Никто другой не заинтересован в прокате нашего фильма так, как мы сами
О фильме «Я вернусь» и о молодой продюсерской компании «Мовсес Фильм» нам рассказывает продюсер Беник Аракелян.
Евгений Володин: Расскажите, пожалуйста, о своей компании.
Беник Аракелян: Пару лет назад я придумал компанию «Мовсес Фильм», собрал несколько сценариев и заявок, пригласил в качестве партнеров своего друга Макара Запорожского, который тогда еще не был популярным актером, и Анну Гаспарян. Мы стали командой, за что им отдельное спасибо, и сняли свой первый полнометражный фильм «Я вернусь», который сейчас активно прокатывается по российским и международным кинофестивалям. Сняла его режиссер-дебютант Дарья Шумакова.
Макар Запорожский сегодня - очень востребованный и популярный у молодежи актер, снявшийся в таких рейтинговых проектах как «Молодежка», «Метод», «22 минуты» и «Обратная сторона Луны». Мы давно дружим, и я пригласил его в свой проект, зная о его креативном подходе и умении делать исключительно ценные замечания в момент зарождения идеи. И теперь мы видим, что Макар не только хороший актер, но и хороший продюсер.
Сегодня мы готовим нашу картину к прокату и планируем представить ее на апрельском Кинорынке.
- Это будет отдельное мероприятие или оно пройдет в рамках презентации какой-нибудь другой, возможно, дистрибьюторской компании?
- Недавно наша лента участвовала в конкурсе кинофестиваля дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, а Кинорынок был партнером фестиваля. Нас заметила Екатерина Бордачева и предложила нам показать трейлер фильма представителям кинотеатров в апреле. Это будет короткая презентация, которая, я надеюсь, создаст впечатление о картине.
- Вы уже нашли прокатчика?
- Мы провели переговоры с несколькими независимыми дистрибьюторскими компаниями и в итоге решили, что будем прокатывать фильм самостоятельно. Несмотря на то что сегодня «Я вернусь» активно идет на кинофестивалях, мы не считаем свою ленту сугубо фестивальной и будем пытаться донести ее до более широкой аудитории, поскольку в ней затрагиваются темы взаимоотношений отца и сына, каких-то общечеловеческих ценностей.
- Кто автор идеи картины?
- Автор идеи - я. Наш фильм в оригинале снят на армянском языке - это российский фильм, снятый в Армении на армянском материале. Большое спасибо Даше Шумаковой за то, что она поверила в нашу историю и согласилась прилететь в Армению, чтобы снять там кино на армянском языке.
- Можно ли раскрыть сумму производственного бюджета?
- Бюджет у нас по современным меркам крохотный. Могу сказать, что это малобюджетная лента. Мы не брали кредитов и денег от государства, а сняли фильм на свои собственные и привлеченные средства. Например, в Москве есть армянская община села Мовсес (Республика Армения, Шамшадинский район), в котором проходили съемки, и эта община помогла нам частично и с финансированием, и добрыми советами, за что им огромное спасибо.
Мы реалисты, и прекрасно понимаем, что никто другой не заинтересован в прокате нашего фильма так, как мы сами. Мы сняли семейное кино, за которое нам не стыдно, и считаем, что оно станет для нашей команды хорошим дебютом. Вся группа, участвовавшая в съемках, гордится своей работой, в том числе потому, что создавалась картина не в самых лучших условиях.
- Наверняка вы планируете показать ленту не только в России, но и в Армении...
- Да, конечно, и мы уже достигли определенных договоренностей с армянскими кинотеатрами. К сожалению, их там очень мало. Надеемся, что прокат нашей картины откроет новую страницу в истории кинопроката Армении, но подробно говорить об этом пока считаю преждевременным - скажу лишь, что у нас есть дерзкий и экспериментальный план в отношении армянского проката.
В Армении сегодня работает всего несколько кинотеатров, и среди армянских подростков, которые живут в районах и селах, много таких, кто ни разу не был в кино. Эту ситуацию мы хотели бы изменить, чтобы наш фильм смогли увидеть люди по всей стране.
- Как вы планируете продвигать свою картину в прокате?
- Поскольку мы решили прокатывать ее сами, а бюджет, как вы понимаете, ограничен, то нам не остается ничего иного, кроме как самим договариваться о прокате с кинотеатрами и сетями. Наружной рекламы у нас не будет - мы намерены сосредоточиться на продвижении в Интернете, на определенных порталах. Интернет сегодня - один из наиболее эффективных инструментов продвижения, надо умело и точечно им пользоваться.
Отдельный фокус мы сделаем на социальные ролики, объединенные общим слоганом «Я вернусь»: это короткие истории о том, как человек вынужден куда-то уехать, оставив что-то, что ему очень дорого, - как герой нашей ленты, который вынужденно покидает свой дом ради заработка и планирует обязательно вернуться. Обычные люди будут в этих роликах рассказывать, куда и почему они надеются вернуться. Буквально через две недели мы приступаем к съемкам роликов: идеи для них уже разработаны, осталось их реализовать. Кроме того, планируется обширная PR-кампания фильма, и она уже началась - интервью в телегидах и глянцевых журналах, эфиры на радиостанциях. К картине есть интерес и со стороны армянских русскоязычных СМИ.
Нас поддерживают несколько известных и популярных людей, актеров с миллионами подписчиков, с которыми мы договорились «поднимать хайп» буквально за пару недель до премьеры.
Кроме рекламы в Интернете, мы планируем закупить рекламное время на армянском телевидении, чтобы рассказать о картине всем жителям страны и армянской диаспоре в России.
- Давайте вернемся к фестивалям. Вы сказали, что показывали ленту на нескольких различных киносмотрах. В апреле в российской столице пройдет 41-й Московский международный кинофестиваль...
- Мы даже не думали предлагать свой фильм на ММКФ. Поскольку мы новички в кинопроизводстве и в продвижении, то допустили ряд ошибок, одна из которых заключается в том, что мы не стали дожидаться крупных кинофорумов, где можно было бы заявить о себе относительно громко. Мы же предложили свою картину нескольким небольшим фестивалям и обрадовались, когда нас туда взяли, не подумав о том, что таким образом мы лишаем себя возможности попасть на крупный фестиваль вроде ММКФ.
- Но ведь не обязательно заявляться в основной конкурс - можно было предложить ленту в параллельные программы...
- Дело в том, что в апреле практически в одно время с ММКФ проходит один из самых крупных киносмотров на Востоке - Тегеранский международный кинофестиваль, который отобрал нашу картину для основного конкурса. Таким образом, мы автоматически «пролетаем» с Московским кинофестивалем.
- В каких кинофорумах вы уже успели поучаствовать?
- Мы участвовали в «Амурской осени», в Bridge of Arts в Ростове-на-Дону, в Фестивале имени Вячеслава Тихонова «17 мгновений...». На нас часто обращают внимание небольшие американские и европейские фестивали, и на сегодняшний день мы приняли участие в нескольких смотрах по обе стороны Атлантики: Socially Relevant Film Festival New York, LA Women`s IFF, Kansas City FilmFest International, Dallas Independent Film Festival, Berlin Motion Picture Festival и нескольких других. В апреле мы участвуем в фестивалях в Бостоне и Тегеране, в мае - в Нью-Йорке, где пройдет фестиваль независимого кино. Ждем ответа от ереванского «Золотого абрикоса».
- «Золотой абрикос», по идее, должен вас взять по определению...
- Не скажите! За последние годы Ереванский международный кинофестиваль настолько поднялся и окреп, что лента, снятая в Армении и на армянском языке, вовсе не обязательно будет включена в его программу.
Еще во время съемок мы мечтали о том, что было бы хорошо снять первый фильм, попасть хотя бы на пару кинофестивалей и заявить о своем появлении коллегам из профессионального мира кино. Но получилось так, что наша картина оказалась довольно востребованной среди фестивальных отборщиков - в какой-то момент мы даже почувствовали себя звездами, но быстро опустились на землю. Нас пригласили принять участие в одной из программ кинофестиваля «Темные ночи» в Таллине, и после нашей презентации к нам подходили знакомиться - так о фильме и о нас узнали все отборщики кинофестивалей класса А. В любом случае мы обзавелись новыми знакомствами, завязали кое-какие контакты, и в целом нам очень нравится, как у нашей ленты идут дела. Мы не ждем славы и фестивального признания - нам хочется донести до зрителей наш первый фильм и создавать качественное кино, за которое нам не было бы стыдно.
- Наверняка деятельность вашей кинокомпании не ограничивается продвижением уже снятой картины...
- Да, конечно, в настоящее время у нас в разработке находятся два полнометражных фильма.
- У вас, наверное, есть какие-то постоянные источники финансирования?
- К сожалению, нет. Для двух проектов, о которых я только что упомянул, мы ведем переговоры о частичном финансировании. Я стараюсь очень аккуратно подходить к поискам инвесторов, каждому из которых объясняю, что кино - это бизнес с высокими рисками и что вероятность вернуть вложенные средства, а тем более заработать, довольно невелика, но вполне возможна.
- Кроме проката, есть разные другие платформы, которые позволяют кинопроизводителям зарабатывать. Вы еще не пытались вести подготовительную работу по продаже ленты, например, на видеосервисы и на ТВ?
- Мы стараемся не спешить, чтобы не совершать ошибок и тщательно выверять каждый свой шаг. Поэтому мы решили сначала презентоваться на Кинорынке, после чего начнем продвигать фильм на другие платформы.
- Вы не планируете показывать кинотеатрам картину целиком?
- В апреле точно не планируем, но, возможно, сможем показать ее целиком в Сочи. Изначально мы и планировали заявить о себе на летнем Кинорынке, но - спасибо Екатерине Бордачевой - у нас появился шанс сделать небольшую презентацию в апреле в Москве, и мы им воспользовались.
- Вы так или иначе рассчитываете вернуть вложенные в производство средства?
- Сейчас мы рассчитываем дойти до проката и показать наш фильм в кинотеатрах. По итогам проката мы сделаем выводы, как дальше продвигать ленту на видеосервисы и телевидение более грамотно. Финансовый крах нам пока, надеюсь, не грозит: у нас нет больших долгов.
Вместе с тем как минимум один из своих ближайших проектов мы не сможем прокатывать сами. Это большой проект, сценарий пишут известные авторы, он был задуман несколько лет назад, и с тех пор мы периодически к нему возвращаемся.
- Можете рассказать какие-нибудь подробности?
- Это будет картина о самом крупном ограблении в Советском Союзе. В 1977 году был совершено ограбление Госбанка Армении, преступники похитили полтора миллиона советских рублей; только поиски злоумышленников длились 10 месяцев, из которых первые шесть у самых опытных сыщиков СССР не было даже подозреваемых. Ограбление совершили двое двоюродных братьев из очень бедных семей, один из которых, гениальный стратег, разработал идеальный план, а второй - сильный и ловкий атлет - его реализовал.
Надо сказать, что столь перспективную с точки зрения кино историю уже пытались экранизировать другие кинематографисты, но их версия не имела ничего общего с реальными событиями. Я же обладаю авторскими правами на эту историю, которую рассказал миру Зорий Балаян. По понятным причинам история с ограблением такого масштаба в СССР была засекречена, а писатель Балаян был знаком с одним из следователей, от которого смог узнать детали этого дела. В результате на свет появился рассказ «Следственный эксперимент», права на экранизацию которого писатель передал мне.
Сценарий будущего фильма пишут Сергей Калужанов и его супруга Ирина Пивоварова, и мы надеемся, что в 2020 году сможем запустить его в производство. Несколько больших продюсеров и представители телеканалов заинтересованы в этом проекте, я не раз уже встречался с ними, но ни с кем из них мы пока не смогли прийти к общему мнению, хотя я и понимаю, что поддержка федерального канала практически гарантирует успех в прокате.
- Какие еще проекты входят в число ближайших?
- Один из них - это молодежная драма, в начале апреля сдаем первый набросок сценария (беседа состоялась в конце марта. - Прим. ред.), и если повезет, в сентябре начнем производство. Сценарий пишет молодой талантливый автор Денис Кулагин. В картине будет очень много музыки, выступлений уличных артистов и саксофонных пьес.
Кроме того, мы пишем две заявки, которые будем предлагать каналам «СТС» и «НТВ».
- Правильно ли я понял, что вы не рассчитываете на немедленное получение прибыли?
- С моим маленьким опытом кинопродюсера я уже знаю, что в кино не бывает быстрого получения денег (смеется). Нам повезло - мы работаем с интересным материалом и стараемся делать хороший, качественный продукт. Хотя я понимаю, что нельзя заниматься бизнесом, не имея целью зарабатывание денег, но для нас деньги - не самоцель. Мы хотим заниматься историями, которые будут жить, и если сможем делать это хорошо, то сможем и заработать.Кто: Беник Аракелян