Необходима прямая государственная поддержка проектов для детей и юношества

Необходима прямая государственная поддержка проектов для детей и юношества Юлиана Слащева
24.06.2021

На вопросы нашего журнала отвечает генеральный директор Киностудии им. М. Горького, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева.

«Кинобизнес сегодня»: Прошло более полутора лет с вашего назначения на должность генерального директора Киностудии им. М. Горького. Расскажите, пожалуйста, чего удалось достичь, каковы ближайшие и долгосрочные планы.

Юлиана Слащева: Новая команда пришла на Киностудию им. М. Горького в октябре 2019 года. Тогда мы обнаружили производство в плачевном виде. Фильмов было немного, и они не имели прокатного потенциала, не подлежали монетизации в их состоянии на тот момент. И эта ситуация характерна для многих отечественных киностудий, сумевших сохранить имя и какую-то деятельность после 1990-х годов. Так же было с киностудией «Союзмультфильм»: больше трех лет мы работали, чтобы возродить производство в новом качестве, и добились значительных успехов. Положение на Киностудии им. М. Горького тоже стремительно меняется. Мы выработали новую стратегию до 2026 года и провели ребрендинг. На сегодняшний день целиком обновлен Продюсерский центр. Он обеспечивает полный цикл производства новых проектов, включая отбор, разработку и управление проектами, взаимодействие с партнерами, дистрибьюцию - как собственного кино, так и копродукции.

Основных направлений производства три: это игровое кино для молодежной и семейной аудитории, актуальные документальные фильмы и научно-популярные - образовательные фильмы и циклы. Согласно новой стратегии развития, киностудия должна восстановить производственную и техническую базу и увеличить объемы производства почти в десять раз, стать лидером в сегменте научно-популярного и документального кино, игрового кино для молодежной и семейной аудитории, а также творческим кластером для талантливых молодых режиссеров, сценаристов и продюсеров. Кроме того, мы планируем открыть при студии музей и киношколу.

- Почти год назад вы представили план развития киностудии до 2026 года. Все ли идет по плану? Как пандемия сказалась на работе студии?

- То, что было запланировано, мы стремимся осуществить. Пандемия приостановила возможность проводить съемки текущих проектов с выездом за рубеж, но позволила больше времени и сил посвятить разработке и предподготовке новых проектов, переговорам с потенциальными партнерами. Два совершенно новых игровых фильма получили поддержку Минкультуры России и с декабря уже вступили в подготовительный период: это подростковая драма с элементами хоррора «Кукольник» и семейная новогодняя комедия «Дядя из Чикаго». Съемки «Кукольника» мы планируем начать уже в этом году, а съемки «Дяди из Чикаго» пройдут позднее, в 2022-м. Вообще, мы активно разрабатываем новые проекты оригинальных игровых картин различных жанров.

На киностудию поступает большое количество заявок, в течение года мы рассматриваем сотни синопсисов и готовых сценариев. Чтобы направить этот поток в организованное русло, второй год подряд мы проводим Open Call для сценариев полных метров, а также питчинги для молодых кинематографистов в рамках проекта Gorky.Doc. В прокат за это время вышли уже два полнометражных игровых фильма, в производстве которых Киностудия им. М. Горького выступила сопродюсером. Несмотря на сложную ситуацию, в конце октября 2020 года успешно прошла премьера романтической комедии «Любовь без размера» со Светланой Ходченковой в главной роли. Сейчас ее можно посмотреть по подписке в онлайн-кинотеатре Premier. Подростковые драмы «Светлячок» Марии Кравченко и «Я свободен» Ильи Северова со звездой молодежных сериалов Глебом Калюжным в главной роли этой весной вышли эксклюзивно по подписке на видеосервисе Start.

В начале мая в Москве стартовали съемки новой картины под рабочим названием «Мой папа - вождь!». Режиссер - Егор Кончаловский, а главную роль сыграет Дмитрий Нагиев. Это совместное производство Киностудии им. М. Горького и кинокомпании Ольги Акатьевой «Окапи Продакшн» при поддержке Министерства культуры России. В основе сюжета - смешная и трогательная история о капитане дальнего плавания, волею судьбы ставшего вождем африканского племени. Он возвращается домой и, несмотря на свои дикарские замашки вождя и другие обстоятельства, пытается найти общий язык с женой и десятилетним сыном.

Несколько документальных проектов завершены и участвуют в мировых кинофестивалях. Это ленты «Горянки» о жизни кавказских женщин, «На дистанции» о том, как приспосабливались к самоизоляции русскоговорящие жители европейских городов, «Верните мои руки» о работе выдающегося микрохирурга из Красноярска. Показы проходят в США, Великобритании, Италии, Голландии, Австралии, Аргентине и других странах.

Мы адаптировали к существующим условиям и провели все запланированные мероприятия, они проходили в гибридном или онлайн-формате при поддержке Министерства культуры России. В том числе в октябре в Санкт-Петербурге прошел юбилейный, 15-й по счету Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний», в этом году полностью сменивший команду, стиль и концепцию. 10 декабря на высоком уровне впервые состоялось важное отраслевое событие - конференция на техническую тему «Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации», организованная филиалом Киностудии Горького - Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ).

В главном здании киностудии в Москве мы организовали выставку раритетных костюмов «Образ сказочного персонажа в кино», а чтобы все желающие могли ознакомиться с экспонатами, открыли на официальном сайте виртуальный тур и сняли документальную ленту «Поверить в сказку» - ее уже можно посмотреть онлайн на официальном YouTube-канале. Для творческой молодежи в социальных сетях прошли конкурс кавер-версий песен из фильмов киностудии «Спой по-новому» и фестиваль музыки в кино Soundtrack - также при поддержке Минкультуры России, московского правительства и Московского продюсерского центра.

Кроме того, киностудия проводит специальные показы картин из своей золотой коллекции на различных фестивалях и мероприятиях. Так, совместно с проектом «КАРО.Арт» в этом году прошли успешные показы фильма «Офицеры» и двухдневный марафон сериала «Семнадцать мгновений весны».

- У киностудии естьYouTube-канал, который показал впечатляющие результаты при запуске. Как дела с ним обстоят сейчас?

- Действительно, «серебряную кнопку YouTube», которая вручается за 100 тысяч подписчиков, канал получил всего за пять неполных месяцев. Сейчас он преодолел планку в 300 тысяч подписчиков, а общее количество просмотров составило 80 миллионов. На канале размещены две сотни фильмов в высоком качестве, все время появляются различные тематические подборки и трансляции. Еще мы размещаем на нем самые интересные лекции, питчинги и трейлеры новых проектов. Например, на канале можно посмотреть нашу картину об истории костюмов в кино «Поверить в сказку» с участием Александра Васильева или лекции звезд медиа Антона Долина, Родиона Чепеля и Всеволода Пули в рамках фестиваля «Мир знаний» - они рассказывают о будущем кино, журналистики и цифровых технологий.

- Вступив в должность, вы говорили о том, что существует острая потребность в производстве качественного продукта с образовательной и развивающей составляющей для актуальных платформ. Что-нибудь изменилось за неполных два года?

- Такие проекты очень важны для нас, ведь киностудия намерена занять лидирующие позиции на рынке научно-популярного контента. Мы ориентируемся прежде всего на подростковую и семейную аудиторию и современные цифровые форматы. Мы будем продюсировать и производить такие ленты, развивать копродукцию и собственную дистрибьюцию научно-популярных и познавательных фильмов и циклов.

Мы рады тому, что уже 1 июня состоится большая премьера на платформе «КиноПоиск HD» - выходит в свет обновленный киножурнал «Хочу все знать!». Уверена, перезапуск цикла, который мы создаем вместе с «Яндексом», будет успешным и даст хороший старт развитию научно-популярного кино. Это будет современный сериал-энциклопедия, в котором интереснейшие факты объясняются просто и увлекательно. Мы сделали новую анимационную заставку в популярной стилистике аниме. В ней мальчика заменила девочка, теперь она одета в стиле унисекс и напоминает персонажа из японских анимационных фильмов. А песню для заставки сочинила и исполнила певица Монеточка, музыку написал ее муж и саунд-продюсер Витя Исаев. Мы обновили стиль и сделали актуальными темы, но сохранили классический формат. Это очень важно. Авторы сериала - профессиональные журналисты, на проекте также работают научные консультанты и редакторы. Каждый эпизод длится 12 минут и состоит из трех сюжетов на разные темы. В новом сезоне 36 серий, каждую неделю будет выходить по две новые серии.

Одновременно с этим Продюсерский центр разрабатывает сразу несколько познавательных циклов на самые разные темы из области науки, культуры и общественной жизни. Еще один научно-популярный мини-сериал - «Комнатные растения» - отснят почти полностью.

- Расскажите, пожалуйста, о совместном предприятии «Союзмультфильма» и «Сбера». Что успело сделать это СП?

- Компания «Сбер» сделала стратегическую инвестицию в развитие киностудии «Союзмультфильм», предполагая в будущем создать крупного игрока не только на национальном, но и на международном рынке. На текущем этапе средства были направлены на создание и развитие новых проектов киностудии. Так, в частности, был существенно расширен портфель сериальных, полнометражных и короткометражных фильмов, находящихся на разных стадиях производства и разработки. Уже в 2020 году «Союзмультфильм» даже в условиях ограничительных мер выпустил свыше ста эпизодов сериальных проектов, а в 2021-м запланировано создать порядка двухсот.

Помимо этого, киностудия активно взаимодействует с компаниями, находящимися внутри экосистемы «Сбера»: в прошлом и текущем году были проведены совместные акции с Delivery Club и «Ситимобил», разработаны интерактивные обучающие парты для детей. В разработке находится еще целый ряд проектов и коллабораций.

- Вы планировали вернуть «Союзмультфильму» права на Чебурашку. Что-то уже получилось сделать?

- Важно отметить, что права на мультфильмы и анимационные образы из картин про Чебурашку и крокодила Гену на территории России и стран СНГ принадлежат «Союзмультфильму». Когда мы говорим о возврате прав, то имеем в виду азиатский и некоторые другие зарубежные рынки: в 2005 году была заключена сделка, на основании которой права были переданы японской компании на крайне невыгодных для киностудии условиях. На сегодняшний день мы считаем, что сделка уже прекратила свое действие, однако японская сторона утверждает, что соглашение пролонгировано. Сейчас мы находимся в переговорном процессе, на успешное завершение которого рассчитываем уже в этом году.

- На новогодних праздниках был показан один выпуск нового «Чебурашки». Ждать ли продолжения?

- В последние годы у нас появилась традиция: каждый раз накануне новогодних праздников «Союзмультфильм» делает своим зрителям подарок - выпускает короткометражную ленту об одном из героев любимых классических мультфильмов. В 2019 году мы представили завершающую часть трилогии о медвежонке Умке, в 2020-м - трогательный новогодний мультфильм о Чебурашке и крокодиле Гене. Создавать отдельный мультсериал про этих героев студия не планирует.

- Расскажите, пожалуйста, о судьбе проекта фильма режиссера Дмитрия Дьяченко совместно с компанией Yellow, Black and White.

- Работа над проектом идет полным ходом, и «Союзмультфильм» внимательно следит за этим. Сейчас завершается сценарная разработка, а параллельно идет процесс создания визуального образа Чебурашки, который будет интегрирован в игровую ленту с помощью современных технологий.

- Есть ли какие-нибудь новости по «Ну, погоди!»?

- Безусловно, перезапуск самого любимого мультфильма нескольких поколений - одна из самых ожидаемых премьер. Для студии это очень большая ответственность: наша творческая группа хочет сделать по-настоящему смешной и качественный сериал, героев которого полюбят современные дети. Сейчас уже готовы первые серии, идет доработка отдельных сцен. Новые эпизоды приключений Волка и Зайца зритель увидит уже в этом году.

- А есть ли в ваших планах возрождение других классических историй? СМИ сообщали о том, что Киностудия им. М. Горького собирается сделать ремейк мелодрамы «Вам и не снилось...». В какой стадии работа над ним?

- Сейчас проходит сценарная разработка новой экранизации повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось», над ней трудится известная молодая сценаристка и драматург Ярослава Пулинович. Но это будет не ремейк фильма 1980 года и не перенос действия в наше время, а именно новая экранизация, с современным киноязыком и саундтреком, с тщательной проработкой линии взрослых, с другим финалом. Подготовка и производство займут около двух лет.

- Про какие документальные ленты Киностудии им. М. Горького вы сейчас можете рассказать?

- Кроме тех фильмов, которые уже участвуют в фестивалях, завершены несколько картин. Документальная лента «Киногоризонты» рассказывает об очень интересных фактах из истории техники для съемок и показа кино, а также об эффектных киноформатах и их восприятии. Вскоре зрители смогут ее посмотреть, о премьере мы сообщим отдельно.

Еще один ожидаемый документальный фильм - «Арктика. Очищение» об экологической экспедиции волонтеров, взявшихся за очистку острова Вилькицкого от металлолома. Эта картина тоже увидит свет в ближайшее время.

Также почти завершен очень любопытный авторский документальный фильм режиссера Надежды Захаровой «Набережная», им уже активно интересуются фестивали. Это зарисовка, отличающаяся оригинальным киноязыком, о буднях провинциальной набережной, на которой стоит созданный по рисунку ребенка памятник «Музыка Камы».

Начались съемки нового перспективного документального проекта: это авторский фильм-портрет «Лида» об учредителе благотворительного фонда «Дом с маяком» Лиде Мониаве. Съемки еще нескольких документальных лент уже стартовали или скоро начнутся.

Киностудия подписала договоры на производство двух полнометражных документальных картин с компанией «Амурские волны». Автор мини-сериала «Листьев. Новый взгляд» Родион Чепель снимет для Киностудии Горького фильм об уникальном периоде 1950-60-х годов, когда в СССР начали активно разрабатывать передовую вычислительную технику. Рабочее название - «Советская кибернетика». Документальная лента под рабочим названием «Слова вместо бомб» расскажет об истории, значении для международных отношений и будущем традиционного синхронного перевода.

В качестве режиссера на проекте выступит креативный продюсер «Амурских волн» Игорь Садреев, ранее возглавлявший интернет-издание The Village и редакцию журнала Esquire. Есть и еще много различных проектов.

- Какое количество проектов, хотя бы примерно, сейчас находится в работе?

- На разных стадиях разработки или производства сегодня более 15 игровых фильмов различных жанров, более 40 документальных лент и 960 минут научно-популярного контента.

- В России пока отсутствует индустрия семейного кино, фильмов для детей и подростков. Что, по вашему мнению, надо делать, чтобы изменить эту ситуацию?

- Вы знаете, тому есть много причин. При этом, заметим, зарубежные семейные полнометражные мультфильмы и высокобюджетные франшизы весьма успешны в прокате. Чтобы появлялось больше российских детских и подростковых игровых картин, сегодня все еще необходима прямая государственная поддержка таких проектов. Кроме того, возможно развитие индустрии в рамках долгосрочных стратегий различных брендов и онлайн-платформ в копродукции. Чтобы ситуация начала значительно меняться, нужно, чтобы состоялось несколько ярких успешных релизов. Тогда люди захотят смотреть такие фильмы, ходить в кино, искать похожий контент в программе телеканалов и в каталогах онлайн-кинотеатров.                 


Кто:  Юлиана Слащева

Возврат к списку