникам индустрии - их надо уметь правильно применять. Также мы стараемся привлекать правильных актеров для озвучивания и привозить по возможности авторов: достаточно вспомнить, что на премьеру фильма «Джастин и рыцари доблести» мы привезли Антонио Бандераса, который не только подарил свой голос одному из героев, но и выступил продюсером картины. Все перечисленное, помноженное на большую любовь к жанру анимации и к детям, и составляет секрет нашего успеха в деле проката независимых анимационных лент.
- Буквально через несколько дней откроется Каннский кинофестиваль и сопутствующий ему кинорынок. У вас уже есть какие-то проекты на примете, которые вы хотели бы там при-
обрести?
- Конечно, такие проекты есть, но говорить о них сейчас считаю преждевременным. Могу только сказать, что к приобретению зарубежной кинопродукции мы теперь подходим намного более осторожно, чем прежде. Дело в том, что заметно изменилась схема окупаемости, и хватать любое импортное кино сломя голову сегодня уже нельзя. Телевидение практически не покупает права на показ кинофильмов, видеорынок тоже находится в плачевном состоянии, и кинопрокат остается фактически единственным рынком, где фильм может окупиться. Следовательно, приобретаемый кинопродукт должен иметь достаточно высокий коммерческий потенциал в кинотеатральном прокате, независимо от его географического происхождения - хотя, безусловно, ленты, которые выходят в прокат в Америке, имеют преимущество благодаря рекламной поддержке на американском рынке, отголоски которой докатываются и до нас.
И здесь хочется сказать несколько слов в пользу российского кино. В последнее время отечественная кинопродукция кардинально изменилась в лучшую сторону: она стала более коммерческой и целенаправленной. Если еще несколько лет назад многие российские фильмы снимались непонятно для кого, то сегодня наши продюсеры научились учитывать потребности зрителя. Уверен, что в этом году нас ждет немало сюрпризов от отечественных кинопроизводителей, и наша компания в том числе рассчитывает на хороший прокат нескольких российских проектов, о которых мы, надеюсь, сможем заявить уже на Сочинском кинорынке.
Кто: Игорь Добровольский