Наш Конек - это настоящий актер в главной роли

Наш Конек - это настоящий актер в главной роли Александр Горохов
11.01.2021

В феврале на экраны выходит высокобюджетная сказка для всей семьи «Конек-горбунок». Работу над этим проектом и некоторые особенности производства спецэффектов мы обсудили с продюсером, руководителем компании CGF Александром Гороховым.

Евгений Володин: Почему вы начали заниматься спецэффектами? Вы где-то этому учились или «так получилось»?

Александр Горохов: Так сложились обстоятельства. Я работал с Тимуром Бекмамбетовым, был вторым режиссером на «Дозорах», и после окончания съемок Тимур попросил меня немного помочь с организацией компьютерной графики. Я согласился, попробовал и, как говорится, втянулся.

- В вашей огромной фильмографии есть даже китайский блокбастер…

- Точнее, четыре китайских блокбастера.

- Как вы устанавливаете контакты с зарубежными заказчиками? Они вас находят или вы сами предлагаете свои услуги?

- Несмотря на то что компьютерная графика - достаточно большая и весьма развитая сфера, круг людей и компаний, которые занимаются CGI профессионально во всем мире, довольно узок. Наша компания пока не входит в авангард производителей графики, но мы умеем создавать продукцию очень высокого качества. Примеры наших работ хорошо известны в профессиональных кругах, и к нам часто обращаются продюсеры, с которыми мы раньше не сотрудничали. Кроме того, существует сарафанное радио, и те, кто высоко оценил наши разнообразные эффекты (вода, взрывы и т.д.), рекомендуют нас своим знакомым.

- В нашей стране есть несколько компаний, которые занимаются визуальными эффектами. Существует ли между ними конкуренция?

- Работы достаточно, хватает на всех. Конечно же, между нами существует какое-то соперничество, которое подстегивает наше желание быть лучше. Конкуренция, таким образом, идет на благо всей нашей индустрии.

- Вы делитесь между собой опытом и оригинальными решениями или храните их как коммерческую тайну?

- Здесь все так же, как и в любой индустрии во всем мире. Если мы чего-то достигли, то, конечно же, об этом рассказываем, но свои уникальные ноу-хау всем желающим не раздаем. Зачем ими делиться, когда мы можем на этом зарабатывать? Это наше конкурентное преимущество, и мы им пользуемся, пока возможно. С другой стороны, технологии не стоят на месте, и то, что вчера было нашим ноу-хау, сегодня повторит кто-нибудь другой.

- Есть ли среди ваших предыдущих проектов какой-то фильм, который вы выделяете как наиболее сложный?

- Мы любим все свои фильмы! (смеется) Одним из самых нелегких, пожалуй, был «Он - дракон». Сложность многих проектов обусловлена не столько сложностью используемых в них эффектов, сколько ограничениями по времени, в течение которого необходимо их реализовать. Я бы поставил в ряд наиболее трудных с этой точки зрения картин «Время первых», «Экипаж»… Все большие ленты по-своему сложны и по-своему любимы. Мы очень любим свою работу, и наши фильмы для нас - почти как дети. Вы же не станете спрашивать у родителей, кого из своих детей они любят больше?

- Самый актуальный на сегодня ваш проект - сказка «Конек-горбунок». Я лишь на днях узнал, что идея этой ленты принадлежит не режиссеру Олегу Погодину и не продюсеру Сергею Сельянову, а лично вам. Расскажите, пожалуйста, как вы придумали эту картину.

- Однажды я подумал: уровень нашей индустрии вырос настолько, что мы вполне способны визуализировать те образы, которые хорошо знакомы нам с детства из сказки Петра Ершова. Мы знали, что это будет очень непросто, но не догадывались, с каким количеством подводных камней придется столкнуться на этом пути. Мне трудно подобрать подходящие эпитеты: условно говоря, это не вдвое сложнее, чем все, что мы делали до этого. Работа над этим фильмом потребовала от нас собрать все наши знания и опыт, перемножить их и затем возвести в степень. Параллельно с нами сложнейшую историю реализовывали наши коллеги из Main Road Post, работавшие над «Вратарем Галактики». Нам всем хотелось сделать что-то особенное, перейти на следующий уровень в профессиональной плоскости, и мы, каждый по-своему, взялись за чудовищно сложные в технологическом плане проекты.

- В чем вы видите уникальность вашего проекта?

- Уникальность этого фильма не в том, что фотореалистичный персонаж появляется в каком-то количестве кадров, а в том, что у нас главный герой полностью создан на компьютере. И не только он, а еще и несколько важнейших второстепенных персонажей.

- Компьютерные главные герои были и в «Напарнике», и в «Короле Льве»…

- Есть огромная разница между «оживлением» человека (в случае с «Напарником») и животного - особенно вымышленного, если сравнивать с «Королем Львом». Вы не можете пойти в зоопарк, снять на камеру реального Конька и затем моделировать своего героя, исходя из внешности и движений настоящего зверя. Конечно, мы держали в уме все технологии, которые сегодня существуют и применяются в нашей сфере, но стоявшая перед нами задача все равно требовала новых решений. Конька-горбунка, Жар-птицы и Чуда-юда рыбы-кита в природе не существует, и в этом тоже уникальность нашей картины. Надо было придумать и создать их такими, чтобы они выглядели предельно реалистично.

- Приходилось ли вам в процессе работы над этим фильмом изобретать и применять какие-нибудь приемы и техники, не использовавшиеся ранее?

- Нет, ничего особенного специально для этой ленты мы не изобретали. Зато мы усовершенствовали многие свои наработки. Например, впервые в истории кино наша камера дополненной реальности «Вьюга» сыграла в создании картины настолько весомую роль. Она позволяет «достроить» пространство - увидеть, что в нем примерно будет, чтобы правильно выстраивать кадр. В картине очень много full-CG сцен (созданных от начала и до конца на компьютере), и когда вы посмотрите фильм, то заметите, что во всех эпизодах камера очень живая, естественная. Это стало возможным благодаря «Вьюге», которой мы снимали многие сцены действительно вживую. Я понимаю, что это странно звучит - «снимали компьютерные сцены вживую», но все именно так и происходило.

Для работы с визуальными элементами - например, с шерстью - мы использовали свои техники, отработанные неоднократно на других проектах. К сожалению, для визуализации мышц наша собственная разработка не подошла, и пришлось перейти на коммерческие программы.

- Значит, на рынке представлены общедоступные программные продукты, предназначенные для этих целей?

- Да, и мы ими активно пользуемся - это же наши инструменты. В некоторых случаях, когда софт это позволяет, мы дорабатываем его под свои задачи.

- Какая в итоге доля производственного бюджета ленты была израсходована на графику?

- Примерно половина. Все остальное - съемочный процесс.

- Половина бюджета для графики - это немало…

- Да, это выглядит солидно, но нам, конечно, хотелось бы еще больше, потому что наш вклад в изображение - количество кадров с обработанной графикой - составляет примерно 95% от всего фильма.

- То есть в нем нет ни одной сцены без графики?

- Таких сцен действительно нет, ни одной. Есть лишь несколько кадров, в которых не использована графика.

- Видимо, это одна из причин, по которым вы упомянуты в титрах в качестве продюсера, а ваша компания - в списке продакшн-компаний вместе с СТВ и каналом «Россия 1». Такое бывает нечасто…

- Впервые мы выступили сопродюсерами и встали в один ряд с производителями в фильме «Он - дракон», где насчитывается около 40 минут с компьютерной графикой. Затем был «Напарник». Я очень люблю этот проект, но всегда забываю о нем в интервью - возможно, потому, что мы остались не очень довольны результатом.

- «Конек-горбунок» выходит уже в середине февраля, и вы сейчас доделываете картину, нанося последние штрихи (интервью состоялось в середине декабря. - Прим. ред.). Наверняка вы и ваша компания заняты не только на этом проекте. Каковы ваши дальнейшие планы?

- Да, в появившееся из-за переноса премьеры время мы стараемся подправить то, что возможно. Наш Конек - это настоящий актер в главной роли, на него будут смотреть долго и пристально, и он должен быть убедителен в кадре.

Вы правы, мы, к сожалению, не можем полностью сосредоточиться на одном проекте, чтобы только после его окончания приниматься за следующий. Другие проекты не будут ждать.

Мы приступили к «Чемпиону мира». Это картина о шахматах совместного производства студии «ТриТэ», ГК «КИТ», компании «Централ Партнершип» и канала «Россия 1». Вы можете спросить - что мы делаем в ленте про шахматы? Пока не могу раскрыть все карты, но в этом фильме будет какое-то количество нашей работы, и наша главная задача - сделать так, чтобы этого никто не заметил! (смеется) Это очень крепкая, хорошая история, как и все проекты, над которыми работает такая мощная продюсерская команда.

Кроме того, вместе с СТВ мы делаем картину с рабочим названием «Джон» (это режиссерский дебют Алексея Чадова) о журналисте, который в силу обстоятельств оказывается в зоне военных действий в Сирии. В обоих этих проектах мы выступаем в качестве производителей компьютерной графики, поэтому каких-либо подробностей я раскрывать не имею права.

- Как на вашу работу повлияла пандемия?

- В условиях карантина работать оказалось очень тяжело. Пожалуй, это вторая уникальная черта «Конька-горбунка» - завершение работы над лентой проходило в условиях локдауна. Конечно же, мы организовали дистанционную работу, одними из первых перешли в режим самоизоляции, и многие наши сотрудники из него до сих пор не вышли.

- Многие думают, что создание спецэффектов - это в первую очередь работа на компьютере, а на компьютере можно работать удаленно, из любой точки…

- В первую очередь компьютерная графика - это работа в команде, а работать в команде, сидя по домам, крайне неудобно. Мы не можем разделить всю графику на тысячу шотов, раздать их тысяче человек и потом собрать воедино. Наш Конек должен быть одним и тем же, одинаковым во всех кадрах.

- Хочется надеяться, что к премьере эпидемиологическая обстановка несколько улучшится, - будет обидно, если такая работа получит меньше зрителей, чем могла бы в «мирное» время…

- Я думаю, что этот фильм особенный. Он не сиюминутен, если можно так сказать. Это детское кино, которое можно смотреть в любое время - и через год, и через два после премьеры. Я очень надеюсь, что «Конек-горбунок» понравится зрителям и у него будет продолжительный прокат.                         

Кто:  Александр Горохов

Возврат к списку