Новое поколение кинематографистов готово нести ответственность перед зрителем

Новое поколение кинематографистов готово нести ответственность перед зрителем Данил Гринькин и Елиас Тадеус
26.09.2017

Наши собеседники - молодой режиссер Данил Гринькин и композитор Елиас Тадеус - рассказали нам о том, как они представляют смену поколений кинематографистов, о своей совместной работе, короткометражной картине «Монах», и поделились своими дальнейшими творческими планами.

Евгений Володин: Елиас, давайте начнем с вас. Расскажите, пожалуйста, о себе.

Елиас Тадеус: Я профессионально занимаюсь музыкой уже десять лет. В семь лет я взял первые уроки игры на фортепиано и музыкальной теории, и с тех пор вся моя жизнь неразрывно связана с музыкой. В детстве я уже начал уделять внимание композиции, сочинять собственные произведения и фактически уже тогда решил, что стану композитором. С тех пор все мои усилия были сфокусированы в этом направлении.

- Где вы учились? Наверное, после музыкальной школы была консерватория?

- Вообще, после школы был юрфак - родители настояли, чтобы я получил «серьезное» образование. Кстати, сегодня полученное мною юридическое образование оказалось весьма кстати - оно помогает решать очень многие вопросы по авторским правам.

Консерватория, конечно, тоже была. Я учился на кафедре композиции, но обучение продолжалось недолго. Дело в том, что в СНГ распространен классический подход к музыкальному образованию, и когда я сказал, что хочу писать музыку для кино, преподаватели мне заявили, что это не музыка (смеется). Мои попытки доказать, что музыка в кино зачастую бывает сложнее, чем традиционная симфоническая, разбились о стену непонимания, и я был вынужден прекратить консерваторское обучение, проучившись один год.

Параллельно с обучением в консерватории я продюсировал различные музыкальные произведения, сочинял песни, мои работы представлены на более чем двадцати трех альбомах в самых разных стилях, поскольку к тому времени я освоил профессию инженера звукозаписи и профессионально занимался продакшеном.

- Эти двадцать три альбома - ваши сольные работы или сборники с вашим участием?

- Половину музыки для этих дисков сочинил я, в каких-то случаях делал аранжировки или продюсировал работы других музыкантов.

В 2013 году я впервые поучаствовал в производстве кино - написал музыку для студенческой короткометражки в Молдавии. Вскоре после этого мне довелось там же, в Молдавии, поработать над «полным метром», после чего я переехал в Москву, где продолжил свою карьеру в качестве профессионального кинокомпозитора, аранжировщика и саунд-продюсера. В 2014 году я познакомился с Данилом и написал один трек для его короткометражного проекта. Дальше - больше: мне повезло встретиться с Владимиром Грамматиковым, который доверил мне написание музыки к короткометражной ленте Disney «Карма». Затем были еще одна короткометражка Киностудии Горького, еще одна картина с Данилом и несколько работ с молдавским режиссером Игорем Кобылянским, хорошо известным в Румынии и в Западной Европе. Потом был невероятный опыт написания оригинальной музыки для аэросъемки (с дрона) озера Байкал, шестиминутной работы Антона Елчаненова, одного из самых талантливых операторов на сегодняшний день, и сотрудничество с Николаем Дроздовым по инструментальной музыкальной композиции на тему самого одинокого кита на планете, который уже 30 лет обитает в Тихом океане.

- Ваша профессиональная деятельность не ограничивается написанием музыки, вы занимаетесь и музыкальным продюсированием?

- Да, я делаю, как говорится, все «под ключ», от написания мелодии до записи финального мастер-трека и его релиза. Для этих целей мы с партнерами основали два музыкальных лейбла, один в России, другой в Европе.

- Какие музыкальные стили вы предпочитаете?

- Я не ставлю себе никаких рамок и все время стараюсь раздвигать границы стилей: например, одна из моих недавних работ выполнена в стиле джаз-фьюжн.

- Какие музыканты оказали на вас наибольшее влияние?

- В основе моих музыкальных вкусов, безусловно, лежит классическая музыка и классические композиторы - Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Дворжак, Брукнер, Чайковский, Рахманинов, Шостакович. Если говорить о современных музыкантах, то это Стиви Уандер, Стинг, великолепный аранжировщик и продюсер Роб Мэтью, Дэвид Фостер. Но, повторюсь, мои музыкальные предпочтения были сформированы в первую очередь классиками. А в 2012 году мне, будучи во Франции, посчастливилось принять участие в мастер-классе Эдди Крамера, легендарного звукоинженера, который работал с The Beatles, Led Zeppelin, Джими Хендриксом и Дэвидом Боуи. Это было очень интересно, познавательно и полезно для меня как специалиста по звуку.

- Спасибо, Елиас. Данил, теперь ваша очередь рассказывать о себе.

гринькин.jpg   Данил Гринькин: В девять лет я посмотрел фильм «Хеллбой» и твердо решил, что стану режиссером. В 14 лет устроился работать в кинотеатр - был уборщиком, продавал билеты, и ежедневное наблюдение за кинозрителями, их реакцией на фильмы подкрепило мой выбор профессии. Большинство людей приходят в кино, чтобы окунуться в атмосферу праздника, и кинематографисты, на мой взгляд, не имеют права обманывать их ожиданий. Поэтому я убежден, что режиссер должен нести ответственность перед зрителем за свои произведения.

- Особенно часто зритель обманывается, приходя на российское кино...

- Да, и в связи с этим вспоминается один случай. В наш кинотеатр с другого конца Москвы приехала одинокая пожилая женщина, чтобы посмотреть один, скажем так, не лучший отечественный фильм. По правилам кинотеатра киномеханик не начинал сеанс, если на него не было продано как минимум три билета, и этой женщине так хотелось посмотреть кино, что она выкупила сразу три места. Я до сих пор помню смесь разочарования и обиды на ее лице после сеанса; в тот момент я впервые подумал о том, что авторы фильма должны нести ответственность за то, как он будет воспринят зрителем. Люди могут испытывать самые разные чувства после просмотра картины, но среди этих чувств не место разочарованию.

- Где вы учились?

- Я сменил шесть школ, среди которых были русская школа с журналистским уклоном на Мальте и московский лицей с гуманитарной специализацией, и в школьные годы не расставался с видеокамерой, писал сценарии, снимал короткометражные фильмы.

- На каких зрителей вы рассчитывали - только на друзей и родственников или вам было важно, чтобы ваши работы посмотрело как можно большее число людей?

- В те годы я не очень дружил с Интернетом, и сегодня, несмотря на то что выкладывал в Сеть многие свои работы, часто не могу вспомнить, на каких ресурсах я их размещал. Моими первыми зрителями были, конечно же, друзья и родственники, многие из которых также и снимались в этих фильмах.

После школы я поступил на юридический факультет. Это было просто интересно; кроме того, по рассказам знакомых, которые поступали в кинематографические учебные заведения, у меня сложилось не очень хорошее мнение о российском кинообразовании, и поэтому я не стремился непременно стать студентом ВГИКа.

- Рассчитывали сразу поступить в Нью-Йоркскую киношколу?

- Это было бы очень здорово, но я понимал, что американские киношколы для меня в то время были труднодостижимы. Тем не менее, я скачивал из Интернета находящиеся в свободном доступе учебные программы и курсы зарубежных киношкол и прилежно штудировал письменные материалы, смотрел видеокурсы, перечитал массу российских и иностранных учебников по сценарному искусству.

После двух лет учебы на юрфаке, в течение которых я продолжал писать и снимать, мне совершенно случайно представилась возможность поработать у режиссера Николая Лебедева на съемках «Экипажа» в должности ассистента по актерам. Совмещать 12-часовые съемочные смены с учебой на дневном отделении было невозможно, и я оставил юрфак ради большого кино, о чем сегодня совершенно не жалею. Сейчас я считаю время, проведенное на съемках «Экипажа», лучшими днями в своей жизни. Поначалу было очень трудно, но я довольно быстро приноровился к своим обязанностям. С Николаем Лебедевым мы с тех пор общаемся, он очень помогает мне советами.

- Можно ли сказать, что фактически в лице Лебедева вы приобрели наставника?

- Да, я всегда называю его своим главным учителем и считаю лучшим современным российским режиссером, который снимает не просто зрительское кино, но кино, наполненное несколькими слоями смыслов и поэтому интересное не только массовому зрителю. Уже после окончания съемок я неоднократно посещал его мастер-классы.

Когда работа над «Экипажем» подошла к концу, я открыл свою собственную компанию, снимал рекламу, музыкальные клипы - в общем, на недостаток работы не жаловался. Несмотря на молодость и отсутствие большого опыта, заказчиков моя работа устраивала. Не могу сказать, что у моей компании были сотни клиентов, каждый их которых был полностью удовлетворен, но большинство заказов получили положительные оценки и работали на укрепление моей репутации.

Однако, несмотря на положительный опыт съемок «коротких форм», в какой-то момент я приостановил эту деятельность, решив все же получить кинематографическое образование, и поступил во ВГИК на курс Алексея Ефимовича Учителя. Первый мой учебный короткометражный документальный фильм был хорошо принят на фестивале в США - не выиграл, но дошел до финала, и затем мне разрешили снять игровую картину по моему сценарию. В начале курса я исполнил свою давнишнюю мечту - написал сценарий короткометражной ленты, на который меня вдохновила повесть Льва Толстого «Отец Сергий». Мы пригласили для участия в этом проекте Татьяну Арнтгольц и Сергея Кемпо, с которым я был знаком еще со времен съемок «Экипажа». Это было огромное счастье для меня, когда они согласились...

- На какие средства вы снимали эту картину? Как вообще финансируются студенческие фильмы во ВГИКе?

- Я учился на платном отделении и поэтому даже не имел возможности использовать учебную киностудию, не говоря уже о том, чтобы претендовать на какое-то финансирование. Более того, самое обидное, что все права на фильм, снятый за свой счет во время обучения, нужно передавать ВГИКу. Но нам удалось найти бюджет, выбрать неплохие локации, поиском которых мы занимались очень долго - объездили все Подмосковье, и снять эту картину, которая называется «Монах». В итоге съемки проходили в селе Воздвиженское Сергиево-Посадского района. С нами работает замечательный молодой художник Маргарита Ермолаева, отличающаяся огромным количеством идей и трудолюбием, которая честно пыталась воплотить в жизнь все наши задумки. Фильм готов, и сегодня мы надеемся приблизить реализацию своей давней мечты - снять полнометражную ленту, сценарий для которой я написал четыре года назад по повести Ивана Тургенева «Первая любовь». У нас уже подобрана команда - продюсер, очень талантливый оператор Ян Ионов, с которым мы работали вместе не на одном проекте и которому я доверяю как себе самому, есть договоренность с несколькими артистами, и сегодня мы ищем для этого проекта финансирование.

- Как вы познакомились с Елиасом?

- Сразу после окончания работы над «Экипажем» я написал сценарий короткометражки «Мой говорящий мир», герой которой обладал способностью разговаривать с окружающими его предметами. Мы начали разработку этого проекта и даже нашли компанию, которая вызвалась сделать сложную компьютерную графику. На этапе работы над сценарием я познакомился с Елиасом, и с тех пор мы сотрудничаем на всех моих проектах - он присылает мне наброски музыкальных тем, я шлю ему фрагменты сценариев... В итоге мы сняли тизер, который был практически готов, за исключением графики, игравшей в картине очень важную роль. Однако найденная нами компания, взявшаяся было за графику, внезапно отказалась от продолжения работ, и проект завис в воздухе, чего нельзя сказать о нашем сотрудничестве с Елиасом. Он сочинил прекрасную музыку к «Монаху», причем в сжатые сроки, и она, на мой взгляд, идеально вписалась в мою концепцию.

Елиас Тадеус: Я писал музыку под фильм. Бывает, что композитор пишет музыку под сценарий, но в нашем случае я работал с черновым монтажом ленты, что позволяло учитывать динамику действия.

Данил Гринькин: Сегодня картина готова, в начале сентября мы устраиваем презентацию в кинотеатре «Иллюзион» и начинаем продвигать ее на различные фестивали, в первую очередь зарубежные.

- Для этого понадобится субтитрирование?

- Да, мы планируем сделать английские субтитры. Кстати, «Мой говорящий мир» мы даже начинали снимать на английском, и у нас были такие же мысли по поводу «Монаха», но в итоге решили, что история, рассказанная в фильме, слишком русская, и делать его надо на русском языке. Я надеюсь, что сама история будет понятна любому зрителю, в любой стране мира, потому что в ее основе лежат человеческие отношения. То же самое можно сказать и про «Первую любовь»: это лента про человеческие отношения, понятная всем. Сегодня большинство студентов ВГИКа воображают себя будущими гениями, которые будут снимать выдающиеся фильмы. И действительно, так бывает: режиссер снимет интересную, глубокую картину, ее посмотрят три критика на фестивале, которые напишут, что она гениальна, ему вручат награду, которую он поставит на полку у себя дома... и все. Больше он работы не получит. Для меня же важно не то, сколько наград получит моя лента, а то, сколько людей увидит ту историю, которую я хочу им рассказать посредством кино. Я ценю зрительское кино и хочу, чтобы мои картины смотрел массовый зритель. Меня - возможно, в силу возраста - очень вдохновляет тема молодости, и я очень рад, что у нас собралась молодая команда. Мне нравятся работы молодых иностранных режиссеров - Дэмиена Шазелля, Райана Куглера. Несмотря на молодость, они снимают прекрасное кино. О людях и для людей.

- Наверное, в каждом возрасте у режиссера есть свои темы?

- Да, безусловно, и для моего возраста первая любовь - самая актуальная тема (улыбается)!

- Если вы хотите, чтобы ваши работы увидели как можно больше зрителей, то самое очевидное - просто выложить их для всеобщего доступа в Интернет или на бесплатный VoD-сервис. Как вы относитесь к этой идее?

- Мы обязательно разместим «Монаха» в свободном доступе в Интернете - этими вопросами занимается наш продюсер Степан Бордачев. Моя главная цель - снять первый фильм в Голливуде до тридцати лет. Посмотрите на наши картины, в том числе и студенческие работы - кругом грязь, тоска, боль и негатив. Все это так и хлещет с экрана на бедного зрителя. Либо заменяется абсолютно безвкусными дешевыми комедиями. Это же просто невозможно! В то время как практически в любой американской ленте, какого бы жанра она ни была, присутствует главное - надежда. Вот почему эти истории и находят такую популярность во всем мире. Ведь все люди, по большому счету, хотят в жизни чего-то светлого, доброго и открытого. И где, как не в кино, можно на два часа уйти от окружающей действительности и поверить, что все обязательно будет хорошо! Сегодня, на мой взгляд, можно говорить о смене поколений в кинематографе, и очень хочется, чтобы новое поколение режиссеров снимало фильмы не для себя и фестивальных критиков, а для массового зрителя.

Возвращаясь к сценарию «Первой любви», должен сказать, что его очень высоко оценил знаменитый кинокомпозитор Евгений Дога. Елиас с ним знаком, и однажды он отправил ему мой сценарий. Доге сценарий понравился, и он заявил о готовности написать музыку для этой картины - но во всем, что касается музыки, я целиком доверяю Елиасу.

Елиас Тадеус: В результате родилась такая идея: Евгений Дога мог бы сочинить музыку, а я поработал бы с его материалом в качестве музыкального редактора и аранжировщика. У меня есть такой опыт: я взял его знаменитый сонет и сделал из него рок-симфонию, добавив к классической оркестровке хоровые и гитарные партии и ритм-секцию. Евгений Дмитриевич признался, что ему очень понравилось, - он не мог представить, что его песня может звучать подобным образом. Так мы достигли предварительной договоренности о совместной работе над «Первой любовью», но пока мы не определимся с бюджетом, договоренность так и останется договоренностью.

Данил Гринькин: Да, все, как всегда, упирается в финансирование. Но мы рассчитываем на совместное производство с участием узнаваемых иностранных артистов и последующей дистрибьюцией в Европе.

- Возвращаясь к «Монаху» - чем вы можете гордиться по итогам работы над этим фильмом?

- Конечно, я очень горжусь тем, что к 22 годам смог в одной из первых своих студенческих работ поработать с такими актерами как Татьяна Арнтгольц и Сергей Кемпо. Прекрасные профессионалы, они оказались чудеснейшими людьми, которые поверили в меня, никогда не переставали творить и подошли к нашей работе с максимальной серьезностью, находили время на репетиции и в итоге сделали все, чтобы картина получилась максимально интересной. Это был отличный опыт для меня, я горжусь сотрудничеством с ними и надеюсь, что не подвел их. Горжусь своим знакомством и работой с опытной командой - Женей Калмыковым, Яном Ионовым, Маргаритой Ермолаевой, Степаном Бордачевым, Валерой Бушуевым. Продюсер Александр Болдырев, выпустивший не одну полнометражную ленту и тоже поверивший в эту историю, героически не спал по два-три дня, совершая вояжи от Москвы до Воздвиженского и обратно. Очень талантливая Алена Генералова - наш художник по костюмам. Это было пусть небольшое, но очень интересное приключение, и я благодарен каждому из этих людей.

Горжусь, что фильм оценивают зрители. Это могут быть хорошие оценки или плохие, но главное, что они есть и что картина вызывает эмоции. Горжусь, что хорошие слова о ленте сказал Николай Лебедев. Горжусь всеми замечаниями, которые услышал от Алексея Учителя. Что-то у нас получилось, что-то нет, но, так или иначе, для меня завершение работы над «Монахом» - личная победа, и мне крайне важно не дать этому фильму остаться неизвестным. Всегда хочется двигаться дальше!                                                  

Кто:  Данил Гринькин и Елиас Тадеус

Возврат к списку