Очень хочется снять большое кино
2 февраля в российский кинотеатральный прокат выйдет драма «Лиза». О своем дебюте нам рассказывает автор сценария, режиссер и продюсер картины Кмель Нтсама.
Корр: Расскажите о себе. Как вы попали в Россию?
Кмель Нтсама: Родился я в одной из африканских стран. Некоторое время жил во Франции, и девять лет назад приехал в Россию. Приехал, чтобы учиться, и поступил в Университет кино и телевидения в Санкт-Петербурге. Начал учиться на режиссера документальных фильмов и далее поступил на курс продюсера кино и телевидения.
- Как родилась идея сценария «Лиза»?
- Идея зародилась во время общения с близким окружением. Люди рассказывали мне, с какими ситуациями они сталкивались в жизни. Мне пришла идея перенести это все на экран и поделиться со зрителем. Ведь тема неизлечимых болезней может коснуться каждого живущего на планете человека. Съемка дипломной работы стала для меня возможностью поделиться с людьми моим восприятием чужой боли.
Боль, которой со мной делились люди, связана с потерей близких, с болезнями и с медициной, которая не может помочь.
В наше время сложно говорить о медицине как таковой. Она фактически обезличена и потеряла свое основное предназначение, стала инструментом для коммерческих интересов различного рода структур и перестала служить человечеству.
Мы в нашей картине пытаемся показать, что медицина должна быть направлена на спасение жизни человека, а не только преследовать финансовую выгоду.
- Фильм изначально задумывался как короткий метр. Кто дал «зеленый свет» на превращение его в полный метр и почему это произошло?
- Да, изначально фильм планировался как короткометражное кино, но в ходе съемок пришло решение сделать его полнометражным. Рассказать о такой проблеме, как борьба с неизлечимыми болезнями, невозможно, не погрузившись в проблему, не изучив ее. Хочется, чтобы до каждого зрителя дошло осмысление любви к ближнему. Чтобы у людей возникало желание помочь близким и поддержать их. Снять фильм и финансово и морально мне помогли друзья, которые появились за время моей жизни в России.
- Вы не только написали сценарий и сели в режиссерское кресло, но и выполняли функции продюсера. Как в вашей команде распределялись продюсерские обязанности?
- Сесть в режиссерское кресло меня сподвиг мой друг, режиссер Илья Северов. Изначально я хотел, чтобы он снимал эту картину, но он настоял на том, чтобы я сам был режиссером, пояснив, что я лучше смогу передать свои внутренние ощущения и донести идею до зрителя.
Роль продюсера фильма далась мне нелегко, но на площадке со мною работали большие профессионалы своего дела. У нас сложилась хорошая, дружная, большая команда. Меня направляли ребята, которые уже имели опыт в продюсировании. Чему я очень рад и очень им благодарен.
- Как подбирались актеры? Возможно, вы писали сценарий под каких-то конкретных актеров?
- Сценарий не писался под конкретных актеров. Мы искали актеров под типажи наших героев, проводя кастинги в Петербурге и Москве. Нам очень повезло с актерами. Каждый актер, который снимался в фильме, выкладывался на сто процентов.
- Однажды вы сказали, что хотите снимать кино в России, в том числе для Запада. Что вы имели в виду, говоря про «кино для Запада»? Чем такое кино отличается от «кино для России»?
- Несмотря на то, что я не первый год живу в России, я стараюсь знакомиться с русской культурой как можно ближе, но многое мне не понятно. Не скажу, что мне нравятся все фильмы, которые снимают на Западе, но многие темы, музыка, и стилистика из западных фильмов близки.
Ну и, безусловно, в России есть фильмы, которые я смотрю и которые меня восхищают.
Хочется передать свое отношение к России в снятом мною кино и показать его западным зрителям, сделав картину понятной для них.
- Как повлияла на съемки пандемия?
- Из-за пандемии нам пришлось переносить съемки, менять постановочный план. Одна из главных героинь заболела во время съемок, и пришлось переписывать сценарий, чтобы не остановить производство. Мне кажется, пандемия так или иначе коснулась всех.
- Выставлялся ли ваш фильм на какие-нибудь кинофестивали, или вы решили сразу начать с проката?
- Сейчас мы начинаем с кинотеатрального проката, и задумываемся о фестивалях. Ведь наш фильм - это еще и своего рода акция. Мы хотели бы часть собранных от фильма средств передать в фонд помощи больным онкологией.
- Кем и по каким критериям выбиралась прокатная компания?
- Прокатная компания выбиралась через знакомых. Во время переговоров мы окончательно определились, что будем работать с «Телекомпанией Семья».
- Поделитесь, пожалуйста, своими ожиданиями от проката.
- У меня нет конкретных ожиданий. Надеюсь, что фильм найдет своего зрителя, а тот в свою очередь поймет посыл, который был заложен в фильм.
- Традиционный вопрос о ближайших планах.
- В ближайших планах у меня донести до зрителя наш фильм «Лиза», который для меня является первым и самым значимым на сегодня проектом.
А в дальнейшем очень хочется снять большое кино. Поучиться у таких российских мэтров, как Никита Михалков, Александр Сокуров, Андрей Кончаловский, и снимать хорошие картины.Кто: Кмель Нтсама