Наша задача - показать картину кинематографического мира в новом фокусе

Наша задача - показать картину кинематографического мира в новом фокусе Иван Кудрявцев
22.08.2022

Незадолго до старта 44-го Московского Международного кинофестиваля мы поговорили с председателем Отборочной комиссии ММКФ, журналистом Иваном Кудрявцевым о фестивале, перспективах России в современном киномире и роли больших релизов в поддержании на плаву тонущего кинопроката.

Евгений Володин: Вы - известный журналист, член Экспертного совета Фонда кино, недавно стали председателем Отборочной комиссии Московского Международного кинофестиваля. Как это произошло?

Иван Кудрявцев: Я получил приглашение от руководителей фестиваля и, как многолетний его фанат, как зритель, москвич и журналист воспринял это как уникальный творческий вызов и огромную честь. И, конечно же, с радостью согласился.

- Вам не было страшно? Это же огромная ответственность - оказаться на месте, которое в течение многих лет занимал легендарный Кирилл Эмильевич Разлогов.

- Я всегда был и остаюсь преданным поклонником наследия Кирилла Эмильевича и считаю честью, огромной ответственностью и своим журналистским долгом возможность продолжать и развивать его дело. Разлогов всегда участвовал в подготовке ММКФ не только как киновед, но и как культуролог, рассматривая фестиваль в качестве важнейшего пространства для выстраивания межкультурного диалога, и я уверен, что именно в этом качестве и нужно развивать этот кинофорум. Конечно, было страшновато - но это приятный страх, больше похожий на азарт, в нем желание действовать преобладает над оторопью. Вне всякого сомнения, это назначение стало мощнейшим стимулом для саморазвития.

- Состав отборочной комиссии с уходом Разлогова тоже претерпел существенные изменения. Насколько, на ваш взгляд, изменится фестиваль с новым составом отборщиков?

- Фестиваль меняется постоянно, независимо от состава отборочной комиссии. Одни программы продолжают развитие, другие подвергаются обновлению, появляются новые программы и целые направления. Например, в этом году в структуре ММКФ появился новый национальный конкурс полнометражных художественных фильмов «Русские премьеры» со своим полноценным призом «Серебряный Святой Георгий» за лучший российский фильм, который будет вручаться на церемонии закрытия. В жюри этого конкурса войдут Петр Ануров и Иван И. Твердовский, а возглавит его Сергей Владимирович Урсуляк.

Мы развиваем программу «Дикие ночи», которая в этом году вернулась на Московский кинофестиваль, обновляем программу национальных хитов, получившую название «Блокбастеры народов мира», для которой мы планируем привезти в Москву фильмы, ставшие у себя на родине чемпионами национального проката. Перед ней стоит задача сломать шаблоны восприятия национальных кинематографий - например, индийского кино, все персонажи которого в сознании нашего зрителя обязательно начинают петь и танцевать. Мы хотим показать в Москве другое индийское кино, показать, какие фильмы становятся чемпионами проката в Пакистане, на Филиппинах и т.д. - всего в этой программе будут представлены семь стран.

Мы возрождаем программу анимационного кино, развиваем международную программу сериалов, продолжается программа «Русский след» и появляется новая программа «Арт-кор», где в центре внимания режиссеров - искусство и люди искусства, одержимые им либо ненавидящие его, либо, что чаще, и то и другое. Продолжается начатая Кириллом Эмильевичем программа «Третий возраст». Перед Московским Международным кинофестивалем стоит задача превращения в центральное кинособытие на нашем континенте - во всяком случае, в срединной его части, - и развития на его базе полноценного киноторгового хаба. Создание конкурса «Русские премьеры» отчасти было продиктовано и этой целью, поскольку киноторговый хаб в центре континента невозможен без витрины российского кино, а такая витрина, в свою очередь, невозможна без конкурсной интриги. Поэтому конкурс «Русские премьеры» должен стать равнозначным основному конкурсу.

- Кирилл Эмильевич занимался отбором картин для разных программ. Его обязанности как-то распределяются между членами отборочной комиссии или все решения принимаются коллегиально?

- Мы продолжаем нащупывать всем составом отборочной комиссии профилирование наших отборщиков и кураторов. Евгения Тирдатова, как и прежде, занимается программой Латинской Америки, которая получила название «Открытие Америки», Сергей Каптерев приглашен заниматься «Блокбастерами народов мира» и фильмами стран азиатско-тихоокеанского региона, Сергей Лаврентьев вместе с Евгенией и остальными отборщиками участвует в отборе картин в основной конкурс и конкурс «Русские премьеры». Егор Москвитин курирует программу «Дикие ночи», Нина Кочеляева - программу «Арт-кор». Я полагаю, что по мере «сыгрывания» отборщиков за каждым из нас будут закреплены конкретные блоки - как территориальные, так и тематические, - а в перспективе у каждого будет своя авторская кураторская программа. В этом году мы пока занимаемся всем понемногу, и по мере сил помогаем друг другу в «персональных»  программах.

- Вы упомянули новый большой конкурс и программу «Арт-кор». Будут ли на 44-м ММКФ еще какие-то новые, оригинальные программы?

- В качестве примера хочется привести совершенно новую программу «Очень большое кино». Впервые на ММКФ в большом зале киноцентра «Октябрь» мы планируем показывать шедевры мирового кино с пленочного 70-миллиметрового проектора. В этом году в эту программу вошли 17 картин, и мы надеемся, что ее ждет большое будущее.

Программа анимационного кино «Мультвселенная» получила два трека - детское, семейное анимационное кино и авторские анимационные фильмы для взрослой аудитории.

Я бы сказал, что основные программы фестиваля получают дальнейшее развитие. Все программы в той или иной степени тестировались на ММКФ в разные годы, поэтому сказать, что мы придумали что-то совершенно новое, кроме конкурса мировых русских премьер, мы не можем. Например, программа национальных блокбастеров уже когда-то была на фестивале, и сейчас мы ее возрождаем.

Новизна - в уточнении самой сверхзадачи ММКФ в новых реалиях. Мы хотим показать зрителям и гостям Московского кинофестиваля картину кинематографического мира в новом фокусе, с новой оптикой. Традиционная оптика международных кинофестивалей в силу определенной их инертности была настроена на то, чтобы показывать фильмы лидирующих мировых кинематографий, немного разбавляя их картинами-специями из других регионов - средне- и центральноазиатскими, африканскими, арабскими, латиноамериканскими фильмами, как некими диковинками. Мы же решили взглянуть на мир этих «диковинок» в их естественной среде обитания - отчасти этим продиктован выбор названия для нашей азиатской программы «Тигры и драконы». Мы хотим показать обычную жизнь этих тигров и драконов, которых обычно привозят на фестивали «в клетках». Мир вокруг нас стремительно меняется, появляются новые экономические лидеры, которые становятся лидерами и в культурной сфере, новыми законодателями мод и генераторами новых трендов. Кинематографии Китая, Индии, Ирана, Филиппин, Кореи, Индонезии заслуживают более заметного и «внятного» участия в международном кинофестивале, и я дерзну предположить, что ММКФ скажет новое слово в фестивальном движении, потому что мы первыми начинаем смотреть на кино «остального мира» как на кино «основного мира». Хотя, если говорить о балансе странового участия картин, мы получили в этом году своего рода эквилибриум: примерно половина из картин-участников происходит из западных стран, объявленных недружественными. Мы аплодируем мужеству участников фестиваля, которые везут нам свое кино именно из этих стран, в результате чего примерно сто картин будут представлять на 44-м ММКФ страны «коллективного Запада» и чуть больше ста - весь остальной мир, который, еще раз это подчеркну, мы хотим воспринимать как основной мир.

Меня часто спрашивают, будет ли зритель охотно смотреть китайское или индийское кино. Я отвечаю на этот вопрос так: Мировой зритель в обозримом будущем будет все чаще и охотнее смотреть именно фильмы из этих стран, рождающих прямо сейчас, на наших глазах, альтернативу большому Голливуду. Мне кажется, что в ближайшее время именно на стороне альтернативной Голливуду экосистемы кинематографа окажется перевес - и экономический, и аудиторный, и, если можно так выразиться, культуртрегерский.

- Вы фактически предвосхитили мой следующий вопрос про трудности, с которыми вам приходится сталкиваться при отборе картин и приглашении гостей из «недружественных» стран.

- Конечно, в силу политической и стихийной конъюнктуры, включающей в себя очередную волну пандемии, трудности были и остаются. Их можно условно разделить на три блока: первый - это трудности в политическом поле, когда некоторым кинематографистам сложно отдать свой фильм или приехать в Москву, потому что они опасаются, что их не так поймут или подвергнут каким-то репрессиям. Второй - трудности, связанные с пандемией: некоторым кинематографистам сложно приехать, потому что по возвращению на родину их ждет длительный карантин. И третий блок - это трудности с логистикой. Сегодня Россия переживает попытку ее транспортной блокады, и многим приходится добираться в Москву сложными путями, тратя на поездку несоизмеримо большее количество времени, чем раньше. Однако, несмотря на все эти проблемы, нам удалось сформировать огромный список гостей, которые обещали приехать в Москву. По количеству картин фестиваль 2022 года ничем не уступает предыдущим - у нас в этом году будет более 230 фильмов из 65 стран мира и, как я уже сказал, примерно половина из них - из так называемых «недружественных» стран.

- Вы модерируете питчинги Фонда кино и в силу этого гораздо ярче, чем кто-то другой, представляете себе тенденции, существующие в современном российском кинематографе. Что происходит в российском кинематографе и какое кино нас ждет в ближайшем будущем?

- Будучи не только модератором питчингов, но и членом Экспертного совета Фонда кино, я отмечаю тренд на укрепление роли России в качестве одной из ведущих мировых кинематографий, или, если хотите, кинематографической сверхдержавы. Россия сегодня - одна из немногих стран мира, которые позволяют себе «играть» в весь жанровый спектр кинематографа, создавая фильмы любой постановочной сложности. К сожалению, европейская кинематография, при всей моей к ней любви, играет в последние десятилетия в «авторское мелкокартинье», массово производя кино не самых сложных в постановке жанров. В полноценные блокбастеры со сложными спецэффектами и огромным постановочным размахом сегодня играют немногие страны - Соединенные Штаты, Китай, отчасти Республика Корея, отчасти - Великобритания как европейский филиал «центрального Голливуда», и Россия. Киносериальный контент из России пользовался до недавнего времени за рубежом нарастающим спросом и, я уверен, будет пользоваться спросом и в будущем, он поднимает тонус, становится все более зрелищным и разнообразным. Интуиция мне подсказывает, что России уготовано место в первых рядах списка лидеров по экспорту киносериального контента на мировой рынок - другого выбора у российской кинематографии просто нет, потому что мы можем прирастать экономически только посредством глобального сбыта, который и нужно развивать в первую очередь. Сложившиеся сегодня внешнеполитические обстоятельства предоставляют нам уникальные возможности в части налаживания новых каналов сбыта, освоения новых кинематографических территорий и открытия для них своего рынка. Конечно, мир уже никогда не вернется к прежнему состоянию - но, когда политическая ситуация нормализуется, мы уже с новых позиций начнем осваивать те «традиционные» рынки, которыми занимались в последние годы. Если до недавнего времени нашу продукцию знали и смотрели преимущественно на Западе, то вскоре ее будут знать и смотреть во многих других странах, и лишь затем в Европе.

Проекты, побеждающие на питчингах Фонда кино, становятся с каждым разом все более масштабными, зрелищными, технологически сложными и более привлекательными для экспорта.

Еще один тренд, начатый «Последним богатырем» и «Коньком-горбунком», заключается в развитии зрелищного детского и семейного кино. К созданию такого рода кинопродукции подключаются все новые и новые ведущие российские студии, появляются такие проекты, как «Бременские музыканты», «Волшебник Изумрудного города» и «Сто лет тому вперед» по произведениям Кира Булычева про Алису Селезневу. Фильмов, главными героями которых становятся дети и подростки, будет появляться все больше и больше. Под Новый год на экраны выйдет «Чебурашка» - я надеюсь, он станет полноценным лидером проката, а возможно, и новым рекордсменом.

Чтобы получить представление об уровне, достигнутом современным российским кино, достаточно посмотреть фильм открытия ММКФ «Сердце пармы» от режиссера «Движения вверх» Антона Мегердичева. Во время просмотра этой картины я то и дело вспоминал «Храброе сердце» Мела Гибсона, «Гладиатора» Ридли Скотта, «Властелина колец» Питера Джексона - вот такого масштаба кино сегодня способна создавать Россия. Я поражался тому количеству сюжетных твистов, которые сосредоточены в единице экранного времени, радовался размаху и качеству проработки всех компьютерных и пластических спецэффектов. «Сердце пармы» вполне способно стать локомотивом глобальной экспансии российского кино, а детское и семейное кино будет эту экспансию масштабировать и укреплять.

- Кинотеатры, страдающие от нехватки зрелищного контента, надеются на то, что в конце года на экраны выйдет ряд больших отечественных картин, которые смогут наполнить залы зрителями, а бокс-офис - сборами. Что вы, как эксперт, можете сказать про эту надежду на возрождение кинопоказа к концу текущего года?

- Безусловно, кинотеатры сейчас переживают чудовищные трудности. Все, кто занят в индустрии, это понимают, верят в то, что помощь не за горами и делают все, чтобы приблизить эту помощь, чтобы спасти большой кинотеатральный прокат. Да, я уверен, что под конец года, начиная с осени, на экранах начнут появляться локомотивы зрительского интереса, среди которых уже упомянутые «Сердце пармы» и «Чебурашка». Однако глобальное возрождение российского проката, по моим ощущениям, следует ждать ближе к 2024 году. Все понимают, что удвоение государственных инвестиций в кинематограф, вливание в киноиндустрию инвестиций из различных технологических экосистем, появление новых фондов, например, таких как Институт развития интернета, Фонд поддержки кинематографии под эгидой Минобороны или Фонд развития регионального кино, обязательно произведут солидный эффект. Но надо понимать, что в силу технологических особенностей кинопроизводства этот эффект можно будет ощутить не раньше, чем через год, поэтому сейчас нашему кинопрокату суждено выживать и бороться за существование на том заделе, который был сделан в предыдущие годы, на тех проектах, которые сейчас готовятся к показу.

Мне представляются 2022-23 годы как годы «большого водяного перемирия», когда на смену достаточно острой конкуренции, на смену «внутривидовому каннибализму», который мы наблюдали раньше, придет взаимовыручка, взаимопомощь и новые принципы координации репертуарного планирования. К 2024 году нас ждет уже принципиально другая ситуация, когда возрожденной внутрироссийской конкуренции будет придавать остроты прокат иностранного кино. Дистрибьюторы налаживают новые каналы поставки контента, зарубежное кино не уходит с рынка и будет продолжать конкурировать с российским кино, которому выпал исторический шанс стать сильнее и возглавить национальный рынок, используя его как трамплин для глобальной экспансии. Другого выбора у нас просто не остается, и я думаю, что мы, как страна, как экономика, как культура, обязательно этим шансом воспользуемся.

- Вы с Егором Москвитиным создали Международный кинофестиваль «Хоррор Фест». Поделитесь, пожалуйста, планами развития этого своего детища.

- Надо сказать, что рынок и зритель отреагировали на «Хоррор Фест» весьма живо, растет число подписчиков на официальном сайте фестиваля. В декабре мы проведем «Хоррор Фест 2», география которого будет шире - если начинали мы с пяти городов страны, то сейчас я хочу и верю, что география фестиваля расширится более чем втрое. Попутно в течение года, как мы уже дважды делали, «Хоррор Фест» будет устраивать «Хоррор Фест уик-энды» - мини-фестивали с одной-двумя премьерами и ретроспективой культовых хорроров. Прокатчики относятся к фестивалю с большим энтузиазмом, верят, что эту жанровую нишу необходимо развивать, и локомотивом ее развития как раз и может стать наш «Хоррор Фест», поскольку никто не отменял роль и фактор События. Мне представляется, что на смену сегодняшнему неторопливому кинопрокату, когда ты приходишь в кинотеатр, где все автоматизировано - бесконтактным способом оплачиваешь билет (чуть не сказал - покупаешь бесконтактный попкорн и пьешь бесконтактную колу) и едва ли не робот ставит для тебя кино, должен прийти новый прокат - кураторский, прокат с душой. Кинопрокат уже сегодня движется в сторону событийного, когда многие авторы предпочитают лично представлять свои премьеры, объезжая десятки городов, и в обозримом будущем ценность события, ивента будет неизмеримо выше.

Одним из ответов на этот  вызов и станет наш «Хоррор Фест».

- На каких площадках планируется проводить «Хоррор Фест уик-энды»?

- Мы хотим собрать и развивать вокруг «Хоррор Фест» сообщество кинотеатров, прокатчиков и зрителей. Сегодня в него уже входят почти все прокатчики, и мы надеемся, что к ним присоединятся и новые прокатные компании, которые будут появляться на рынке. Первым фестивалем и двумя уик-эндами были охвачены десятки российских кинотеатров, заполняемость которых на наших сеансах в два-три раза превышала среднерыночный уровень. Это говорит о том, что любое необычное, специально организованное событие заметно выделяется в репертуарной сетке, аудитория благодарно реагирует на такой подход. Мы рассчитываем уделять особое внимание тем площадкам, которые умеют работать с аудиторией, привлекая ее внимание к подобного рода событиям, которые развивают кураторский, клубный кинопоказ. Такие площадки уделяют внимание не только новым релизам, но и событиям, которые из них можно сделать, и делают особую ставку на обсуждения, творческие встречи и т.д.

Мы довольны сотрудничеством с абсолютно всеми кинотеатрами, и рассчитываем увеличивать пул площадок, работающих с «Хоррор Фест» на постоянной основе. В 2023 году хотелось бы провести не два, а четыре «Хоррор Фест уик-энда» и большой фестиваль в конце года. Плюс к этому у нас есть такой формат, как «Хоррор Фест» Премьера» - это проходящая под эгидой «Хоррор Фест» премьера какого-то ожидаемого фильма в нашем жанре. В качестве примера приведу «Род мужской» Алекса Гарленда от студии А21 и компании Вольга, который мы поддержали на показе в столичном «Октябре» и показали еще в 15 городах страны - аудитория откликнулась на эти сеансы с очень большим энтузиазмом. В дальнейшем мы будем выбирать из репертуарных планов российских дистрибьюторов отдельные релизы и делать из них такие «события одного фильма».

- Если можно, скажите пару слов о своей работе в компании «Цифровое телевидение».

- Команда «Цифрового телевидения», в которой я отвечаю за развитие киноканала, сейчас продвигает совместно с киноконцерном «Мосфильм» большой кураторский проект «Мосфильм. Золотая коллекция в кино» под эгидой нашего телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». В рамках этого проекта мы недавно выпустили в прокат легендарные фильмы «Асса» Сергея Соловьева и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии. В августе в прокат вышла комедия Владимира Меньшова «Ширли-мырли», а осенью к 875-летию Москвы мы впервые в истории выпустим на экраны «Покровские ворота», которые были задуманы Михаилом Козаковым как кинофильм. Студия тогда выпускать картину в большой прокат не рискнула и сняла это кино для показа на ТВ, а мы сегодня решили, что должны исполнить мечту режиссера и выпустить его на большие экраны.

У нас большие планы, мы выпустим в прокат «Мимино» и многие другие любимые миллионами зрителей советские фильмы, сопровождая их релизы активной поддержкой в СМИ.

- Прокатчиком всех этих картин, очевидно, выступит компания MVK?

- Да, прокатывать «Золотую коллекцию» будет компания MVK как дочерняя структура «Цифрового телевидения».                                 

Кто:  Иван Кудрявцев

Возврат к списку