Основные изменения нам только предстоит увидеть

Основные изменения нам только предстоит увидеть Ольга Зинякова
25.07.2022

С президентом киносети «КАРО» Ольгой Зиняковой мы обсудили состояние индустрии кинопоказа и возможные пути преодоления создавшегося в ней кризиса.

«Кинобизнес сегодня»: С уходом с российского рынка больших голливудских картин кинотеатры переживают тяжелые времена. Какие шаги предпринимает руководство КАРО для сохранения бизнеса и рабочих мест?

Ольга Зинякова: Мы находимся в точке отсчета - основные изменения нам только предстоит увидеть. Пока, правда, в тактических шагах и планировании на короткую дистанцию. Мы полностью перекраиваем бизнес-модель ввиду последних событий. Как показывает ситуация, драйвером сборов сегодня, как ни крути, становится большое российское кино. Но его мало. Кроме того, поменялось отношение зрителей к российскому кино - мы видим, что самыми кассовыми картинами в России в последнее время становятся сплошь российские фильмы. Поэтому ждем осени и выхода новых больших картин. Очень рассчитываем, что в ближайшее время продюсеры успеют что-то снять на выделенные государством гранты. У нас нет права опускать руки, мы обязаны сохранить отрасль и с еще большим драйвом решать задачу по реформации кинопросмотра. Не забываем, что мы были крупнейшим рынком в Европе и одним из крупнейших рынков в мире, и все это благодаря огромному цеху коллег, выполняющих свою работу с большой отдачей. Речь идет не только о кинотеатрах, но и о дистрибьюторах, производственных компаниях, онлайн-площадках, всех звеньях кинобизнеса.

 - Как вы считаете, сколько времени понадобится российской киноиндустрии, чтобы переориентировать зрителя на национальный продукт? Нет ли риска потери части кинотеатров при условии дальнейшего отсутствия больших голливудских проектов?

- На это однозначно уйдет несколько лет, когда и кинотеатры, и государство объединят усилия по продвижению национального продукта, когда маркетинг будет запущен на полную. Сейчас, сколько бы мы ни повторяли, что у нас огромное разнообразие фильмов в сетке,  то и дело приходится слышать что-то вроде: «А что, кинотеатры до сих пор работают?». Такова человеческая психология - чтобы что-то запомнилось, информация должна прозвучать несколько раз, желательно из разных источников. А наш зритель привык к агрессивному маркетингу, который эксплуатировался, преимущественно, мэйджорами, оперирующими большими бюджетами. У них была своего рода информационная монополия на зрителя. Сейчас все изменилось, и к концу лета какая-то часть кинотеатров действительно падёт жертвой сложившейся ситуации. А тем, кто выстоит, следует работать над обновлением и созданием альтернативных маркетинговых цепочек.

- С прошлого года в стране действует федеральная программа «Пушкинская карта», лимит которой в 2022 году составляет всего 5 тыс. рублей. Некоторые участники рынка предлагают зарезервировать какую-то часть этой суммы под социально значимые проекты  - например, «Киноуроки в школах». Вы считаете такое предложение целесообразным или достаточно было бы просто увеличить эту сумму?

- Вводить какие-то ограничения в ситуации, которая есть сейчас, не нужно - зрителю следует дать больше возможностей для выбора, поддержать его естественный интерес к кинопоказу. Эта инициатива очень действенна, она работает не только как развлечение, но и как просветительский, воспитательный инструмент - причем сама по себе, без дополнительных ограничений. Однако, учитывая нашу работу не только в Москве, но и в регионах, мы наблюдаем, что с «Пушкинской картой» все работают по-разному. Есть регионы, которые относятся к популяризации программы спустя рукава. В других регионах, к примеру, в Новосибирске, мы фиксируем чуть ли не самую высокую реализацию карты по сети. Влияет еще и локальный фактор.

- В индустрии активно муссируется идея принудительного лицензирования фильмов. Руководство сети КАРО принимает участие в обсуждении этого вопроса на государственном уровне?

- Пока нет оформившейся финальной схемы, которая подошла бы всем. Для нас важно оставаться в легальном поле, и как только появится узаконенный инструмент показа блокбастеров в нашей стране, мы им обязательно воспользуемся.

 - Продолжается ли работа по расширению сети или запуск новых залов и кинотеатров поставлен на паузу? (в «Софии», например, до сих пор один зал не введен в действие)

- Сейчас мы нацелены на сохранение существующих площадок, в открытии новых в условии дефицита контента пока нет необходимости. Более того, в самых крупных мультиплексах мы законсервировали до 20% залов. Открывать их планируем под перспективные премьеры, и когда объем контента выйдет на новый уровень. Из кинотеатров мы закрыли всего две площадки, но планы по их закрытию были еще до ковида.

 - КАРО активнее всех продвигает разнообразные специальные программы - КАРО.Арт, карта лояльности КАРОНА, различные ивенты, приуроченные к каким-либо датам и т.д. Кто генерирует идеи для этих программ - у вас в сети есть специальный отдел?

 - Спасибо, что отметили нашу активность! У нас очень сильная команда, и каждый отдел выдвигает инициативы по своему направлению. У нас нет прописанной стратегии каждые две недели выкатывать на рынок новое решение, но есть естественная, профессиональная потребность в создании свежего продукта, потребность в экспериментах. Очень важно здоровое соревнование среди департаментов и логичный отклик на меняющуюся ситуацию вокруг, когда ты используешь эти обстоятельства в интересах развития бизнеса. Могу сказать, что мы тестируем 80% идей, которые придумывают коллеги - даже самых безумных - и делаем это легко.  Аналитика и планирование у нас существует для бизнеса, а не наоборот. Мы уже запустили множество сайд-проектов, многие из них весьма успешно существуют по сей день, в их числе - лучший проект по работе с альтернативным контентом «КАРО.Арт», который показывает геометрическую прогрессию в росте последние несколько лет, «Ключи от зала» - услуга по бронированию кинозалов с просмотром любого фильма, программа лояльности, число участников которой, несмотря на ограничения, приближается к миллиону, а также автоматизированная продажа через киоски продукции бара. Сейчас она достигает 80%, автоматизация идет и сейчас.

 - Киноцентр «Октябрь» - главная премьерная площадка страны, в нем еженедельно проходят премьеры больших кинорелизов, а раз в год он становится домом для ММКФ. Как вам удается поддерживать кинотеатр в технически безупречном состоянии при такой высокой загрузке?

- Это перманентная работа целого ряда профильных служб и большие расходы, выделяемые на содержание здания. На площадке работает очень сильная команда «КАРО» и только проверенные временем и опытом подрядчики. Кроме того, в силу его расположения в этом здании постоянно проходят государственные проверки. «Октябрь» - это машина. С довольно непростым «характером». Но это главная премьерная площадка страны, где ежегодно проходит более 200 различных мероприятий.

 - Сеть КАРО всегда находилась на передовой новейших технологий кинопоказа и concession. Какие новшества руководство сети планирует вводить в ближайшее время и насколько это оправданно в сложившейся ситуации?

 - В настоящее время наша основная цель - это наполнение репертуарной сетки разнообразным контентом и его продвижение по новым маркетинговым каналам. А также автоматизация платежных систем с внедрением последних технологий. Кроме того, мы обновили наше мобильное приложение и в ближайшее время обновим сайт, чтобы гостям было проще ориентироваться в разнообразии наших предложений.                  

Кто:  Ольга Зинякова

Возврат к списку