Наша миссия – привести виртуальный продакшен в российскую киноиндустрию

Наша миссия – привести виртуальный продакшен в российскую киноиндустрию Сергей Демчев
24.04.2023

С генеральным директором студии Magic Factory Animation Сергеем Демчевым мы обсудили перспективы использования технологии виртуального продакшена в производстве российского кино и сериалов.


Корр.: Что кроется под термином «виртуальный продакшен»? В России уже начали использовать эту технологию в кинопроизводстве?

Сергей Демчев: «Виртуальный продакшен» – это уже устоявшийся термин и в России, и за рубежом. Пока еще молодая технология, которая появилась в кинопроизводстве всего несколько лет назад, за рубежом на пару лет раньше, чем в России. Обычно специалисты и любители кино понимают, о чем идет речь, на примере сериала «Мандалорец», первый сезон которого вышел в свет в 2019 году. Но я бы посоветовал обратить внимание на сериал Netflix 2022 года «1899». По сути, под виртуальным продакшеном понимается съемка с использованием в качестве фонов светодиодных экранов, различных технологий комбинированной съемки, таких как ARFX, и технологий дополненной реальности AR и XR. Мы это делаем с использованием игрового движка Unreal Engine 5 для создания динамичного изображения с эффектом параллакса. На съемочной площадке изображения на светодиодных экранах «достраивают» окружающий мир в сцене. Это могут быть натуралистичные фоны, а могут быть самые разнообразные фантастические миры. Практически возможности постановки фонов безграничны, и на съемочной площадке их можно довольно быстро менять. Это значительно сокращает время обработки материала и расходы на этапе постпродакшена, а также в случае, когда вместо натуры в павильоне виртуального продакшена снимаются сцены в обычных локациях без фантастики и спецэффектов, снижаются расходы на перемещение съемочной группы и так далее. В конечном результате создается полная иллюзия съемки на натуре. В новом павильоне Киностудии им. М. Горького в Москве «55.8 Виртуальная студия Горького» наша студия Magic Factory Animation занимается созданием контента для экранов. А павильон предлагает комплекс услуг виртуального продакшена, включая проекты «под ключ» и продюсерскую экспертизу. Технология уже довольно активно используется в России на съемках рекламы, различных шоу и телепрограмм. Но мы хотим донести до киноиндустрии информацию о возможностях и выгодах новой технологии, для этого в апреле провели первый бесплатный мастер-класс для профессионалов производства, и планируем проводить такие встречи регулярно.

 - В чем еще преимущества виртуального продакшена - на ваш взгляд, он может заменить привычный хромакей?

 - Может, и в скором времени обязательно заменит. Технологии киносъемки развивались поэтапно. Хромакей это лишь ближайший предшественник виртуального продакшена. До этого использовались рирпроекции и фронтпроекции, при этом съемочную площадку окружали киноэкраны, а кинопроекторы, расположенные внутри или снаружи экранов, транслировали на них снятое заранее изображение. Всем знакома эта технология по сценам из старых фильмов, когда герои едут куда-нибудь на машине. А еще раньше, с самого начала XX века, фонами для съемки часто служили просто рисованные задники. Рирпроекции и фронтпроекции со временем вытеснил хромакей. Логично, что хромакей в ближайшем будущем уступит свои позиции виртуальному продакшену. И тому есть множество причин, кроме экономии времени и денег на постпродакшене. В отличие от хромакея, например, актеры в павильоне виртуального продакшена могут действовать внутри видимого ими мира и объектов в нем. А режиссер в реальном времени видит почти конечный результат у себя на плейбэке, может внести какие-то корректировки. Кроме того, на постпродакшене при использовании хромакея нужно не только дорисовывать фон, но и блики, отражения, проводить сложную цветокоррекцию. При съемке в павильоне виртуального продакшена свет от экранов естественно отражается на поверхностях, например, на стеклах и капоте машины при съемке автомобильных сцен.

 - Хромакей используется в основном для съемок фильмов со спецэффектами, фантастическими мирами, а также исторических фильмов, тех же автомобильных сцен. Технология виртуального продакшена закрывает те же потребности?

- Те же, и даже больше. В кадре могут создаваться абсолютно любые локации, от фантастических миров до обычной улицы или поля. Сейчас, когда в распоряжении киноиндустрии есть возможности виртуального продакшена, выбор, снимать на натуре или в виртуальном павильоне, это просто вопрос организационной и финансовой целесообразности. Например, если вам нужно снять одну сцену в обычной квартире, то, конечно, проще и дешевле будет снять ее именно в квартире. Но есть самые разные ситуации, когда строить реальные декорации или ехать всей съемочной группой в другой город или страну для проекта слишком дорого или по каким-то причинам вообще невозможно, вот тогда тоже выручает виртуальный продакшен. Что касается съемок автомобильных сцен, в отличие от автоплатформы и автогрипа, съемка в павильоне на фоне светодиодных экранов гораздо более удобна и безопасна. Не нужно перекрывать улицы, выезжать на дорогу, режиссер также может в любой момент подойти к актерам и обсудить сцену, что не всегда удается при других способах съемки. Для съемок автомобильных сцен у нас в павильоне есть партнер – компания «КиноГорыныч», обладающая в своем сегменте уникальным опытом и компетенциями, отлаженной схемой сопровождения практически любых автомобильных сцен «под ключ». В целом выгоды использования виртуального продакшена очевидны: снимать можно в любое время суток и при любой погоде, а также в любых локациях – создавать реалистичные фантастические миры, путешествовать по планете или по городу.

- С производством понятно. А зритель почувствует разницу?

- Если только в лучшую сторону, ведь когда технология создания эффектного изображения в кино становится проще в применении и обходится дешевле, производители неизбежно будут чаще ее использовать, разрабатывать новые проекты, экспериментировать, искать новые возможности. По крайней мере, это естественный ход развития событий. Сейчас киноиндустрии нужно только немного поближе познакомиться с виртуальным продакшеном, понять изменения пайплайна, которые необходимы, и технология начнет стремительно входить в производство. По сути, нужно учесть то, что фокус переносится с постпродакшена на препродакшен, то есть фоны надо разработать и подготовить до начала съемок. Сегодня в «55.8 Виртуальной студии Горького» мы готовы проконсультировать, рассчитать и реализовать практически любой проект с использованием виртуального продакшена «под ключ» или оказать отдельные услуги. При этом наш павильон имеет ряд преимуществ по сравнению с другими студиями витруального продакшена – он удобно расположен в черте города, у нас есть поворотный круг, и площадь павильона позволяет использовать максимальный размер экранов, доступный в Москве только у нас. У наших специалистов довольно большой опыт в применении всех вышеперечисленных технологий с использованием игрового движка. Но наши возможности еще шире, в том числе мы работаем с мокап и VFX.

- Существует ли какая-то база фонов или в любом случае под проект нужно снимать натуру или интерьер, создавать изображение с нуля?

- Обычно все-таки все хотят эксклюзива, поэтому очень часто фоны создаются практически с нуля. Но, конечно, как и в любой другой компьютерной графике, существуют заготовки и конструкторы, из которых собирается та или иная локация. Например, чтобы создать лес, нужны определенные деревья и другие растения. Их можно купить и собрать из них лес определенного вида. Так же обстоят дела и с фантастическими, и любыми другими локациями. Кстати, природа сериала «Мандалорец» также собиралась в основном из материалов, взятых в маркетплейсе Unreal Engine.

- Как в виртуальном продакшене работает игровой движок Unreal Engine 5, что он дает?  

- Игровой движок по своей природе интерактивен, поэтому позволяет показывать окружение с разных ракурсов. В качестве компьютерного монитора в этом случае выступают большие стены, набранные из светодиодных экранов. Во время съемки при движении камеры виртуальная сцена синхронно поворачивается, и возникает эффект параллакса. Вообще, Unreal Engine 5 – это всего лишь программа, а контентом его насыщают люди. Контент для студии «55.8 Виртуальная студия Горького» изготавливает наиболее опытный в России коллектив студии Magic Factory Animation. В том числе мы уже участвовали в двух крупных проектах киностудии «Союзмультфильм», сделанных на этом движке. Это анимационный детский детективный сериал «Тайны Медовой долины» и полнометражный анимационный фильм «Чинк: хвостатый детектив». Надо отметить, что этот фильм стал первым в мире полнометражным фильмом, полностью созданным на игровом движке.

- Павильон «55.8 Виртуальная студия Горького» открыла Киностудия им. М. Горького. Будут ли в нем сниматься какие-то проекты собственного производства киностудии?

 - Киностудия им. М. Горького активно занимается модернизацией своего студийного комплекса, и для них это важный шаг к преобразованию. Сопровождением всех проектов павильона занимаются сотрудники киностудии. Теперь студия может предложить киноиндустрии услуги виртуального продакшена и снимать в павильоне собственные игровые, документальные и научно-популярные проекты. Сейчас мы, в том числе, готовимся снимать с использованием виртуального продакшена часть сцен большого игрового проекта «Письмо Деду Морозу».



Кто:  Сергей Демчев

Возврат к списку