«Сегодня зритель смотрит кино самыми разными способами»
Корреспондент нашего журнала задал несколько вопросов генеральному директору компании «Невафильм» Олегу Березину.
Евгений Володин: Вы входите в экспертный совет по кино при Министерстве культуры. Кто и на какой срок назначает или выбирает его членов?
Олег Березин: На самом деле я являюсь членом экспертного совета при Фонде кино. К сожалению, я не знаком с процедурой назначения или избрания членов экспертного совета и не знаю, каков срок их полномочий. Мне известно, что действующие члены совета предлагают своих кандидатов, из числа которых затем путем голосования выбирается состав членов экспертного совета.
- Какими критериями руководствуются члены совета, принимая решение рекомендовать или нет фильм для получения господдержки?
- Надо отдать должное Фонду кино, в недрах которого ведется очень большая подготовительная работа по представлению проектов. Мы, как члены экспертного совета, получаем очень много материалов – практически все, что предоставляет запрашивающая сторона. Это и синопсис, и сценарии, и информация о фильме. Существует специальная форма карты проекта (карты фильма), в которой указаны основные параметры, планируемый состав съемочной группы, актеры, бюджеты, календарный производственный план. А также такая немаловажная информация как планируемые расходы, то есть лимиты затрат, расходы на продвижение фильма и расчетные доходы продюсера от кинотеатрального проката, проката на телевидении и доходов от других способов дистрибьюции. Для того чтобы принять решение, членам экспертного совета нужно отсмотреть все предоставленные материалы по фильму. Иногда это уже какие-то фрагменты съемок, различные визуальные материалы и иногда даже готовый фильм (если запрашивается финансирование на завершение работы или на поддержку в прокате). И на основании всего этого комплекта материалов оценивается тот или иной показатель - кассовый потенциал фильма, актуальность темы, способность заявленной съемочной группы реализовать этот проект и так далее.
- Как вы лично оцениваете успех того или иного фильма? Что для вас важнее – кассовые сборы или число проданных билетов?
- Здесь надо отметить, что существует две линии господдержки: одна по линии Фонда кино и другая - по линии Министерства культуры. У них разные функции, и задача Фонда кино – это поддержка кассовых зрительских проектов, которые потенциально могут собрать достаточно большую кассу и тем самым увеличить долю российского кино в общем бокс-офисе. Как любят говорить все, кто связан с Фондом кино, план по доле никто не отменял. И оценка любого проекта с точки зрения потенциала кассового сбора, скорее всего, первична. Потому что задача Фонда кино – это поддержка в первую очередь зрительских картин, которые будут успешны именно в кинотеатральном прокате. Мы очень много говорили о том, что это не совсем корректная оценка – доля сборов в кинотеатральном прокате, - потому что мы знаем, что есть масса фильмов, которые очень успешны при демонстрации по телевидению или при продаже на DVD и так далее. Не всегда кассовые сборы являются главным критерием успеха того или иного фильма. Тем не менее на сегодняшний день такая ситуация существует. Таким образом, задача Фонда – увеличивать долю кассовых сборов и посещаемости отечественных фильмов в прокате. Если говорить о том, что важнее, то, безусловно, цифры кассового сбора и посещаемости связаны между собой - их связывает цена билета. Поэтому говорить, что важнее – касса или число проданных билетов, не совсем, наверное, правильно. Естественно, важны оба этих показателя. Но если говорить именно о продвижении российского кино, то, конечно, правильнее говорить о количестве зрителей, которые посмотрели этот фильм. И еще раз повторюсь, на мой взгляд, правильнее оценивать успешность проекта таким более общим интегральным показателем, который учитывал бы не только кинотеатральный прокат, но и телевидение, и сервисы видео по запросу, которые начинают набирать обороты, и так далее.
- Немногим больше года назад вы отмечали, что современной России достаточно было бы трех тысяч современных киноэкранов. Вы считаете, что сегодня кинотеатральный рынок вступил в стадию насыщения?
- Я не говорил и не говорю о том, что нашей стране достаточно трех тысяч экранов. Скорее, я говорю о том, что потенциал этого рынка находится где-то в пределах 3–3,5 тысячи экранов. Достигнув этой планки или близко приблизившись к ней, мы войдем в фазу насыщения рынка. Но кинотеатры будут продолжать открываться, будут открываться залы новых форматов. Новые кинотеатры будут замещать старые, со старыми концепциями, не модернизированные, не соответствующие современным требованиям кинопоказа и так далее. И с этой точки зрения количественно, на мой взгляд, рынок будет находиться в пределах 3–3,5 тысячи экранов. Хотя, с другой стороны, сейчас мы наблюдаем значительное уменьшение количества мест во вновь открываемых кинозалах. То есть налицо тенденция к тому, что количество экранов на комплекс растет за счет уменьшения количества мест в кинозалах. Если эта тенденция сохранится, то вполне возможно, что число кинозалов превысит то количество, о котором мы говорим. Но, еще раз повторюсь, это не вопрос достаточности для рынка, это вопрос некоего объективного экономического развития кинопоказа в целом и развития возможностей и способов просмотра фильмов. Мы видим сегодня, как расширяется число каналов дистрибьюции кинопродукции: появляются новые легальные интернет-сервисы, сервисы видео по запросу. Конечно, все это будет влиять на количество экранов. И при этом нельзя забывать, что новые кинотеатры появляются достаточно быстро, а старые концепции при этом умирают очень медленно. Что, естественно, тоже влияет на количественный показатель.
- Как, на ваш взгляд, будут развиваться кинопроекционные технологии в среднесрочной перспективе? Будут ли дальше развиваться технологии объемного изображения?
- Если мы говорим именно о кинотеатральном показе, то все-таки в первую очередь кинопоказ отличает от других способов просмотра фильма наличие большого экрана и обязательно - коллективный просмотр. Проще говоря, кинотеатр – это коллективный просмотр фильма на большом экране. Соответственно, развитие всех технологий направлено в первую очередь в эту сторону. Будет улучшаться качество изображения, чему способствует развитие лазерных технологий, которое приведет к увеличению контраста, увеличению цветовой гаммы картинки и так далее. Таким образом, технологии будут направлены на улучшение и расширение восприятия фильма на большом экране. Это касается яркости, контрастности, цветовой палитры. С другой стороны, скорее всего, будут расширяться и сервисы кино по запросу – а это доставка фильмов в кинотеатр, возможность выбора картин для группового просмотра в кинозале. Технологии объемного изображения также будут идти вперед. Это одно из основных направлений развития, ориентированное на создание атмосферы погружения в кинотеатре. И, я думаю, рано или поздно все же мы станем свидетелями новых технологических решений в области объемного изображения, связанных, наверное, в первую очередь, с голографическими системами кинематографа.
- Одно из подразделений вашей компании занимается кинодистрибьюцией нетрадиционного для кинотеатров контента – концертов, спектаклей, спортивных мероприятий. Каковы тенденции на этом рынке? Насколько востребованы такие программы зрителем?
- (Смеется.) Слово «нетрадиционный» здесь я бы не стал применять, оно относится скорее к ориентации. Мы же говорим о дистрибьюции креативного и событийного контента. Кроме того, мы практически не занимаемся спортивными мероприятиями. Потому что я убежден, что кинотеатры и спортивные мероприятия не очень хорошо дружат между собой, несмотря на то что просмотр спортивного мероприятия на большом экране - это публичный показ, коллективный просмотр. И всё-таки для спортивных мероприятий, наверное, спорт-бар подходит гораздо лучше. А что касается показа в кинозале концертов и спектаклей, то в этой области мы очень активны. Потому что концерты, классические спектакли, оперы, балеты – это одна из разновидностей театрального опыта, которая очень хорошо согласуется с показом в кинотеатре. Такие программы, естественно, востребованы. Если бы они не были востребованы, то, наверно, мы бы этим не занимались. Естественно, это все же нишевое направление, это не мэйнстрим! В этой сфере блокбастеры случаются очень редко. Но, тем не менее, мы достаточно успешно работаем в 100 городах по России и СНГ. И в подавляющем большинстве городов такие программы идут с огромным успехом. Но, повторюсь, это абсолютно другой маркетинг, абсолютно другое продвижение, абсолютно другая работа со зрителем, это создание события в кинотеатре, создание особого настроения – вот что необходимо для успеха таких программ.
- Все отечественные интеграторы приобретают оборудование у небольшого ряда зарубежных производителей. Неужели ни у кого не возникало мысли организовать лицензионное производство проекционного оборудования в России?
- Это очень интересный вопрос. Я помню, когда в Министерстве экономического развития достаточно активно обсуждалось введение нулевых пошлин на цифровые проекторы, имело место мнение, что надо заниматься не обнулением импортных пошлин, а попробовать наладить производство у нас, в России. Однако здесь есть два очень важных момента, которые, в принципе, сводят на нет всю эту идею. Первый связан с тем, что у нас очень маленький рынок. Причем не только у нас очень маленький, он и в мире очень маленький. На сегодняшний день в мире насчитывается примерно 125-130 тысяч коммерческих кинозалов. То есть 125-130 тысяч проекторов на весь мир. В России, как мы выяснили, емкость рынка - 3-3,5 тысячи кинопроекторов. Это очень маленький объем для того, чтобы налаживать производство здесь. И, второй момент - что мы имеем в виду, говоря о производстве? Отверточную сборку, как в автопроме? Наверное, это малоинтересно с точки зрения экономики, потому что не требует привлечения знаний и мозгов из России. Если же говорить о переносе сюда каких-то технологий, то это очень дорого. Можно поразмыслить о том, насколько вообще организация производства, например, кинопроекторов была бы целесообразна... Представьте, что стоимость годовой лицензии на выпуск проектора, работающего по технологии DLP-Cinema, составляет порядка $7 млн. И это только лицензионный платеж за использование этой технологии. Плюс, естественно, необходима отечественная наработка в этой области вообще – в проекторостроении, проектировании объективов и так далее. Таким образом, можно заключить: нет экономической целесообразности в разворачивании производства здесь. Возможно, с учетом отечественных достижений в области IT-технологий, можно было бы говорить о производстве в нашей стране серверов. Определенный потенциал у такой идеи мог бы быть. Однако, учитывая, что сегодня технологически индустрия отказывается от внешних серверов в пользу встраиваемых в цифровые проекторы медиаблоков, эта тема теряет актуальность. Хотя и остается огромный потенциал для разработки решений в области программного обеспечения управления проекторами, управления библиотеками фильмов, связи с билетными системами, с рекламными носителями, с электронными афишами в фойе кинотеатров. Я надеюсь, что рано или поздно в этой области появятся отечественные разработки. И можно будет говорить о какой-то хотя бы частичной локализации.
- «Невафильм» работает только в России или ее бизнес-интересы распространяются на ближнее и дальнее зарубежье?
- У компании был, к сожалению, не самый позитивный опыт работы в Украине. Там работала наша студия. Однако нам пришлось ее закрыть, потому что никаких выгод в наличии собственной студии реализовать не получилось. Между нашими странами остаются барьеры - как экономические, так и таможенные. К тому же мы столкнулись еще и с телекоммуникационными преградами. Проще говоря, мы выяснили, что существуют ограничения на установление максимальной скорости соединения между двумя компьютерами, находящимися на Украине и в России, причем эти ограничения установлены на уровне неких межправительственных соглашений.
Вместе с тем наши интересы, естественно, распространяются на многие страны бывшего Советского Союза. Во всем, что касается поставки оборудования, мы активно работаем с Казахстаном, с другими странами ближнего зарубежья. Казахстан сейчас набирает обороты, и я надеюсь, что рынок кинопоказа в этой стране сохранит высокие темпы развития. Наш аналитический отдел тоже активно занимается изучением рынка кинопоказа Казахстана - я думаю, эта информация будет востребована у многих российских игроков рынка. Мы нашли хорошего партнера в Казахстане для реализации этого проекта, и я надеюсь, что уже в начале следующего года мы сможем подготовить первый обзор рынка Казахстана. В части дистрибьюции в Казахстане у нас также очень активная позиция. Кроме того, мы прокатываем наши программы и в Белоруссии, и в странах Прибалтики. Таким образом, мы не ограничиваемся только территорией России. Если говорить о дальнем зарубежье, то есть такие мысли, даже определенные планы, но озвучивать их сейчас считаю несколько преждевременным. Я думаю, что все еще впереди.
- В последнее время в индустрии много говорят о необходимости переноса летнего Кинорынка из Сочи в другой город. Как вы относитесь к этой идее?
- Мне кажется, что говорить о переносе Кинорынка из Сочи в другой город неправильно, потому что альтернатив городу Сочи у нас не так много. Большая часть территории страны расположена в северных широтах, а мы тянемся к солнцу. И Сочи - практически единственный южный город, который обладает более-менее развитой инфраструктурой для проведения подобных мероприятий. Поэтому, скорее, правильно говорить о том, что Кинорынку требуется обновление, изменение формата. Тот формат Кинорынка, каким он задумывался, включая само название «Кинорынок», уже уходит в прошлое. И сегодня все, кто приезжает на Кинорынок, видят, что суть мероприятия очень сильно меняется. Сегодня уже нет «ручной» росписи, нет стендов, к которым стоят очереди из представителей кинотеатров, для того чтобы расписать тот или иной фильм. Потому что в нашу жизнь уже пришли другие технологии, все делается по-другому. Но как некие площадки, которые объединяют представителей индустрии для обмена опытом, для дискуссий, для презентаций своих проектов друг другу, – конечно, Кинорынки нужны. Хотелось бы отметить и такой важный момент: Кинорынок сегодня, полностью сфокусировавшись на кинотеатральном прокате, практически не выходит из этих искусственных рамок, и без внимания остаются другие способы распространения фильмов, такие как телевидение, Интернет, видео по запросу и так далее. Мне кажется, что сейчас назрела необходимость создать площадку, которая объединяла бы всех представителей киноиндустрии, работающих и в производстве, и в дистрибьюции не только в области кинотеатрального показа, но и на других платформах. Потому что сегодня зритель смотрит кино самыми разными способами, в самых разных форматах. И как раз теперь нам следует говорить об интеграции этих платформ, о какой-то единой политике в этой области. Я думаю, рано или поздно такой форум появится. Будет ли это Кинорынок или появится какой-то другой форум – время покажет.
Кто: Олег Березин