Новое поколение продюсеров: акцент на копродукцию
О планах экранизации знаменитой повести «Дикая охота короля Стаха» нашему корреспонденту
рассказала сценарист и продюсер Марина Руссо.
Евгений Володин: Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы пришли в киноиндустрию?
Марина Руссо: Я родилась на острове Сааремаа в Эстонии. Несмотря на знание эстонского языка, то, что я играла за молодежную сборную Эстонии по гандболу, и наличие у меня эстонского гражданства, большую часть жизни я живу и работаю в Москве. Хотя год назад мы с моим партнером Василием Корвяковым открыли представительство в Прибалтике. В душе чувствую себя русским европейцем или человеком мира. Получив профессиональное актерское образование в Театре-школе Фонда Ролана Быкова, я вполне видела себя в этой профессии. Но наступил финансовый кризис 1998 года, и стало невозможно выжить на доходы в театре, снимать квартиру, и т.п.
Я занялась рекламой, получила новое дизайнерское образование в Европе, открыла свое креативное бюро, которому в этом году исполнилось 15 лет. Мы разрабатываем новые бренды, фирменные стили, создаем рекламные концепции, имеем свое печатное производство, делаем рекламные ролики, последние три года снимаем документальные фильмы, пишем сценарии для ТВ и кино. Среди наших клиентов много крупных компаний: «ВТБ», «Лукойл», «Транснефть». Так что, думаю, выбор этих компаний говорит сам за себя. Хотя могу показаться нескромной (смеется).
Что касается крупных творческих проектов и моего прихода в кино как продюсера, художника и сценариста, то все началось с того, что моя студия приняла участие в создании проекта Лины Арифулиной - детского мюзикла «Зубастая няня». Инвестиции в проект составили почти миллион долларов, примерно столько же было потрачено на рекламу. Наша работа касалась всего креатива - мы анимировали героев сказки и разработали рекламную концепцию будущего зонтичного детского бренда «Зубастая няня». Под этим названием выпустили несколько серий детских обучающих книг и игр. И тогда я поняла, что хочу заниматься своими независимыми творческими проектами - анимацией и кино.
В 2012 году я получила кинематографическое образование, закончив продюсерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров при Союзе кинематографистов России. Поскольку обучение там было дневным, совмещать бизнес и учебу было непросто, но учиться - безумно интересно. Знание истории кино, понимание принципов режиссуры и кинодраматургии - это серьезный показатель внутренней культуры и профессионализма продюсера, поэтому я рада, что у меня есть такой багаж знаний.
Очень много мне дала и практика в Лос-Анджелесе, благодаря которой я окончательно поняла, как и с кем хочу работать в киноиндустрии.
- Закончив Высшие курсы, вы почувствовали себя продюсером?
- Если бы все было так просто! Получил диплом и почувствовал себя кинопродюсером (смеется). Надо помнить, что кино - это высокобюджетный бизнес, и на продюсере лежит огромная ответственность за результат - перед инвесторами, перед государством. Кроме того, молодому продюсеру, в отличие от именитых коллег, необходимо доказать партнерам и инвесторам свою состоятельность и компетентность. По поводу своего дебютного продюсерского проекта - я очень благодарна коллеге по цеху Ольге Шенторович, главному редактору кинокомпании «Среда», за проникновенный рассказ о книге Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха» и знакомство с семьей его наследников, у которых я купила права на экранизацию повести два года назад. Права хотели приобрести и на уровне государства, и уже известные кинопродюсеры, но наследники писателя поверили в мое видение этого проекта и его реализации. Повесть глубокая, философская, но с большим, поистине голливудским зрелищным потенциалом. Несмотря на интересную детективную линию, все происходит из-за любви и во имя любви, с тонким намеком на сверх-идею о библейских ценностях, что мы покажем в мистической линии истории. По жанру сейчас получается исторический триллер, детектив, мистика. Уже готов первый вариант сценария, правда, писали его целых полтора года.
- Чем объясняется такой длительный период работы над кинодраматургической основой? Вы часто меняли сценаристов?
- Этот материал может и должен иметь огромную аудиторию, ведь тема Дикой охоты понятна и близка любому жителю Скандинавии, Германии, Ирландии и Британии, в каждой из этих стран есть своя интерпретация мифа о Дикой охоте. Достаточно набрать в любой поисковой системе Wild Hunt, чтобы убедиться в моей правоте. Фильм будет сниматься на русском и английском языках, с актерским составом как из России, так и из Европы; возможно, будет и американская звезда, переговоры уже ведутся. Мы понимаем, что, помимо многожанровости, наш сценарий должен быть динамичным, самобытным и конкурентоспособным на рынке копродукции. В этом и есть причина длительности работы над сценарием. Кроме того, это мой первый опыт, второй проект мы точно осуществим быстрее.
- Вам хотелось довести сценарий до полного совершенства?
- Понятие совершенства у каждого свое (смеется). Мы хотим создать аудиовизуальный продукт, который будет пользоваться кассовым успехом на российском, европейском и, в идеале, американском рынке.
Книга Короткевича является частью белорусской культуры, по ней даже поставлена опера на белорусском языке. Но скандинавский миф о Дикой охоте распространен во всей Европе (например, композитор Зигфрид Вагнер написал к опере «Проклятый Дитрих» антракт «Дикая охота») - это, собственно, и дает нам повод верить в то, что наша история вызовет интерес и у европейского зрителя.
- Чем еще, кроме сюжета, ваш фильм будет интересен зрителю?
- Мы классифицируем наш проект как арт-мейнстрим - авторское кино для массового зрителя, надеемся этим фильмом открыть миру нового Тима Бертона (улыбается). Если предыдущая экранизация книги - лента Валерия Рубинчика, вышедшая на экраны в 1979 году, - была настоящим артхаусным, фестивальным, авторским кино, отмеченным призами нескольких международных кинофорумов, то наша версия будет зрелищным мистическим триллером, который, я уверена, заинтересует большинство зрителей именно в кинотеатре. XIX век, замок, болота, молодая девушка, которой грозит смертельная опасность (согласно древней легенде, она должна быть убита призраками во время Дикой охоты короля Стаха), и влюбленный в нее главный герой, который остается в замке, чтобы разобраться - призраки это или живые люди. Это достойные составляющие хорошего, зрелищного и увлекательного кино.
- Вы планируете свой фильм как копродукцию с зарубежными партнерами?
- Да, я участвовала в питчинге на кинорынке в Каннах в мае этого года, где наш проект приняли очень хорошо. По итогам питчинга мы нашли крупных иностранных партнеров из Ирландии и Финляндии. Осенью планируем подать заявки в европейские фонды (в том числе в Eurimage). Сегодня, на этапе сценария, для нас и наших зарубежных партнеров очень важно, чтобы с российской стороны была поддержка крупного мейджора (кинопроизводителя или прокатчика), который взял бы на себя гарантию проката в России и СНГ.
- Как будет организована международная дистрибьюция картины? Вы планируете продавать ее в твердый счет или получать долю от проката?
- Конечно же, мы рассчитываем получать свой процент с проката. Как профессиональный маркетолог я понимаю, что располагаю материалом, который будет понятен любой зарубежной аудитории, и абсолютно уверена в том, что он способен приносить деньги не только на российском, но и на европейском и даже на американском рынке. Эта история не содержит ни одного «национального» момента, который необходимо было бы расшифровывать для иностранной публики, несмотря на то что это XIX век, территория Белоруссии. В ней есть сцены деревенской жизни белорусского народа, национальные костюмы - это очень интересно как с эстетической, так и с образовательной точки зрения.
- Чем вы рассчитываете заинтересовать потенциального партнера из числа прокатчиков?
- Кроме собственно сценария, у нас готов весь предподготовительный пакет - раскадровки, первые оценочные сметы, монтируется тизер. Мы уже изучили возможные места для натурных съемок и выбрали несколько локаций в Западной Украине, Чехии, Польше, Латвии и Эстонии. Планируем начать съемки будущей весной.
- Можете ли вы уже назвать оценочный производственный бюджет?
- Говорить сегодня о конкретных суммах слегка преждевременно. Для того чтобы несколько партнеров из разных стран решили совместно инвестировать деньги в какой-то кинопроект, необходимо заранее определиться с базовыми пакетами инвесторов в процентном соотношении. Я уже говорила, что мы хотим снять нашу ленту на английском языке. Кроме того, мы рассчитываем делать этот проект в формате «1+8» - полнометражный кинофильм и мини-сериал. Поэтому мы хотели бы привлечь к доработке сценария сериала западных сценаристов такого уровня, как Майкл Херст (сериалы «Тюдоры», «Викинги» и др.).
- Кастинга актеров еще не было, но большая часть подготовительной работы уже проделана. У вас уже есть костяк команды, которая будет трудиться над фильмом?
- «Дримкаст» актеров готов, нас еще ждут фокус-группы по актерам на европейском рынке. По команде - да, конечно, за те полтора года, пока писался сценарий, подобрался некий круг единомышленников, которые верят в проект и готовы отдать ему весь свой опыт и знания. Мы пока не определились с режиссером - и это, кстати, стоит отдельным вопросом на переговорах с нашими иностранными партнерами. Надеемся, что нам удастся пригласить европейского, в идеале - британского режиссера.
- Расскажите о ближайших планах. Вы планируете представить свой проект на декабрьском Кинорынке?
- Да, надеюсь, что мы сможем в ближайшее время представить упомянутый пакет материалов российским прокатчикам и по итогам этого форума поймем, в каком направлении нам двигаться дальше.
- На какую возрастную аудиторию рассчитан ваш фильм? Основная масса постоянных кинозрителей - молодежь 15-25 лет...
- Наш фильм, безусловно, привлечет внимание самой активной киноаудитории - молодежи, потому что в нем есть все необходимые компоненты кассового кино: зрелищность, хорошая история, напряженный сюжет и вечные библейские ценности. Фокус-группа, состоящая из учащихся Высших курсов сценаристов и режиссеров, высоко оценила нашу работу, а это около 100 человек, средний возраст которых - 23-24 года. Не боюсь показаться нескромной, но наша лента может встать в один ряд с такими культовыми проектами как «Сумерки» или «Игра престолов».
Кто: Марина Руссо