Нужно любить свою профессию и жить ею

Нужно любить свою профессию и жить ею Фулсад Ширай
28.08.2024

Своим взглядом на проблемы тружеников сценарного цеха с нами поделился сценарист Фулсад Ширай.

Корр. Перед тем, как снять в качестве режиссера по своему сценарию полнометражный фильм «Компотский дым», вы приняли участие в более чем двадцати различных проектах как гострайтер. Почему вы решили выйти из тени?

Фулсад Ширай: Я все еще продолжаю работать и как гострайтер, и как скрипт-доктор. Долгое время я разрабатывал и писал чужие истории. Теперь продаю свои собственные сценарии, которые писал не один год. В сценарном деле испытание рутиной - самое верное испытание, хотя для кого-то и безжалостное. Порой нужны годы, чтобы накопить в себе материал и силы для создания хорошей истории. «Конец всему, что мешает мне писать» - чтобы исполнять этот прекрасный наказ Василия Шукшина на ежедневной основе, нужно в первую очередь любить свою профессию и жить ею. Независимо от того, добьешься ты успеха или нет.

- Почему нанимать писателей-призраков у нас сейчас стало нормой?

- Это стало не просто нормой — это уже единый творческий организм. Этим приемом пользуются многие успешные кинематографисты, и в нем нет ничего постыдного. Это старый рынок, и этим никого уже не удивишь. Иметь выходы на талантливых гострайтеров стало чуть ли не коренным условием успеха. Говорят, хорошему писателю ничто не может помешать, так же, как и плохому ничто не может помочь. Чужой талант за деньги купить можно, а свой приобрести очень тяжело. Чтобы стать талантливым, нужно вырабатывать в себе талантливое трудолюбие, дисциплину. На это уходит очень много времени, а для кого-то время - деньги. Поэтому им хочется получить хороший, готовый сценарий одним махом - на что мы, гострайтеры, тратим годы. Многим успешным сценаристам, режиссерам и продюсерам опасно рисковать стабильностью - на кону их имя и репутация. Соответственно, им необходима хоть какая-то страховка. Потому что следовать слепой удаче как в лотерее — это уже не про них. Никто не хочет ставить под удар свой престиж, свое профессиональное будущее. Коллективная мудрость толковых гострайтеров позволяет им держаться на плаву, особенно в глазах инвесторов. 

- Продюсер с плохим сценарием - новый штрих нашего времени. Часто приходится наблюдать, как небывалый размах съемок со звездным кастом обернулся провалом после выхода на экраны. Почему, на ваш взгляд, так происходит?

- Человек не на своем месте может уничтожить весь проект. Это истина выстрадана десятилетиями. Плохой сценарий всегда предлагает актерам безвыходные ситуации, из которых им не выбраться победителями - как бы они ни старались, талант здесь не поможет.  В кинопроизводстве один в поле не воин. Но вместе с тем я неоднократно видел, как продюсеры и режиссеры ломают отличный сценарий под себя, под свои дурные вкусы, и в итоге от первоначального варианта оставалось лишь 40 процентов. Следовательно, и фильм получался таким же. Но вся вина, разумеется, ложилась на сценариста, кто-то же должен быть виноватым. Очевидно, что жесткие рамки дурного вкуса обедняют возможности сценариста. Часто неопытные продюсеры придираются к формату сценария, к описаниям деталей (якобы так не пишут), и в итоге упускают саму суть истории. Нужно понимать, что хороший сценарий — это самостоятельное литературное произведение, а не сухой набор слов в настоящем времени. Как верно сказал Чингиз Айтматов, «Драматург имеет право на личное, авторское присутствие в сценарии, выражая свой мир чувств эмоционально и ярко. Иначе он не заразит им читателя, не поможет ему пережить написанное». 

Ну и самая главная проблема — это банальная коррупция, которая процветает в киноиндустрии. Часто видишь, у одних и тех же продюсеров, режиссеров зеркальную фильмографию неважных фильмов-близнецов с раздутыми рейтингами. Монополия приводит к загниванию прогресса, тормозит рост перспективных кадров. И этот застой, похоже, никуда не собирается исчезать. Наоборот, создаются трудовые династии. Свои хлебные места никто не хочет отдавать, даже если они наносят ущерб всей системе. Кино - такая отрасль бизнеса, где трудно учесть размер вложенных средств. Существует негласный термин «фильм без сценария», означающий плохой фильм, на котором отмываются деньги. Поэтому таких кинопроизводителей не всегда заботит качество сценария. Им просто это не нужно. Зачем напрягаться, если денежки и так капают?

Фильм, подтвержденный высокими сборами и наградами престижных фестивалей, считается успешным. Но такую удачу поймать может не каждый. Тогда как быть? Но можно раздуть рейтинги на различных платформах и внушать людям, что их проекты в топе по просмотрам. Но сколько бы они ни обманывали зрителя, от этого их проекты качественней не становятся. Сейчас чуть ли не каждый старшеклассник знает, что на стриминговых платформах действует своя система, подконтрольная CRM. И можно нарисовать там любые цифры, рейтинги и просмотры – главное, плати за это деньги. Например, битва внутри проката за прайм-тайм порой идет ожесточенно и бывает несправедлива. Там своя непростая кухня, в которой нужно еще выстоять. Или, на худой конец, тебе просто не выдадут прокатное удостоверение. Не гнушаться никакими средствами, чтоб вытравить конкурентов, стало обычной практикой.

К сожалению, многие сценаристы на сегодняшний день до сих пор не заслужили титул главного начала всех фильмов. Они по-прежнему согласны выполнять роль низшего звена кинопроцесса, которое можно эксплуатировать. Некоторых из них приучили стыдливо помалкивать. А способности мало значат без возможностей. Для многих сценарист - товар штучный, со своей несладкой судьбой. Значит, и подбросить ему в качестве оплаты за его труд можно сущую мелочь, или вообще просто кинуть. Пора, наконец, понять, что у сценаристов тоже есть своя правда, своя позиция, но их мало кто хочет слышать, пока они говорят об этом поодиночке.

- Так какой же напрашивается вывод? Где, наш ваш взгляд, разумный выход?

- У меня нет универсального рецепта. И тем более трубки мира с ароматом панацеи. Но цельное решение — это все же крепкий сценарий и максимальное исполнение его замысла.

Нельзя зацикливаться на одних и тех же сценаристах. Всегда нужно быть в поисках свежего материала, давать шанс малоизвестным драматургам. Не лениться читать новые сценарии лично. Иногда можно заметить скрытый потенциал в неумелом сценарии и сделать из него хорошую историю, но не у всех хватает на это времени и терпения. Ведь сценарий — это не просто текст, это отправная точка, которая создает картинку в воображении. Именно на сценарии, как на фундаменте, держится весь фильм. Но сценарий не все могут прочесть правильно. Многое зависит от личных качеств читающего сценарий, от его умения читать. Слова — это не только единицы информации, но и образ, дающий нам цвет и запах. Один и тот же сценарий два разных человека прочтут по-разному. Каждый обладает своей зрительской оптикой различной мощности. Все мы порою страдаем бедностью художественного восприятия, если нам неинтересна тема или жанр. Зачастую вместо продюсеров читают сценарии их помощники (ридеры), которые двигают своих знакомых и отсеивают конкурентов. В итоге хорошие истории, к сожалению, баррикадируются. У многих продюсеров есть свой товарищ-сценарист, которого он не оставит без работы, даже несмотря на его посредственность. Поэтому за бортом оказываются многие сценарии с отличным потенциалом. Хороший сценарий зачастую обречен быть украденным или без вести пропавшим в спаме. Никто не защищен, так как закон о плагиате у нас несовершенен. Чтобы обойти экспертизу для выявления признаков плагиата, достаточно, грубо говоря, всего лишь изменить название, место действия и имена персонажей. И тогда автору будет очень сложно что-либо доказать. И даже если каким-то образом удастся что-то доказать, то физлицу, как правило, просто выплачивают смехотворный штраф.

Я не претендую ни на какие обобщения, опираюсь только на свой личный опыт и наблюдения. Пока не появится и не начнет действовать настоящий профсоюз по защите прав сценаристов, этот хаос будет продолжаться. Разумеется, от моих спорных высказываний проблемы проще не становятся. И все мои мысли носят исключительно дискуссионный характер. Но своей каплей в море мне хотелось бы привлечь внимание к проблемам сценаристов. Ведь быть сценаристом — это не просто зарабатывание на хлеб, но и бескорыстная преданность своему делу. В заключение хочу пожелать всем коллегам по перу добиваться творческой смелости вопреки редакторской логике. Доверив себе, вы не ошибетесь. 


Кто:  Фулсад Ширай

Возврат к списку