Основной пул проектов на Киностудии им. М. Горького - это бутиковое, нишевое кино
Генеральный продюсер Продюсерского центра Киностудии им. М. Горького Лика Бланк рассказала нам о работе над подростковым триллером «Кукольник» и о других новых проектах киностудии.
Корр.: Поздравляем вас с успехом «Чебурашки». Какие сборы вы сами прогнозировали этой картине?
Лика Бланк: В целом мы, конечно же, предполагали, что картина будет успешной: запрос на отечественных, аутентичных героев рос из года в год. К примеру, в новогодние праздники 2021/2022 года лидером проката даже в условиях конкуренции с зарубежными фильмами стала лента «Последний богатырь», а еще годом ранее короткометражка «Союзмультфильма» «Чебурашка. Секрет праздника» собрала миллионы просмотров на YouTube. Я лично ожидала, что сборы составят 3 млрд руб., 6 млрд и более никто не ожидал, и это очень впечатляет. Планку сами себе повышаем, нельзя ее занижать.
- Вы занимаетесь продюсированием два десятка лет. Какие свои продюсерские проекты вы считаете наиболее удачными и, наоборот, неудачными?
- Когда все проекты любимые, то неудачных просто не бывает. Я считаю, что в моей фильмографии есть более востребованные проекты и менее востребованные. К счастью, у меня гораздо меньше менее востребованных проектов, чем более востребованных - так называемых «удачных». Что касается моих телевизионных проектов, нетрудно заметить, что я настоящий фанат реалити-шоу. У меня было много востребованных продюсерских проектов в этом жанре. Это очень популярные телешоу с участием звезд, такие как «Каникулы в Мексике» с Жанной Фриске в качестве ведущей, «ЯнаСупер» о жизни Яны Рудковской и ее семьи, «Охлобыстины» о жизни семьи Ивана Охлобыстина, «Звезды в Африке» с Ольгой Бузовой и Михаилом Галустяном, а весной на ТНТ выйдут «Новые звезды в Африке». Очень люблю все свои прекрасные телесериалы, созданные в период сотрудничества с медиахолдингом СТС Медиа. Это достаточно провокационные проекты для женской аудитории, например, сериал «Двойная сплошная» о женщине, которая не может сделать выбор между двумя любимыми мужчинами. Люблю наш абсолютно хитовый ситком со звездным актерским составом и Светланой Ходченковой в главной роли «Вы все меня бесите» и проект «Ивановы-Ивановы». Что касается проектов для кинотеатрального проката, я получаю удовольствие, когда смотрю комедию «Молодой человек» с Павлом Табаковым и Данилой Козловским, который вышел в прокат в 2022 году, а сейчас доступен на всех основных видеосервисах. Просто обожаю новогоднюю романтическую комедию «Ёлки-иголки», это первый полностью самостоятельный кинотеатральный релиз Киностудии им. М. Горького, фильм вышел в прокат в этом году в новогодние праздники. Чуть раньше в прокате прошел полнометражный мультфильм «Чинк: хвостатый детектив», созданный на игровом движке. Считаю, что все кинопроекты удачные и любимые. У меня не было совсем провальных, убыточных проектов, надеюсь, что не будет и в будущем.
- Расскажите, пожалуйста, об истоках проекта «Кукольник». Как он начинался? Как попал на Киностудию им. М. Горького?
- Проект начался с того момента, когда на Киностудию им. М. Горького попал первый драфт сценария. Это случилось в 2020 году, когда мы только обновили команду Продюсерского центра, и перед нами стояла задача возродить производство, чтобы ежегодно выпускать в прокат до четырех полнометражных игровых фильмов, в том числе для детской и подростковой аудитории. Мы активно искали идеи для новых проектов, и когда прочли дебютный сценарий Романа Амслера, история сразу нас зацепила. Дальше началась большая совместная работа с автором над сценарием, которая длилась полгода. На подготовительном этапе мы разработали эффектное художественное решение и собрали прекрасный каст, который в том числе включает Марию Миронову и юную звезду Виту Корниенко. Съемки проходили в августе-сентябре 2021 года в Тверской области и в Москве. И это был первый игровой фильм, над которым с самого начала работала новая команда Продюсерского центра Киностудии им. М. Горького. Правда, в прокат «Кукольник» выходит по счету третьим после «Ёлок-иголок» и мистического детектива якутского режиссера Костаса Марсаана «Детектор», релиз которого состоится 2 марта.
- К какой категории вы причислили бы фильм «Кукольник» - это продюсерское или режиссерское кино?
- Несмотря на то, что автор идеи и сценария Роман Амслер также выступил вместе с Сергеем Кузнецовым в роли режиссера-постановщика на «Кукольнике», безусловно, это продюсерское кино. Страшное кино для подростков с крутыми спецэффектами и одновременно кино, которое вызовет ностальгию о юности в 1990-х годах у людей старше 35 лет.
- Сколько времени заняла работа над картиной?
- Больше двух лет, если считать от начала работы над сценарием. Подготовительный период включал долгую тщательную работу с образом куклы-приманки, кукол-марионеток, самого Кукольника. Мы искали уникальные, подходящие именно нашей истории локации - деревню и тот самый старый дом, при взгляде на который побегут мурашки. Съемки прошли относительно быстро, cамым продолжительным и трудоемким был период постпродакшена. Ведь, как в любой страшилке со злым мистическим существом, в фильме много звуковых и визуальных спецэффектов.
- Из каких источников складывалось финансирование производства?
- Мы представили проект на питчинге Минкультуры России и получили субсидию на производство картины. Частично проект финансировался из собственных средств.
- Возрастной рейтинг фильма - 12+. Значит ли это, что он не попадает в категорию хорроров? Какие стандартные ходы триллеров принципиально не использовались в картине, чтобы обеспечить ей такой рейтинг?
- Эта история действительно прежде всего адресована подросткам от 12 лет, и мы не считаем фильм хоррором в классическом взрослом смысле этого слова. В нем нет сцен особой жестокости, нет крови. Что касается жанра, мы называем «Кукольник» подростковым фантастическим триллером. В соответствии с жанром это, конечно, напряженная страшная история, но она все равно добрая. Наши главные герои - дети и подростки, которые оказываются лицом к лицу с невиданной опасностью, и им нужно как-то с этой опасностью вместе справиться.
- Кроме Марии Мироновой, остальные актеры - дети. Съемки с детьми сложнее организовывать, чем с взрослыми актерами? Что вообще было самым сложным в работе над фильмом?
- Безусловно, когда в проекте участвуют дети, это накладывает свои особенности: увеличивается длительность и сложность как подготовительного, так и съемочного периода. Как обычно бывает, кастинг на детские роли длился долго, мы просмотрели очень много претендентов. В итоге мы выбирали из двух сложившихся ансамблей. А после утверждения актеров началась подготовка к съемкам, в том числе разработка сложного пластического грима и костюмов, занятия с педагогом по танцам, который поставил особые движения для актеров, игравших детей, превращенных Кукольником в кукол-марионеток. Все этапы работы над фильмом были по-своему сложными и интересными. Снимать детское и подростковое кино вообще непросто, и это большая ответственность. Но сегодня и у аудитории, и у индустрии очевидно есть запрос на такое кино. Поэтому на Киностудии им. М. Горького мы уделяем особое внимание именно детским и подростковым фильмам. Но в случае «Кукольника» наиболее сложным все-таки стал этап постпродакшена, и в результате нам очень хорошо удалось с помощью звуковых и визуальных эффектов, музыки, цветокоррекции подчеркнуть жанровые моменты и создать нужную атмосферу.
- Владимир Высоцкий в известной песне назвал «Старика Хоттабыча» «детским детективом». Можно ли по аналогии назвать «Кукольника» «детским ужастиком»?
- Кстати, самый настоящий детский детектив мы на Киностудии им. М. Горького тоже уже сняли, и планируем выпустить в этом году в прокат.
В фильме «Чижик-Пыжик возвращается» восьмиклассники Дана и Лева будут в Санкт-Петербурге искать украденный памятник Чижику-Пыжику. Фильм «Кукольник» мы официально называем подростковым фантастическим триллером. Не знаю насчет «детского ужастика», скорее «подростковая страшилка» по всем законам жанра - как для восприятия зрителя, так и с точки зрения производства. Причем интересно, что в основе образов «зла» мы не делали ставку на графику, а создали настоящих «живых» кукол из тканей и дерева. К тому же фильм адресован не только подросткам, он будет интересен и людям старше 35 лет. Ведь действие происходит в постсоветской деревне в конце 1990-х годов, и там есть очень много различных триггеров, которые легко считываются зрителями моего возраста. Думаю, многие из нас в свое время рассказывали друг другу страшилки. Вот «Кукольник» - это еще и такая страшилка из 1990-х.
- Расскажите о сотрудничестве с компанией АВК’PRO. Кому принадлежала инициатива подписания соглашения о сотрудничестве? Вы принципиально искали себе эксклюзивного дистрибьютора?
- Мы целенаправленно не искали эксклюзивного дистрибьютора. Но приходится учитывать реалии последних трех лет, события в стране и мире, из-за которых дистрибьюция контента стала очень сложной. Основной пул проектов на Киностудии им. М. Горького сегодня - это не гигантские блокбастеры, а бутиковое, нишевое кино. И мы искали такого дистрибьютора, который будет к нашему кино относиться с особым вниманием и любовью. Поговорив со всеми, мы поняли, что нам подходит именно компания АВК’PRO, которую возглавляет Роман Исаев. Ему действительно нравятся наши фильмы, он любит кино и понимает, как с ним работать, в том числе сейчас, когда все стандартные схемы не очень эффективны. Мы считаем, что сотрудничество с человеком с таким опытом, как у Романа, даст максимальный результат.
- Традиционный вопрос - расскажите, пожалуйста, о своих творческих планах.
- Сейчас мне интересно создавать масштабные анимационные блокбастеры с использованием современных технологий - например, движка для разработки компьютерных игр. С этим направлением связана моя деятельность в компании Magic Factory, совместно с которой «Союзмультфильм» уже выпустил в прошлом году мультфильм «Чинк: хвостатый детектив». В этом году будет дан старт еще одному большому партнерскому проекту - анимационному фильму «Формула воды». Картина представит совершенно новую уникальную фэнтези-вселенную и расскажет сагу о мире, где закончилась пресная вода. На Киностудии им. М. Горького мы сейчас активно работаем над фильмом «Письмо Деду Морозу» - большим новогодним проектом. По размаху он соизмерим с «Последним богатырем» и «Чебурашкой», в фильме так же, как в этих проектах, будет совмещено игровое кино с большим количеством самой современной графики. Мы планируем снимать «Письмо Деду Морозу» на базе нашей новой студии виртуального продакшена по технологии, которая применяется, например, на производстве сериала «Мандалорец». Это съемки на фоне LED-экранов различных конфигураций с использованием технологий комбинированной съемки ARFX и дополненной реальности AR и XR - отличная альтернатива хромакею, натурным съемкам и строительству декораций: можно создавать любые реалистичные и фантастические миры прямо на съемочной площадке. У нас совершенно фантастический каст: Наталия Орейро, Риналь Мухаметов, Надежда Михалкова. То есть это большой и серьезный проект категории «А» для семейной аудитории. Еще два фильма сейчас на этапе постпродакшена и скоро выйдут в прокат - это «Чижик-Пыжик возвращается» и комедия с национальным кавказским акцентом и похищением невесты «Как я встретил её маму». Завершаем съемки и переходим к монтажу драмы «Вера» с Викторией Толстогановой, нашей новой современной экранизации повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось», которая, в отличие от советской постановки, будет ближе к литературному источнику и сосредоточится на истории мамы Ромки - такое большое серьезное кино.Кто: Лика Бланк