Не только выстоять, но и продолжить движение вперед
В конце 2022 года мы побеседовали с главой российского офиса comScore, членом Совета Ассоциации владельцев кинотеатров и руководителем АВК’PRO Романом Исаевым о его деятельности на всех этих постах и вкратце обсудили прогноз на ближайшее будущее индустрии.
Евгений Володин: Чем вам запомнился 2022 год?
Роман Исаев: 2022 год стал для российской киноиндустрии самым тяжелым, можно даже сказать - трагичным. В ближайшее время мы подведем его итоги и сможем говорить о размерах спада с цифрами на руках, но уже сейчас очевидно, что падение кассовых сборов на 75% за летний период по сравнению с 2019 годом и закрытие летом почти 40% кинозалов - это свершившиеся факты. Да, статистика немного начала выправляться в октябре, но даже с учетом роста бокс-офиса в конце года падение к 2019 году ожидается в три раза.
- Как в таких условиях выживают кинотеатры и в том числе ваша сеть «Облака»?
- Кинотеатрам удалось дожить до «новогодней битвы» благодаря комбинации беспрецедентной воли к жизни, присущей всем россиянам, и правильно выстроенного инструментария для оптимизации расходов. Сеть кинотеатров «Облака», в которой я являюсь соучредителем, как и все наши коллеги, выжила именно благодаря этим мерам и креативности в создании новых каналов взаимодействия с аудиторией. Главная трагедия 2022 года - даже не падение сборов, а реальная перспектива утраты привычки кинохождения у нашей аудитории. Именно в отсутствии желания ходить в кино кроется наибольшая опасность для всей индустрии, потому что вернуть в кинозалы тех, кто от них отвернулся, будет крайне тяжело.
- Каковы основные направления деятельности АВК в уходящем году?
- В течение всего года я продолжал активно участвовать в деятельности АВК, а в июне был избран в Совет Ассоциации, в составе которого мы с коллегами стараемся адекватно и оперативно отвечать на те вызовы, которые возникают у кинотеатрального сегмента индустрии из-за текущих событий. В этом году Ассоциацией была проделана огромная работа по взаимодействию с государственными органами и партнерами внутри индустрии и поиску способов остаться на плаву. К сожалению, нам не удалось добиться для кинотеатров прямых государственных субсидий, но мы надеемся, что шаги в этом направлении будут сделаны в 2023-м. Глубокие раны были нанесены кинотеатрам еще в 2020-м году пандемией COVID-19, а 2022-й год, вместо того чтобы залечивать эти раны, посыпал их крупнозернистой солью. Так что взаимодействие как с органами власти, так и с другими участниками индустрии развлечений мы намерены всячески продолжать и развивать во имя спасения отрасли.
- Расскажите про новое кинопрокатное подразделение АВК.
- В мае текущего года мы создали силами АВК кинопрокатное подразделение АВК’PRO. Идея создания такого направления давно была очевидна, но в 2022 году с уходом с российского рынка крупных западных компаний, крайне негативно сказавшимся на репертуаре российских кинотеатров, эта идея нашла реальное воплощение. АВК’PRO - это структура, работающая в рамках АВК и напрямую взаимодействующая со всеми членами Ассоциации (а на сегодня это более трети всех российских кинотеатров, почти половина залов и около 60% всех кассовых сборов). Таким образом, входящие в АВК кинотеатры могут напрямую получать интересный им контент в оптимальном с точки зрения росписи и маркетинговой поддержки ключе. Отличительной особенностью всех проектов АВК’PRO можно назвать необычное для российского рынка распределение бокс-офиса в пользу кинотеатров: все кинотеатры, входящие в АВК, получают при прокате наших фильмов повышенный процент от сборов. Пользуясь случаем, хотел бы напомнить тем кинотеатрам, которые до сих пор не примкнули к нашей Ассоциации, осознать выгодность членства в АВК и присоединиться к нам в ближайшем будущем! (смеется)
Продюсеры, которые выбирают АВК’PRO в качестве партнера, получают самое выгодное расположение своего продукта на нашей общей торговой площадке. В основе репертуарной политики АВК’PRO лежит стремление брать в прокат те фильмы, за которые не будет стыдно перед зрителями и кинотеатрами. Это могут быть и фестивальные ленты - такие, как, например, с огромным удовольствием и немалым успехом прокатанный нами «Французский мастер» Юсупа Разыкова или «Похожий человек» Семена Серзина, - так и жанровые картины, лирические комедии, триллеры. Все эти фильмы, пусть и не обладающие прокатным потенциалом блокбастеров, имеют свою лояльную аудиторию, и цель АВК’PRO - донести их до своего зрителя. Подразделение выпускает и нетрадиционный контент - такой, как «Ночь пожирателей рекламы», которую мы выпустили в октябре, существенно расширив географию показа этого альманаха за пределы столиц. В феврале будущего года мы планируем продолжить эту успешную практику, выпустив другой альманах рекламных роликов «Каннские львы».
В ноябре 2022 года с надеждой на долгое взаимовыгодное сотрудничество мы подписали договор о стратегическом партнерстве с одной из старейших киностудий страны, Киностудией им. М. Горького, которая располагает большим пакетом современных картин, первую из которых, романтическую комедию «Ёлки-иголки», мы выпускаем в широкий прокат 29 декабря. Фактически в период «новогодней битвы» эта молодежная романтическая комедия станет единственным представителем жанра, и мы небезосновательно рассчитываем на высокий интерес публики.
23 февраля мы выпускаем психологический триллер «Детектор», а месяц спустя, 23 марта, к школьным каникулам, предложим кинотеатрам и зрителям подростковый ужастик «Кукольник». Это яркие, оригинальные проекты, которые обязательно будут востребованы аудиторией; мы в них очень верим и сделаем все возможное для их максимально широкого продвижения.
Также в пакете АВК’PRO на 2023 год - новый фильм Ивана Твердовского «Наводнение» (6 апреля), вызвавший огромный резонанс на прошедшем в декабре в столице фестивале авторского кино «Зимний». Анна Слю получила приз фестиваля за главную женскую роль в этой картине.
2 февраля мы выпустим лирическую комедию продюсера и режиссера Александра Крестникова «Легкое знакомство», поставленную по одноименной пьесе известного драматурга Валентина Красногорова. Картина раскрывает на экране потрясающую «химию» двух главных героев в исполнении Лизы Климовой и Дмитрия Орлова, такого кино сегодня практически не снимают. Тем не менее зрительский запрос к такого рода тонкой драматургии и неординарной стилистике подачи, бесспорно, существует, и мы надеемся, что зритель проявит к этой картине высокий интерес.
На весну 2023 года запланировала премьера фильма «Маскерад» по знаменитому произведению М. Ю. Лермонтова - яркой, самобытной картины со стихотворными диалогами, на которую мы тоже возлагаем определенные надежды. При активном участии продюсеров и содействии министерства образования мы рассчитываем преподнести этот фильм самому широкому пласту зрительской аудитории, в том числе старшеклассникам, которым его просмотр поможет в усвоении учебной программы.
На данный момент мы ведем переговоры о ряде других картин, о выпуске которых будем рады сообщить по окончании диалога с продюсерами. Каждый проект АВК’PRO, отбираемый нами для проката, обладает некоей изюминкой, выгодно отличающей его от большинства российских картин, выпускаемых сегодня на экраны.
- Кроме работы в АВК, вы продолжаете возглавлять российский офис comScore. Чем сегодня дышит эта транснациональная корпорация в России и странах СНГ?
- Корпорация comScore продолжает активно и плодотворно работать на рынке России и стран СНГ, постоянно расширяя и дополняя свои уникальные инструменты аналитики кассовых сборов. В 2022 году был запущен новый полноценный портал GBOE, идущий на смену IBOE. Новый портал отличается намного более высокой (в 4-5 раз) скоростью загрузки отчетов, современным дизайном и «живым» интерфейсом и в скором времени полностью заменит всеми любимый IBOE.
Мы всячески приветствуем появление на российском рынке кинопроката новых дистрибьюторских компаний, в руководстве и штате которых мы видим уважаемых и авторитетных профессионалов. В конце 2022 года comScore с большим удовольствием объявила о подписании контракта с прокатной компанией «Атмосфера кино», и я надеюсь, что пул клиентов comScore в будущем году продолжит расти, мы рады сотрудничеству со всеми игроками кинорынка России и стран бывшего СССР. Мы всячески приветствуем установление плотных контактов с компанией «Меломан», ставшей крупным дистрибьютором пакетов студий Sony и Disney в странах СНГ, и с другими дистрибьюторскими компаниями, работающими на этих рынках и не мыслящими своего бизнеса без нашей развернутой аналитики. Отдельно хочется отметить киносеть Silver Screen/Moon, ставшую самым активным и заметным игроком белорусского рынка, которая, расширив недавно свою деятельность на сферу проката, также активно сотрудничает с comScore.
- Что бы вы пожелали российской киноиндустрии в преддверии нового 2023 года?
- Хочется пожелать в наступающем году всем здоровья, выдержки и сил, а также выразить надежду на то, что 2023 год не принесет нам новых катаклизмов.
Индустрии же хочется пожелать выстоять так же, как ей это чудесным образом удалось сделать в 2022-м, и не только выстоять, но и продолжить движение вперед. Находить новые форматы взаимодействия с аудиторией, возвращая ее в кинотеатры, и новый интересный контент, который будет востребован зрителем и сможет дать хорошую монетизацию. Выправить тяжелейшее финансовое положение, в котором кинотеатры пребывают с 2020 года, чтобы лучик света впереди светил с каждым месяцем все ярче. Прорвемся!Кто: Роман Исаев