Наша задача заключается в максимально полной передаче как изображения, так и звука

Наша задача заключается в максимально полной передаче как изображения, так и звука Ричард Най
29.09.2014

В 2014 году компания Christie, признанный лидер в производстве кинопроекционного оборудования, начала уделять внимание кинотеатральному звуку, основав собственную серию звуковых систем. На справедливо возникшие в связи с этим вопросы нашему корреспонденту отвечает Ричард Най, директор по продажам подразделения Cinema в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка).

«Кинобизнес сегодня»: Что стало причиной выхода Christie на рынок аудиосистем для кинотеатров?

Ричард Най: Уже более 85 лет Christie разрабатывает технологии, используемые в кинематографе. Это не только проекционные системы, но и плэттеры, монтажные столы и системы управления кинотеатрами. Компания даже оказалась в числе лауреатов награды Американской академии кинематографических искусств и наук в номинации «Технические достижения» за оцифровку звука с кинопленки 35 мм. Мы продолжаем создавать широкий ассортимент различных систем (не только проекционных) для цифровых решений, используемых в залах и лобби кинотеатров.

С момента создания Digital Cinema Initiatives (DCI) передовые разработки в сфере кинематографических технологий касались в первую очередь систем визуализации, 3D, 4K и высокой частоты кадров (High Frame Rate - HFR). Стандарты, принятые DCI, распространяются не только на изображение, но и на звук. Тем не менее аудиосистемы, применяемые в современных кинотеатрах, как правило, созданы с использованием устаревших технологий эпохи пленочного кино. Ранние цифровые аудиоформаты были ограничены шириной носителя данных - пленки. С ее помощью можно было передавать только 16-битный или 18-битный сжатый аудиосигнал. Между тем потенциал DCI-контента значительно выше: его возможности включают передачу несжатого линейного цифрового звука с разрядностью до 24 бит и частотой до 96 кГц. Кроме того, в DCI-совместимый пакет DCP можно включить визуальную информацию, субтитры и метаданные.

Наша задача заключается в максимально полной передаче как изображения, так и звука, поэтому работа над кинозвуком всегда была одним из наших приоритетов. Выход Vive Audio дополняет линейку нашей продукции для кинотеатров и позволяет зрителям получить незабываемые впечатления.

- Практически все кинотеатры уже перешли на использование цифровых проекторов. Какую роль в конкурентной борьбе теперь будут играть аудиосистемы?

- Индустрия развлечений еще никогда не была столь обширной и разнообразной. В течение последних десяти лет Christie и другие компании, занятые в сфере кинотехнологий, инвестировали в свои разработки беспрецедентные суммы. Благодаря этому удалось расширить разнообразие контента, доступного кинопрокатчикам: теперь их возможности не ограничены трансляциями и показами мероприятий в режиме «прямого эфира» (live). Эти инвестиции помогли создать новый контент в 3D, 4K и HFR. Появление цифровых аудиосистем стандарта DCI стало новым этапом в развитии киноиндустрии. Подвесные динамики с независимой системой управления и возможностью воспроизведения до 128 отдельных элементов без потерь (Dolby Atmos) дают звук, способный впечатлить даже самого искушенного слушателя. Предлагая аудитории кинотеатров потрясающие слуховые и зрительные ощущения, современный кинематограф не имеет конкурентов в сегменте стационарных развлечений.

Прокатчики уже оценили преимущества цифровых проекторов, и мы надеемся, что DCI-совместимые цифровые аудиосистемы ждет такой же успех. Как и цифровые проекторы, DCI-совместимые цифровые аудиосистемы позволяют повысить качество воспроизведения контента и дают прокатчикам более широкий выбор и более значительные возможности влияния на продукцию, которую они предлагают зрителям.

 - Чем Vive Audio отличается от других решений и как эта технология соотносится с ними в плане расходов? Почему решения на основе ленточных диффузоров эффективнее обычных динамиков?

- Две отличительные особенности системы Christie Vive Audio - это ленточный диффузор и линейная конструкция массива динамиков.

Ленточный диффузор представляет собой очень тонкую и легкую металлизированную ленту высокой прочности с печатными проводниками, которая расположена между цепями мощных неодимовых магнитов. При подаче усилителем переменного тока начинаются возвратно-поступательные колебания ленты между магнитами, что влечет за собой образование звуковых волн. Ленточные диффузоры обладают лучшими амплитудными характеристиками, и это позволяет повысить мощность динамиков и уровень выходного сигнала. Преимущества использования ленточных диффузоров лучше всего проявляются при сравнении с традиционными звуковыми системами.

В традиционных динамиках применяются звуковые катушки, которые находятся внутри магнитной системы: из-за особенностей конструкции катушки могут нагреваться до 200°C. По мере повышения температуры растет и импеданс звуковой катушки, что приводит к падению передаваемой мощности и уровня выходного сигнала. Ленточные диффузоры позволяют минимизировать потерю мощности: благодаря открытой конструкции снижается рабочая температура.

Переходный отклик - это показатель способности устройства реагировать на резкие изменения сигнала, вызываемые, например, спецэффектами. Отчасти он зависит от характеристик звуковой катушки или ленты. Звуковые катушки тяжелее диффузоров. Соответственно, для приведения их в действие и реакции на изменение сигнала требуется больше энергии. Это ограничивает высокочастотный отклик звуковых катушек. Масса ленточных диффузоров значительно ниже, что позволяет увеличить скорость переходного отклика.

Традиционные динамики имеют рупорную конструкцию, в которой металлическая диафрагма и звуковая катушка окружены магнитом в кожухе с отверстием перед диафрагмой. Диаметр этого отверстия меньше диаметра диафрагмы. Рупор присоединен к отверстию и служит для направления звука. Вибрация диафрагмы приводит к образованию звуковых волн, сжимаемых диафрагмой и расширяемых в рупоре. Такая компрессия приводит к искажению звука и завалу высоких частот из-за многократных отражений и реверберации звука в рупорной конструкции. Сам же рупор увеличивает интерференцию между диффузорами. В ленточных диффузорах не используется рупор, и по своей конструкции они являются прямыми излучателями. Соответственно, отсутствие сжатия и расширения приводит к сокращению искажений.

Применение традиционной рупорной конструкции, используемой в обычных динамиках, чревато возникновением сферического рассеяния. В линейных массивах динамиков Vive Audio используются ленточные диффузоры, поэтому, в отличие от рупорной конструкции, рассеяние происходит здесь цилиндрически - широко в горизонтальной плоскости и управляемо по вертикали. Применение линейной конфигурации также способствует сохранению уровня звукового давления: его снижение вполовину меньше, чем при использовании точечных систем. В результате мы имеем большую однородность уровня звука по всей площади зоны восприятия.

В конструкции линейного массива Vive Audio использованы несколько динамиков в одинаковых корпусах, состыкованных между собой и образующих изогнутую или прямую вертикальную линию. Такая форма является стандартом для профессиональных аудиосистем, поскольку позволяет при необходимости увеличить мощность звучания во время мероприятий с использованием живого звука.

Две вышеуказанные особенности Vive Audio позволили создать более компактные динамики с лучшим рассеянием звука и усовершенствованными характеристиками однородности звука и уровня звукового давления на больших пространствах. Искажения, реверберации и интерференция между диффузорами, свойственные традиционным динамикам, теперь останутся в прошлом.

Christie Vive Audio - продукт премиум-класса, и поэтому его стоимость указывает на принадлежность к топовому сегменту рынка, но это решение ни в коей мере не является самым дорогим. Прайс-лист высылается по запросу.

- Приведет ли выход на рынок аудиосистем, создающих эффект присутствия, таких как, например, Dolby Atmos, к существенному обновлению кинотеатров?

- Наступление эры цифрового звука привело к революции в сфере проката и отстаиваемого многими цифрового стереозвука. Это изменения культурного характера, касающиеся не только кинематографа. Думаю, это произошло потому, что аудитория рассматривает кино как источник сильных аудиовизуальных впечатлений. Системы управления звуком Dolby Atmos и Barco Auro, как и аудиосистема Christie Vive Audio, помогут кинематографу остаться лидером в области сильных впечатлений. Но поскольку переход от пленочного формата к цифровому потребовал существенных вложений, следует ожидать, что Dolby Atmos и Barco Auro будут устанавливаться, прежде всего,

в крупных кинотеатрах премиум-класса.

 - Предполагается, что Vive Audio можно установить в помещении любого типа и размера, включая просмотровые комнаты и студии постпродакшн. Означает ли это, что комплект оборудования необходимо подбирать для каждого типа помещения?

- В состав Christie Vive Audio входят динамики экранного канала, сабвуферы, динамики объемного звука, потолочные динамики и усилители класса D: это комплексный набор оборудования. Мы представили Christie Vive Audio на выставке Cine Europe в середине июня. Линейка Christie Vive Audio будет совершенствоваться, но говорить о грядущих изменениях пока рано: сейчас наше внимание сосредоточено на запуске Christie Vive Audio и демонстрации недавно выпущенного лазерного 6P-проектора Christie CP4230-LH на выставке IBC. Надеемся, что вы сможете побывать там и стать нашим гостем.

- Насколько велик интерес к Christie Vive Audio у кинопрокатчиков?

- Мы впервые показали Christie Vive Audio совсем недавно, на Cine Europe в июне этого года. При демонстрации возможностей Christie Vive Audio на этой выставке присутствовали более 350 отраслевых экспертов. Наши гости были весьма благосклонны в своих оценках, правда, некоторые жаловались, что 20-минутные показы были слишком короткими, им бы хотелось послушать Christie Vive Audio подольше. Некоторые посетители говорили, что это лучший кинозвук, который им довелось услышать на выставке Cine Europe в Барселоне. Другие утверждали, что лучшего кинозвука просто не существует. Больше всего мне понравилось мнение одного гостя, который сравнил нашу аппаратуру с «высококачественной hi-fi системой, которую одинаково хорошо слышно в любой точке зала».

- Сколько систем Vive Audio уже установлено и сколько, по вашим ожиданиям, будет еще установлено в ближайшие месяцы?

- Система Christie Vive Audio уже инсталлирована в кинотеатре, расположенном в торговом центре La Maquinista в Барселоне. Сейчас мы устанавливаем Christie Vive Audio на престижной площадке -

в основном зале лондонского кинотеатра BFI Southbank, принадлежащего Британскому институту кино (British Film Institute - BFI). На данный момент системы Christie Vive Audio установлены в 40 кинозалах. В основном это кинотеатры США, но среди заказчиков есть и представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наша цель на ближайшие месяцы - показать прокатчикам, желающим разработать собственные крупноформатные системы премиум-класса, лучшие в отрасли образцы, то, к чему они могут стремиться в отношении звука и изображения - к созданию неповторимого впечатления.

- Собираетесь ли вы представить Vive Audio на бытовом уровне?

- Мы рассматриваем возможность применения этой технологии на других рынках, но наш главный принцип - разрабатывать специализированные продукты. Поэтому в обозримом будущем мы по-прежнему планируем уделять основное внимание сфере профессионального кинопроката.

 

Ричард Най, директор по продажам подразделения Cinema в регионе EMEA

За плечами у Ричарда почти 18-летний опыт продаж в компании Christie. Именно он руководил выводом на рынок региона EMEA линейки продуктов Christie для цифровых и пленочных кинотеатров. Он много сделал для продвижения цифрового кинематографа в странах Европы, приняв непосредственное участие в создании Digital Screen Network - первой в мире сети цифровых кинотеатров. Партнерами выступили Британский совет по кинематографии и Arts Alliance Media. Этот широкомасштабный проект, предполагавший открытие более 180 киноэкранов, был завершен в марте 2005 года. В наши дни технической поддержкой Christie обеспечено более 45 000 цифровых проекторов по всему миру. Примерно 15 000 из них работают в регионе EMEA, и Ричард контролировал каждую сделку.

 


Кто:  Ричард Най

Возврат к списку