Наш боевик сняла женская команда
16 июня на экраны страны вышел якутский истерн «Холодное золото». Дистрибьютором картины выступает компания «Медиа-Телеком». Мы поговорили с режиссером Петром Хики об истории создания картины и затронули особенности якутского кинопроизводства.
Евгений Володин: Вы – программист по образованию. Когда вы поняли, что ваше призвание – кино?
Петр Хики: На самом деле я не совсем программист. По специальности я учитель информатики, хотя программы писать тоже умею. Желание снимать появилось у меня еще в средних классах школы, и я стал оператором местного телевидения – канал, вещавший в пределах моего родного села, назывался БТВ. Работа с камерой мне очень понравилась, мы с друзьями стали снимать различные ролики, и это увлечение не отпускает меня до сих пор.
- Вы сняли уже второй полнометражный фильм в качестве режиссера. Нет ли у вас желания повысить квалификацию, получить профессиональное образование?
- Мне очень хотелось поступить во ВГИК или в Московскую школу кино, но по ряду обстоятельств это желание не осуществилось. Мне пришлось изучать кинопроизводство «изнутри», и я начал с самых азов – помогал друзьям ставить свет, был режиссером монтажа и постепенно изучил целый ряд других кинопрофессий. Я и сегодня думаю, что неплохо было бы отучиться в специализированном ВУЗе, но понимаю, что это вряд ли получится.
- Что же вам мешает?
- Кино – не единственное мое занятие. Я стараюсь развиваться во всех интересных мне направлениях, одно из которых – CGI, 3D-графика. Также я занимаюсь различными социальными проектами. Возможно, проблема в том, что на данном этапе своей жизни я слишком сильно увлекаюсь различными занятиями, не имея желания сконцентрироваться на чем-то одном.
- Давайте поговорим о вашем фильме. Автор сценария картины по мотивам рассекреченных архивных документов госбезопасности - Любовь Борисова. А кому принадлежит идея снять фильм на эту тему?
- Это наша с ней общая идея. Мы дружим восемь лет, с тех пор, когда Любовь с Сарданой Саввиной, нашим продюсером, устраивали показы в рамках местного киноклуба. Мы с друзьями тогда пришли к ним со своим студенческим мини-сериалом, и «старшие товарищи» нашу работу оценили довольно высоко. Вскоре мы организовали мультимедийную студию, Борисова присоединилась к нашей команде, и с тех пор мы очень тесно общаемся и вместе разрабатываем разные проекты. Я постоянно обращаюсь к ней, как к дипломированному специалисту, за помощью и советами, и очень ценю ее доверие и профессиональное мнение.
Какое-то время назад в поиске идей для новых проектов мы наткнулись на статью о банде Павлова и сразу начали фантазировать, как можно было бы снять на этом материале фильм в наших якутских реалиях.
- Чем вас привлек жанр истерна? Вы любите "Свой среди чужих..."?
- Мне с самого детства нравились истерны и вестерны. Можно сказать, что это была детская мечта.
- Каково в вашей картине соотношение реальных событий и художественного вымысла?
- Наиболее приближенной к реальности сценой стала начальная, открывающая фильм сцена, в которой бандиты штурмуют административное здание прииска. Мы снимали ее по архивным данным, стараясь соблюсти точность в деталях.
В остальных сценах мы не ставили перед собой задачи точного соответствия фактам, и в художественном фильме, естественно, присутствуют элементы художественного вымысла. Мы позволили себе даже выдумать некоторых персонажей, основываясь на архивных документах и воспоминаниях очевидцев.
- В одном из интервью вы рассказывали, как вам пришлось организовать месячные курсы актерского мастерства для актеров на роли второго плана. Почему вы решились на это - ведь это отодвигало на месяц всю работу и, наверное, увеличивало бюджет картины?
- На самом деле на бюджет это почти не повлияло. Для нас самое главное - качество, несмотря на скромное для такого фильма финансирование.
Профессиональных актеров мы набрали из республиканских театров. Все якутские фильмы снимаются с нашими театральными актерами, поэтому они все называются артистами театра и кино. В нашей картине занято очень много артистов. Подбирая актеров на роли бандитов, мы искали определенные типажи. Больше половины людей набрали «с улицы» - это были не профессиональные актеры, а обычные жители Якутии. Они очень подходили нам внешне, но нужно было, чтобы они не отставали от своих коллег - профессиональных артистов, поэтому мы и пошли на организацию месячных курсов.
- Главную роль НКВДшника играет «якутский Цой» Аскалон Павлов. Как он попал на кастинг?
- Аскалон Павлов – действительно легендарная личность в Якутии. Это певец, лауреат многочисленных премий и конкурсов. Он снимался в нескольких сериалах, и за ним закрепилось амплуа типичного бандита, грубого и жестокого. Изначально мы планировали взять Аскалона на роль главаря банды, хотя и не надеялись, что он согласится, но, к нашей большой радости, он сразу откликнулся на наше предложение прийти на кастинг. Однажды мы решили попробовать поменять на рабочей доске местами фотографии Аскалона Павлова и Петра Баснаева, который должен был сыграть старшего лейтенанта Карасева, и получившийся контраст показался нам невероятно удачным. Кроме того, персонаж главаря банды Попова очень сложный, и то, что его сыграл профессиональный актер Баснаев, пошло фильму на пользу.
- Главный отрицательный герой - член партии, председатель колхоза. В своей истории вы объясняете, почему он встал на путь грабежей и убийств?
- Да. Наш фильм покажет конец «карьеры» банды, расскажет, почему ее главарь встал на такой путь, и не врет ли он самому себе.
- На каком языке снимался ваш фильм?
- Большинство сцен – 60-70 процентов - снято на русском. Остальное – на якутском и немного на китайском.
- «Холодное золото» уже выходило в прокат в Якутии. Как вы оцениваете его бокс-офис?
- Когда мы вышли в республиканский прокат, началась очередная волна пандемии, были введены QR-коды. Помимо административных препятствий, были и чисто психологические – люди боялись коронавируса и предпочитали сидеть дома. Поэтому многие, к сожалению, не смогли посетить сеансы, хотя в обычных условиях, уверен, все прошло бы намного удачнее.
- Расскажите, пожалуйста, про реквизит фильма. Создатели якутских кинолент часто говорят, что собирают его всем миром, по деревням и музеям.
- Примечательно, что на съемках «мужского» фильма, кроме меня и оператора Ивана Семенова, за кадром были одни женщины! Сценарист Любовь Борисова, продюсер Сардана Саввина, второй режиссер Анастасия Питель, костюмер Лилиана Николаева, реквизитор Анна Захарова. Так что можно смело говорить, что наш мужской фильм, боевик сняла женская команда! (смеется)
Во время натурных съемок стояли лютые морозы, было очень холодно. Девушки прятались в отапливаемых помещениях, а актеры-мужчины, игравшие бандитов, веселились и играли в войну, как дети!
Так вот, о реквизите. Оружие нам предоставил Музей МВД, а все остальное наш гениальный реквизитор Анна Захарова находила у местных жителей - нам очень сильно помогли музеи, коллекционеры и простые люди. Большое им за это спасибо!
Некоторые элементы реквизита Анна создавала сама из подручных материалов – например, рацию середины прошлого века, внешне неотличимую от настоящей, она сделала из бутылки из-под газировки. Часть костюмов мы нашли на складах, часть сшили специально для фильма, и в итоге костюмов набралось на целый ПАЗик! По окончании съемок мы собрали все, что использовалось в фильме, и сами удивились, какое гигантское количество вещей нам приходилось возить с собой.
- Вы сказали, что сами увлекаетесь компьютерной графикой. В каких сценах вашей картины используется графика?
- События, рассказанные в фильме, происходят в Алдане. Поначалу мы собирались снимать натурные сцены именно там, несколько раз туда ездили, но в конце концов поняли, что снимать там мы не сможем по нескольким причинам. Первая – это логистика: слишком много оборудования надо было вывозить довольно далеко от столицы, это было довольно дорого. Вторая причина – снег. Алдан – это южный регион, там нет вечной мерзлоты, и высота снежного покрова существенно затрудняет работу. При моем росте метр 83 сантиметра я утопал в сугробах по самую голову! Представьте, как в таком снегу снимать перестрелки, когда убитый или раненый герой не может упасть, а остается стоять? (смеется)
В итоге мы нашли локацию ближе к Якутску, но там не было алданских плоскогорий, и мы решили сделать необходимые задние планы на компьютере. Графикой занимались я сам и мой друг Айсен Сергеев, проделавший огромную работу. Кроме того, нам помогал знаменитый якутский 3D художник Николай Туди.
Компьютерная графика использовалась для прорисовки выстрелов и попаданий, а также для клинапа - очистки изображения от современных артефактов.
Мне пришлось довольно серьезно изучить программный пакет для работы с трехмерной графикой Houdini и графический движок Octane Render, в который я загружал даты и координаты съемок, что позволило достичь максимально реалистичной графики – все тени соответствовали положению солнца в данный момент в конкретном месте.
В результате элементы графики никто из зрителей не замечает, а значит, мы справились с этой работой на «отлично». Даже жители Алдана на заметили «подмены» и считали, что мы снимали именно там.
- Ваш первый фильм «Проклятый Хомус» - ужастик. Есть ли элементы хоррора в «Холодном золоте»?
- Есть элементы саспенса, нагнетание атмосферы опасности. Откровенных «пугалок» в картине нет.
- Что было для вас самым сложным на съемках «Холодного золота»?
- Холод. С семи утра и до поздней ночи мы находились на улице. В таких условиях очень сложно было просить команду, состоящую преимущественно из женщин, сделать еще один дубль.
- В начале года в Союзе кинематографистов был создан Фонд поддержки регионального кино. Планируете ли вы в будущем с ним сотрудничать?
- Обязательно. Мы – молодой в кинематографическом плане регион, и любую помощь в период становления нашей якутской киноиндустрии трудно переоценить.
- Поделитесь, пожалуйста, дальнейшими планами.
- В планах пока ничего грандиозного нет. После работы над «Холодным золотом» появилось желание сконцентрироваться на истории своей республики. Наш кинозритель не испытывает недостатка в американских, французских, русских историях, тогда как в многонациональной России есть огромный пласт национальных культур, несправедливо обойденных вниманием кинематографистов. Мы в Якутии одними из первых попытались устранить эту несправедливость и начать снимать кино на нашем национальном материале. Успех якутского кино на фестивалях и по крайней мере в местном прокате подсказывает, что мы на правильном пути!
Кто: Петр Хики